Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

ВТОРОГО ДОМА МИЛЫЕ СТУПЕНЬКИ

Каткалева Т.Г. 1
1 с. Корлики Тюменская обл., МБОУ «Корликовская СОШ», 8 класс
Плотникова К.Н. (МБОУ «Корликовская СОШ», с. Корлики Тюменская обл.)
1. Выход в свет: Становление национальной школы в Ларьякском районе . –Нижневартовск: Издательство Нижневарт. Пед.ин –та, 1998. 112с.
2. Архив школьного музея «Истоки»
3. Сайт МБОУ «Корликовская ОСШ»: 86nvr –korliki
4. Школьный архив

Данная статья является сокращением основной работы. С дополнительными приложениями и фотографиями можно ознакомиться на сайте II Международного конкурса научно –исследовательских и творческих работ учащихся «Старт в науке» по ссылке: https://www.school –science.ru/2017/18/27024

2016 год объявлен Годом детства в Ханты –Мансийском автономном округе – Югра с целью мобилизации сил и ресурсов автономного округа для воспитания здорового, умного, всесторонне развитого поколения новых югорчан. Для многих югорчан 30 –х годов пришкольный интернат становился домом на годы.

Детство и Интернат… Эти два понятия неразделимы для ребят Корликовской школы, чьи родители постоянно находятся на родовых угодиях. Я учусь в Корликовской средней общеобразовательной школе восьмой год, и все эти годы проживаю в пришкольном интернате, в это время мои родители занимаются традиционными видами промысла на своем родовом угодии. Это примерно в 55 километрах от села Корлики, на реке Кулын –Игл.

Интернат играет немаловажную роль в становлении личности, поэтому очень важно помнить о тех, кто дал нам дорогу в жизнь, потому что интернат – это место, где мы открываем для себя мир, находим друзей, учимся жить. Немногочисленные фотографии со временем тускнеют или просто теряются, а недоступные архивные документы десятилетиями лежат на полках, храня в себе историю целых поколений. Постепенно и они становятся ветхими. Именно сейчас необходимо позаботиться о создании исторического архива школы –интерната, где отразится не только прошлая, но и настоящая её жизнь.

В 2016 году у нашей школы юбилей — 85 –летие со дня основания, в 2017 году исполняется 20 лет со дня открытия третьего здания интерната. Это уютное, благоустроенное здание. А еще мне стало интересно, когда появился пришкольный интернат? Каким он был много лет назад? Как и в каких условиях жили в нём дети прошлых лет? Именно эти вопросы стали значимым стимулом для написания истории интерната.

Чтобы найти ответ на эти и многие другие вопросы я решила выполнить исследовательскую работу «Второго дома милые ступеньки».

Проблема: Не изученность истории, разрозненность имеющихся данных по истории интерната.

Цель работы: восстановить страницы истории пришкольного интерната в селе Корлики.

Задачи: 1) восстановить историю Корликовского пришкольного интерната;

2) побеседовать с людьми, проживающими в интернате в разные годы его существования;

3) выяснить, какими были условия проживания детей в пришкольном интернате много лет назад, и сравнить их с условиями в наши дни;

4) пополнить фонд школьного музея «Истоки»;

5) начать сотрудничество с бывшими воспитанниками интерната для подготовки к юбилею.

Объект: история пришкольного интерната при Корликовской средней школе.

Предмет: этапы развития пришкольного интерната.

Гипотеза: на протяжении всей истории существования пришкольного интерната он был родным домом для своих воспитанников, условия жизни детей в нём совершенствовались в зависимости от времени и уровня развития общества.

Основными источниками информации для написания работы были беседы с воспитанниками и работниками интерната; документы и фотографии семейных и школьных архивов, материалы школьного музея «Истоки».

В ходе работы использованы следующие методы и приемы: беседа; анкетирование, поиск архивных документов в школьном музее и архиве школы; поиск материала в интернете; анализ и систематизация собранного материала; применение информационных технологий.

Первым шагом в моей работе было изучение архивных документов образовательного учреждения и школьного музея «Истоки». Первые источники, из которых я брала информацию, были копии документов из государственного архива Ханты –мансийского автономного округа – Югра. Из архивной справки (ксерокопии паспорта начальной школы на 1946/47 –1949/50 гг.) узнала дату открытия первого здания интерната.

