Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

ФОРМЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ НРАВСТВЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Черепанова Е.В. 1
1 г .Омск, учитель географии, БОУ «СОШ №129»

Тему «Духовно-нравственное воспитание учащихся» я выбрала не случайно. Несколько лет тому назад, выбирая тему для самообразования, обратила внимание на то, что если многие родители обращают внимание на оценки детей, то воспитанием им заниматься некогда. На мои вопросы: «Когда последний раз Вы ездили с детьми в театр, в музей или вместе читали и обсуждали книгу?», я получала однозначный ответ: «Нам некогда или мы очень поздно приезжаем с работы, а в выходные хочется отдохнуть». Получалось, что многие дети, даже те, которые учатся хорошо, только с классом посещали театры, музеи. А что говорить об учащихся, которые воспитываются в неблагополучных семьях. Вот я и решила больше времени уделять духовно - нравственному воспитанию детей и выбрала эту тему для самообразования.

Понятие нравственности

У Ожегова С.И. мы видим: «Нравственность — это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами».

В.А. Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека».

Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает»

Сегодня, на новом этапе развития Российской Федерации, при определении современного национального воспитательного идеала необходимо в полной мере учитывать:

преемственность современного национального воспитательного

идеала по отношению к национальным воспитательным идеалам

прошлых эпох;

духовно-нравственные ценности, определенные в соответствии с

действующим российским законодательством;

внешние и внутренние вызовы, стоящие перед Россией.

Современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений - все это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.

Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 9, п. 1) установлено, что «основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся».

Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности в целом является сложным, многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни человека во всей ее полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно-исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека.

Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь.

Если мы не будем обращать внимание на состояние души, на духовно-нравственное состояние наших детей, то при всех самых замечательных инициативах, методиках, программах, учебниках мы можем никакого результата не получить. Мы придем к такому человеку со своими инициативами, а он скажет, что это ему не интересно и не нужно.

Качественное образование – это, прежде всего, становление человека, обретение им себя, своего образа, неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала. Качественно образовать человека – значит помочь ему жить в мире и согласии с людьми, Богом, природой, культурой, цивилизацией.

Важной педагогической задачей формирования личности является выработка учащимися активной жизненной позиции, сознательного отношения к общественному долгу, единства слова и дела, нетерпимости к отклонениям от норм нравственности.

В Духовно - нравственном воспитании учащихся весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми. Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе. Это подготовит ребят к вступлению во “взрослую” жизнь, с ее нормами и требованиями, привьёт им оптимистическое восприятие жизни, сделает их коллективистами, стремящимися сделать нашу землю еще лучше.

Дети, пришедшие за парты уже не те, что были даже 10 лет назад. Они более, активны и осведомлены, как им кажется, чуть ли не во всех областях жизни, они смелее и самоувереннее. Нередко у многих детей мы встречаем пренебрежение к авторитету и мнению других, замечаем неумение чувствовать и нежелание задумываться. В настоящее время слабеет влияние школы на выбор нравственных образцов. Учителя, литературные герои, знаменитые в истории соотечественники перестают выступать образцами для подражания. Вот результаты опроса, проводимого среди наших учащихся по теме ”На кого я хочу быть похожим”. Очень приятно, что 33% хотят быть похожими на своих родителей и 5% - на своих родственников. И всё же 34% хотят быть похожими на героев голливудских мультфильмов и фильмов таких, как Человек – паук, Зорро, Халка, Джека – воробья, а так же на Бреда Пита, Арнольда Шварцнегера и других.

Где же герои наших добрых мультфильмов и сказок? Но на своём опыте хочу сказать, что ребята с удовольствием смотрят на уроках такие сказки и мультфильмы, как “Сказка о потерянном времени”, “Вовка в тридевятом царстве”, “ Стрекоза и муравей”. Они не только смотрят, но очень живо и эмоционально обсуждают их.

Выбрав тему по самообразованию «Духовно-нравственное воспитание учащихся» передо мной встал вопрос создания единой программы, посредством которой можно было постепенно знакомить ребенка с нормами нравственности, развивать качества личности, необходимые для жизни в современном обществе.

