Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ В ПРЕДСТАВЛЕНИ УЧАЩИХСЯ ШКОЛ ГОРОДА ЯРОСЛАВЛЯ

Таланов Н. С. 1
1 г. Рыбинск, МОУ лицей № 2, 7 класс
Таланов С. Л. (, кафедра политологии и социологии Ярославского государственного педагогического университета имени К. Д. Ушинского)
1. Портер М. Установки, ценности, убеждения и микроэкономика процветания. Культура имеет значение. Каким образом ценности способствуют общественному прогрессу / Под ред. Л. Харрисона, С. Хантингтона. (L. Harrison, S. Huntington (eds.) Culture Matters: How Values Shape Human Progress / NY: Basic Books, 2000.). M.: Московская школа политических исследований, 2002. С. 66.
2. Artegui I. Exploring the New Generation: the Role of the Past and the Future in the Formation of Identity // ХVIII ISA Word Congress of Sociology. Facing an Unequal World: Challenges for Global Sociology. Yokohama, Japan, 2014 P. 45.
3. Inglehart R. F. The Silent Revolution: Changing Values and Political Styles Among Western Publics. N.J: Princeton University Press, 1977.
4. Inglehart R. Culture Shift in Advanced Industrial Society. Princeton, 1990.
5. Lyng S. Edgework: the sociology of Risk-Taking. New York: Taylor & Francis Group, 2005.
6. Talanov S. L., Baburkin S.A., Lymarev A. V. Vision of the Future and Values of University students // European Journal of Natural History. 2016 № 6.

В первичную социализацию закладываются основные ценности, умения, навыки, знания, установки. Задача институтов семьи и образования развивать у подрастающего поколения активную гражданскую позицию, приобщать их к традиционным ценностям и т. п. В данном контексте хотелось бы привести высказывание известного ученого М. Портера, который отмечал, что «потенциал богатства страны безграничен, поскольку он определяется не столько наличием материальных ресурсов, сколько новыми идеями, ценностями». [1]

Для того, чтобы иметь представление об успешности или не успешности процесса социализации, необходимо систематически и целенаправленно проводить социологические исследования, направленные на изучение интересов, потребностей, ценностей несовершеннолетних.

В своем исследование мы решили изучить представление учащихся школ г. Ярославля об их настоящем и будущем (кратко срочной, средне срочной, долго срочной перспективах). Через анализ их представлений о настоящем и будущем можно судить, о сформированности или не сформированности их как полноценной личности.

Объект исследования: учащиеся школ г. Ярославля.

Предмет исследования: представление школьников об их настоящем и будущем.

Цель исследования: проанализировать представления учащихся школ г. Ярославля об их будущем в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективах.

Задачи исследования:

1. проанализировать представления учащихся средних общеобразовательных школ о своем настоящем и будущем;

2. изучить взгляды, интересы, потребности учащихся средних общеобразовательных школ;

3. проанализировать особенности образа настоящего и будущего учащихся с учетом культурных, исторических, социально-экономических особенностей региона.

Гипотеза исследования: представления о настоящем и будущем учащихся среднеобразовательных школ зависят не только от гендерных особенностей и их возраста, но также и от культурных, исторических, социально-экономических условии региона.

Эмпирическая база исследования

Осуществлен опрос учащихся среднеобразовательных школ № 11, 13, 22, 36, 42, 49, 51, 55, 71, 88, 90 г. Ярославля в 2014-2016 гг.

Опрос осуществлялся в здание Ярославского государственного педагогического университета имени К. Д. Ушинского.

Выборка квотная n=200. Переменные квотирования: пол, возраст, школа.

Был проведен вторичный анализ данных результатов социологических исследований проведенных ранее ВЦИОМ, научными сотрудниками института социологии РАН, а также данных опубликованных в журнале «Социологические исследования» (Социс).

