Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ СТАРОВЕРОВ НА УРАЛЕ

Ноговицын М.Д. 1
1 3 «В» класс, МАОУ СОШ № 69, г. Екатеринбург
Голенцева О.В. (г. Екатеринбург, МАОУ СОШ №69)
1. Рязанова Л., Рязанов Ю. Невьянская икона: от истоков к закату «Уральский следопыт», № 2, 1999г.
2. Источник: «Самарское староверие» адрес публикации http://www.starover.religare.ru/article6327.html
3. Сайт :starove.ru
4. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/

Данная статья является сокращением основной работы. С дополнительными приложениями и фотографиями можно ознакомиться на сайте II Международного конкурса научно-исследовательских и творческих работ учащихся «Старт в науке» по ссылке: https://www.school-science.ru/2017/18/26622

Моя бабушка Неля живет в маленьком старинном городке Урала – Невьянске. Там находится знаменитая падающая башня и очень много старинных зданий. Невьянск один из самых старых городов Урала, он основан Никитой и Акинфием Демидовыми в 1701 году. Мне нравится гулять по маленьким улицам и слушать разные истории о прошлых временах. Я думал, что знаю почти все, но однажды я увидел у бабушки очень старую икону, которую та бережно хранит. Она досталась ей от прабабушки. Раньше это была очень красивая икона, но сейчас краска на ней местами отошла, и Рисунок местами плохо различим. Меня заинтересовало, почему бабушка хранит это старую вещь, что она значит? Бабушка рассказала мне, что один из наших предков работал в старообрядческой часовне, и таких икон раньше в доме было очень много. Но потом наступили времена, когда было опасно держать у себя иконы и их пришлось отдать, но бабушкина бабушка сохранила одну, самую старую и спрятала ее. Это была икона из старообрядческой церкви, написанная невьянскими мастерами-иконописцами, староверами.

Мне захотелось больше узнать о староверах и побывать в тех местах, где они еще остались, ведь это не только история моей семьи, но и всего Урала. Ведь русская пословица гласит: «Человек без родины, что птица без гнезда».

Цель моей работы: выяснить какое культурное наследие оставили нам староверы.

Задачи:

  • Изучить информацию по данной теме.
  • Узнать, кто такие староверы и откуда они появились на Урале, сколько их осталось на сегодняшний день.
  • Узнать какие промыслы берут свои корни от староверов.
  • Побывать в местах, где живут староверы, и познакомиться с их промыслами.
  • Сделать выводы.

Гипотеза: многие художественные промыслы на Урале, включая школу иконописи, имеют старообрядческие корни.

Объект: художественные промыслы Невьянского района

Предмет: связь художественных промыслов со староверами

Методы исследования: сбор информации, посещение мастерских, анализ, синтез.

Основная часть Кто такие староверы?

Староверы – это верующие люди, которые были не согласны с реформами официальной церкви. Они хотели молиться по старому – двумя перстами, соблюдать все старые обычаи и традиции и не хотели никаких новых обрядов. Таких людей царь преследовал, и они были вынуждены бежать из северных и центральных районов страны далеко на Урал (2,3). С собой они перенесли Древнюю Русь с ее многовековым культурным наследием. Именно они и стали основной рабочей силой на заводах Акинфия Демидова и основали город Невьянск. Староверы были очень хорошими работниками, т.к. вера не позволяла им пить алкоголь и ругаться, они много работали и относились ко всем с уважением. На Урале староверов называют кержаками (по названию реки Керженец – притока Волги, откуда бежали многие староверы)(3). Моя бабушка Неля - кержак, т.е. она старовер. Ее крестили по старым обычаям.

Невьянская иконопись

Когда кержаков стало очень много, они организовали свои церкви и часовни и стали там молиться, но у них не было икон, ведь официальные иконы они отвергали. Тогда староверы решили писать свои иконы, ведь среди них было очень много талантливых людей. Так была организована своя невьянская школа иконописи. Иконы писали целыми семьями, и секреты передавали из поколения в поколение. Самыми известными семьями иконописцев были Богатыревы и Чернобровины . Эти семьи на протяжении многих лет писали иконы не только для местных часовен, но и для многих известных и богатых семей Урала(2,3). У невьянской иконы есть свои особенности. Это высокое качество доски, на которой написана икона, она не портилась даже при долгом контакте с водой. Изображения на иконах выполнялись в ярких, чистых цветах, одежды украшались крупными цветами, бутонами, травным орнаментом. Фоном для сюжетов являлись знаменитые «невьянские горки» (типично невьянский пейзаж с покатыми разноцветными горками, некоторые вершины – белильные (снежные)). Деревца, корешки, травки, кустики, округлые камушки, елочки и сосенки – все эти детали атрибуты невьянского письма, природный ландшафт Урала. Иконы покрывались специально сваренным конопляным маслом, которое служило для защиты изображения, но со временем оно темнело настолько, что не возможно было что-нибудь разглядеть. Поэтому через 50 – 70 лет такие иконы снова переРисовывали (1). Поэтому икона моей бабушки выглядит такой темной. Для украшения икон использовалось много золота и серебра.

