В этом году я принимала участие в школьном этапе Всероссийской предметной олимпиады по литературе. Готовясь, я изучала рекомендации, данные мне моим учителем. Это было задание, опубликованное на сайте РОСОЛИМП – Методические рекомендации для экспертов по проведению школьного и муниципального этапов. Меня заинтересовало задание для 7–8 классов. Приложение 1. Оно предполагало создание своего варианта сказки «Курочка Ряба». Но меня удивила предложенная организаторами олимпиады в качестве примера интерпретация этой сказки М.Казинником. (VII.1) Она была неожиданна, и я задумалась о первоначальном смысле этой народной сказки.
«Курочка Ряба» по праву считается самой первой русской народной сказкой. Ее мы знаем с раннего детства, и воспринимаем как забавную историю. На первый взгляд сказка может показаться странной. И мы решили разобраться со смыслом сказки. Лишь после раздумий над каждой строчкой и попыток связать их в одно целое, приходит понимание смысла, заложенного в сказку.
Тема нашей исследовательской работы «О чем поведала «Курочка Ряба?», т.е. мы хотим выяснить скрытые смыслы всем известной сказки.
Как часто люди задумываются над смыслом прочитанного или услышанного, пытаются дойти до глубин того или иного вопроса? Проводя исследование, я выяснила, что не часто. Своей работой я хочу сказать, что в самом простом могут содержаться глубокие смыслы. Как говорится: «Сказка–ложь, да в ней намек…» В этом состоит актуальность моей работы. Разобраться самой в том, о чем хотела поведать «Курочка Ряба», и обратить внимание современников на философское значение русской народной сказки.
Цель работы: размышляя над строчками русской народной сказки «Курочка Ряба», проникнуть глубже в ее смысл.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- перечитать заново сказку «Курочка Ряба», сделать ее построчный анализ;
- изучить известные интерпретации этой сказки учеными;
- исследовать, как мои современники понимают смысл народной сказки;
- попытаться создать свою интерпретацию этой сказки
Объект исследования
- русская народная сказка «Курочка Ряба»;
- научная литература, содержащая интерпретации сказки;
- результаты опроса учащихся и педагогов МБОУ СОШ№38;
- материалы обсуждения смыслов сказки в блогах.
Гипотеза: несмотря на широкую популярность русских народных сказок, их идейно – философское содержание остаётся неразгаданным.
Предмет исследования: идейное содержание сказки «Курочка Ряба».
Методы исследования:
- чтение и построчное размышление над сказкой;
- изучение критической литературы по теме исследования;
- анализ интернет – источников;
- работа со словарем символов;
- опрос учащихся 6 – 11 классов, опрос педагогов школы:
1. Знаете ли вы сказку «Курочка Ряба»?
2. В каком возрасте вы с ней познакомились?
3. От кого Вы ее услышали?
4. Почему курочка снесла золотое яичко?
5. Почему дед и баба не смогли разбить этого яйца?
6. Есть ли в этой сказке скрытый смысл?
7. Если да, то в чем он заключается?
«О чем поведала Курочка Ряба?»
Построчный анализ сказки
Прежде чем заново перечитать сказку, мы провели опрос и выяснили, что сказку «Курочка Ряба» знают все, но над вопросом, почему курочка снесла золотое яичко и почему дед с бабой не смогли его разбить, никто не задумывался.
Перечитав заново сказку, я решила разобраться со смыслом построчно. И так: «Жили–были дед да баба. Была у них курочка Ряба. Снесла курочка яичко, не простое – золотое».
Исходя из утверждения о том, что яичко было золотым, можно предположить:
– либо оно, действительно, включало в свой состав золото,
– либо оно было таким только по видимости, то есть было, как золотое.
Если яичко включало в свой состав золото, то возможны несколько вариантов: яичко могло быть позолоченным, могло иметь только золотую скорлупу, могло быть целиком из золота. Но вполне возможно, что яичко совсем не содержало золота, а просто имело золотистый цвет из–за особенностей окраски скорлупы.
«Дед бил–бил – не разбил. Баба била–била – не разбила».
Почему деду с бабой не удалось разбить, можно объяснить следующим образом: либо яичко было слишком крепким, либо у деда с бабой было мало сил. А возможно, и то и другое.
С помощью опыта я решила проверить крепость яичной скорлупы.
