Данная статья является реферативным изложением основной работы. Полный текст научной работы, приложения, иллюстрации и иные дополнительные материалы доступны на сайте III Международного конкурса научно-исследовательских и творческих работ учащихся «Старт в науке» по ссылке: https://www.school-science.ru/0317/1/27975.
«Семья – это самое важное, что есть в мире.
Если у вас нет семьи, считайте, что у вас нет ничего.
Семья – это самые прочные узы всей вашей жизни».
Джонни Депп
В успехе любого человека огромную роль играет семья. И в большинстве случаев, она становится самым ценным подарком в жизни для каждого из нас.
Семья разделяет такие вещи, как мечты, надежды, воспоминания, улыбки, печаль и радость. Семья – это стержень, который поддерживает человека во всех начинаниях, во всех неудачах, который держится на любви, уважении и понимании. И действительно счастлив тот человек, который имеет возможность вдоволь насладиться семейной жизнью. Семья – это, прежде всего, муж, жена и дети. Дети, которые растут в полных семьях, более уравновешены и эмоционально стабильные, они изначально обеспечены платформой для дальнейшего развития. Однако, все чаще, дети в 21 веке воспитываются в «неполных» семьях, то есть в семьях, где воспитанием ребенка занимается единственный родитель. Причины возникновения «неполных» семей бывают разные: один из родителей умер, признан судом безвестно отсутствующим (умершим), лишен родительских прав (ограничен в родительских правах), отбывает срок наказания в местах лишения свободы, но чаще всего это уход их семьи одного из родителей (развод).
Актуальность темы
Почему я выбрала именно эту тему? Эта тема актуальна лично для меня. В 2014 году в моей семье развелись родители, я и мой младший брат с тех пор живем в «неполной» семье и воспитываемся мамой. Я очень сложно пережила тот период, пыталась сама разобраться в сложившейся ситуации, ходила к психологу, но чтобы это пережить необходимо время. Поэтому я хотела бы узнать, как чувствуют себя мои сверстники, столкнувшиеся с такими же обстоятельствами. Как семейные отношения сказываются на их эмоциональном состоянии и их успеваемости в школе.
Цель исследования: изучение эмоционального состояния ребенка, воспитывающегося в неполной семье.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать определение «неполной» семьи;
- проанализировать данные анкетирования о статусе семей учащихся 5-8 классов;
- выявить зависимость психоэмоционального состояния подростка от статуса семьи;
- предложить практические рекомендации по оказанию помощи подростку, по выходу из тяжелой жизненной ситуации.
Методы исследования: Для решения поставленных задач, мной были использованы следующие методы исследования:
- теоретический: мной был проведен теоретический анализ литературных источников, было изучено определение «неполной» семьи, причины ее появления, эти данные были обобщены в теоретической части данной работы;
- эмпирический: в феврале 2017 года мной было проведено анкетирование среди учащихся 5-8 классов в МАОУ «СОШ № 111» г. Перми, на результатах которого были сделаны выводы в данной работе.
Теоретический аспект
Согласно словарю русского языка С.И. Ожегова: Семья – это, во-первых, «группа живущих вместе родственников (муж и жена, родители с детьми)», во-вторых – это «группа животных, птиц, состоящая из самца, самки и детенышей, а также обособленная группа некоторых животных или растений одного вида».
И в-первом и во-втором случае, писатель делает акцент на наличие обоих родителей в социальной ячейке общества, именно оба родителя образуют семью. Так ли это в современном мире? Сейчас же в настоящее время все чаще встречаются семьи, состоящие из одного родителя и детей, так называемые «неполные» семьи. Можно ли такую группу назвать семьей? И всегда ли это плохо с точки зрения ребенка?
1. Возникновение семьи
Никто не знает, как возникла первая семья. Раскопки в древних пещерах показывают, что мужчины, женщины и дети жили вместе небольшими группами (стадами). Но эти группы не были семьями, объединяющими отца, мать и детей (как мы понимаем это сейчас), хотя женщины, вероятно, заботились, прежде всего, о своих собственных детях. Отец обычно приносил пищу для матери и малыша, защищал их от врагов. Роль матери была более важна, так как она вскармливала ребенка молоком.
На смену первобытному стадному обществу пришла родовая община. В отличие от стада, община состояла из родов. Род – это коллектив людей, ведущих свое происхождении от одного общего предка по мужской или женской линии. Таким образом, в родовую общину входили только родственники. Родственные отношения стали играть важную роль в определении принадлежности человека к тому или иному роду. Род состоял из отдельных семей. А в семью входили взрослые мужчина и женщина, их дети.
