Данная статья является реферативным изложением основной работы. Полный текст научной работы, приложения, иллюстрации и иные дополнительные материалы доступны на сайте II Международного конкурса научно-исследовательских и творческих работ учащихся «Старт в науке» по ссылке: https://www.school-science.ru/2017/7/26982.
Прямая линия на плоскости – это одна из простейших геометрических фигур, знакомая вам ещё с младших классов, и сегодня мы узнаем, как с ней справляться с помощью математического анализа. Часто при изучении различных предметов, например, физики, (законы движения) требуется построить прямую; знать, каким уравнением задаётся прямая. Однако, часто построить прямую по заданной формуле линейной функции бывает затруднительно, если вычислять координаты точек прямой. Появилась гипотеза: уравнение прямой возможно задать не только по известной формуле y = kx + b.
Цель исследования: рассмотреть способы, с помощью которых можно составить уравнение прямой на плоскости и овладеть практическими навыками, техническими приёмами, которые потребуются для построения графиков линейной функции. Задачи исследования:
1. Ознакомиться с уравнением прямой с угловым коэффициентом.
2. Ознакомиться с общим уравнением прямой.
3. Ознакомиться с уравнением прямой в отрезках.
4. Научиться решать диафантовые уравнения 1 степени в целых числах.
5. Научиться строить прямую линию задаваемую формулой различными способами, переходя из одного вида уравнения прямой к другим. Выявить слабые и сильные стороны этих способов.
Теоретическая часть
Всем известный «школьный» вид уравнения прямой y = kx + b называется уравнением прямой с угловым коэффициентом k.
Общее уравнение прямой имеет вид:
Ax + By + C = 0,
где А, В, С – некоторые числа. При этом коэффициенты А, В, одновременно не равны нулю, так как уравнение теряет смысл.
В аналитической геометрии уравнение прямой почти всегда будет задано в общей форме. Ну, а при необходимости его легко привести к «школьному» виду с угловым коэффициентом y = kx + b (за исключением прямых, параллельных оси ординат).
Уравнение прямой в отрезках: если в общем уравнении прямой Ax + By + C = 0, С ? 0, то, разделив на –С, получим:
или ,
где
Геометрический смысл коэффициентов в том, что коэффициент а является координатой точки пересечения прямой с осью Ox, а b – координатой точки пересечения прямой с осью Oy.
Легко усмотреть, что данная прямая однозначно определяется красным и зелёным отрезками, отсюда и название – «уравнение прямой в отрезках».
Уравнение прямой может быть представлено в различном виде в зависимости от каких – либо заданных начальных условий.
Диафантовые уравнения
Диофантовыми уравнениями называют алгебраические уравнения с целыми коэффициентами, для которых надо найти целые или рациональные решения. При этом число неизвестных в уравнениях должно быть не менее двух (если не ограничиваться только целыми числами). Диофантовы уравнения имеют, как правило, много решений, поэтому их называют неопределенными уравнениями. Диофантовы уравнения связаны с именем древнегреческого математика Диофанта Александрийского.
Правило 1. Если c не делится на d, то уравнение ax + by = c не имеет решений в целых числах НОД(a, b) = d.
Правило 2. Чтобы найти решение уравнения ax + by = c при взаимно-простых a и b, нужно сначала найти решение (X0, y0) уравнения ax + by = 1; числа CX0, Cy0 составляют решение уравнения ax + by = c.
Решить в целых числах (x; y) уравнение
5x – 8y = 19. (1)
Решение.
Первый способ. Нахождение частного решения методом подбора и запись общего решения.
Знаем, что если НОД(a, b) = 1, т.е. a; b взаимно-простые числа, то уравнение (1)
имеет решение в целых числах x; y НОД(5, 8) = 1. Методом подбора находим частное решение: X0 = 7, y0 = 2.
Итак, пара чисел (7; 2) – частное решение уравнения (1).
