Данная статья является реферативным изложением основной работы. Полный текст научной работы, приложения, иллюстрации и иные дополнительные материалы доступны на сайте III Международного конкурса научно-исследовательских и творческих работ учащихся «Старт в науке» по ссылке: https://www.school-science.ru/0317/5/28713
Из глубины тысячелетий предки
передали каждому из нас наследство
воистину бесценное – сказки,
предания, былины, легенды.
Сказки – это прекрасный вид искусства. В мир сказок мы вступает в самом раннем детстве. Сказки веселят, развлекают, иногда пугают, они учат нас поступать честно. Они никогда не устаревают, потому что в них хранится мудрость наших предков, традиции и обычаи. С необычной щедростью, во всем великолепии показаны в сказках сокровища народной разговорной речи.
В современном мире у детей появилось множество других интересов. Но мы все равно любим смотреть, слушать и читать сказки. Время, проведенное за совместным чтением сказок, сближает родителей и детей, поколения. Мы сопереживаем героям, учимся отличать добро от зла. Тема добра и зла – одна из вечных тем. И в наше время она продолжает оставаться актуальной.
В сказках существуют множество волшебных персонажей. Особенно интересен образ Бабы Яги, который является одним из самых таинственных и противоречивых женских образов в русских сказках, сочетающий в себе положительные и отрицательные качества. Нам стало интересно, существует ли данный образ в сказках других народов, и похож ли он на образ традиционной русской Бабы Яги.
Цель, задачи, гипотезы
Цель: Сопоставить образ русской Бабы Яги с образами похожих героев в сказках других народов.
Задачи:
- Изучить образ Бабы Яги.
- Проиллюстрировать образ Бабы Яги.
- С помощью анкетирования выяснить, какой представляют Бабу Ягу дети, узнать их мнение: существует ли Баба Яга в сказках других народов.
- Найти и проанализировать русские сказки и сказки других народов, где встречается образ Бабы Яги.
- Составить сравнительную таблицу образов Бабы Яги.
- На основе исследования создать творческий проект: Лэпбук.
- Сделать выводы.
Гипотеза: предположим, что в сказках других народов существуют персонажи похожие на русскую Бабу Ягу.
Баба яга в русских сказках. Кто она?
Сказка всегда основывается на мифе.
Изначально такой персонаж как Баба Яга появился в славянской мифологии. Достоверного перевода имени «Баба Яга» не существует, так как очень много вариантов.
БАБА – женщина, старшая в роде, семье; замужняя женщина.
ЯГА (Яга, Яга-баба, Ягая баба, Ягабиха, Ягабова, Ягая, Ягиха, Ягишна Буря-Яга, Яза) - в славянских языках само слово «яга» связано с понятием опасности, мучений и ужаса, злобы.
Одна из версий перевода имени «Баба Яга» – лесная старуха, большуха над ведьмами.
Баба Яга – первоначально положительный персонаж древней русской мифологии и фольклора, хранительница обычаев и традиций. Лесная старуха волшебница, ведьма, которой подвластны вихри и вьюги. Обитает в дремучем лесу. Избушка Бабы Яги находится в чаще леса или на опушке на курьих ножках, стоящая к лесу передом, а к миру задом. «Курьей ножкой» когда-то называли перекресток или развилку дорог, такое место считалось «нечистым» опасным. Баба Яга ведет уединенный образ жизни. В избушке Бабы Яги есть печь, которая может быть губительна для непрошенных гостей. Забор вокруг избушки – из человеческих костей, а на заборе черепа висят. В глубине леса она собирает коренья, травы, сушит их и делает различные настойки, отвары и зелья.
Образ бабы яги в нашем представлении
Катя: «Прежде всего, Баба Яга является для меня положительным персонажем. Добрым людям она подсказывает дорогу, дает советы, дарит волшебные предметы. Внешне я ее представляю скрюченной старушкой с горбатым носом, в красном в белый горох платке, в старой одежде, на которую накинута шаль, она опирается на клюку, потому что у нее костяная нога. Баба Яга хмурая и на первый взгляд может показаться, что она сердитая. Баба Яга - справедливая. Но если ее разозлить, то может путнику не поздоровиться. А еще она одинокая, поэтому вызывает жалость».