Методологическая база исследования

При анализе данных опроса мы опирались на футурологический подход (Д. Белл, Э. Тоффлер), концепцию «постматериалистических ценностей» (Р. Иглхарт), постмодернистский подход (М. Фуко, П. Бурдье), теория одномерного человека (Г. Маркузе), конструктивистский подход (П. Бергер, Т. Лукман), концепция текучей современности (З. Бауман), а также труды отечественных авторов активно занимающихся данной проблемой С. А. Бабуркина, С. Л. Таланова, А. В. Лымарева [2, 3, 4, 5, 6]

Основная часть

Сначала мы попытались выяснить у наших респондентов, что, они хотели бы изменить в своей жизни (табл. 1).

Большинство респондентов отметили, что в их жизни им недостает любимого человека, причем юноши (63%) об отношениях беспокоятся больше, чем девушки (29%). Далее опрошенные указали, что их не устраивает в той или иной степень их нынешний досуг. Так, 38% юношей и 21% девушек желали бы его сделать более насыщенным. Ученики школ г. Ярославля хотели бы и больше свободы в своих действиях и еще большего числа друзей. Всего 12% юношей и 7 % девушек ничего не хотят менять на сегодняшний день.

Таблица 1

Ответы респондентов на вопрос: «Хотели бы вы, что-нибудь изменить в своей жизни?»* (в %, от числа ответивших)

Ответы

Учащиеся, n=200

Юноши

n=80

Девушки

n=120

иметь любимого человека

63

29

более насыщенный досуг

38

21

больше свободы в действиях

37

24

иметь больше друзей

35

42

иметь возможность зарабатывать

29

47

заниматься любимым делом

21

16

ничего не хочу менять в своей жизни, так как все устраивает

12

7

изменить место жительства

7

8

другое

5

6

*Количество процентов по вертикали больше 100, так как респонденты могли указать несколько вариантов ответов.

Далее мы изучали, насколько учащиеся школ довольны своим местом проживания (городом и областью).

Установили, что 89% опрошенных хорошо осведомлены о традициях и истории родного края. 78 % отметили, что по мимо целенаправленных выходов в музей с одноклассниками, они систематически посещают разного рода выставки и музей по собственной инициативе.

92% респондентов указали, что они гордятся своей малой Родиной, при этом 34% прекрасно осознают и отдают себе отчет в том, что в регионе много не решенных на данный момент проблем. Так, в частности 65% юношей и 23% девушек периодически отслеживают федеральные и региональные новости. И хотели бы принять участие по решению ряда проблем в регионе и в стране в целом.

Та часть респондентов, которая указала, что хорошо знает традиции своей малой Родины и гордится прошлым своего региона более оптимистично смотрит на свою настоящую жизнь. 8% опрошенных, которые не воспринимают г. Ярославль и Ярославскую область в качестве чего то особенного и мечтают переехать или, по крайней мере, все равно где проживать менее оптимистично воспринимают свою действительность.

Далее мы нашим респондентам предложили выбрать жизненный девиз (проранжировать) из 5 представленных в анкете, который характерен для их стиля жизни. Итоговые данные в виде ранговых показателей представлены в табл. 2.

Таблица 2

Жизненные девизы учащихся средних общеобразовательных школ г. Ярославля (оценки по рангам, ранг 1 присваивается переменной с наибольшей степенью удовлетворенности)

Ответы

Результирующий ранг

Юноши

n=80

Девушки

n=120

Жизнь – это борьба

1

2

Жизнь – это игра

2

1

Жизнь – это калейдоскоп постоянно меняющихся лиц

3

4

Жизнь – это постоянный эксперимент

4

3

Жизнь – это один сценарий для всех

5

5

На первое место юноши поставили жизненный девиз: «жизнь борьба», девушки, на первое место поставили девиз: «жизнь игра». Если анализировать частности, то получилось, что те респонденты, которые ранее отметили, что у них есть любимый человек и насыщенный досуг, на первое место поставили девиз «жизнь игра». Те опрошенные, у которых нет любимого человека, поставили на первое место девиз: «жизнь – это калейдоскоп постоянно меняющихся лиц».

Далее мы изучали мнение учащихся школ об их ближайшем будущем.