В системе нравственного воспитания я выделила следующие направления деятельности:

— формирование потребности в здоровом образе жизни;

— патриотическое воспитание;

— формирование духовности школьников через отношение к литературе и средствам массовой информации;

— эстетическое развитие детей;

— воспитание детей трудом;

— совместная работа школы и семьи.

Цель нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования, предъявляемые обществом, педагоги и родители превратили во внутренние стимулы развития личности каждого ребенка; воспитывали такие социально значимые качества личности, как долг, честь, совесть, достоинство, толерантность, милосердие. Учебная деятельность, являясь в школьном возрасте ведущей, обеспечивает усвоение знаний в определенной системе, создает возможности для овладения учащимися приемами, способами решения различных умственных и нравственных задач.

Учителю принадлежит приоритетная роль в воспитании и обучении школьников, в подготовке их к жизни и общественному труду. Учитель всегда является для учащихся примером нравственности и преданного отношения к труду. Проблемы нравственности школьников на сегодняшнем этапе развития общества особенно актуальны.

Формирование нравственности происходит в школе на всех уроках. И в этом отношении нет главных и неглавных предметов.

Игра – одна из форм духовно - нравственного воспитания.

Игра имеет значение и для формирования дружного коллектива, и для формирования самостоятельности, положительного отношения к труду, для исправления некоторых отклонений в поведении отдельных детей и для многого другого. В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества ребенка. В ходе игры дети учатся оказывать помощь товарищам, считаться с мнением и интересами других, сдерживать свои желания. У детей развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер.

Беседа – одна из форм духовно – нравственного воспитании

Знания школьников о нравственных нормах, полученные на уроках, собственные жизненные наблюдения нередко бывают разрозненными и неполными. Поэтому требуется специальная работа, связанная с обобщением полученных знаний. Формы работы разные: это может быть рассказ учителя, этическая беседа. Беседы способствуют приобретению подрастающим поколением нравственных знаний, выработке у школьников этических представлений и понятий, воспитанию интереса к нравственным проблемам, стремлению к оценочной нравственной деятельности. Главное назначение беседы — помочь школьникам разобраться в сложных вопросах морали, сформировать у ребят твердую нравственную позицию, помочь каждому школьнику осознать свой личный нравственный опыт поведения, привить воспитанникам умение вырабатывать нравственные взгляды

Роль семьи в духовно – нравственном воспитании.

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребенком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.

Таким образом, учитель и родители тесно связаны друг с другом, и зачастую мы, учителя, не в состоянии решить некоторые школьные проблемы без семейной поддержки, без мира в семьях.

С. Шалкаускис писал: «Школа в воспитательном отношении должна быть не кем иным, как хранительницей семейного очага. Таким образом, учитель должен быть доверенной и надежной личностью, которая свою воспитательную деятельность должна согласовать с семейным воспитанием, которое родители дают своим детям» .

Следовательно, школа и семья должны быть взаимосвязаны.

Суть взаимодействия учителя и родителей заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств, необходимых для самоопределения и самореализации.

Труд – в системе формирования личности.

Задача воспитания трудолюбия - одна из важнейших в системе формирования личности. Именно в этом заключается воспитательная сила труда, его нравственная сущность, что всегда подчеркивали К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский.

Уже в школьном возрасте необходимо формировать понятие о труде как единственном источнике благосостояния общества и условии развития и становления личности. Отношение учащихся к процессу труда имеет большое значение для формирования у них таких личностных качеств, как терпение, старание, внимательность, справедливость, добросовестность, организованность, целеустремленность, трудолюбие, дисциплинированность, самокритичность. Формирование нравственного опыта школьников не может быть ограничено только их учебной деятельностью. Становление и развитие личности предполагает ее активное участие в общественно-полезном труде. В школе дети с удовольствием откликаются на просьбы учителя. И я всегда стараюсь похвалить ребёнка и отметить его желание помочь.


Библиографическая ссылка

Черепанова Е.В. ФОРМЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ НРАВСТВЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ // Старт в науке. – 2017. – № 2. ;
URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=620 (дата обращения: 23.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674