Становление полноценно развитой личности зависит от многих факторов. Понимая, что на первичную социализацию личности оказывают важное влияние два социальных института: семья и образование, мы выделили как отдельную значимую категорию – свободное время. Именно потому, что данная категория напрямую связана с результативностью первичной социализации. Кроме того несовершенство организации досуга, то есть неумение грамотно распорядится своим свободным временем приводит к росту девиантного поведения среди несовершеннолетних, а иногда ведет и к росту «досуговых преступлений». Именно поэтому необходимо продумать мероприятия или комплекс, которые будут направлены на создание условий для личностного роста подрастающего поколения в свободное от учебы время.
Учитывая актуальность проблемы нами было проведено социологическое исследование в г. Ярославле.
Объект исследования: учащиеся школ г. Ярославля.
Предмет исследования: специфика свободного времени и образа жизни учащихся.
Цель исследования: проанализировать свободное время и образ жизни учащихся школ г. Ярославля.
Задачи исследования:
- проанализировать специфику свободного времени учащихся;
- изучить интересы, ценности, и потребности учащихся;
- проанализировать роль родителей в организации досуга своих детей и контроля за их действиями и поведением.
Гипотезы исследования:
1. Разнообразие досуга учеников средних общеобразовательных школ г. Ярославля зависит от предпочтений их родителей. Родители при организации свободного времени детей руководствуются половыми стереотипами (досуг мальчиков, досуг девочек). Соответственно юношам выбирают силовые виды спорта (самбо, дзюдо и т. п.), девочкам разного рода кружки (музыка, Рисование, танцы и т. п.).
2. Свободное время учащихся связано преимущественно с физическим и личностным развитием, социальной активностью.
Эмпирическая база исследования
Проведен опрос позиционных экспертов: учителей, работников сферы образования, специалистов в области социологии образования и педагогики.
Осуществлен опрос учащихся среднеобразовательных школ № 11, 13, 22, 36, 42, 49, 51, 55, 71, 88, 90 г. Ярославля в период 2014-2016 гг.
Опрос осуществлялся в здание Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского.
Выборка квотная n=200. Переменные квотирования: пол, возраст, школа.
Кроме того вместе с руководителем был проведен анализ текстов диссертаций, защищенных в России за последние 10 лет по данной проблеме.
Методологическая база исследования
При анализе данных опроса мы опирались на концепцию «постматериалистических ценностей» (Р. Иглхарт) [1], а также труды отечественных авторов активно занимающихся данной проблемой С. А. Бабуркина, С. Л. Таланова, А. В. Лымарева, О. А. Коряковцевой, Г. Я. Никитиной. [2, 3]
Основная часть
Сначала мы попытались выяснить у наших респондентов, есть ли у них свободное время (табл. 1).
При этом под «свободным временем» в своей работе мы понимаем время, свободное от учебных занятий в школе, факультативов и занятий с репетиторами.
Как видно из таблицы 1, у 24 % девушек вообще нет свободного времени. Данные респонденты пояснили, что после занятий в школе у них занятия с репетиторами. Со слов учениц родители считают, что в нынешних условиях без помощи репетиторов не поступить в престижный вуз на бюджетную форму обучения. При этом родители готовы даже пожертвовать занятиями спортом для их детей. Эта группа девушек пояснили, что их родители рассчитывают на то, что они смогут поступить в столичные вузы.
Таблица № 1.
Ответы респондентов на вопрос: «Сколько, по Вашему мнению, у вас есть свободного времени в будние дни?» (в %, от числа ответивших)
Ответы |
Учащиеся, n=200 |
|
Юноши n=80 |
Девушки n=120 |
|
нет свободного времени |
5 |
24 |
от получаса до часа |
25 |
17 |
от часа до двух часов |
21 |
15 |
от двух до трех часов |
16 |
14 |
от трех до четырех часов |
14 |
12 |
больше четырех часов |
10 |
10 |
больше пяти часов |
9 |
8 |
Таблица № 2.
Досуг учащихся средних общеобразовательных школ г. Ярославля*
(в %, от числа ответивших)
Ответы |
Учащийся, n=200 |
|
Юноши n=80 |
Девушки n=120 |
|
Интернет (прежде всего социальные сети) |
87 |
90 |
Спорт |
83 |
77 |
Дополнительные занятия (с репетиторами) |
76 |
89 |
Участие в добровольческой деятельности (участие в субботниках по благоустройству территории, помощь пожилым людям и т. п.) |
52 |
49 |
Кружки по интересам |
49 |
64 |
Общение со сверстниками (реальное общение, а не в социальных сетях) |
40 |
51 |
Хобби, увлечения |
34 |
29 |
Концерты, театры, музей |
21 |
25 |
Музыка, видео |
19 |
39 |
Чтение книг |
19 |
34 |
Кафе, бар |
18 |
24 |
Дискотеки, клубы |
16 |
18 |
Просмотр телевизионных передач |
14 |
28 |
*Количество процентов по вертикали больше 100, так как респонденты могли указать несколько вариантов ответов.
Только 5 % юношей отметили, что у них нет свободного времени. Данные респонденты указали, что помимо основных занятий в школе, они посещают факультативы и активно занимаются с репетиторами. Общим у респондентов девушек и юношей оказалось то, что их родители целенаправленно и систематически тратят деньги на обучение своих детей английскому языку.
