Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

БИБЛИОТЕКА - ДУШИ АПТЕКА

Погодина Е. 1
1 с. Алексеевка Самарской области, ГБОУ СОШ «Образовательный центр» им. Героя Советского Союза Ваничкина И.Д., 4 «Б» класс
Головачева Г.В. (с. Алексеевка Самарской области, ГБОУ СОШ «Образовательный центр» им. Героя Советского Союза Ваничкина И.Д.)

Книга –учитель,

Книга – наставник,

Книга – бесценный

Товарищ и друг.

Ум, как ручей,

Высыхает и старится

Если ты выпустишь

Книгу из рук.

Введение

Человек, любящий и умеющий читать – счастливый человек. Его окружает множество верных, умных и добрых друзей. Друзья – это книги. Они встречают нас с самого раннего детства и сопровождают всю жизнь. Они заставляют нас развиваться.

В школе мы учимся многому, но какие знания без книг умных, интересных, поучительных. Дома невозможно собрать все книги. Они не поместятся в нашей квартире. Да и нет в этом необходимости. Всегда можно взять книгу … угадайте – где?

Снаружи смотришь –

Дом как дом,

Но нет жильцов обычных в нём,

В нём книги интересные

Стоят рядами тесными.

На длинных полках

Вдоль стены

Собрались сказки старины:

И Черномор,

И царь Гвидон,

И добрый дед Мазай.

Как называют этот дом?

Попробуй, отгадай!

(Правильно, это библиотека).

Взрослые говорят, что мы живем в век техники, электроники, информационных технологий. В связи с этим, конечно, у нас есть много различных увлечений – компьютерные игры, игры в интернет –сети, общение в социальных сетях. Но вместе с тем родители с детства привили в нас любовь к чтению. Однако в классе мы часто слышим от одноклассников, что чтение – это скучно и неинтересно. Мне захотелось узнать, кто и как среди наших сверстников относится к чтению.

Объект исследования: учащиеся 3 класса (возраст 8 –9 лет).

Предмет исследования: отношение к чтению и читательские интересы учащихся 3 –Б класса.

Цель исследования: изучение отношения учащихся 3 –Б класса к чтению, выявление их читательских интересов.

Задачи исследования:

Собрать информацию об истории возникновения библиотек;

Провести исследование отношения учащихся 3 –Б класса к чтению, выявить их читательские интересы;

Создать банк графических проектов библиотеки будущего.

Гипотеза: Я предположила, что мои одноклассники проявляют недостаточное внимание и заинтересованность к чтению, предпочитая заниматься чем –либо другим в свободное время.

Методы: изучение и анализ литературы, анкетирование, опрос, обработка данных, практическая работа по созданию банка графических проектов библиотеки будущего.

Этапы:

Изучение и анализ литературы;

Опрос (анкетирование) учащихся 3 –Б класса;

Анализ полученных данных;

Создание банка графических проектов;

Оформление результатов исследования

Проект включает в себя данные исследования, проведенного среди учащихся 3 «Б» класса ГБОУ СОШ «Образовательный центр» с. Алексеевка муниципального района Алексеевский Самарской области. Диагностический инструментарий: анкета. Сроки проведения исследования: октябрь –ноябрь 2015 года.

Библиотека: прошлое и настоящее.

Используя интернет, я узнала много нового.

Библиотека – это собрание материалов для чтения (а иногда также собрание музыки и видеоматериалов), доступных для того, чтобы люди могли ими пользоваться, но не покупать.

Слово «библиотека» происходит от слов «библио» – книга и «тека» – помещение, где хранятся книги.

Первая библиотека возникла 8000 лет назад. Жители Древней Месопотамии писали на глиняных дощечках с помощью тонкой палочки, которая называлась «клин». Их способ письма известен как клинопись.

Библиотеки Древнего Египта находились в храмах, их охраняли священники. Египтяне писали на папирусе, который затем сворачивали в рулон вокруг палки с наконечником и хранили в сундуках или на полках.

В конце периода Средневековья, когда были построены величественные соборы, люди стали строить маленькие библиотеки при соборах. Университеты тоже стали коллекционировать книги.

Самая первая государственная библиотека возникла на Руси в городе Киеве. Ее основателем был Ярослав Мудрый.

В настоящее время неподалеку от Кремля находится самая большая в России Российская государственная библиотека. Раньше она называлась библиотекой имени Ленина, а еще раньше – Румянцевской. Граф Румянцев создавал библиотеку на собственные средства. Эту библиотеку Румянцев передал в дар своему народу. Сейчас в ней 40 млн. книг на 247 языках.

