Всемирный день здоровья отмечается ежегодно 7 апреля, начиная с 1950 года. Сохранение здоровья – важный вопрос для людей любого возраста и пола, в т.ч. для школьников. Как говорят специалисты, именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Физически здоровый ребёнок может лучше учиться, больше успевать, меньше утомляться, недаром в русской пословице говорится: «в здоровом теле – здоровый дух».
Основным методом сохранения здоровья сегодня можно считать здоровый образ жизни (ЗОЖ).
Здоровый образ жизни – образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья [2, 3].
Изучением здорового образа жизни занимается валеология [1].
Цель работы – раскрыть сущность здорового образа жизни и выявить его составляющие.
Задачи:
1) Проанализировать литературу по изучаемой проблеме.
2) Раскрыть сущность здорового образа жизни.
3) Выявить составляющие здорового образа жизни школьников 1-4 классов.
Объект исследования – ученики 1-4 классов гимназий г.Томска
Предмет исследования – отношение учеников начальной школы к ЗОЖ и вопросам сохранения здоровья.
Методы исследования: анкетирование, экспертный опрос, анализ статистических данных.
Гипотезы исследования:
1.Многие школьники начальных классов не знают о том, что такое «здоровый образ жизни».
2.Здоровый образ жизни – это не только занятия спортом и правильное питание. (А что же еще?)
К сожалению, многие ученики начальной школы (1-4 классов) не всегда четко представляют себе, в чем ценность здоровья, что такое здоровый образ жизни. Эту гипотезу нашего исследования подтвердили данные опроса среди учащихся 1-4 классов нескольких гимназий №24, 29, 40 г.Томска (всего 101 человек, в т.ч. 1 класс – 30 чел., 2 класс – 22 чел., 3 класс – 24 чел., 4 класс – 25 чел.). Гимназии были выбраны не случайно – именно там нагрузка для учеников чуть выше, чем в общеобразовательной школе.
Результаты исследования показывают, что первоклассники практически не знают, что такое здоровый образ жизни, это понимание появляется только к 4 классу (Рис.1).
Рис.1. Число детей 1-4 классов гимназий г.Томска, давших определение здоровому образу жизни, в % от ответивших
Рис.2. Результат опроса школьников 1-4 классов гимназий г.Томска относительно здорового образа жизни
Далее было предложено 10 вопросов для выявления основных действий школьников 1-4 классов, связанных со здоровым образом жизни (Рис.2):
- Занимаешься ли ты спортом, зарядкой?
- Соблюдаешь ли ты правила личной гигиены?
- Соблюдаешь ли ты режим дня и отдыха?
- Ты высыпаешься?
- Соблюдаешь ли ты режим питания? (не менее 3 раз в день)
- Ты гуляешь на свежем воздухе каждый день?
- Ты просыпаешься с хорошим настроением?
- Кушаешь ли ты хотя бы раз в день суп и второе блюдо?
- Ты завтракаешь?
- Тебе удается дома поиграть или заняться делами, не связанными с учебой?
Ответили «да»:
1 класс – 98% (29 чел из 30)
2 класс – 85% (18 чел из 22)
3 класс – 58% (14 чел из 24)
4 класс – 50% (12 чел из 25)
Среди пунктов, на которые школьники 2, 3 и 4 классов ответили «нет», были пункты, связанные с завтраком, занятием спортом, хорошим настроением. При этом почти все дети, участвующие в опросе, понимают, что занятие спортом – это полезно, а вот нерегулярное питание или поедание сладкого – это вредно.Таблица № 1.
Вопросы экспертного опроса и полученные ответы
Роль ЗОЖ в жизни младших школьников. |
«ЗОЖ продлевает жизнь, делает жизнь радостной»; «ЗОЖ помогает школьникам лучше учиться и меньше уставать» |
Что включает в себя ЗОЖ? |
Правильное питание, причем регулярное, полноценное. Это не перекусывание на ходу; гигиена, физические упражнения и спорт, хороший режим сна (необходимо высыпаться). Важно психологически справляться со школьными нагрузками. Нужно проходить все необходимые медицинские исследования. |
Для проверки второй гипотезы мы обратились к эксперту в вопросах здоровья и здорового образа жизни (заведующая детской поликлиникой №1 г.Томска Парежева Елена Валентиновна), после чего смогли выявить основные составляющие ЗОЖ для школьников младших классов (табл.1):
В результате экспертного опроса мы составили «ромашку ЗОЖ» для школьников 1-4 классов из 10 пунктов (Рис.3), получившую одобрение специалиста (Рис.3).
![]() |
Правильное питание Спорт и зарядка Режим сна и отдыха Гигиена организма Отказ от вредных привычек Прогулки на свежем воздухе Закаливание Оптимизм Регулярное наблюдение у врача Понимание важности сохранения здоровья |
Рис.3. Ромашка здорового образа жизни для школьников 1-4 классов
В русских пословицах также можно найти хорошие советы: «двигайся больше, проживёшь дольше», «утро встречай зарядкой, вечер провожай прогулкой».
Ежедневное соблюдение основных пунктов ЗОЖ совместно с родителями, учителями школы может дать хороший результат – школьник будет меньше уставать, больше успевать, меньше болеть и волноваться [3, 4].
Библиографическая ссылка
Трубченко Д. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ШКОЛЬНИКОВ 1-4 КЛАССОВ // Старт в науке. – 2017. – № 3. ;URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=640 (дата обращения: 08.02.2025).