Значит, выполняется равенство:
5•7 –8•2 = 19. (2)
Вопрос: Как имея одно решение записать все остальные решения?
Вычтем из уравнения (1) равенство (2) и получим:
.
Отсюда
.
Из полученного равенства видно, что число x – 7 будет целым тогда и только тогда, когда y – 2 делится на 5, т.е. . Итак, , Тем самым все целые решения исходного уравнения можно записать в таком виде:
Второй способ. Решение уравнения относительно одного неизвестного.
Решаем это уравнение относительно того из неизвестных, при котором наименьший (по модулю) коэффициент.
Остатки при делении на 5: 0, 1, 2, 3, 4. Подставим вместо y эти числа.
Если y = 0, то
Если y = 1, то
Если y = 2, то
Если y = 3, то
Если y = 4, то
Итак, частным решением является пара (7; 2).
Тогда общее решение:
Третий способ. Универсальный способ поиска частного решения.
Для решения применим алгоритм Евклида. Мы знаем, что для любых двух натуральных чисел a; b, таких, что НОД(a, b) = 1 существуют целые числа x; y такие, что ax + by = 1.
План решения:
1. Сначала решим уравнение используя алгоритм Евклида.
2. Затем найдем частное решение уравнения (1)по правилу 2.
3. Запишем общее решение данного уравнения (1).
1. Найдем представление: . Для этого используем алгоритм Евклида.
2. Из этого равенства выразим 1.
Итак, Частное решение уравнения (1):
.
Отсюда получим:
Пара – частное решение (1).
3. Общее решение уравнения (1):
Четвертый способ. Геометрический.
План решения.
1. Решим уравнение 5x – 8y = 19 геометрически.
2. Запишем частное решение уравнения (1).
3. Запишем общее решение данного уравнения (1).
Отложим на окружности последовательно друг за другом равные дуги, составляющие -ю часть полной окружности. За 8 шагов получим все вершины правильного вписанного в окружность 8-угольника. При этом сделаем 5 полных оборотов.
На 5-ом шаге получили вершину, соседнюю с начальной, при этом сделали 3 полных оборота и еще прошли -ю часть окружности, так что
Итак, X0 = 5, y0 = 3 является частным решением уравнения 5x – 8y = 19.
2. Частное решение уравнения (1):
3. Общее решение уравнения (1):
Практическая часть
ПРИМЕР 1.
Построить график функции 4x – 7y = –2.
1 способ.
Определим две точки, принадлежащие графику данной функции, используя диафантовое уравнение: 4x – 7y = –2.
Легко подобрать частное решение: x = 3; y = 2.
Составим систему, которая определяет все целые решения:
Задавая различные значения переменной t, получаем значения переменных x, y.
Например,
2 способ.
4x – 7y = –2. Выразим переменную х через y:
Нетрудно заметить, что трудно, занимает продолжительное время подобрать целое значение переменной x такое, чтобы значение переменной y также было целым. Значение переменной y будет принимать целое значение, если выражение 2 + 4x поделится на 7 без остатка, т.е.
Строим график функции по двум найденным точкам (– 4; – 2), (3; 2).
3 способ.
Найдем две точки графика функции , заполняя таблицу:
x |
y |
3 |
2 |
– 4 |
– 2 |
Сложно подобрать целое значение переменной x такое, чтобы значение переменной y также было целым.
4 способ.
Преобразуем уравнение прямой 4x – 7y + 2 = 0 к уравнению прямой в отрезках:
.
Как видим, знаменатели дробей приведены к общему знаменателю для удобства построения прямой. За единицу масштаба выбираем 14 делений. Число откладываем на оси Ox, а число на оси Oy:
Способ рациональный, но создалась проблема с масштабной единицей.
5 способ.
Запишем функцию в особый вид: в числителе дроби должна стоять переменная x, если перед ней стоял знак «-», то его пишем в знаменателе дроби, содержащей переменную x, свободный член не преобразуем. В нашем случае функция примет вид:
.
