Народы севера, как и многие другие малые народности нашей страны имеют свою культуру и свои праздники и традиции. Все это они воплощают в национальных праздниках и обрядах, где присутствует дух шаманства, национальные традиции, фольклор, связь человека и природы. Данная исследовательская работа посвящена изучению праздников коренных жителей Севера, в частности обряду ваховских ханты «Медвежий праздник».
У каждого человека есть Родина – край, где он родился и где всё кажется особенным, прекрасным и родным. Я родился и живу в необыкновенном крае, название которого звучит очень красиво – Югра. Это край, где проживают люди с очень интересными обычаями: ханты и манси.
Традиционная культура этих народов складывалась на протяжении многих веков. Она была приспособлена к природным условиям их обитания, подчинена определенным законам, передающимся от одного поколения к другому. Она складывалась через отношения между человеком и природой. Эти отношения и связи оберегаются в обычаях, религиозных верованиях и праздниках.
Мы, рожденные в этом краю, должны знать историю своего народа, его культуру. Мне захотелось больше узнать о родном крае, о культуре коренных народах, их обычаях и обрядах.
В начале исследовательской работы решил опросить своих одноклассников. Я провел анкетирование среди учащихся своего класса, чтобы узнать, что ребята знают о народе ханты и их обрядах. Было предложено ответить на 4 вопроса (приложение 1).
В нашем классе обучаются 12 детей, принимали в анкетирование 11 человек. Результаты анкетирования показали (приложение 2), что 3 детей не знают, какие национальности относятся к коренным народам Севера. Одноклассники отметили, что у ханты есть праздники и обряды, среди них назвали «Праздник Вороны» - 5 детей, Пасха – 9 детей, «День обласа» - 4 детей. Все участники отметили, что желают больше узнать о традициях и обрядах народа ханты.
По итогам анкетирования выяснили, что мои одноклассники, даже учащиеся – ханты, мало знают о культуре, праздниках и обрядах коренных жителей.
Таким образом, я убедился, что мое исследование будет актуальным, я сам должен больше узнать о культуре народа ханты и рассказать об этом товарищам.
Проблема: мы, современные учащиеся имеем недостаточные знания о культуре и традициях народа ханты.
Знакомство с бытом и традициями народов ханты я начал с посещения сельской библиотеки. Библиотекарь мне предложила изучить следующую литературу: «Путешествие к хантам» ( Сирелиус У.Т.); «Ваховские остяки» ( Шатилов М.Б.); «Музыка и мифология медвежьего праздника обских угров» (Шесталов В.И.) Из данной литературы я узнал, что традиционная культура народов Севера (ханты, манси) складывалась на протяжении веков. Она была приспособлена к природным условиям их обитания, была подчинена определенным законам, передающимся от одного поколения к другому. Она складывалась через отношения между человеком и природой. Эти отношения и связи, оберегаются в обычаях, религиозных верованиях и праздниках.
Следующим шагом в моей работе была беседа с Каткалевой Татьяной Федоровной моей прабабушкой. Мне посчастливилось побеседовать с человеком, который бережно хранит память о своих предках, родной земле, традициях, быте, культуре своего народа и передаёт это новым поколениям. Это моя прабабушка, Каткалева (Прасина) Татьяна Федоровна. Родилась она во время Великой Отечественной войны 23 августа 1944 года возле посёлка Комсомолец на берегу красивого озера Вяньть эмтор, что значит «узкое озеро».
Познакомил Татьяну Федоровну с результатами анкетирования одноклассников, она мне сказала, что у ваховских ханты есть обрядовый «Медвежий праздник». Праздник вороны они не отмечали, но почитали прилет первых птиц. Весной радовались прилету гусей, лебедей. Когда убьют первую птицу, то мясо выкладывали на стол, наливали чай. Пока шел пар от чая и мяса, его не ели, ждали, чтобы духи поели, потом холодный чай выливали на землю и приступали к употреблению мяса.
Таким образом, определилась тема моей исследовательской работы «Обряды ваховских ханты. Медвежий праздник»
Цель исследования: Изучить традиционные праздники коренного населения - ваховских ханты.
Задачи:
1.Изучить литературу, раскрывающую сведения о праздниках и обрядах народа ханты.
2. Провести анкетирования одноклассников для выявления уровня знаний о традиционных праздниках и обрядах народа ханты;
3. Познакомиться с особенностями обряда ваховских ханты «Медвежий праздник»;
4. Узнать, какие праздники проводятся в наше время, и определить их значение в культуре северного народа;
5. Выяснить поменялось ли отношение одноклассников к данной теме после проведения с ними тематических классных часов о культуре народа ханты.
