Книга –учитель,
Книга – наставник,
Книга – бесценный
Товарищ и друг.
Ум, как ручей,
Высыхает и старится
Если ты выпустишь
Книгу из рук.
Введение
Человек, любящий и умеющий читать – счастливый человек. Его окружает множество верных, умных и добрых друзей. Друзья – это книги. Они встречают нас с самого раннего детства и сопровождают всю жизнь. Они заставляют нас развиваться.
В школе мы учимся многому, но какие знания без книг умных, интересных, поучительных. Дома невозможно собрать все книги. Они не поместятся в нашей квартире. Да и нет в этом необходимости. Всегда можно взять книгу … угадайте – где?
Снаружи смотришь –
Дом как дом,
Но нет жильцов обычных в нём,
В нём книги интересные
Стоят рядами тесными.
На длинных полках
Вдоль стены
Собрались сказки старины:
И Черномор,
И царь Гвидон,
И добрый дед Мазай.
Как называют этот дом?
Попробуй, отгадай!
(Правильно, это библиотека).
Взрослые говорят, что мы живем в век техники, электроники, информационных технологий. В связи с этим, конечно, у нас есть много различных увлечений – компьютерные игры, игры в интернет –сети, общение в социальных сетях. Но вместе с тем родители с детства привили в нас любовь к чтению. Однако в классе мы часто слышим от одноклассников, что чтение – это скучно и неинтересно. Мне захотелось узнать, кто и как среди наших сверстников относится к чтению.
Объект исследования: учащиеся 3 класса (возраст 8 –9 лет).
Предмет исследования: отношение к чтению и читательские интересы учащихся 3 –Б класса.
Цель исследования: изучение отношения учащихся 3 –Б класса к чтению, выявление их читательских интересов.
Задачи исследования:
Собрать информацию об истории возникновения библиотек;
Провести исследование отношения учащихся 3 –Б класса к чтению, выявить их читательские интересы;
Создать банк графических проектов библиотеки будущего.
Гипотеза: Я предположила, что мои одноклассники проявляют недостаточное внимание и заинтересованность к чтению, предпочитая заниматься чем –либо другим в свободное время.
Методы: изучение и анализ литературы, анкетирование, опрос, обработка данных, практическая работа по созданию банка графических проектов библиотеки будущего.
Этапы:
Изучение и анализ литературы;
Опрос (анкетирование) учащихся 3 –Б класса;
Анализ полученных данных;
Создание банка графических проектов;
Оформление результатов исследования
Проект включает в себя данные исследования, проведенного среди учащихся 3 «Б» класса ГБОУ СОШ «Образовательный центр» с. Алексеевка муниципального района Алексеевский Самарской области. Диагностический инструментарий: анкета. Сроки проведения исследования: октябрь –ноябрь 2015 года.
Библиотека: прошлое и настоящее.
Используя интернет, я узнала много нового.
Библиотека – это собрание материалов для чтения (а иногда также собрание музыки и видеоматериалов), доступных для того, чтобы люди могли ими пользоваться, но не покупать.
Слово «библиотека» происходит от слов «библио» – книга и «тека» – помещение, где хранятся книги.
Первая библиотека возникла 8000 лет назад. Жители Древней Месопотамии писали на глиняных дощечках с помощью тонкой палочки, которая называлась «клин». Их способ письма известен как клинопись.
Библиотеки Древнего Египта находились в храмах, их охраняли священники. Египтяне писали на папирусе, который затем сворачивали в рулон вокруг палки с наконечником и хранили в сундуках или на полках.
В конце периода Средневековья, когда были построены величественные соборы, люди стали строить маленькие библиотеки при соборах. Университеты тоже стали коллекционировать книги.
Самая первая государственная библиотека возникла на Руси в городе Киеве. Ее основателем был Ярослав Мудрый.
В настоящее время неподалеку от Кремля находится самая большая в России Российская государственная библиотека. Раньше она называлась библиотекой имени Ленина, а еще раньше – Румянцевской. Граф Румянцев создавал библиотеку на собственные средства. Эту библиотеку Румянцев передал в дар своему народу. Сейчас в ней 40 млн. книг на 247 языках.
А ещё я теперь знаю, что день 27 мая считается общероссийским Днем библиотек.
Сегодня большая часть средств, необходимых для работы публичных библиотек в населенных пунктах, поступает из налогов, которые платят люди, живущие в больших и маленьких городах.