Побеседовав со старожилами села, выяснила, что помещения для интерната в селе Корлики строились трижды: первое здание функционировало в период с 1935 года по 1974 год; второе здание – в период с 1978 года по 1997 год; третье здание – в период с 1997 года по настоящее время.

Изучая, Положения о приеме детей в интернат, выяснила, что произошли изменения в порядке приема детей в интернат. С 1935 года в основном в интернат принимались дети из числа коренных малочисленных народов Севера, проживающих на родовых угодьях. В 2014 году внесены изменения в Положение об интернате. В интернат в первую очередь принимаются дети, нуждающиеся в помощи государства, в том числе дети из многодетных и малообеспеченных семей, дети коренных народов Севера, чьи родители постоянно проживают на родовых угодьях.

Изучив списки воспитанников интерната с 1997 по 2016 годы, пришла к выводу, что в интернате с 1997 по 2004 проживало более 30 воспитанников, с 2005 года в течение учебного года проживает около 20 детей. До 2010 года детей принимали по приказу директора школы на основании заявления родителей. С 2010 года для проживания в пришкольном интернате выдаются путевки Управлением образования Нижневартовского района.

Чтобы собрать материал об истории интерната, об условиях проживания в разные годы были составлены две анкеты «Я и годы жизни в интернате» и «Мой интернат - мой дом» (приложение 1).

Систематизировав данные анкет, стала собирать материал о воспитанниках интерната (приложение 2) и о воспитателях (приложение 3).

Данная работа передана на хранение в музей школы «Истоки». Учителя образовательного учреждения могут использовать данную работу на уроках истории ХМАО, классные руководители на классных часах.

Страницы истории интерната

Из истории интерната в период с 1935 года по 1974 год

В 1930 году образовался Ларьякский район и вопрос о культуре и образования местного поселения встал со всей актуальностью. В этом важном вопросе большое место было отведено открытию школ и интернатов при них. Так в 1930 году принято решение начать строительство сразу нескольких школ, и среди них Корликовскую начальную школу.

В 1935 году была открыта школа – интернат на 30 посадочных мест (согласно ксерокопии паспорта начальной школы на 1946/47 –1949/50 гг.)

Здание было деревянным, в виде буквы «П». В одной части здания были 4 классные комнаты, в другой – для проживания воспитанников интерната 3 комнаты: 1 большая и 2 небольших, небольшая комната для проживания учителя, столовая и небольшая кухня. Отопление печное, туалет на улице.

В 1949 –1950 учебном году обучалось 49 школьников, занятия проходили в 2 смены: 1 –ая смена - 22 ученика; 2 –ая смена - 27 учеников.

В 1964 году с закрытием колхозов «Искра», «Передовик», юрты «Комсомолец», Юрты «Вахкатапухол» людей переселили в соседние юрты Корлики. Здание школы –интернат становится тесным, к началу 70 – х. годов численность интерната доходит до 70 человек. Учиться продолжали в две смены, столовая стала служить и классом, в большой комнате жили и проводили уроки.

Из воспоминаний Каткалевой Татьяны Федоровны «В 1966 году я окончила Ханты –Мансийское педагогическое училище, вернулась в родные края и стала работать воспитателем в Корликовском интернате. В то время на 66 воспитанников работал один воспитатель. Заведующей работала Тимофеева Людмила Анатольевна. Жили трудно, но весело. Девочки вечерами сидели у керосиновых ламп и мастерили: шили себе рукавицы, нырики и куклы. Мальчики делали себе нарточки, оленей из щепы, у каждого был свой ножичек». Проработав воспитателем 2 года, Татьяна Федоровна переходит работать учителем начальных классов.

В 1967 году здание было капитально отремонтировано, построены отдельно кухня –столовая и двухквартирный дом для учителей.

Позднее было принято решение о строительстве новой школы и нового здания интерната.

После введения нового здания интерната, старое перебрали и построили для учителей трехквартирный дом.

В этот период в пришкольном интернате работали: Николаева Клавдия Васильевна (директор и заведующая), Куклина Светлана Иосифовна (воспитатель), Савинова Валентина Ивановна (воспитатель), Малданова Елена Михайловна (воспитатель), Токарева Тамара Сергеевна (заведующая), Тимофеева Людмила Анатольевна (заведующая), Колмакова Мария Николаевна (повар), Каткалева Татьяна Федоровна (воспитатель), Кривцов Алексей Федорович (воспитатель), Кривцова Людмила Ивановна (воспитатель), Токарева Анна Ивановна (воспитатель), Прасина Людмила Иванована (Повар) и другие.