Староверы-ремесленники

На заводах Демидовых выплавляли много чугуна, меди, железа для нужд государства. Отливали даже колокола для храмов и церквей. Большинство староверов бежали на Урал с сундуками, сделанными из сосны, в которых одежда сохранялась свежей, а сосна защищала от влаги. Осев на демидовских заводах, они стали делать знаменитые невьянские кованые сундуки из железа по особому секрету. Листовое кровельное железо для «черного переплета» сундуков, котельное, лопаточное железо и сталь для замков поставляли главным образом Нижнетагильский и Алапаевский заводы. На лицевую же отделку шла английская жесть, закупаемая оптом на ярмарках в Москве, а с начала XX века — белая жесть Лысьвенских заводов, которые продавались даже за границу. Фирменными невьянскими сундуками считались те, которые обивались «мороженой» жестью. Купец Гавриил Подвинцев прославился среди сундучников тем, что впервые применил, так называемую «морозку» железа. Идею ему, как гласит легенда, подсказал приятель купец Перезолов, побывавший в Англии и увидевший там подобную жесть с необычной поверхностью, напоминавшей морозный узор на окне. Вернувшись, домой, купец рассказал, об увиденном Гавриилу Подвинцеву. Вскоре Невьянск уже вовсю торговал сундуками с причудливым жестяным узором. К тому же невьянцы научились делать «морозец» разных цветов. Излюбленными тонами были малахитовый, бронзовый и бирюзовый, обычно сочетавшиеся в разноцветных «бухарских» сундуках (3). У моей бабушки до сих пор хранятся кованые сундуки, которые раньше использовали вместо шкафов. Для себя староверы отливали также медную посуду, самовары.

В районе деревни Таволги, на берегах реки Нейвы нашли залежи уникальной красной глины. Тут же возникли гончарные мастерские, которые удовлетворяли большую потребность в глиняной посуде и способствовали развитию гончарного производства.

Со временем заводы Демидовых стали приносить все меньше прибыли, железных дел мастеров, иконописцев, гончаров становилось все меньше, их преследовали власти и могли даже казнить, если узнавали, что

они староверы. Со временем мастеров иконописи не стало. Кузнецы и гончары осели в маленьких мастерских.

Практическая часть

Я решил узнать, остались ли еще староверы на Урале и побывать в местах, где они живут. Поближе познакомиться с народными промыслами староверов, с творчеством невьянской иконописи.

Первым пунктом моей поездки я выбрал село Быньги – это старинное старообрядческое село, находящееся всего в семи километрах от Невьянска. В Быньгах находятся две церкви, построенные староверами.

Из народных промыслов в Быньгах очень развито кузнечное дело. Местные кузнецы работают по старинке и известны на весь Невьянский район.

Никольский храм считается одной из самых старых церквей Урала, построенных из камня. Его построили приблизительно в конце 18 века. Храм строили на совесть: его стены опираются на металлические сваи, а колокольня изнутри обшита чугуном и железом. Пол в храме чугунный, а на часовне храма все еще бьют старинные куранты, которые сделали мастера из Невьянска. Строили храм староверы, но сейчас он принадлежит русской православной церкви. У входа стоит чугунная печь, на которой располагается коллекция старинных русских утюжков, выплавленных еще кузнецами – староверами.

В Никольском храме находится одна из самых полных прихрамовых коллекций «невьянской иконы».

Узнав, что я пишу проект о староверах мне разрешили сделать несколько фото.

Невьянские иконы представлены здесь от небольших домашних икон до многоярусных иконостасов.

Казанская единоверческая церковь была заложена в 1852 году, но освящена лишь спустя почти 20 лет – в 1871 году. Церковь потихоньку возрождается и реставрируется.

В этой церкви мы встретили служителя, который с уважением отнесся к моему проекту и рассказал мне об основных отличиях в традициях русской православной церкви и старообрядческой. Это отношение к триединству (бога-отца, бога-сына и святого духа). Староверы крестятся двумя перстами, признавая только бога и человека в распятом ХРисте.