Объект исследования: обрядовые праздники ваховских ханты на примере обряда «Медвежий праздник».
Предмет исследования: особенности проведения обряда народа ханты, связанного с культом медведя.
Гипотеза: национальные праздники – часть культуры народа ханты с определенным символическим значением и глубинным смыслом.
Методы исследования: беседа, работа с литературой, анкетирование, сбор информации из сети Интернета и других источников, анализ, сравнение и обобщение.
Основным источником информации для написания моей работы были личные беседы с Каткалевой Татьяной Фёдоровной, прабабушкой. Дополнительно изучив литературу и информацию в Интернете, я нашел ответы на все вопросы, использованные в анкетировании.
Практическая значимость: За время работы я провел классный час на тему «Югра – мой край родной!». Вместе с Каткалевой Татьяной Федоровной мы провели классный час «Праздники коренных народов Югры», где прабабушка рассказала об обряде «Медвежий праздник» ваховских ханты.
Для того чтобы убедиться в эффективности работы, проведено повторное анкетирование одноклассников. Все 100% респондентов назвали коренных жителей Югры, расширились знания мои и моих одноклассников о праздниках и традициях народов Севера, об их культуре.
Данная работа передана на хранение в музей школы «Истоки». Учителя образовательного учреждения могут использовать данный материал на уроках истории ХМАО, искусства и культуры родного края, классные руководители на классных часах.
Коренные жители Югры
Ханты и манси — это два близкородственных по языку и культуре финно –угорских народа проживают на севере Западной Сибири — в Тюменской, Томской и Свердловской областях. Их часто объединяют под общим названием «обские угры», так как они расселены по реке Оби и ее притокам. Ханты и манси занимаются охотой и рыболовством, часть населения — оленеводы. Ханты и манси жили оседло по рекам или совершали небольшие передвижения в течение года. В их праздниках и обрядах нашел отражение богатейший опыт освоения человеком северной природы.
Ханты – коренное население Западной Сибири, сосредоточенное в Ханты –Мансийском и Ямало –Ненецком автономных округах. Общая численность 22,5 тыс. человек. Среди ханты выделяется 3 этнографические группы: северная, южная, восточная. Они отличаются диалектами, особенностями в хозяйстве и культуре. До начала XX века русские называли ханты остяками. Говорят на хантыйском языке, письменность на основе русской графики, верующие ханты – православные. Основные занятия – охота и рыболовство.
Обряд
Обрядом называют совокупность различных действий, которым присущи символические значения. Если говорить о происхождении слова, то обряд дословно звучит как «приведение в порядок». Часто обряд отождествляют с ритуалом, иногда говорят о том, что обряд — часть ритуала, а еще, что ритуал представляет собой часть обряда. Обряд может быть семейным, календарным, церковным … магическим.
Медвежий праздник
У этого зверя множество имен — иносказательных, «зашифрованных», само название его – табу, усвоенное с детства. Ему поклоняются, его опасаются, его почитают как родственника. Имя его – МЕДВЕДЬ.
Медведь считается сыном верховного божества Торума, вместе с тем он сын женщины –прародительницы и брат ее детей, поэтому ханты и манси воспринимают его как брата. И наконец, он олицетворение верховной справедливости, хозяин тайги.
Каждая успешная охота на медведя сопровождается праздником, на котором люди стараются снять с себя вину за его убийство и совершают обряды, которые должны привести к благополучию всех участников праздника.
Медвежий праздник на берегу реки Вах
Мне удалось записать обряд со слов Каткалевой Татьяны Федоровны, хранительницей родовых традиций ваховцев. По ее словам, медвежий праздник «Их –пары –вельвель» («медвежий праздник делать») заключается в следующем.
Зимой отец или другие охотники обнаруживали медведя в берлоге, они несколько дней наблюдали за ним. Намечали день охоты на медведя и об этом оповещали рядом живущих охотников, что пойдут на медведя. Родичи приезжали с семьями на оленьих упряжках. Если берлога далеко, то несколько охотников отправлялись на оленьих упряжках на медведя и только с хорошими помыслами. Не доезжая до берлоги, оставляли упряжки и дальше по глубокому снегу добирались на подволоках. Дорогой срубали длинную жердь и ею начинали будить медведя. Медведь пробуждался и с ревом выбегал, в него стреляли, потом длинным ножом старались точно попасть в сердце. Иногда не так пойдет, может быть, осечка или еще что происходит непредвиденное, это значит к плохому. Считалось, что если медведь уважает людей, то все проходит нормально.
