Данная статья является реферативным изложением основной работы. Полный текст научной работы, приложения, иллюстрации и иные дополнительные материалы доступны на сайте III Международного конкурса научно-исследовательских и творческих работ учащихся «Старт в науке» по ссылке: https://www.school-science.ru/0317/16/28235.
Тебе тоскливо и никого нет рядом? На помощь придет самый верный друг, который никогда не предаст и всегда согреет холодной ночью – любимая мягкая игрушка! Сидит на почетном месте на подушке в изголовье твоей кровати, или заброшен в шкаф на самую дальнюю полку и там пылится? В любом случае приятно вспомнить о нем и узнать, откуда появилось это плюшевое чудо… Я люблю мягкие игрушки и люблю их шить и вязать сама. Поэтому уже второй год занимаюсь в кружке «Волшебные петельки». На занятиях в кружке мы учимся вязать и шить игрушки, делаем лекала, выкраиваем, сшиваем, вяжем; читаем книги о мягкой игрушке; придумываем свои модели и схемы вязания игрушек. Меня заинтересовала история возникновения игрушек. Интересно было подробно узнать, во что играли дети много веков назад. С руководителем мы решили не просто сшить игрушки, но сделать их полезными. Рядом с нашей школой находится Детский Дом, поэтому было решено изготовить для ребятишек этого Детского Дома панно «Алфавит» с мягкими игрушками.
Цель: изготовление панно «Алфавит» для детей Детского Дома.
Задачи: – познакомиться с историей возникновения игрушки;
- изготовить выкройки и сшить игрушки и панно;
- провести анкетирование учащихся.
Если игрушка сделана своими руками, то она становится самым близким другом. Мягкая игрушка играет особую роль для дошкольников и младших школьников; она оказывает влияние на их эмоциональное и нравственное развитие. Сначала ребенок наделяет игрушку определенными положительными качествами, потом она «ведет себя» так, как это нужно в данный момент ее хозяину. Ребенок переживает со своей куклой все события собственной и чужой жизни во всех эмоциональных и нравственных проявлениях. Исследованиями было установлено, что фактура материала, из которого сделана кукла или зверюшка, играет значительную роль. Мягкие, пушистые материалы вызывают положительные эмоции, стимулирующие ребенка на игру.
История возникновения игрушки
Игрушки появились рядом с человеком очень давно. В древности их делали из того материала, который был под рукой, – из кожи и дерева, ткани и глины, мягкого камня и бивней мамонта.
Иногда игрушкам приписывалась магическая сила. Как правило, это были звучащие игрушки – свистульки, трещотки, погремушки – своим звуком они «отгоняли» злых духов.
Самые первые игрушки, точнее их «предки», сорок тысяч лет назад существовали не для игры. В древности, когда языческое человечество поклонялось множеству богов, люди делали статуи тех животных, которых обожествляли. Эти статуи назывались идолами и служили для того, чтобы им поклонялись. Вылепит древний человек из глины фигурку мамонта – охота будет удачной, у племени хватит мяса на зиму.
Но не все ритуалы проходили так миролюбиво: иногда, чтобы умилостивить богов, приходилось приносить им жертвы, в том числе человеческие. Однако позже живых людей заменили куклами, последних сжигали во славу почитаемого бога, для чего красиво наряжали, водили вокруг хороводы и пели. Постепенно подобный обряд жертвоприношений превратился в праздник, а сами фигурки – в игрушки. Сначала, конечно, их делали из глины и камня (вот уж такой медвежонок не согреет темной ночью!), а потом стали изготавливать из дерева, соломы и других материалов. Еще позже соломенные и тряпичные игрушки мастерились для того, чтоб уберечь детей от злых духов, которые, по поверьям, в изобилии кружились вокруг, пытаясь наслать болезнь. Такие куклы назывались оберегами. А если оберег сделан красиво, то почему бы с ним не поиграть? Вот детишки и возились с «куклами», причем еще несколько тысяч лет назад и в Греции, и в Египте …
Первые упоминания об игрушках можно отыскать в древних книгах. Изображение игрушек встречаются на древних сосудах и фресках. Но самые лучшие свидетельства – это сами игрушки, найденные в разные времена археологами. Ранние игрушки Древнего Египта датируются серединой III тысячелетия до нашей эры. Это деревянные фигурки коров, тигров, крокодилов. Древние мастера изображали животных в миниатюре с большим знанием их повадок и характера. В Древнем Египте впервые встречаются игрушки с несложным проволочным механизмом движения, с помощью которого крокодилы могли раскрывать пасть. Интересна игрушка, изображающая раба, растирающего зерно. Если фигурку потянуть за нитку, она начинает двигаться по наклонной дощечке.