1_1.tif

На мой вопрос, сколько осталось староверов, он задумался и сказал, что сейчас все больше людей возвращаются к своим корням и прихожан (людей, посещающих церковь) становится больше. Раньше многие староверы скрывали свою веру и собирались небольшими группами по молельным домам. Сейчас разрешено восстанавливать часовни и храмы и люди могут, открыто приходить и молиться. В селе Быньги бывает до 70 прихожан в праздники. Он пожелал мне успехов в моей работе, обрести веру и следовать основным хРистианским заповедям.

С этим настроем мы отправились дальше в Верхние и Нижние Таволги – ещё одни знаменитые старообрядческие поселения (около 70% жителей – староверы), которые знамениты своим гончарным промыслом. Этот промысел развивался здесь более 300 лет, и на данный момент местная артель является единственным производителем керамики из местных красных глин в области.

Здесь рядом со старообрядческой гончарной мастерской мы обнаружили восстановленную старообрядческую часовню.

В гончарной мастерской мне рассказали, что в этом селе добывают уникальную красную глину и делают из нее глиняную посуду. А делают ее на гончарном круге, как и 300 лет назад. Я почувствовал себя настоящим гончаром, когда посидел за гончарным кругом и сделал своими руками изделие, которое мне подарили на память.

И, наконец – Невьянск! Здесь я тоже обнаружил старинную староверческую часовню, в которой служил мой предок – старовер. Раньше на весь Невьянск была только эта часовня, в которой собрана большая коллекция невьянских икон, но недавно, силами невьянских староверов был открыт большой храм.

Но как же школа невьянских иконописцев? Я поспешил в «Дом Невьянской иконы», где встретил очень много увлеченных мастеров, которые показали мне мастерские, где они пишут иконы, соблюдая традиции невьянской школы иконописи. Они не только соблюдают все традиции в подготовке доски, покрытии, изготовлении минеральных красок, технике письма, но и ведут большую просветительскую работу среди детей. По воскресеньям работает школа маленького иконописца, где ребята сами могут попробовать себя в роли художника. Работают там увлеченные молодые люди, которым не безразлична судьба родного края и огромного знания оставленного нам нашими предками.

2_1.tif

Мастерская школы невьянской иконописи. В настоящее время у иконописцев очень много заказов для частных коллекций и восстанавливаемых храмов и церквей. Невьянскую икону всегда можно узнать по золотому фону, ярким цветам, «светлоликим» образам и конечно по невьянским горкам (природному ландшафту Урала)

Кроме традиционной иконописи, невьянские мастера используют технику гальванопластики в создании образов и икон. Как и раньше невьянские иконы зазвучали не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами.

Напоследок я посетил нашего знакомого кузнеца, чтобы убедиться, что огромный опыт мастеров кузнечного дела не канул в прошлое. Увиденное, меня потрясло! Как из бесформенного куска железа мастер выковывает нежные листики и маленькие желуди? При разговоре с кузнецом я выяснил, что он тоже старовер. Его мастерская оснащена, как и 300 лет назад.

Сравнив, искусную работу старых мастеров ковки по знаменитым кованным невьянским сундукам, я понял, что современные мастера кузнечного дела не уступают в мастерстве своим предкам.

Знаменитые невьянские кованые сундуки, составленные горкой, как в старые времена, и служившие вместо платяных шкафов.

Заключение

Прочитав литературу, и проанализировав результаты своего исследования, я сделал следующие выводы:

1. Староверы составляли около 70% рабочих на демидовских заводах и способствовали развитию промышленности на Урале.

2. Староверы способствовали развитию гончарного, кузнечного, художественного промыслов на Урале.

3. Староверы создали школу Невьянской иконописи.

4. В настоящее время староверы восстанавливают часовни и храмы.

5. Гончарные артели работают силами староверов в пригороде Невьянска.

6. Кузнечный промысел существует в виде отдельных мастерских по невьянскому району.

7. Школа Невьянской иконописи восстановлена и работает в городе Невьянске.

Таким образом, моя гипотеза полностью подтвердилась! Гончарный, кузнечный, художественный промыслы Урала имеют старообрядческие корни. Невьянская школа иконописи основана староверами.

Вот так одна старая икона помогла мне узнать так много нового и интересного о родном крае.

А зная историю своих родных мест, мы можем сохранить культуру и быт наших предков.


Библиографическая ссылка

Ноговицын М.Д. КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ СТАРОВЕРОВ НА УРАЛЕ // Старт в науке. – 2017. – № 3. ;
URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=645 (дата обращения: 24.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674