Убив медведя, снимали с него шкуру вместе с головой, принося все время извинения перед ним, указывая, что «это не они убили его, а злой человек, – «атымку» убил его». Шкуру с неободранной головой и лапами «садили» на нарты. Мясо медведя везли на других нартах. Когда подъезжали к стойбищу с добычей, то домашних и гостей оповещали выстрелами: 4 выстрела—медведица; 5 выстрелов — медведь.
Пока мужчины охотились, женщины убирались в чуме, готовили почетное место для медведя, расстилали шкуры и обязательно белые. В это же время готовили угощения, запрещались блюда из щуки. Существовала легенда о том, что щука и медведь когда –то поспорили, кто из них сильнее.
Заносили шкуру медведя в чум и помещали ее на почетное место, предназначенное для гостей, головой к очагу. Морду медведя располагали между вытянутых вперед передних лап. Если был самец, то одевали на голову медведя шапку, самке повязывали платок. Глаза закрывали кружочками, вырезанными из бересты. В таком виде держали медведя в чуме 4 или 5 дней; если самец 5 - дней, самка - 4 дня. Ставили угощенье для медведя.
В чум начинают заходить гости, каждый из входящих кланялся медведю и говорил: «Петьявола, ики» - «Здравствуй, старик». Поздоровавшись, садились по сторонам чума вокруг очага. Молча сидели, нельзя было говорить о том, как прошла охота и кто убил медведя. Само слово «медведь» не произносилось. Медведя отождествляли с умершими родственниками, прабабушка говорит, что находились тому примеры. Например, у одного охотника была на лбу вмятина от случайно поваленного на него дерева. Он умер, когда его сын убил медведя, то он оказался с такой же вмятиной на лбу. Значит, это его отец вышел к нему.
Потом один из старейших начинал разговаривать с медведем, чтобы узнать, кто из родственников пришел. Он приподнимает голову медведя и начинает перечислять имена умерших родственников. Если голова тяжелеет при упоминании одного из имен, считается, что медведь –воплощение этого предка.
Бывали случаи, когда не могли узнать, кто из родственников пришел в гости. Начинали перечислять имена живых. Человек еще живой, но медведь указывал на душу этого человека, спустя недолгое время этот человек умирал.
После этого начинался праздник. Появлялись люди в берестяных масках и начинались представления. Под звуки домбры - «панан –юх» пелись песни, рассказывали сказки различного содержания, но, главным образом, про медведя. Затем происходили пляски, имитирующие телодвижения медведя.
Так происходил праздник при соблюдении ритуалов. Шкура с головы медведя каждую ночь постепенно сдирается на одну четвертую или пятую часть с таким расчетом, чтобы в последнюю ночь голова была обнажена.
В последнюю ночь начинали варить медвежатину, и, в первую очередь, голову и сердце. Голову и переднюю часть ели мужчины, женщины ели только сваренную заднюю часть. Мясо варили очень хорошо, чтобы не отзывало кровью, так как по поверью хантов, если кто съест кровавое мясо, того другой медведь задерет этого человека.
Прежде чем съесть первый кусочек мяса, подносили его ко рту и говорили «Кок! Кок! Ворон тебя ест, а не я, не сердись, большой старик». Считали, что люди с медведями – родственные души и поэтому нельзя есть мясо своего, притворялись воронами. Если собака хватала кусок мяса медвежатины, ей надрезали ухо и приговаривали; « Не я твое мясо ел, это собака твое мясо ела».
Праздник с пиршеством и угощениями, длился несколько дней, затем гости разъезжались на свои угодья.
Традиционные национальные праздники коренных народов Севера в Нижневартовском районе
На сайте администрации Нижневартовского района я узнал, что Нижневартовский район является инициатором соревнований в округе таких, как гонки на обласах и охотничий биатлон. После него, пример проведения таких соревнований переняли и другие районы Югры, такие как Сургутский, Кондинский и Ханты –Мансийский и другие.
Праздник «Охотника и оленевода» отмечается в начале весны с 1993 года. В программе национального праздника проходят соревнования по охотничьему биатлону, забеги на лыжах –подволоках, гонки на оленьих упряжках и снегоходах «Буран».
Праздник «Обласа» проводится ежегодно с 1978 года. Гвоздь праздничной программы – гонки на обласах.
Эти традиционные праздники играют огромную роль в сохранении национальной культуры коренных народов Севера, чтобы принять в них участие необходимо не только иметь подволоки, обласа, но и умело ими пользоваться.