Много детских игрушек ученые археологи нашли в Италии при раскопках Помпеи, которая была засыпана пеплом после извержения вулкана Везувия в 79 году. Среди них было много погремушек – трещоток. Один из них представляли собой небольшой диск на рукоятке, к которому крепились бубенчики. Другие пустотелые фигурки: утки, лошади или свиньи, а внутри перекатывались камешки или шарик. В Древней Греции и Риме погремушки или трещотки дарили новорожденному. Постукивая этими погремушками, матери и кормилицы напевали колыбельные песни. Сохранилось поверье с тех далеких времен, что трещотки своим шумом отгоняют злых духов и тем самым оберегают ребенка.
Самые древние игрушки России датируются X – XVвв. и найдены на территории древних русских городов – Киева, Новгорода, Москвы, Коломны. Персонажами игрушек были кони, птицы, медведи, фигурки всадников, веселых скоморохов – гудошников. В забавных игрушках не копировались черты реальных героев, а подчеркивались наиболее яркие особенности.
В далекие времена, когда еще не было специальных мастерских, производящих игрушки, их создавали народные умельцы – кустари, которые работали в одиночку или с членами семьи. На территории Сибири было найдено множество фигурок животных: мамонта, носорога, медведя, львицы, верблюд, птиц. Они сделаны из мягкого камня-мергеля за 35-12 тысяч лет до нашей эры. Изделия из бивня мамонта и мягкого камня найдены также на Украине и в других районах. На Украине также были найдены фигурки человека, птицы, коня, выполненные из глины, датируемые 4-3 тысячелетием до нашей эры. На территории Новгорода археологи обнаружили большое количество поделок из дерева. Это были первые народные художники-игрушечники, которые предавали свое мастерство из поколения в поколения.
Шло время. Совершенствовались приемы изготовления игрушек из различных материалов и развивались местные традиции. В дореволюционной России сложилось несколько центров изготовления игрушек, которые существуют и сейчас. Это Троице – Сергиев Посад, села Полховский Майдан, Дымково и другие.
Старейшим промысловым центром в Подмосковье был Троице-Сергиев Посад, ныне г. Загорск Московской области.
Производство наиболее ранних троице-сергиевских игрушек было основано на использовании трехгранной деревянной чурки и связано с искусством объемной резьбы.
Промысел резных игрушек одновременно развивался и в деревне Богородской (ныне село Богородское Загорского района Московской области). Изделия богородских мастеров интересны не только формой и резьбой, но и оригинальной конструкцией. Подвижность делает детскую игрушку занимательнее, поэтому мастера изобрели различные игрушки с движением: на кругу, на параллельных планках, на разводах, на спиральных проволочках и т.д.
Во всем мире славится ярко раскрашенная деревянная матрешка, раскроешь, а там другая – поменьше, в той еще меньше и так до самой маленькой. Матрешки изготавливали содержащими до 60 вкладышей. Первая матрешка состояла из восьми кукол. Выточил их вручную мастер игрушечных дел В.Звездочкин, а расписал художник С.Малютин. Наряжены первые куклы в русские сарафаны и платочки. Всем пришлась по душе веселая русская матрешка.