А ещё я теперь знаю, что день 27 мая считается общероссийским Днем библиотек.

Сегодня большая часть средств, необходимых для работы публичных библиотек в населенных пунктах, поступает из налогов, которые платят люди, живущие в больших и маленьких городах.

Можно сказать, что в каком–то смысле ты и все остальные жители твоего города или селения являетесь совместными владельцами местной публичной библиотеки и всех замечательных книг, видеоматериалов, компакт–дисков и других материалов в ней. Какую лучшую причину можно придумать для того, чтобы ты относился бережно к материалам, которые берешь в библиотеке? Получается, что к ним нужно относиться с тем же уважением, с каким ты относишься к собственным вещам и вещам своего друга. Не стоит забывать и о том, что материалы, которые ты берешь в библиотеке, нужно вовремя возвращать, ведь кто–то еще ждет своей очереди.

Исследование отношения учащихся к чтению, выявление читательских интересов школьников 3–Б класса

Мною было проведено исследование с целью выявления отношения учащихся к чтению и определению их читательских интересов. В исследовании принимали участие учащиеся 3–б класса нашей школы – всего 21 человек. Диагностический инструментарий: анкета. Сроки проведения исследования: октябрь–ноябрь 2015 года. В результате проведенного исследования были получены следующие данные:

На вопрос анкеты « Что ты предпочитаешь делать в свободное время?» шесть человек ответили – гулять, восемь – играть на компьютере, а читают в свободное время только 7 школьников.

Интересно, что при этом на второй вопрос «Любишь ли ты читать?» 20 моих одноклассников ответили положительно.

На вопрос «Сколько времени ты уделяешь чтению?» мы получили такие ответы: 10 учащихся читают 15–20 минут в день, 6 человек – час перед сном и ещё 5 – только по выходным. А есть в нашем классе ребята, чтение которых ограничивается только выполнением домашнего задания.

Таблица 1

Варианты ответов

Количество учащихся

15 минут в день

10

1 час перед сном

6

По выходным

5

Каждую свободную минуту

0

Выполнение домашнего задания

0

На вопрос «Посещаешь ли ты библиотеку?» больше половины школьников ответили – да, с удовольствием. Но при этом мы обратили внимание, что 7 учащихся не приходят в библиотеку за книгами.

Следующий вопрос помог выявить нам читательские интересы наших одноклассников – «О чем ты любишь читать?». Мы узнали, что семь учащихся любит читать о животных и еще семь – о приключениях, 6 – читают обо всем.

Таблица 2

Варианты ответов

% от всех учащихся

О животных

7

О приключениях

7

Обо всем

6

О природе

0

О детях

1

Кроме этого я получила самые разнообразные ответы на вопрос «Назови свою любимую книгу»: Простоквашино, Кир Булычев «Сто лет тому вперед», рассказы Кира Булычева, Азбука зверей, Волшебницы Винкс, Черепашки Ниндзя, Фунтик и его друзья и другие.

Заключение

Я в своей работе «Библиотека – души аптека» познакомилась с понятием, историей возникновения библиотек.

Мною было проведено исследование с целью выявления отношения учащихся к чтению и определению их читательских интересов. В результате проведенного исследования я узнала, что учащиеся 3–б класса любят читать, но уделяют чтению всего 15 минут в день, а в свободное время предпочитают погулять или поиграть в компьютер. Больше всего мои одноклассники любят читать о животных и о приключениях.

Таким образом, моя гипотеза подтвердилась: мои одноклассники проявляют недостаточное внимание и заинтересованность к чтению.

Получив такие результаты, я решила помочь сверстникам приобщиться к удивительному и увлекательному миру чтения. А заинтересовала я их для начала творческим заданием – создать графический проект библиотеки будущего. У нас получился целый банк самых разнообразных идей, и ребята остались довольными. Я думаю, что первый шаг удался, а впереди еще много–много работы.

Приложение 1

Анкета

В свободное время ты предпочитаешь:

– смотреть телевизор

– гулять

– слушать музыку

– танцевать

– читать

– спать

– другое

Любишь ли ты читать?

– да

– нет

Сколько времени ты уделяешь чтению?

– 15 минут в день

– час перед сном

– каждую свободную минуту

– по выходным

– другое

О чем ты любишь читать?

– о природе

– о животных

– о детях

– о приключениях

– обо всем

Назови свою любимую книгу.

Посещаешь ли ты библиотеку?

– да, с удовольствием

– когда задает учитель

– нет


Библиографическая ссылка

Погодина Е. БИБЛИОТЕКА - ДУШИ АПТЕКА // Старт в науке. – 2017. – № 2. ;
URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=608 (дата обращения: 16.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674