Еще эти праздники не ограничиваются только спортивными состязаниями. Их украшением стали выступления местных творческих коллективов и сольных исполнителей. Праздничные концерты радуют гостей песнями и танцами, основанными на музыкальном, вокальном и танцевальном фольклоре коренных малочисленных народов Севера — ханты и манси.
Мастерицами декоративно –прикладного искусства организуются выставки изделий из бисера, бересты, оленьего меха.
Коренные жители района делятся секретами национальной кухни и угощают гостей праздника северной ухой, вкусными пирогами с клюквой и брусникой.
Нижневартовский район стал площадкой для проведения крупных региональных конкурсов. Традиционными стали фестиваль детского творчества «Северная звезда» и фестиваль культуры коренных народов Севера «Россыпи Югры», в рамках которых участники посещают мастер – классы, творческие лаборатории, обмениваются опытом.
Огромную роль в сохранении национальной культуры в районе имеют традиционные праздники «Охотника и оленевода», «Прилет Серой Вороны», «Праздник обласа», «Стойбище приглашает», «Праздник родов».
Заключение
В результате изучения литературы, интернет – источников и из бесед с Каткалевой Татьяной Федоровной и охотниками я сделал следующие выводы:
1. Каждый народ, делящий с медведем свою территорию, целый пласт своей культуры посвятил этому опасному соседу. Устраиваемые в честь зверя Медвежьи праздники крайне разнообразны. Особенно сложную структуру медвежий праздник имеет у обских угров – хантов и манси. Это яркое, красочное, многожанровое действие, увлекательное зрелище и в то же время древний обряд. У ваховских ханты обряд проходил менее красочно и театрализовано.
2. «Убит медведь» — коренной житель никогда так не скажет: зачем поминать вслух имя хозяина тайги, своего великого предка, услышит, — обидится.
3. Этот праздник нельзя предсказать или вычислить по календарю, ведь чтобы он состоялся, должен быть взят медведь. Чаще он проводился зимой, но и в другое время года тоже мог проводиться.
4. Медвежий праздник – наиболее давний ритуал, который сохранился до наших дней. В настоящее время наши охотники праздник не проводят, но ритуалы добычи, извинения, угощения, почтения и выяснения, кто из родственников пришел строго соблюдают. Считают, если медведь показался, то его нужно добыть, иначе не будет удачи на охоте.
5. В Ханты – Мансийском автономном округе широко чтут традиции ханты и манси, эти народы почитаются. Так с 2012 года в соответствии с законом Ханты –Мансийского автономного округа «О празднике и памятной дате Югры», День коренных малочисленных народов Севера «Вороний день» стал праздником автономного округа и ежегодно отмечается во вторую субботу апреля.
6. Проведенное анкетирование показало, что необходимо глубже изучать историю своего края, обычаи обряды коренных народов, чтобы лучше понимать культуру другого народа, с уважением относиться к народу ханты.
7. Национальные праздники ханты и манси необходимы как коренным жителям Севера, так и местным, которые проживают в округе, они несут позитивное настроение, учат любить природу, хорошо относиться к ней. Нам, детям, необходимо больше интересоваться своей культурой, традициями родной земли, чтобы сохранить её для будущего поколения.
Гипотеза о том, что национальные праздники – часть культуры народа ханты с определенным символическим значением и глубинным смыслом, полностью подтвердилась.
Приложение 1
Анкета
1. Знаете ли вы, какие коренные народы Севера проживают на территории нашего края?
2. Какие праздники или обряды ханты вы знаете?
3. Присутствовали ли вы на национальных праздниках народа ханты? Если да, то, на каких?
4. Вы хотели бы больше узнать о праздниках и обрядах народа ханты?
Приложение 2
Первичные результаты анкетирования одноклассников
1. Знаете ли вы, какие коренные народы Севера проживают на территории нашего края?
Да – 8 чел. –73% Не знаю —3 чел. –27%
2. Какие праздники или обряды народа ханты вы знаете?
3. Присутствовали ли вы на национальных праздниках народа ханты? Если да, то, на каких?
4. Вы хотели бы больше узнать о традициях и обрядах народа ханты?
Приложение 3
Вторичные результаты анкетирования одноклассников
1. Знаете ли вы, какие коренные народы Севера проживают на территории нашего края?
2. Какие праздники или обряды народа ханты вы знаете?
Библиографическая ссылка
Прасин Н.Е. ОБРЯДЫ ВАХОВСКИХ ХАНТЫ. МЕДВЕЖИЙ ПРАЗДНИК // Старт в науке. – 2017. – № 2. ;URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=603 (дата обращения: 21.11.2024).