Настя: «С детства мне нравились сказки. Я очень хорошо запомнила их героев: Ивана Царевича, Серого Волка, Василису Прекрасную, но больше всего Бабу Ягу. Для меня она добрая старушка, которая варит зелье. Она дарит подарки, дает волшебные предметы, учит детей помогать по хозяйству. Я считаю, что если не было Бабы Яги, сказка была бы не интересной, герои не смогли достичь своей цели».
Свои представления об образе Бабы Яги мы проиллюстрировали.
Иллюстрация Кати
Иллюстрация Насти
Исследовательская часть
1. Анкетирование
С помощью анкетирования мы решили выяснить, каким дети представляют образ Бабы Яги в русских народных сказках, и как они думают: существует ли похожий образ в сказках других народов.
2. Результаты анкетирования
В опросе приняли участие 50 учеников третьих классов нашей гимназии.
После проведенного опроса были получены следующие результаты.
Дети считают, что Баба Яга обычно злая сварливая старуха.
Кто такая Баба Яга?
Большинство считает, что живет она в лесу в избушке.
Где живет Баба Яга?
Роль ее в сказках, по мнению детей, в основном отрицательная.
Каким персонажем ее представляют?
33 человека считают Бабу Ягу похитительницей и пожирательницей.
Образ Бабы Яги в русских сказках.
В сказках других народов 39 человек считают, что она существует.
Существует ли похожий образ Бабы Яги в сказках других народов?
Мы решили узнать, какие похожие образы Бабы Яги существуют в сказках других народов и сопоставить эти образы.
3. Анализ сказок других народов
Для исследования и анализа нами были взяты сказки разных народов как авторские, так и народные.
Сначала мы прочитали русские сказки, чтобы понять каким персонажем является Баба Яга. Баба Яга персонаж противоречивый, неоднозначный и многогранный. В русских сказках она может выступать как в положительной, так и отрицательной ролях. Ее образы в разных сказках не всегда соответствуют друг другу.
Баба Яга – старая горбатая колдунья с длинным носом и седыми растрепанными волосами, с костяной ногой. Кости у нее местами выходят наружу из-под тела. У Бабы Яги костлявые руки и острые железные зубы. Она не ходит пешком, а разъезжает (летает) в каменной, железной, огненной ступе, погоняя ее пестом или клюкою, заметая следы метлой (помелом), поэтому метла всегда развернута рукоятью вперед, веником назад. Баба-Яга живет, в дремучем лесу или на болоте, в «избушке на курьих ножках», одна, за исключением зверей.
Баба Яга может быть дарительницей: одаривать героя подарками взамен за добрые, вежливые слова, может быть заботливой и внимательной: интересуется, сыт ли герой, устал ли с дороги («Сказка о молодильных яблоках и живой воде»).
Баба Яга может быть похитительницей людей, детей, которых пытается изжарить и съесть; в сказке «Гуси-Лебеди» помощники Бабы Яги гуси-лебеди похищают мальчика.
Баба Яга может быть воительницей (народная сказка «Баба Яга и Заморышек», Баба Яга с огненным щитом борется с героями).
Кроме образов Бабы Яги, описанных в литературе мы выделили еще несколько.
Баба Яга – повелительница. В большинстве русских сказок она повелевает стихиями, животными, природой («Волшебная иголочка» Валентины Осеевой).
Баба Яга – хранительница. Она хранит мудрые советы, жизненную силу, обряды, обычаи, волшебные ремесла (русская народная сказка «Баба Яга и Заморышек»). Также она может быть волшебной помощницей волшебной помощницей.
В сказках русская Баба Яга может выступать как в положительной, так и отрицательной ролях.
Проанализировав сказки других народов мы определили, что у них тоже существуют герои по образу похожие на нашу Бабу Ягу.
В немецких сказках существует злая ведьма старуха с красными глазами, костлявыми руками, с отличным нюхом, живущая на лесной опушке в красивом пряничном домике-приманке, она выступает в отрицательном образе пожирательницы. У нее костыль – средство передвижения, птичка – помощница-приманка для детей (Братья Гримм «Гензель и Гретель»). Однако существует старуха с положительной ролью, которая живет в избушке на лугу, приучает к труду, сострадает, одаривает подарками и наказывает по справедливости ленивых, грубых героев («Госпожа Метелица»). Немецкая сказка Отфрида Пройслера «Маленькая Баба Яга» не похожа на все остальные сказки. В роли Бабы Яги выступает маленькая девочка, совершающая только добрые дела.
