Первые упоминания о гриппе были отмечены много веков назад. Первое описание гриппо- подобного заболевания было сделано Гиппократом. Первая эпидемия гриппа произошла в 1580 году. Таких эпидемий впоследствии было много. В результате этих эпидемий пострадало до 40% населения земного шара. Каждый год в нашей школе проводят вакцинацию и мы видим, что многие дети и их родители не понимают, зачем это нужно, многие отрицательно относятся к прививкам. Во время выбора нашей темы исследования у нас появилось желание выяснить, как относятся к прививкам от гриппа учащиеся, действительно ли прививка от гриппа помогает в период эпидемии не заболеть [1].
Цель: выяснение значения профилактических прививок от гриппа, отношения к ним учащихся школы.
Задачи: 1. Изучить проблему по литературным источникам.
2. Провести исследования - изучить статистику проведения прививок в школе за три года; определить количество вакцинированных детей среди учащихся школы; проанализировать степень заболеваемости у вакцинированных и не вакцинированных детей, отношение учащихся к прививкам от гриппа.
3. Сделать вывод, дать ряд рекомендаций по проблеме.
Продолжается спор о необходимости прививаться против гриппа. Сторонники говорят об экономической пользе. Стоимость разработки, внедрения и закупки вакцин меньше, чем прямые и косвенные потери от инфекции. Противники возражают, что у вакцин слишком много осложнений и нельзя допускать их массового применения. Различные организации общественного здравоохранения рекомендовали, чтобы ежегодная прививка от гриппа рутинно предлагалась тем больным, которые находятся под Риском возникновения осложнений от гриппа. С каждым годом в преддверии осенне-зимнего сезона все больше детей и взрослых прививаются от гриппа. Но и противников этой процедуры немало. Дать однозначный ответ, прививаться ли каждому, невозможно. Как и в любом медицинском вопросе, подход должен быть индивидуальным. Вакцинация против гриппа — дело добровольное, решение принимается самостоятельно, за детей это делают родители [2].
Для проведения исследований в ходе работы мы использовали следующие методы: изучение литературы, соцопрос, анкетирование учащихся, анализ предоставленных материалов по вакцинации, равнение, обобщение.
Статистические данные нами были взяты их журнала учёта вакцинации от гриппа у школьного медицинского сотрудника. Статистика учёта привитых от гриппа детей в школе за 3 года показывает, что ежегодно происходит рост привитых детей. Однако, процент привитых детей невелик – не превышает 30% от общего числа учащихся. В 2015 году вакцинировано 242 человека - 27% от всего числа учащихся.
Таблица № 1.
Статистика прививок от гриппа у учащихся школы за 3 года
Год |
Всего учащихся |
Количество привитых детей |
% привитых детей от всего числа учащихся |
Количество не привитых детей |
% не привитых детей от всего числа учащихся |
2013 |
872 |
177 |
20% |
695 |
80% |
2014 |
875 |
214 |
24% |
661 |
76% |
2015 |
889 |
242 |
27% |
647 |
73% |
Определение соотношения заболевших гриппом и ОРВИ учащихся из числа привитых от гриппа и нет происходило путём проведения соцопроса учащихся 5-11 классов и подсчёта полученных данных. Из 242 привитых от гриппа учащихся в период эпидемии гриппа и ОРВИ 2016 года переболели только 27 человек, тогда как из числа не привитых детей (647 человек) переболело 100 человек (15,5%).
Фото 1. Обработка анкет
Анкетирование учащихся 5-11 классов по изучаемой проблеме, в котором приняло участие 52 человека, показало, что:
58% опрошенных знают о прививках всё, 40% -знают, но мало, 4% учащихся - не знают о прививках. 77% учащихся считают, что прививки нужны для того, чтобы повысить иммунитет и не болеть; 10% - чтобы проверить здоровье, 10% - чтобы заразить человека, 4% - чтобы вылечить. 86% учащимся ставили прививки, 10% детей прививки ставили в раннем детстве, 2% - не знают или не помнят ничего об этом, 2% учащихся ответили, что им прививки не ставили никогда. 63% учащихся не боятся ставить прививки, 25% - побаиваются, 12% боятся. 52% детей узнали о прививках от семьи, 36% - от школьного медицинского работника, 6% - из Интернета, 4% - из телепередач, 2% - от классного руководителя. 14% учащихся боится укола при постановке прививки, 8% детей – боли, 4% - аллергической реакции организма на прививку, 2% – осложнений. Учащиеся считают, что прививки помогают – 34% - от гриппа, 32% - от всех заболеваний, по 5% - от краснухи и кори, а 24% считают, что прививки не всегда помогают от заболеваний.
Класс |
Всего учащихся |
Количество привитых детей |
Болели из числа привитых детей |
Болели из числа не привитых детей |
5 А |
27 |
6 |
2 |
12 |
5 Б |
25 |
4 |
- |
6 |
5 В |
22 |
7 |
5 |
1 |
5 Г |
23 |
5 |
- |
3 |
6 А |
26 |
5 |
- |
2 |
6 Б |
26 |
6 |
- |
6 |
6 В |
25 |
5 |
1 |
4 |
7 А |
27 |
6 |
- |
7 |
7 Б |
27 |
12 |
- |
3 |
7 В |
28 |
12 |
1 |
6 |
7 Г |
23 |
8 |
- |
6 |
8 А |
25 |
6 |
- |
- |
8 Б |
26 |
12 |
5 |
4 |
8 В |
25 |
11 |
2 |
6 |
9 А |
26 |
12 |
3 |
5 |
9 Б |
26 |
5 |
3 |
10 |
9 В |
25 |
9 |
- |
4 |
9 Г |
27 |
6 |
2 |
- |
10 А |
26 |
11 |
1 |
6 |
10 Б |
28 |
5 |
- |
4 |
11 А |
24 |
4 |
1 |
5 |
11 Б |
25 |
8 |
1 |
- |
Итого: |
889 |
242 |
27 |
100 |
Таким образом, в ходе работы мы выяснили, что учащиеся школы не в полной мере осведомлены о том, что такое вакцинация и с какой целью она проводится, знают не все виды существующих прививок. В основном дети знают о вакцинации от семьи - 52%, от медицинского работника школы – 36%. Больше половины учащихся (63%) не боятся ставить прививки. 86% детей прививки ставят. 77% учащихся считают, что прививки нужны для того, чтобы повысить иммунитет и не болеть. Это говорит о достаточно положительном отношении учащихся и их родителей к вакцинации. В школе происходит ежегодный рост числа привитых детей, привитые дети болеют тоже, но больше болеет детей из числа не привитых.
Для повышения процента вакцинированных учащихся, особенно в период ожидания эпидемии гриппа и ОРВИ, сохранения здоровья учащихся, повышения их иммунитета в период повышенной заболеваемости, повышения знаний о вакцинации и положительного к ней отношения необходимо:
- более активное и позитивное освещение вопросов по вакцинопрофилактике инфекционных заболеваний в средствах массовой информации;
- проведение бесед, лекций, информационных встреч с учащимися, родителями по данной тематике от медицинского работника в школе, классных руководителей;
- оформление информационных стендов, распространение бюллетеней, памяток об эффективности профилактических прививок;
- участие детей в работе спортивных секций, вести здоровый образ жизни.
Приложение
Библиографическая ссылка
Горбачева Е. ПРИВИВКА ОТ ГРИППА – РЕАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ? // Старт в науке. – 2017. – № 3. ;URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=638 (дата обращения: 21.11.2024).