Таким образом, постоянная семья, возникла вместе с родовой общиной, создаваемая для рождения детей. Потом отдельные семьи стали обзаводиться собственным хозяйством, и необходимость их объединения в род постепенно отпала.
2. Функции семьи
Семья выполняет целый ряд социальных функций, среди которых, прежде всего, выделяют репродуктивную и воспитательную.
Репродуктивная функция обусловлена необходимостью продолжения человеческого рода.
Воспитательная функция обусловлена необходимостью развития привычек и нравственных качеств ребенка, как отрицательных, так и положительных. Они составляют «социальное наследство», которое родители передают детям: стиль поведения и общения с людьми, моральные нормы и жизненные ценности. Ребенок благодаря семье получает первые трудовые и нравственные навыки: помощь по дому, определенные правила поведения, забота о родителях.
В современном обществе наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, изменение ее социальных функций. Традиционные роли, при которых женщина вела домашнее хозяйство, рожала и воспитывала детей, а муж был хозяином, часто единоличным собственником имущества, и обеспечивал экономическую самостоятельность семьи, заменились ролевыми, при которых подавляющее большинство женщин в странах с христианской и буддийской культурами стали участвовать в производственной, политической деятельности, экономическом обеспечении семьи и принимать равное, а иногда ведущее участие в принятии семейных решений. Это существенно изменило характер функционирования семьи и повлекло за собой ряд позитивных и негативных для общества последствий. С одной стороны, оно способствовало росту самосознания женщины, равенство в супружеских отношениях, с другой стороны, усугубило конфликтную ситуацию, воздействовало на демографическое поведение, приводя к снижению рождаемости, увеличилось число «неполных» семей.
3. «Неполная» семья
«Неполная» семья – что это?
Традиционно принято считать, что «неполной» называется такая семья, которая состоит из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми.
По своей совокупности, «неполные» семьи неоднородны и многообразны. Считается, что источниками их возникновения являются разводы, овдовение (смерть одного из родителей), внебрачная рождаемость. В зависимости от того, кто из родителей занимается воспитанием ребенка, выделяют материнские и отцовские «неполные» семьи. В обыденном понимании «неполная» семья рассматривается как семья, в которой забота о детях и защита их интересов осуществляется либо одним из родителей, либо родственниками и иными лицами, проживающими совместно с этими детьми.
Большинство «неполных» семей возникают по причине ухода отца. Матери чаще всего не могут сдерживаться и скрывать свое раздражение по отношению к нему; ее недовольство нередко бессознательно проецируется на их общего ребенка. Возможна и другая ситуация, когда мать подчеркивает роль жертвы, в которой оказался ребенок. При этом она стремится с избытком восполнить недостаток родительской заботы и переходит все разумные пределы: окружает ребенка чрезмерной опекой. Во всех подобных случаях воспитательная функция семьи искажается и отрицательно сказывается на становлении личности ребенка. Многие ученые провели немало психологических исследований, которые свидетельствуют о травмирующем влиянии развода на ребенка. Большинство психологов-практикантов рассматривают развод родителей как главное негативное воздействие на ребенка и его жизнь, источник неуверенности, болезненных переживаний. Одни специалисты утверждают, что в большинстве случаев душевные раны, которые получают дети в результате развода, в течение какого-либо времени залечиваются; а другие настаивают на том, что пережитое потрясение оказывает длительное влияние и мешает в дальнейшем полноценному эмоциональному и социальному развитию личности ребенка. Часто дети испытывают гнев к одному из родителей или к обоим сразу.
Однако все это не означает, что «неполная» семья обязательно является неблагополучной. Вышеназванные проблемы могут возникнуть в «неполной» семье с большей вероятностью, чем в полной, но из этого вовсе не следует, что они обязательно возникнут. В ряде случаев психологическая атмосфера семьи достаточно благоприятна и не создает затруднений в формировании здоровой личности. Бывает и наоборот: в формально полной, но эмоционально неблагополучной семье ребенок сталкивается с гораздо более серьезными психологическими проблемами. Поэтому родители, утратившие привязанность друг к другу и живущие вместе лишь «ради детей», зачастую приносят напрасную жертву.
Таким образом, «неполная» семья, хотя и сталкивается с рядом объективных трудностей, но, тем не менее, обладает достаточным потенциалом для полноценного воспитания детей.