Опыт 1. Для этого мне потребовалось два яйца темной и белой окраски. Я попробовала разбить яйцо деревянной ложкой, как это делали в сказке дед и баба. В результате: яички разбились с одинаковой легкостью, как темное, так и белое.
Опыт 2. Для следующего опыта я взяла большую иголку, чтобы проверить крепость методом прокалывания. Опыт доказал, что яйца темного и белой окраски равносильно одинаковые по крепости и прокалываются без особых усилий.
В результате я сделала такой вывод, что в реальной жизни яйца темной и белой окраски совершенно одинаковые по крепости. Но в сказке «Курочка Ряба» все выглядит иначе. Яйцо, похожее на золотое, старики разбить не могут. И когда его разбивает мышка, дед с бабой очень расстраиваются, осознавая свою старость и бессилие. Из этого следует, что яйцо в сказке это не только продукт питания, а и определенный символ. Так как именно этот предмет несет как радость, так и горе.
Зачем же деду с бабой понадобилось разбивать яичко? Наверное, для того чтобы выяснить – позолоченное ли оно или полностью из золота? Золотая ли скорлупа у яичка, или это просто особенность окраски скорлупы? Разбив яичко, дед с бабой имели бы возможность уточнить свои предположения.
И вполне вероятно, что дед с бабой, увидев такое необычно красивое яичко, решили, что оно должно быть необыкновенно вкусным, и пытались разбить его просто для того, чтобы попробовать.
В древности яйцо служило символом весеннего солнца, несущего с собой жизнь, радость, тепло, свет, возрождение природы, избавление от мороза и снега. Когда–то было принято подносить яйцо как простой дар языческим богам, дарить яйца друзьям и благодетелям в первый день Нового года и в день рождения. Богатые вместо окрашенных куриных яиц зачастую подносили золотые или позолоченные яйца, как символ солнца.
«Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось».
Зачем в сказку вводится такой персонаж, как мышка? – Для того чтобы уточнить причину неудачи деда с бабой разбить яичко. Если бы яичко, действительно, было чрезвычайно крепким, то оно бы не разбилось. Значит, у деда с бабой просто не хватило сил для того, чтобы его разбить. Наверное, яичко все–таки было немного крепче обычного, поскольку нормальные яички деду с бабой удавалось разбивать.
«Дед плачет, баба плачет, …».
На первый взгляд непонятно, почему дед с бабой плачут, когда они еще недавно безуспешно пытались разбить яйцо. Мышка им в этом помогла. Но при более внимательном рассмотрении можно выявить несколько возможных причин для горя деда и бабы.
Во–первых, они хотели его попробовать. Во–вторых, чтобы узнать, золотая скорлупа или нет. В–третьих, они надеялись, что яйцо все–таки полностью золотое, раз они не могут его разбить. Поэтому, скорее всего, сочетание этих трех причин принесло им такое разочарование. Наконец, еще об очень важной, причине для плача деда с бабой. Когда они не смогли разбить яичко, они, безусловно, решили, что яичко чрезвычайно крепкое. Но вдруг какая–то мышка хвостиком уронила яичко, и оно разбилось. Дед с бабой получили ясное и наглядное представление, насколько у них мало сил, они остро прочувствовали свою дряхлость и немощь. Это могло быть серьезной причиной для их плача.
« … а курочка кудахчет:
– Не плачь, дед, не плачь, баба! Я снесу вам яичко другое, не золотое, а простое!».
На первый взгляд от этого странного утешения дед с бабой могли бы заплакать еще сильнее. Но это не так. Курочка Ряба утверждает, что нет причин для плача. Она обещает им снести другое яичко. Но оно будет простое, а не золотое. Потому что яичко, похожее на золотое, они разбить не смогли, а с простым яйцом таких проблем не возникнет.
Теперь, после построчных размышлений можно остановиться на структуре сказки в целом. В сказке следует одно за другим несколько событий: курочка Ряба сносит яичко; дед с бабой неудачно пытаются его разбить; мышка случайно и легко его разбивает; дед с бабой плачут; курочка Ряба их утешает.