Из истории интерната в период с 1978 года по 1997 год

Начало 70 – х годов – очень замечательный период в работе сельских школ района. Это переход на новые программы, значительное улучшение материальной базы школы и интерната и резкое улучшение жилищно – бытовых условий учителей и воспитателей.

В 1974 году в поселке открылась новая школа, она стала иметь статус восьмилетней. Нашим родителям уже не нужно было после окончания начальной школы уезжать в другой интернат, чтобы получить образование 2 –ой ступени. Это означало, что с каждым годом численность детей увеличивалась. Встала острая необходимость в построении нового здания интерната.

В 1978 году началось строительство нового здания пришкольного интерната. Проектом и подбором строительных бригад, занимался Комитет по делам народов севера администрации Нижневартовского района под руководством Кауртаева Анатолия Прокопьевича. Был построен большой и вместительный интернат, который состоял из двух блоков: первый спальный корпус; во втором были комнаты для самоподготовки, хозяйственные, гигиенические. Комнаты рассчитаны на совместное проживание 10 детей. Помещение интерната согревали печками –голландками (круглыми), обогреть большой интернат только этими печами было просто невозможно! Зимой воспитатели и дети ходили в верхней одежде.

Колмакова Ольга Алексеевна (директор 1977 –1985) вспоминает: «Новый интернат построен был зимой, и нужно было срочно его сдавать в эксплуатацию. Кирпич привозили на самолетах, внутренняя отделка производилась при работающих калориферах. Здание было большим, но, к сожалению, не таким теплым как старое».

Колмаков Валерий Викторович, работал истопником 1982 –1997 гг, вспоминает: « В интернате было 16 круглых печек, в каждой комнаты по печке и 1 с плитой в кубовой для нагревания воды. Я колол дрова, дети разносили их по печкам. Так было каждый день».

Долгих Виктория Борисовна проживала в интернате 1981 –1990 гг. вспоминает, что комнаты были большие, круглые печки быстро остывали, и в комнатах было прохладно, особенно утром в морозные дни не хотелось вылезать из –под одеяла. А еще нужно было бежать по длинному коридору, чтобы умыться. Туалет находился на улице.

Сигильетов Андрей Викторович проживал в интернате с 1983 –1992 гг. вспоминает: «Осенью мы собирали ягоду, потом в течение года нам варили компот и пекли пироги из ягод. В столовой часто была в меню уха из щуки, окуней. Сейчас дети не собирают ягоду и запретили употреблять местную рыбу».

Ахметов Сагидулла Тыныштыкбаевич (воспитатель1982 –1985 гг.) вспоминает: «Представьте: актированный день, на занятия идти нельзя, и ребятам приходится сидеть в таком холодильнике весь день. Сколько печки не топи, по – настоящему тепла не будет. В такие дни мы с ребятами мечтали о новом теплом интернате».

Действительно, интернат представлял собой довольно – таки неприглядное зрелище. Длинный темный коридор и большие холодные комнаты. Это осевшее мрачное здание, в котором не хотелось снимать верхнюю одежду.

В этот период в пришкольном интернате работали: Гайдукевич Елена Александровна (заведующая), Ахметов Сагидулла Тыныштыкбаевич (заведующий, завхоз, воспитатель), Токарева Ирина Владимировна (воспитатель), Чехомова Виталия Леонидовна (воспитатель), Шишкова Ольга Ивановна (воспитатель), Карпенко Зинаида Александровна (воспитатель), Семенова Галина Ивановна (завхоз), Зверев Владимир Георгиевич (завхоз), Кавтазеева Галина Владимировна (повар), Прасина Людмила Ивановна (повар), Колмаков Валерий Викторович (истопник), Калмыкова Антонина Константиновна (воспитатель) и другие.

Из истории интерната в период с 1997 года по настоящее время

В 1995 году Ахметов С.Т. (директор школы) приступает к осуществлению мечты, начинает проектироваться здание интерната. Проект выполняли по его предложениям, так как в селе не было постоянного электрического освещения, то крышу проектировали так, чтобы много было света. Интернат строился на средства районного комитета по образованию, строителями был трест «Мегион – геологстрой». Ахметов С.Т. сам забивает первый колышек на строительной площадке, под его руководством начинается строиться новое здание интерната. В 1996 году меняется руководитель учреждения.