Согласно статистическим данным, на сегодняшний день количество разводов в Российский Федерации стремительно растет. Раньше разрушить ячейку общества было моральным преступлением, сегодня же в этом нет ничего зазорного, поэтому в наше время мужчины и женщины легко образуют семьи и точно также легко их рушат, не задумываясь о судьбе своих детей, которые в сложившейся ситуации страдают больше всего.
Проанализируем эмоциональное состояние учащихся 5-8 классов, в отдельно взятой школе Пермского края и попытаемся выявить зависимость между их успеваемостью в школе и семейного статуса семьи.
Исследование
1. Исходные данные
В феврале 2017 г. мной было проведено исследование, в котором участвовали учащиеся 5-8 классов МАОУ «СОШ № 111» г. Перми. Данная научно-практическая работа основывается на аналитических данных, полученных путем анонимного анкетирования. Респондентам было задано 7 вопросов, анкета прилагается (Приложение № 1).
Приложение № 1
Анкета
Целью данной исследовательской работы является анализ эмоционального состояния детей, которые воспитываются в «полных» и в «неполных» семьях. В результате анкетирования было выявлено, что из 124 человек (это 100% респондентов), 98 подростков или 79% это дети, проживающие в «полных» семья, а 26 подростка, или 21% всех анкетируемых – это дети из семей одиноких матерей.
2. Количество детей в «полных» и «неполных» семьях
В «неполных» семьях количество детей не имеет ярко выраженную тенденцию, в таких семьях одинаково часто встречаются семьи как с одним ребенком (35%) или двумя (38%), так и многодетные «неполные» семьи (27%). Что касается «полной» семьи, то здесь преобладают семьи с двумя детьми 61%, семьи с одним ребенком встречаются в 18% случаях, а многодетные семьи – 21%. (Диаграмма № 1).
Вывод: В основном в «неполных» семьях количественный состав детей варьируется от 1 до 3, в то время как в «полных» чаще встречаются 2 ребенка.
3. Счастливая семья
Для того чтобы проанализировать, как дети из «полных» и «неполных» семей оценивают свое семейное положение, респондентам был задан вопрос: «Считаете ли вы свою семью счастливой?». А что значит счастливая семья? На мой взгляд, счастливой можно назвать ту семью, в которой царит мир и взаимопонимание, где ссоры бывают крайне редко.
Из 124 подростков 107 назвали свою семью «счастливой». Если рассматривать статистику по данному вопросу в разрезе «неполной» семьи, то ситуация складывается на мой взгляд печально, лишь 63% (16 из 26) детей из таких семей считают свою семью «счастливой», против 93% (91 человек из 98) детей из «полных» счастливых семей. Конечно, нельзя уверенно утверждать, что главным аргументом семейного счастья, рассматривалось наличие обоих родителей, однако, как мы видим из статистики, это играет не последнюю роль.
Вывод: Среди сверстников, дети из «неполных» семей в 1,5 раз меньше считают свою семью счастливой, чем дети из полных семей.
Диаграмма 1. Количество детей в семьях
Диаграмма 2. Ссоры в счастливых и несчастливых семьях
4. Наличие ссор в семье
Интересной получилась зависимость семейного счастья от присутствия ссор между членами одной семьи. 88% всех анкетируемых отметили, что в их семьях не бывает ссор или они бывают очень редко, а 12% – отметили, что ссоры очень часто сталкивают членов их семей. В «полных» семьях прослеживается прямая зависимость семейного счастья от наличия ссор, т.е. 89 из 98 подростков (или 91%), проживающих с обоими родителями отметили, что в их семьях редко случаются ссоры, 91 респондент (93%) считают свою семью счастливой. В то же время, в семьях одиноких матерей данный показатель значительно выше и такой синхронности уже не наблюдается, лишь в 77% (20 из 26) семей ссоры случаются редко, при этом счастливых семей лишь 62% (16 семей из 26). (Диаграмма № 2). Интересен тот факт, что все (100%) респондентов из «неполных» семей, которые указали, что в их семьях часто ссорятся, считают свою семью не счастливой. Однако это составляет лишь половину всех несчастных семей, то есть здесь основная причина несчастья – не ссоры.
Вывод: дети в «неполных» семьях чаще конфликтуют с родителями и чувствуют себя несчастливыми.
Библиографическая ссылка
Мещанинова Д.С. ПОДРОСТОК В НЕПОЛНОЙ СЕМЬЕ // Старт в науке. – 2017. – № 4-2. ;URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=708 (дата обращения: 23.11.2024).