Таким образом, в конце нашего исследования вырисовывается наиболее правдоподобный вариант смысла русской народной сказки «Курочка Ряба». Он сводится к следующему: курочка Ряба снесла яичко, похожее на золотое: с особым строением скорлупы (менее вероятно, с позолоченной скорлупой). Дед с бабой, увидев красивое яичко, решили, что оно должно быть необыкновенного вкуса и стали его бить, чтобы попробовать. Но, так как яичко было немного крепче простого, а у деда с бабой в старости осталось мало сил, разбить золотое яичко им не удалось. Когда они отложили яичко в сторону, пробежала мышка, хвостиком уронила яичко на пол, и оно разбилось. Дед с бабой заплакали от того, что не смогли попробовать это яичко и от того, что осознали свою старость и слабость. Курочка Ряба стала утешать их, обещая снести яичко не золотое, а простое, потому что Золотое яичко причинило им только горе. Курочка Ряба решила, что простое яичко, пусть и не такое красивое, но его можно будет спокойно разбить и съесть.
Опыт различной интерпретации русской сказки
М. Е. Вигдорчик в статье «Анализ русской сказки «Курочка ряба» в теории объектных отношений» пишет: «Золотое яйцо, снесенное курицей — это символ ребенка, имеющего особую значимость для его родителей. (VII.2) Данная интерпретация согласуется с последующей частью сказки, где речь идет о том, что и дед и баба бьют яйцо. Бьют — воспитывают, пытаются привести яйцо в соответствие со своими представлениями и горечь разочарования наступает, когда в один момент некая «мышка» достигает того, чего они не могли достигнуть сами в отношении яйца. Кто же она, эта мышка? И ее символическое значение и ее действия (вильнуть хвостом) указывают на то, что это женщина (сноха), которая воспринимается родителями сына как соперница, легкомысленно себя ведущая. Утешение же могут родители найти только в оставшейся у них «Курочке Рябе» и ее детородной функции».
Смысл Курочки Рябы меня волнует меня все больше и больше. Мне все время кажется, что в этой сказке полно недомолвок. Начав изучать «Курочку Рябу», у меня снова возникло подозрение, что Курочка Ряба рассказывает совсем не о том, о чем мы все думаем. Оказывается, в детских книжках печатается усеченная, адаптированная версия сказки.
На самом деле... Жил–был старик со старушкою, у них была курочка – татарушка, снесла яичко в куте под окошком: пестро, востро, костяно, мудрено! Положила на полочку; мышка шла, хвостиком тряхнула, полочка упала, яичко разбилось. Старик плачет, старуха возрыдает, в печи пылает, верх на избе шатается, девочка–внучка с горя удавилась. Идет просвирня, спрашивает: что они так плачут? Старики начали пересказывать: «Как нам не плакать? Есть у нас курочка – татарушка, снесла яичко в куте под окошком: пестро, востро, костяно, мудрено! Положила на полочку; мышка шла, хвостиком тряхнула, полочка упала, яичко и разбилось! Я, старик, плачу, старуха возрыдает, в печи пылает, верх на избе шатается, девочка–внучка с горя удавилась». Просвирня как услыхала – все просвиры изломала и побросала. Подходит дьячок и спрашивает у просвирни: зачем она просвиры побросала? Она пересказала ему все горе; дьячок побежал на колокольню и перебил все колокола. Идет поп, спрашивает у дьячка: зачем колокола перебил? Дьячок пересказал все горе попу, а поп побежал, все книги изорвал.* «Народные русские сказки», Афанасьев А. Н. (VII.3)
С. З. Агранович основывает свой анализ на психоанализе: «Дед и баба – пожилые люди (не случайно!); также они воплощают человеческий коллектив (ведь это разнополая пара). Яйцо – олицетворение жизни. Золото — символ смерти (в мифах золото и богатства находятся именно в царстве мертвых, в славянских сказках — Кощей, представитель царства мертвых, всегда связан с золотом). Золотое яйцо, которое получили дед с бабой, – это «антижизнь, черная метка». Получив золотое яйцо, дед и баба воспринимают его, как знак приближающейся смерти. Они по очереди пытаются разбить яйцо, но ничего не получается. Мышь – это посредник между миром живых (земных) и мертвых (подземных). Это существо, которое служит двум мирам, и поступает непредсказуемо. Мышь – двулика, может сотворить как добро, так и зло. Семья попа – это модель как человеческой семьи, так и сакрального общества. Разбитое мышью яйцо пугает всех. Мир начинает распадаться, происходит сумасшествие социума. Причина распада в неизвестности. Никто не знает, что будет дальше. Поступок мыши они не в состоянии объяснить в силу ее двуликости. Наступает развязка: курочка обещает снести яйцо ПРОСТОЕ, а значит подарить ЖИЗНЬ. Конечно, все радуются! Они спасены!» Таким образом, «детская сказка» оказывается рассказом о жизни и смерти, о социуме, и о том, как складывается борьба за жизнь. Сказка о курочке Рябе транслирует эмоции опасной для жизни ситуации: тревогу, страх, отчаяние, в конце — радость и ликование. (VII.4)
Различные варианты интерпретаций можно найти в интернете
ПО ПРИНЦИПУ «ПРОСТОЕ — ПОНЯТНЕЙ». Например, молодой талантливый ученый изобрел принципиально новую конструкцию — Золотое Яйцо. Ну и что? Кому нужны золотые яйца? Сразу же возникли трудности с внедрением. После долгих раздумий изобретатель приходит к выводу: «Отныне я буду делать только то, что легко можно внедрить». Или такой вариант. Некий художник создал Золотое Яйцо — произведение гиперреалистического искусства. Но реакция деда и бабы на это новаторское творение самая что ни на есть здоровая. Оно им непонятно и ненужно. И вот перед этим художником встал вопрос: «Зачем нести Золотые Яйца? А главное — кому?». В конце концов гиперреалист понимает свою оторванность от деда и бабы и решает в корне изменить характер своего творчества.(VII.5)
Борис Заходер считал, что «Курочка Ряба» — это сказка о человеческом счастье: «Счастье — это золотое яйцо — люди бьют его и так и эдак, а пробежала мышка, хвостиком махнула…». Такое толкование встречает поддержку: «Попробуйте рассказать счастье и о легкости его утраты как–то понятнее, образнее, целостнее… Каждый понимает, что сказка об этом». (VII.6)
Неожиданные варианты объяснения смыслов сказки мы обнаружили в блогах. (Приложение 4).
Результаты исследования опроса современников
В задачи данного исследования входило изучение вопроса «Как мои современники понимают смысл народной сказки?»
Для получения данных нами было проведено анкетирование среди учащихся 6–9 и 11 классов МБОУ СОШ №38 г. Абдулино. Авторами данной работы была разработана анкета (Приложение2). В ходе анкетирования было опрошено 69 человек. Чтобы наглядно представить результаты анкетирования, мы вывели подсчёты в виде диаграмм, представив и целостную картину анализа.
Обобщенные результаты анкеты:
В опросе участвовали 69 человек, из них 20 учащихся 6 класса, 27 учащихся 9 класса, 10 учащихся 11 класса МБОУ СОШ№38 Абдулинского городского округа и 12 педагогов школы.
Сказку знают все 69 человек, участвовавших в опросе.
Большинство познакомилось со сказкой в возрасте 3–5 лет –66 человек, затруднились ответить 3 человека.
Услышали сказку от бабушки–24 человека, от мамы–29 человек, от папы–1, в детском саду–10 человек, прочитал сам –1 человек.
На вопрос «Почему курочка Ряба снесла золотое яичко?»
– затруднились ответить– 9 человек,
ответили:
– «потому что это сказка», – 3 человека,
–«из благодарности, за любовь, которую дарили Курочке дед и баба»–15 человек,
– «хотела похвалиться перед другими курочками»–1 человек,
– «потому что курочка была необыкновенная (волшебная)»–2 человека,
–«желая обогатить семью»–1 человек,
На вопрос «Почему дед и баба не смогли разбить яйцо?»
– «потому что оно было золотым» – 23 человек,
– «сил не хватило (были старыми и немощными)»–18человек,
– «долго били – символ поиска истины – чтобы чего–то достичь, нужно много трудиться» –1 человек,
– затруднились ответить– 27 человек.
Считают, что в сказке есть скрытый смысл 52 человека, что его нет 17 человек.
В определении смысла сказки затруднились–17 человек,
– «счастье не в золоте, а в обычных вещах», «не в богатстве счастье» – 13 человек,
– « что имеем – не храним, потерявши – плачем», «нужно радоваться тому, что имеешь» – 12 человек,
– «старость – не радость» – 18 человек,
– «не надо искать смысла там, где его нет», «в сказке вообще нет никакого смысла» – 9 человек.