Под руководством Колмаковой О.А. (директор 1996 –1998) строительство интерната завершилось и состоялось его праздничное открытие в марте 1997 года.

После старого интернат новый действительно похож на дворец. Уютные спальные и игровые комнаты, устланные коврами, с новой красивой мебелью. Но, к сожалению, и в новом здании были недостатки. Все удобства находились на улице, хотя в интернате были и туалеты, и умывальники, но они не работали из –за отсутствия воды. Воду возили в бочках, зимой на снегоходе, весной и осенью на мотоцикле. Чтобы решить эту проблему, было необходимо установить водонапорную башню.

В 2001 году в селе была установлена водонапорная башня, и проблема с удобствами в пришкольном интернате была решена.

Сейчас новое здание заметно отличается от предыдущих: оно благоустроенное, отапливается автономной котельной на дровах, имеются система канализации и централизованное водоснабжение. Пожалуй, из немногих достопримечательностей села Корлики можно назвать наш интернат. Прекрасное современное здание, построенное по оригинальному проекту.

Педагогический коллектив старается компенсировать нехватку родительского внимания воспитанников. В интернате традиционными стали такие мероприятия, как День именинника, День пожилых людей, День матери, встреча Нового года, субботники, походы. Ведется работа с уклоном на профориентацию и правовую грамотность воспитанников. Часто проводятся конкурсы, викторины, познавательные игры с целью расширения знаний и кругозора детей. Дети всегда активно участвуют в таких мероприятиях. Иногда сами организуют и проводят конкурсы, викторины, игры.

В этот период в пришкольном интернате работали: Марданов Тимур Ирекович (заведующий), Хромова Лариса Михайловна (заведующий), Атульшин Роберт Анварович (воспитатель), Недорубова Рита Хайруловна (заведующая), Юткин Николай Иванович (воспитатель), Токарева Ирина Владимировна (воспитатель), Чехомова Виталия Леонидовна (воспитатель), Шишкова Ольга Ивановна (воспитатель), Шимченко Анна Васильевна (воспитатель) и другие.

Сейчас коллектив интерната состоит из 8 человек. С нами работают добрые, отзывчивые воспитатели: Прасина Светлана Федоровна, Чехомова Любовь Леонидовна, Федюнин Руслан Викторович под чутким руководством старшего воспитателя Плотниковой Клавдии Николаевны. Младшие воспитатели: Кузнецова Татьяна Ивановна и Каткалева Раиса Федоровна охраняют наш сон. Кунина Наталья Сидоровна балует нас вкусными блюдами, Каткалева Екатерина Александровна следит за чистотой помещений нашего интерната.

Заключение

В ходе выполненной работы я познакомилась с историей пришкольного интерната в Корликах. Собрала материал и систематизировала его для всех, кто интересуется историей села, так как интернат – это частичка жизни школы, а жизнь школы – часть всей истории села.

Изучая архивные документы образовательного учреждения и музея «Истоки», узнала, что

– Интернат при общеобразовательных учреждениях открывается в соответствии с действующими законодательствами РФ и ХМАО –Югры.

– Со времени открытия интерната в селе прошло более 80 лет. Помещения для интерната в селе Корлики строились трижды, с каждым разом условия проживания детей улучшались.

– Нельзя не отметить, что на протяжении всей истории существования интерната совершенствовались условия жизни детей, формировались его традиции. Жизнь воспитанников насыщена: это и организация быта проживания, досуговые и спортивные мероприятия. Благодаря усилиям руководства региона, района, школы, много внимания уделяется совершенствованию материально –технических условий образовательных учреждений, в том числе с круглосуточным пребыванием детей, решаются кадровые вопросы, вопросы отдыха несовершеннолетних, их безопасности.

Воспоминания воспитанников интерната говорят нам о том, что, не смотря на холодные помещения, жизнь в интернате была интересной, содержательной, для многих пришкольный интернат стал вторым домом, по –домашнему уютным, гостеприимным. Таким образом, это подтверждает мою гипотезу.


Библиографическая ссылка

Каткалева Т.Г. ВТОРОГО ДОМА МИЛЫЕ СТУПЕНЬКИ // Старт в науке. – 2017. – № 2. ;
URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=597 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674