Значительная часть учащихся школ г. Ярославля 81% имеет достаточно полное представление о своем ближайшем будущем (через год). Так, абсолютно все респонденты отметили, что через год будут учиться в университете, при этом 66% указали, что точно знают по какой специальности и в каком ВУЗе. 15% опрошенных пока не уверены, что им удастся поступить именно в тот ВУЗ, который они планируют.

Ситуация усложняется, когда речь заходит о представлениях учащихся относительно их будущего через пять лет.

Та часть респондентов (66%) которые имеют четкое представление о своем будущем через год, указали, что через 5 лет надеются на то, что будут работать по полученной специальности.

Другая часть опрошенных (15%), которая слабо представляет, что именно будет с ними через год, отметила, что через 5 лет возможно будут работать, возможно, будут продолжать учиться. При этом у данных респондентов полностью отсутствует представление, в каком именно городе они будут проживать.

С представлениями учащихся об их будущем в плане учебы все достаточно просто, учитывая паттерны социальной мобильности абитуриентов из областных центров. То есть, те учащиеся кто из достаточно обеспеченной семьи и имеет хорошую подготовку (хорошо освоил школьную программу) стремятся поступить в ВУЗы расположенные в г. Москве и Санкт-Петербурге. Другая часть учащихся, которая не имеет финансовых возможностей, а главное не имеет достаточных знаний, навыков и умений ориентирована на обучение в родном городе.

Поэтому мы в рамках своего социологического исследования решили изучить представления не только об их учебе в будущем, но и об их представлении относительно семьи.

89% девушек отметили, что через 5 лет видят себя состоящими в браке. 11% считают, что вряд ли они будут состоять в браке, поскольку помимо продолжения учебы хотели бы достичь определенных высот в работе.

Совсем по-другому обстоит ситуация с представлениями о семье у юношей. Так, только 13% полагают, что они будут через 5 лет состоять в браке.

Отрадно, что 61% юношей, через 5 лет видят себя уже отслужившими в армии. 18% респондентов планируют вообще связать свою жизнь с вооруженными силами РФ. При этом 10% девушек тоже видят себя в ближайшей перспективе на службе в армии.

Нас как исследователей интересовало, какой процент учащихся через 5-7 лет видят свое будущее неразрывно связанное с сегодняшним местом проживания, то есть с Ярославской областью. Установили, что через 5-7 лет 84% учащихся видят себя проживающими в Ярославской области.

Только 7% респондентов представляют, что в будущем будут проживать за границей.

Далее мы изучали представления о будущем с учетом долгосрочной перспективы. Установили, что значительная часть учащихся школ 91% фрагментарно представляют свое будущее через 10-15 лет.

В конце исследования мы предприняли попытку выявить факторы, которые, по мнению опрашиваемых, помогут осуществлению их планов. 44% респондентов отметили, что это связи (родители, друзья), 32% качественное образование (высшее), 17% – это сила воли, 7% указали другие варианты ответа.

Заключение

В рамках исследования проанализированы представления учащихся общеобразовательных школ г. Ярославля. Установлено, что у значительной части их представления неразрывно связаны с будущим РФ. Если ранее социологические исследования демонстрировали большой процент желающих среди молодежи покинуть страну, то наше исследование констатирует не просто желание значительной части школьников остаться в России, но и показывает, что большой удельный вес учащихся планирует посвятить себя служению нашей Родине. В частности служить людям и стране в рамках таких профессии, как военный, врач, учитель, полицейский.

Впервые в рамках исследования идет анализ не только с учетом гендерных и возрастных особенностей, но и с учетом культурных, исторических, социально-экономических условий региона.

 

 

Библиографическая ссылка

Таланов Н. С. НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ В ПРЕДСТАВЛЕНИ УЧАЩИХСЯ ШКОЛ ГОРОДА ЯРОСЛАВЛЯ // Старт в науке. – 2017. – № 1. – С. 67-69;
URL: http://science-start.ru/ru/article/view?id=538 (дата обращения: 10.04.2020).