На оси Oy откладывается число , от него вправо вдоль оси Ox отступаем на 49 единиц, а затем вверх на 28 единиц вдоль оси Oy. Как видим, стоит проблема с масштабной единицей, поэтому построение таким способом затруднительно, но возможно.
6 способ. Построим график функции, используя точки пересечения с осями координат:
.
Пересечение с осью Oy:
Пересечение с осью Ox:
И вновь, видим, стоит проблема с масштабной единицей, поэтому построение таким способом затруднительно, но возможно. Данный способ приводит к уравнению прямой в отрезках.
Итак, наиболее рациональными оказались 1 и 2 способы. Заметим, что функция, записанная с угловым коэффициентом, содержит дроби с одинаковыми знаменателями.
ПРИМЕР 2. Построить график функции
1 способ.
Определим две точки, принадлежащие графику данной функции, используя диафантовое уравнение: 4x – 5y = –15.
Легко подобрать частное решение: x = 0; y = 3.
Составим систему, которая определяет все целые решения:
Задавая различные значения переменной t, получаем значения переменных x, y. Например,
2 способ.
4x – 5y = –15. Выразим переменную y через x:
Нетрудно заметить, что трудно, занимает продолжительное время подобрать целое значение переменной x такое, чтобы значение переменной y также было целым. Значение переменной y будет принимать целое значение, если выражение 15 + 4х поделится на 5 без остатка, т.е.
Строим график функции по двум найденным точкам (– 5; – 1), (5; 7).
3 способ.
Найдем две точки графика функции , заполняя таблицу:
x |
y |
5 |
7 |
0 |
3 |
Необходимо подобрать целое значение переменной x такое, чтобы значение переменной y также было целым.
4 способ.
Преобразуем уравнение прямой 4x – 5y = –15 к уравнению прямой в отрезках:
.
Как видим, знаменатели дробей приведены к общему знаменателю для удобства построения прямой. За единицу масштаба выбираем 4 деления. Число откладываем на оси Оx, а число на оси Оy:
Способ рациональный, но создалась проблема с масштабной единицей.
5 способ.
Запишем функцию в особый вид: в числителе дроби должна стоять переменная x, если перед ней стоял знак «-», то его пишем в знаменателе дроби, содержащей переменную x, свободный член не преобразуем. В нашем случае функция примет вид:
.
На оси Оy откладывается число 3, от него вправо вдоль оси Оx отступаем на 5 единиц, а затем вверх на 4 единиц вдоль оси Оy:
6 способ. Построим график функции, используя точки пересечения с осями координат:
.
Пересечение с осью Оy:
Пересечение с осью Оx:
И вновь, видим, стоит проблема с масштабной единицей, поэтому построение таким способом затруднительно, но возможно.
Выводы
В школьном курсе алгебры построение графика линейной функции сводится к нахождению координат двух точек, так как её график – прямая. Легко построить прямую, если координаты полученных точек – целые числа. Однако, как показано выше, не всегда быстро можно подобрать такое значение аргумента, при котором и значение функции – целое число.
В ходе исследований способов построения прямой, прибегая к различным видам задания линейной функции, рассмотрены шесть способов, с помощью которых можно построить график линейной функции и овладеть практическими примерами, техническими приёмами, которые для этого потребуются. Осуществлён переход от нахождения целых решений линейного уравнения с двумя переменными к построению прямой в прямоугольной системе координат. Выбор того или иного способа зависит от сложности заданной формулы линейной функции, а умение сделать выбор – от приобретенных навыков и умений. Для построения графиков линейных функций пользовались программой Graph и программой Paint, а также комбинацией этих программ.
Библиографическая ссылка
Кирина Е.С., Ткаченко Г.Р. ТАКОЕ РАЗНОЕ УРАВНЕНИЕ ПРЯМОЙ // Старт в науке. – 2016. – № 6. ;URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=487 (дата обращения: 05.12.2024).