Трудоемкую ручную работу вытачивания болванок впоследствии выполнять на токарном станке, и стала игрушка вырабатываться просто и быстро. Подобные куклы пробовали выпускать во Франции, Германии и других странах, но милая русская матрешка пользуется наибольшей популярностью. Слава ее разнеслась по всему миру. В 1958г. на Всемирной выставке в Брюсселе ей была присуждена золотая медаль.
По-разному украшают матрешек в Загорске, Семенове, Полховском-Майдане. В Загорске – на родине матрешки – игрушку расписывают более строго у нее, четко выражены детали одежды: сарафан, вышитая блуза, передник, платочек, украшенные цветами. В Семенове – другая манера росписи. Там оставляют больше естественного фона дерева, перед матрешки украшен яркими букетами цветов. В селе Полховский-Майдан (Нижегородская область) матрешки («тарарушки») похожи на букеты пышных цветов, их расписывают крупными, яркими, декоративными цветами. Особой декоративностью отличается Городецкая игрушка (Нижегородская область).
К одному из ярких явлений народного искусства относится глиняная игрушка. Своеобразные приемы ее лепки и росписи отрабатывались многими поколениями гончаров. Промысел дымковской игрушки возник в селе Дымково, расположенном недалеко от г. Кирова (Б.Вятки). Дымковская игрушка отличается особым стилем и колоритом. Поверхность ее после обжига белили мелом, разведенным на молоке, а сверху покрывали яркой краской с узорами из овалов, кружочков, полосок. Синяя, красная, желтая краски дополнялись кусочками золотой и серебряной потали.
Современная дымковская игрушка отличается большим разнообразием форм и сюжетов. Сейчас в ассортимент игрушек, кроме нарядных модниц, красавцев индюков, фантастических козлов и оленей, входят небольшие жанровые сценки, хороводы, музыканты и др. Эти нарядные праздничные игрушки очень декоративны, хорошо вписываются в современный интерьер.
Необычайно красочна и фантастична народная глиняная игрушка из села Филимоново Тульской области. Сказочные кони с чрезмерно длинной шеей, фантастические коровушки, стройные барыни с детьми или уточками в руках, танцующие пары украшены простым орнаментом. Все игрушки представляют собой свистульки.
Традиции народного творчества живут в прикладном искусстве до наших дней. Часто народное творчество обращалось к таким материалам, как солома, лен, пряжа. Иногда куклы вязались крючком и спицами. Игрушки из дерева, глины, кости, камня постепенно утратили свое первоначальное значение – с ними не играют дети. Это игрушки – сувениры.
Первый шаг к крупному производству был настоящей революцией во всей игрушечной промышленности: игрушки стали делать из папье-маше – смесь бумаги с песком, цементом и мукой. Наряду со старым резчиком, который делает домики и лошадок из дерева, в истории игрушек появляется формовщик. Формовщик делает игрушки не от руки, а вдавливает густую массу в определенную форму. Этим завершается переход к полному механическому характеру производства. Из всех видов игрушек, мягкая игрушка – самая поздняя. Мягкие игрушки прототипы различных животных, которые заботливые мамы шили свои чадам из лоскутков ткани, набивали ватой, украшали, используя различные навыки рукоделия, вязания и вышивку, появились в XIX веке. В конце XIX века широкое развитие получило кустарное производство мягкой игрушки в промышленных масштабах. Сначала XX века начался бум в производстве мягких игрушек и возник феномен плюшевого мишки, потому что повсеместно во всем мире, самой любимой игрушки детей, и даже взрослых, стал плюшевый медвежонок. Мягкая игрушка популярна и сегодня в XXI веке, несмотря на технический прогресс. Сегодня дети играют в компьютерные игры, обожают покеменов, но самым верным другом остается потрепанный плюшевый, такой любимый Мишка. Сейчас существует много игрушек, с которыми можно играть и использовать вместо таких предметов повседневного обихода, как кошельки, подушки, грелки на чайник, карандашницы и т. п. Технологии изготовления игрушек самые разнообразные, также как и материалы, из которых они изготавливаются и которые найдутся в любом доме.