Вывод: Результаты анкетирования подтвердили актуальность работы, действительно, большая часть респондентов не задумывалась над смыслом «Курочки Рябы» и затруднилась в определении ее философского смысла.
Чтобы попытаться исправить сложившуюся ситуацию и помочь учащимся понять изначальный смысл хорошо знакомых русских народных сказок мы попробовали систематизировать разные интерпретации русской народной сказки «Курочка Ряба» и предлагаем ещё одну, свою интерпретацию этой сказки.
Попытка создания собственной интерпретации сказки
Глубокое проникновение в суть «Курочки» позволяет однозначно обозначить одну из самых острых проблем нашего времени — проблему некоммуникабельности. Смысл «Курочки Рябы» состоит в том, что никто никогда не понимает и не поймет друг друга. Ни дед. Ни баба. Ни курочка Ряба, которая снесла яйцо. Ни мышка, которая его разбила.
Удивительно, но и я своей окончательной версии не нашла.Хотя, как мне кажется, сказка весьма многое объясняет. По моему мнению, она учит (втолковывает с малолетства) что все зависит от всего. Вспоминается бабочка у Бредбери (Приложение3) (VII.7) – да, тот самый случай. Нечаянно разбитое яйцо влечет за собой целую череду катастроф, человеческих жертв и стихийных бедствий. Сказка говорит открытым текстом – будьте осторожны, продумывайте свои действия, от них может измениться все вокруг и вы сами, в том числе. Сказка напоминает: остерегайтесь случайных, немотивированных поступков, они могут принести серьезные последствия. И это даже не пресловутые пальцы в розетке. Это намного серьезнее и глобальнее! Яйцо часто являлось объектом различных магических обрядов. С помощью яйца часто лечили – считалось, что яйцо способно вытянуть из человека болезни и порчи. Но ворожить могли не все, кому захочется, а только посвященные, четко знающие всю последовательность действий. Безусловно, в сказке показано, как мышка (существо неразумное) случайно воспроизвела магический обряд (сотворять который, ни дед ни бабка не хотели – от того и заплакали). Но было уже поздно. Как разбившееся яйцо не собрать в скорлупу, так и последствия, произведенные случайным магическим обрядом, устранить практически не возможно. Вот почему сказку про курочку рассказывают детям одной из первых – дети, прежде всего, должны понять, насколько все взаимозависимо в мире, насколько важно по незнанию не оборвать эти связи и не нарушить существующее равновесие.
Заключение
Золотое яичко порадовало своим видом деда и бабку, но оказалось гораздо крепче простого из – за состава скорлупы. Но на опыте доказано, что если бы оно было из золота, то яйцо не разбилось бы вообще. А темные и белые яйца бьются одинаково. (Опыт1 и 2) Поэтому разбитое золотое яйцо – это разбитая надежда на новую жизнь, которая старикам уже не по силам. А простое яйцо – это продолжение прежней жизни. Это размышление доказывает нам, что смысл сказки гораздо глубже, чем кажется.
Заключение
Исходя из выше сказанного, мы сделали такой вывод, что содержание русской народной сказки «Курочка Ряба» несет в себе глубокий философский смысл, который большинство обозначает русской пословицей «старость – не радость», где Курочка Ряба – это утешение в старости, дающее надежду на жизнь, а яйцо – символ жизни.
В результате нашего опроса мы выяснили, что выдвинутая нами гипотеза – «несмотря на широкую популярность русских народных сказок, их идейно – философское содержание остаётся неразгаданным» – подтвердилась.
Нами были сделаны следующие выводы:
1.Учащимся 6 – 11 классов было достаточно сложно определить смысл сказки, многие опрошенные считают, что в сказке нет никакого смысла.
2. Взрослые участники опроса выдали совершенно противоположные интерпретации сказки, которые могут вызывать интерес.
3. Изученные источники интерпретации сказки в научных изданиях и в интернете не дают однозначного толкования ее смыслов.
Нами также была сформулирована своя интерпретация сказки. Таким образом, можно считать, что цель работы достигнута.