Вирява
В мордовских сказках присутствуют старухи, подобные Бабе Яге. Это хозяйка леса Вирява (народная сказка «Портной, медведь, черт и вирява»), похожая на русскую Бабу Ягу. Живет она в лесной чаще в избушке, умело управляется с пестом, кочергой, ухватом. И хозяйка подводного мира Йома (народная сказка «Старуха Йома и две девушки»), живущая в избушке, которая вертится на ветру. Обе старухи незлобные дарительницы, приучают к труду, одаривают подарками и наказывают героя заслуженно за лень и грубость. Образы этих старух очень похожи на образы русской Бабы Яги.
В цыганской народной сказке «Околдованная сиротка» присутствует похожий образ в старой колдунье-старухе, живущей на поляне в избушке на курьих ножках. Как и русская Баба Яга, она использует колдовскую силу, готовит зелья, у нее нет помощников. Старуха приютила и воспитывает бедную сиротку и одаривает ее красивой внешностью.
Кахард
Румынской народной сказке «Иляна Косызяна» в качестве Бабы Яги выступает ведьма с лошадиными ногами, стальными зубами, с загнутыми серпом пальцами. Внешне она отличается от Бабы Яги, но также приучает героя к труду и одаривает за работу.
Барабаха
В армянских сказках присутствует ведьма в разных образах. Обычно это старая старуха с крючковатым носом, длинными острыми пальцами, с четырьмя глазами (два спереди, два сзади). Зовут ее Кахард. Как и русская Баба Яга живет она в избушке на курьих ножках, летает на метле, у нее есть в избушке печь. Она очень злая обманщица и пытается расправиться с героями.
В итальянской народной сказке «Пастушок-Малый Росток» есть старая колдунья, у которой в помощниках сотня всадников и конники. Она хранительница, сторожит свою волшебную силу, препятствует герою возвратиться домой. Образ этой колдуньи также совпадает с образом русской Бабы Яги.
Ведьма Барабаха в белорусской народной сказке «Аленка» внешне похожа на Бабу Ягу. Живет она в хатке. Обманом хочет расправиться с героями.
Убырлы Карчык
В татарских сказках есть похожие образы в отрицательных и положительных ролях. Ведьма Убыр в народной сказке «Падчерица» живет в маленькой избушке в чаще леса. Она приучает к труду, одаривает за работу, но и справедливо наказывает героев. А в народной сказке «Тан-Батыр» прообразом Бабы Яги является ведьма Убырлы Карчык, живущая в чаще волшебного леса. Она использует коварство и колдовство, чтобы навредить героям.
Хаулит
В чешской народной сказке «Ян Деда и красная Баба Яга» есть красная Баба Яга, живущая в избушке, на глаза никому не показывается. Она помогает герою вернуть долги.
Жестокая, жадная и сварливая ведьма Хаулит присутствует в английской народной сказке «Джип и ведьма из Уолгрейва». У нее, как и у русской Бабы Яги, в помощниках есть кот Чернулин. Хаулит обманщица, она пытается расправиться с героями.
А в ирландской народной сказке «Фея ручья и веретено» старуха Холле с большими длинными зубами одаривает героев за работу. И живет она тоже в избушке.
В словацких сказках есть героиня Баба Яга, так и называется. Как и в русских сказках она может играть положительную и отрицательную роли. Живет она в избушке. В народной сказке «Заколдованный замок» она обманывает героев и хочет расправиться с ними. А в народной сказке «Здравствуй мостик» Баба Яга может передвигаться на прялке и железных семимильных сапогах. Она дает герою работу, хранит богатства, наказывает нечестных.
Библиографическая ссылка
Агапова А.Я., Кожинова К.А. ОБРАЗ БАБЫ ЯГИ В СКАЗКАХ РАЗНЫХ НАРОДОВ // Старт в науке. – 2017. – № 4-2. ;URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=721 (дата обращения: 23.11.2024).