Развивающие игрушки
Игрушка во все исторические эпохи была связана с игровой деятельностью, в которой формируется типичный облик ребенка: ум, физические и нравственные качества. Однако, конкретно – исторические условия каждой эпохи накладывают отпечаток на содержание игрушек и направленность игр.
Развивающие игрушки, моделируют творческий процесс и дают возможность для развития творческой стороны интеллекта ребенка. Основной принцип развивающих игрушек – от простого к сложному. Развивающие игрушки развивают в малышах следующие интеллектуальные качества: внимание, память, особенно зрительную, умение находить зависимости и закономерности, ошибки и недостатки, классифицировать и систематизировать материал, способность к комбинированию, пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий.
Основная задача развивающих игрушек – усиленно стимулировать процессы развития у ребенка. Особенно это важно возрасте до 3-х лет, поскольку именно в это время клетки мозга имеют наибольшую способность к? образованию новых связей, и к трем годам мозговая структура уже сформируется на 90%. Самые малень?ие дети в ходе таких игр привыкают к определенным образам (буквы, цифры, различные предметы, приборы), что впоследствии помогает им понять их назначение, научиться ими пользоваться. Для самых маленьких могут быть направлены на изучение цвета, оттенков цвета, на развитие умения классифицировать, что станет базой для развития логического мышления. Развитие мелкой моторики стимулирует в дальнейшем развитие речи и письма. Самостоятельно придумывая, формы пирамидок, давая им названия, ребенок развивает воображение. Для активного развития речи надо постоянно в ходе игры разговаривать с ребенком, называя предметы, сочиняя про них сказки. Обязательно следует складывать игры обратно в коробки, ставить на место, таким образом, малыш приучается к аккуратности. Следует всегда помнить про соответствие игрушек возрасту ребенка.
Игрушки могут быть развивающими, обучающими, развлекающими, лечащими, причем именно в таком порядке, а не общепринятом, когда на первом плане развлечение. Игрушка должна соответствовать возрасту малыша, она не должна быть сложной для него, чтобы ребенок не разочаровался, и не должна быть слишком простой, чтобы выполнять свои развивающие функции.
Развивающая игрушка должна быть безопасной.
Мягконабивные развивающие игрушки (зверушки, куклы) приятны на ощупь и дают свободу пальчикам. Мягкие игрушки зачастую становятся любимыми и сопровождают ребенка долгое время.
Виды игрушек
Игрушки классифицируют:
- по материалам, из которых изготовлены игрушки,
- по способам изготовления,
- по способу использования детьми и их воспитательному воздействию.
В современной педагогической литературе классификация игрушек строится на основе их использования в разных видах игр:
1. сюжетные или образные игрушки (куклы, фигурки животных и т.д.),
2. технические (машины, механизмы, транспортные средства),
3. игровые строительные материалы (конструкторы),
4. дидактические игрушки (матрешки, пирамиды, разноцветные шары, бочонки, бирюльки, мозаики, настольные и печатные игры и др.),
5. игрушки для подвижных и спортивных игр (мячи, скакалки, серсо, кегли и др.),
6. театральные и декоративные (персонажи кукольного театра, елочные украшения),
7. звучащие и музыкальные игрушки (бубны, ксилофоны и др.),
8. игрушки – самоделки (делаются самими детьми или родителями, воспитателем),
9. игрушки-забавы (смешные фигурки зверей, животных, человечков).
В дополнение к игрушкам в детских учреждениях создается разнообразное игровое оборудование: домики, макеты автомобилей, самолетов и т.д.
Игрушка в детском саду должна быть представлена во всем ее разнообразии. Учитывая многообразные функции игрушек в педагогическом процессе детского сада, необходимо отбирать их целенаправленно, в соответствии с возрастными особенностями детей. Игрушки должны способствовать развитию разных видов игр, удовлетворять индивидуальные потребности и интересы детей и вместе с тем побуждать их к коллективным играм.