В заключение хотелось добавить, что эта сказка предназначена для понимания в зрелом возрасте. В древние времена всё говорилось иносказательно, со скрытым смыслом, в расчете, что умный поймет, а дураку и не надо. Во – первых, у слова «снесла» есть несколько значений, во – вторых в сказке не сказано что дед и баба били именно яйцо, в – третьих фразу: «бил – бил, не разбил», можно записать и по – другому: «бил – бил, не раз бил» – произношение ведь одинаковое... По поводу символизма(VI.3): Дед и баба – символ семьи, связь с предыдущими поколениями, предки, род... Золотое яйцо – символ происхождения, потомства, возрождения, плодородия, бессмертия, чего – то очень ценного... Курочка ряба – «была у деда с бабой», «куриные мозги», «пестрая/модная окраска», легкомысленное молодое поколение?... Мышь – олицетворение зла, смерть, предательство, разрушения, войны... в древнегреческих драмах мыши – олицетворение чувственности и вожделения... Простое яйцо – тоже символ жизни, потенциальная возможность, семя, начало, но это уже после утраты золотого яйца...»
Может прав Михаил Казинник (Приложение1), видя в «Курочке Рябе» великую притчу о ШАНСЕ. О том, что жизнь представляет нам возможность иного пути, но мы его не видим. А может быть «Курочка Ряба» действительно притча, но она не про яйцо Фаберже, снесенное курицей, а про обыденное и земное. И смысл народной сказки в том, что голодному простое яйцо дороже золотого.
Меня же эта сказка научила искать во всем скрытый смысл, ведь не зря же говорится «Сказка ложь, да в ней намек…» Очень хочется разгадать, на что же она намекает. А так как русский народ богат на сказки, то поле деятельности для исследования очень обширно.
Приложение 1
Всероссийская олимпиада по литературе. Методические рекомендации по проведению школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады школьников по литературе в 2015/2016 учебном году. Москва 2015.
Методические рекомендации подготовлены Центральной предметно – методической комиссией (ЦПМК) по литературе, содержит конкретные рекомендации по организации, проведению и подведению итогов олимпиады по литературе, требования к структуре и содержанию олимпиадных заданий, критерии оценивания работ участников олимпиады, примеры олимпиадных заданий.
Школьный этап
Задания для 7 – 8 классов Задание № 2
Хорошо известная вам с детства сказка «Курочка Ряба» часто становилась объектом для остроумных и неожиданных интерпретаций. Вот одна из них, предложенная М. Казинником: «Однажды в жизни свершилось чудо: курочка снесла не простое, а золотое яичко, то есть создала произведение искусства – слиток золота яйцевидной формы, совершенной обработки (скажем, яйцо Фаберже). А глупые дед и баба не оценили и стали вести себя с золотым, как всю жизнь вели себя с простым: стали бить, чтобы использовать в кулинарных целях. «Курочка Ряба» – это великая притча о шансе. О том, что жизнь предоставляет нам возможность иного пути, иного измерения».
Представьте, что дед и баба оставили у себя это золотое яйцо – бесценное творение искусства. Сочините свой вариант авторской сказки «Курочка Ряба», где рождение чуда стало центральным эпизодом, перевернувшим жизнь героев (курочки Рябы, деда, бабы и др.).
В оформлении работы можете воспользоваться советами «Как написать авторскую сказку?»:
1) Укажите место и время действия, наделите их реальными или условными чертами;
2) Охарактеризуйте главных персонажей (упомянув как положительные, так и отрицательные их качества);
3) Придумайте смешные и грустные ситуации, в которые попадают герои, напишите, как они преодолевают трудности;
4) Используйте литературные средства выразительности (пейзажную зарисовку, метафоры и сравнения, иные тропы и фигуры).
Приложение 2
Содержание анкеты «Опрос учащихся 6 – 11 классов и педагогов школы»:
1. Знаете ли вы сказку «Курочка Ряба»?
2. В каком возрасте вы с ней познакомились?
3. От кого Вы ее услышали?
4. Почему курочка снесла золотое яичко?
5. Почему дед и баба не смогли разбить этого яйца?
6. Есть ли в этой сказке скрытый смысл?
7. Если да, то в чем он заключается?
Результаты анкеты:
В опросе участвовали 69 человек, из них 20 учащихся 6 класса, 27 учащихся 9 класса, 10 учащихся 11 класса МБОУ СОШ№38 Абдулинского городского округа и 12 педагогов школы.
Сказку знают все 69 человек, участвовавших в опросе.