Можно сказать, что в каком–то смысле ты и все остальные жители твоего города или селения являетесь совместными владельцами местной публичной библиотеки и всех замечательных книг, видеоматериалов, компакт–дисков и других материалов в ней. Какую лучшую причину можно придумать для того, чтобы ты относился бережно к материалам, которые берешь в библиотеке? Получается, что к ним нужно относиться с тем же уважением, с каким ты относишься к собственным вещам и вещам своего друга. Не стоит забывать и о том, что материалы, которые ты берешь в библиотеке, нужно вовремя возвращать, ведь кто–то еще ждет своей очереди.
Исследование отношения учащихся к чтению, выявление читательских интересов школьников 3–Б класса
Мною было проведено исследование с целью выявления отношения учащихся к чтению и определению их читательских интересов. В исследовании принимали участие учащиеся 3–б класса нашей школы – всего 21 человек. Диагностический инструментарий: анкета. Сроки проведения исследования: октябрь–ноябрь 2015 года. В результате проведенного исследования были получены следующие данные:
На вопрос анкеты « Что ты предпочитаешь делать в свободное время?» шесть человек ответили – гулять, восемь – играть на компьютере, а читают в свободное время только 7 школьников.
Интересно, что при этом на второй вопрос «Любишь ли ты читать?» 20 моих одноклассников ответили положительно.
На вопрос «Сколько времени ты уделяешь чтению?» мы получили такие ответы: 10 учащихся читают 15–20 минут в день, 6 человек – час перед сном и ещё 5 – только по выходным. А есть в нашем классе ребята, чтение которых ограничивается только выполнением домашнего задания.
Таблица 1
Варианты ответов |
Количество учащихся |
15 минут в день |
10 |
1 час перед сном |
6 |
По выходным |
5 |
Каждую свободную минуту |
0 |
Выполнение домашнего задания |
0 |
На вопрос «Посещаешь ли ты библиотеку?» больше половины школьников ответили – да, с удовольствием. Но при этом мы обратили внимание, что 7 учащихся не приходят в библиотеку за книгами.
Следующий вопрос помог выявить нам читательские интересы наших одноклассников – «О чем ты любишь читать?». Мы узнали, что семь учащихся любит читать о животных и еще семь – о приключениях, 6 – читают обо всем.
Таблица 2
Варианты ответов |
% от всех учащихся |
О животных |
7 |
О приключениях |
7 |
Обо всем |
6 |
О природе |
0 |
О детях |
1 |
Кроме этого я получила самые разнообразные ответы на вопрос «Назови свою любимую книгу»: Простоквашино, Кир Булычев «Сто лет тому вперед», рассказы Кира Булычева, Азбука зверей, Волшебницы Винкс, Черепашки Ниндзя, Фунтик и его друзья и другие.
Заключение
Я в своей работе «Библиотека – души аптека» познакомилась с понятием, историей возникновения библиотек.
Мною было проведено исследование с целью выявления отношения учащихся к чтению и определению их читательских интересов. В результате проведенного исследования я узнала, что учащиеся 3–б класса любят читать, но уделяют чтению всего 15 минут в день, а в свободное время предпочитают погулять или поиграть в компьютер. Больше всего мои одноклассники любят читать о животных и о приключениях.
Таким образом, моя гипотеза подтвердилась: мои одноклассники проявляют недостаточное внимание и заинтересованность к чтению.
Получив такие результаты, я решила помочь сверстникам приобщиться к удивительному и увлекательному миру чтения. А заинтересовала я их для начала творческим заданием – создать графический проект библиотеки будущего. У нас получился целый банк самых разнообразных идей, и ребята остались довольными. Я думаю, что первый шаг удался, а впереди еще много–много работы.
Приложение 1
Анкета
В свободное время ты предпочитаешь:
– смотреть телевизор
– гулять
– слушать музыку
– танцевать
– читать
– спать
– другое
Любишь ли ты читать?
– да
– нет
Сколько времени ты уделяешь чтению?
– 15 минут в день
– час перед сном
– каждую свободную минуту
– по выходным
– другое
О чем ты любишь читать?
– о природе
– о животных
– о детях
– о приключениях
– обо всем
Назови свою любимую книгу.
Посещаешь ли ты библиотеку?
– да, с удовольствием
– когда задает учитель
– нет
Библиографическая ссылка
Погодина Е. БИБЛИОТЕКА - ДУШИ АПТЕКА // Старт в науке. – 2017. – № 2. ;URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=608 (дата обращения: 21.11.2024).