Подбор игрушек должен содействовать физическому, умственному, нравственному и эстетическому воспитанию детей.
Сейчас в магазинах появилось много различных игрушек. Рассматривая игрушки, я попробовала их разделить на группы.
Во-первых, игрушки могут быть изготовлены из различных материалов: ткани, меха, бумаги, глины, пластмассы, металла, дерева, стекла, фарфора, резиновые, соленого теста, соломы.
Во-вторых, они могут быть различного размера от 2-5см до 1 метра и больше.
Также в игрушке можно изобразить:
а) героев мультфильмов;
б) животных и птиц;
в) необычные персонажи (выдумки);
г) предметы (сердечко, солнышко).
История возникновения ткани и фетра
В английском языке словом «felt» изначально обозначался любой нетканый материал, полученный путем уваливания шерстяных волокон. К этому понятию и по сей день относят и шерстяной войлок, из которого валяют валенки, и свалянные вручную авторские изделия, и фабричный фетр, и эко-фетр. В русском языке все эти материалы имеют разные названия, но и тут с терминологией выходит путаница, ведь современные виды фетра появились на российском рынке сравнительно недавно.
С древности в нашей стране известен материал, из которого делали теплые валенки – это войлок. Войлок от тюрк.ojlyk – покрывало)– нетканое полотно, получаемое из грубых шерстяных волокон, как правило, из овечьей шерсти. Под воздействием горячей воды, мыла (или другой щелочной среды), трения и давления натуральная шерсть сваливается. По этой технологии и в наше время кочевые племена делают юрты, работники на заводе – валенки, а рукодельницы – шарфики и бусы. Войлок производится до сих пор и фабричным способом, только чесанием, обработкой паром и уваливанием занимаются не люди, а станки. В итоге получается классическое войлочное полотно – теплое, плотное, но достаточно жесткое, с наличием грубых шерстинок на поверхности.
Фетр (от франц. feutre – войлок) – особенный нетканый материал, изготовленный способом валяния пуха, шерсти и меха. Именно поэтому он не осыпается и очень удобен для рукоделия, особенно – для начинающих мастериц. Конечно, современный фетр бывает не только натуральным, но и синтетическим, особой роли для рукоделия это не играет. Он бывает разной толщины и самых невероятных цветов. Не мнется, не имеет лицевой и изнаночной стороны, у него высокая технологичность – фетр приклеивается, пришивается, легко режется. Изделия из фетра выглядят очень аккуратно. Поэтому фетр используется так широко. Для работы с фетром, собственно, нужно знать два основных шва: шов вперед иголкой и обметочный.
В последние годы изготовление из фетра аксессуаров и игрушек становится трендом прикладного искусства.
Фетр производят из натуральных и искусственных волокон. Он может быть чисто шерстяным, такой фетр стоит не дешево и отличается мягкостью. Фетр представляет собой волокнистый материал, произведенный с применением нагревания, увлажнения, трения и других процессов для сцепления волокон меха, волос или шерсти в нетканую, плотно спутанную ткань.
Фетр, который мы используем в своих изделиях – это жесткий корейский фетр 1мм или 1,2 мм толщиной, 100% экополиэстер. В Корее этот материал очень популярен именно для детских игрушек и детского творчества. Корейский жесткий фетр хорошо держит форму, он практически не растягивается и не рвется, на нем не образуются катышки. Шить игрушки из фетра можно руками, и на швейной машинке. Китайский фетр дешевле корейского, но он неоднородный и колючий. Этот фетр подходит для работы начинающим. Фетр американских и японских производителей мягкий. Он закатывается и ворсится. Полотно легко растягивается, из него можно шить то, что будет радовать глаз.
Библиографическая ссылка
Евладенко В.Ю. ИГРУШКИ ИЗ ФЕТРА СВОИМИ РУКАМИ: ОРИГИНАЛЬНО, БЕЗОПАСНО, ПОЛЕЗНО // Старт в науке. – 2017. – № 4-2. ;URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=734 (дата обращения: 21.11.2024).