Большинство познакомилось со сказкой в возрасте 3 – 5 лет – 66 человек, затруднились ответить 3 человека.
Услышали сказку от бабушки – 24 человека, от мамы – 29 человек, от папы – 1, в детском саду – 10 человек, прочитал сам – 1 человек.
На вопрос «Почему курочка Ряба снесла золотое яичко?»
– затруднились ответить – 9 человек,
ответили:
– «потому что это сказка», – 3 человека,
– «из благодарности, за любовь, которую дарили Курочке дед и баба» – 15 человек,
– «хотела похвалиться перед другими курочками» – 1 человек,
– «потому что курочка была необыкновенная (волшебная)» – 2 человека,
– «желая обогатить семью» – 1 человек,
На вопрос «Почему дед и баба не смогли разбить яйцо?»
– «потому что оно было золотым» – 23 человек,
– «сил не хватило (были старыми и немощными)» – 18человек,
– «долго били – символ поиска истины – чтобы чего – то достичь, нужно много трудиться» – 1 человек,
– затруднились ответить – 27 человек.
Считают, что в сказке есть скрытый смысл 52 человека, что его нет 17 человек.
В определении смысла сказки затруднились – 17 человек,
– «счастье не в золоте, а в обычных вещах», «не в богатстве счастье» – 13 человек,
– « что имеем – не храним, потерявши плачем», «нужно радоваться тому, что имеешь» – 12 человек,
– «старость – не радость» – 18 человек,
– «не надо искать смысла там, где его нет», «в сказке вообще нет никакого смысла» – 9 человек.
Приложение 3
И грянул гром Материал из Википедии — свободной энциклопедии
«И грянул гром» (англ. A Sound of Thunder) — знаменитый научно – фантастический рассказ американского писателя Рэя Брэдбери. Впервые опубликован 28 июня 1952 года в журнале Collier’s. Входил в авторские сборники «Золотые яблоки Солнца» (The Golden Apples of the Sun, 1953), «Р — значит ракета» (R is for Rocket, 1964) и др. Занимает первое место по количеству переизданий среди всех научно – фантастических рассказов, согласно информации журнала Locus. На русском языке впервые опубликован в 1965 году.
Сюжетная линия Экельс, охотник – любитель, за большие деньги отправляется на сафари в мезозойскую эру вместе с ещё несколькими охотниками. Однако охота на динозавров обставлена жёсткими условиями: убить можно только то животное, которое должно и без этого вот – вот погибнуть (например, убитое сломавшимся деревом), а возвращаясь, необходимо уничтожить все следы своего пребывания (в том числе вытащить из тела животного пули), чтобы не внести изменения в будущее. Люди находятся на антигравитационной тропе, чтобы случайно не задеть даже травинку, поскольку это может внести непредсказуемые потрясения в историю. Руководитель сафари Тревис предупреждает: Раздавите ногой мышь — это будет равносильно землетрясению, которое исказит облик всей Земли, в корне изменит наши судьбы. Гибель одного пещерного человека — смерть миллиарда его потомков, задушенных во чреве. Может быть, Рим не появится на своих семи холмах. Европа навсегда останется глухим лесом, только в Азии расцветёт пышная жизнь. Наступите на мышь — и вы сокрушите пирамиды. Наступите на мышь — и вы оставите на Вечности вмятину величиной с Великий каньон. Не будет королевы Елизаветы, Вашингтон не перейдёт Делавер. Соединенные Штаты вообще не появятся. Так что будьте осторожны. Держитесь тропы. Никогда не сходите с неё!
Во время охоты Экельс, увидев тираннозавра, впадает в панику и сходит с тропы. После возвращения в своё время охотники неожиданно обнаруживают, что их мир изменился: иная орфография языка, у власти вместо президента – либерала стоит диктатор. Причина этой катастрофы тут же выясняется: Экельс, сойдя с тропы, случайно раздавил бабочку. Тревис поднимает ружьё. Щелкает предохранитель. Последняя фраза повторяет название рассказа: «…И грянул гром».
Приложение 4
Наиболее интересные варианты обсуждения смыслов «Курочки Рябы» в блогах
Библиографическая ссылка
Сабирова М.М. О ЧЕМ ПОВЕДАЛА «КУРОЧКА РЯБА?» // Старт в науке. – 2017. – № 2. ;URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=611 (дата обращения: 23.11.2024).