Далее нам, как исследователям, было интересно выяснить, каким образом наши респонденты распоряжаются своим свободным временем (досуг) (табл. 2).
Как видно из таблицы 2 большая часть учащихся (87 % юношей и 90 % девушек) проводит значительную часть своего свободного времени в Интернете.
Все опрошенные отметили, что имеют свой профиль в социальных сетях, причем 80 % имеют свои профили сразу в нескольких популярных сетях. В частности в таких как - vkontakte, facebook, Instagram, twitter.
Значительная часть респондентов (92 %) отметила, что родители постоянно делают им замечания, что они тратят много времени на социальные сети. Со слов опрошенных родители полагают, что социальные сети и игры в Интернете не способствуют развитию личности и не ведут к успехам в школе.
Помимо социальных сетей несовершеннолетние уделяют серьезное внимание спорту (83 % юношей и 77 % девушек). Причем наблюдается четкое разделение: юноши активно занимаются силовыми видами спорта (самбо, дзюдо и т. п.), а девушки в основной своей массе занимаются плаванием, гимнастикой и т. п.
Около половины (52 % юношей и 49 % девушек) принимают участие в добровольческой деятельности. Что в свою очередь говорит об их активной гражданской позиции.
Ранее мы выявили активную гражданскую позицию среди студентов вузов [4].
Как позитивный факт можно отметить и то, что ряд респондентов в свободное время проводит за чтением книг (19 % юношей и 34 % девушек). Это доказывает, что свободное время учащихся связано и с их развитием, а не только с развлечением.
Только 34 % юношей и 14 % девушек отметили, что при планировании досуга детей родители советовались с ними. Интересен и тот факт, что родители независимо от половых различий своих детей негативно относятся к любым событиям своих детей, если они не связаны с подготовкой к поступлению в вуз или с занятием спортом. Но это опять же со слов опрошенных. Если бы у нас была возможность провести репрезентативное исследование с опросом родителей респондентов, то возможно результаты получились бы совсем иные.
По содержанию досуг несовершеннолетних можно подразделить на ряд групп. В своей работе мы использовали классификацию разработанную Шмаковым С.А. [5]
Позиционным экспертам было предложено проранжировать по степени значимости группы досуга для учащихся общеобразовательных школ (табл. 3).
Таблица № 3.
Мнение позиционных экспертов о содержании досуга несовершеннолетних
(оценки по рангам, ранг 1 пРисваивается переменной с наибольшей степенью значимости)
Ответы |
Результирующий ранг |
Досуг, связанный с восстановлением сил несовершеннолетнего (спорт, игры, прогулки и т. п.) |
1 |
Досуг, связанный с удовлетворением потребности в общении со сверстниками (кружки, танцы, дискотеки и т. п.) |
2 |
Досуг, связанный с повышением образовательного и культурного уровней (посещение музеев, чтение и т. п.) |
3 |
Досуг, связанный с творческой учебой несовершеннолетних (конкурсы, туРистические походы, лагеря и т. п.) |
4 |
Досуг, связанный с развитием духовных сил, самоактуализацией в творческой деятельности (исследовательская деятельность и т. п.) |
5 |
Позиционные эксперты отметили, что для учащихся на первом месте стоит досуг, включающий в себя активное занятие спортом, прогулки и т. д, то есть досуг, направленный на восстановление сил.
Как пояснили эксперты это напрямую связано с желаниями родителей учащихся, которые не жалеют денег на развитие детей, прежде всего через спорт. Эксперты отметили, что самим несовершеннолетним больше импонирует досуг, связанный с удовлетворением потребности в общении со сверстниками (кружки, танцы, дискотеки и т. п.).
Наше исследование демонстрирует, что содержательность свободного времени у учащихся связана с мнением (или волей) их родителей.
Заключение
В рамках проведенного социологического исследования было установлено, что разнообразие досуга учеников средних общеобразовательных школ г. Ярославля зависит в основном от предпочтений их родителей. Родители при организации свободного времени детей руководствуются половыми стереотипами (досуг мальчиков, досуг девочек). Соответственно юношам выбирают силовые виды спорта (самбо, дзюдо и т. п.), девочкам разного рода кружки (музыка, Рисование, танцы и т. п.).
Свободное время учащихся связано преимущественно с развитием, социальной активностью, а не с развлечением.
У учащихся общеобразовательных школ г. Ярославля выявлена достаточно активная гражданская позиция. Это проявляется в том, что они стремятся не только развиваться физически, но и пытаются изменить жизнь. В частности половина опрошенных учеников в свободное от учебы время вовлечены в волонтерскую деятельность, в рамках которой оказывают реальную помощь людям, социальным организациям и т. п.
Мы считаем, что для повышения эффективности организации подросткового досуга необходимо:
– предусмотреть систематическое и целенаправленное повышение квалификации для лиц осуществляющих работу с детьми в системе дополнительного образования;
– увеличить финансирование культурно-массовых мероприятий.
Библиографическая ссылка
Таланов Н.С. СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ И ОБРАЗ ЖИЗНИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ // Старт в науке. – 2017. – № 3. ;URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=653 (дата обращения: 23.11.2024).