Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

ИСТОРИЯ ОДНОЙ МОНЕТЫ

Павлов К.В. 1
1 г. Архангельск, МБОУ «Средняя школа № 37», 3 «А» класс
Макарова А.Ф. (Архангельск, МБОУ «Средняя школа № 37»)

Данная статья является реферативным изложением основной работы. Полный текст научной работы, приложения, иллюстрации и иные дополнительные материалы доступны на сайте II Международного конкурса научно-исследовательских и творческих работ учащихся «Старт в науке» по ссылке: https://www.school-science.ru/2017/18/27396.

У нашей большой семьи есть особая традиция – вместе копать картошку.

Так, в сентябре 2011 года, в деревне Часовенская Архангельской области, когда вся семья собирала урожай картофеля, мой дедушка Николай нашел монету. Мы долго чистили её от глины и песка, после чего смогли прочитать её название: «Полушка. 1731». Значит, ей 280 лет! (Было в 2011 г). Это настоящий подарок из прошлого нашей Родины. Я задумался над тем, какую историю она в себе хранит, когда и где была создана. И главное, как такая монета оказалась в нашем огороде?

Поэтому цель моего исследования – узнать, что это за монета, какова её история, как она оказалась у нас в огороде. Мне кажется, что данная проблема актуальна, потому что её решение поможет мне и моей семье больше узнать об истории родного края.

Объект моего исследования: деньги прошлых лет.

Предмет исследования: найденная монета.

Гипотеза: я предположил, что история найденной монеты связана с историей нашей страны и моей семьи, а понять, что это за монета, я смогу, если узнаю историю появления денег в России.

Задачи исследования:

1. Выяснить, как называется наука, которая изучает монеты.

2. Узнать об истории денег и появлении монет на Руси.

3. Изучить монету «Полушка. 1731»

4. Выяснить, почему монета оказалась в земле нашего огорода.

Методами моего исследования стали: беседа, наблюдение, изучение литературы, экспонатов, сравнение, анализ, эксперимент.

Исследование найденной монеты и сравнение её характеристики с данными из каталога

Мне захотелось описать свою монету. Чтобы правильно это сделать, мы с мамой обратились к «Словарю нумизмата», В.Д. Гладкого, откуда я узнал, что у каждой монеты есть аверс, реверс и гурт. Аверсом называется лицевая сторона монеты. Реверс – оборотная сторона монеты. Гурт или другое название рант – боковая сторона монеты.

Я решил сравнить полушку с описанием в энциклопедии.

Для начала я внимательно рассмотрел под лупой найденную монету. На аверсе нашей монеты изображен герб – двуглавый орел с расправленными крыльями, над головами три еле заметные короны. В лапах орел держит скипетр, державу на нашей монете разглядеть не удалось, потому что изображение стёрлось со временем. На реверсе монеты изображен щит с растительным орнаментом вокруг и цветочными лепестками наверху. Посередине щита в овальной рамке в три строки указан номинал и год чеканки – «ПОЛУШКА 1731». Снизу плохо различимые ветви, перевязанные бантом. Гурт у монеты шнуровидный (зубчатый).

pavl1a.tif

pavl1b.tif

Потом я с помощью прозрачной линейки измерил диаметр нашей полушки, он равен 20,5 мм. В энциклопедии сказано, что диаметр монеты равен 21 мм. Дедушка предложил точнее измерить диаметр монеты с помощью штангель-циркуля. Диаметр получился так же равен 20,5 мм.

Взвесить монету я смог на очень точных весах, которые дедушка использует для отмеривания пороха при изготовлении патронов. Вес нашей монеты равен 4 грамма. В энциклопедии же указан вес в 4,1 грамма.

Исследуя нашу монету, я пришёл к такому выводу: по аверсу, реверсу и гурту монета соответствует монете по каталогу. Несоответствие я наблюдал по диаметру и массе. Я это объясняю старостью нашей монеты. Ведь ей уже 285 лет!

Определить сплав, из которого сделана наша монета в домашних условиях невозможно. Но с помощью магнита, я точно узнал, что монета не из железа, потому что наша полушка совсем не магнитилась.

Рассматривая снова монету, я заметил, что на ней появился зеленоватый налёт. Я решил почистить монету так, как чистят её профессионалы. Из книги «История денег», Б. Франклина, я узнал, что если на монете есть зеленоватый налет, то это означает, что окисление произошло от медных соединений. Там же был описан способ очистки данных монет. Мы взяли 5 %-й раствор серной кислоты, положили в фарфоровую чашечку нашу монету, затем залили ее этим раствором. После этого на медленном огне слегка подогрели. Зеленый налет с монеты ушел, она приобрела красноватый (медный) оттенок. Я сделал вывод, что, скорее всего, наша монета сделана из меди. А значит, можно смело утверждать, что полушка подлинная.

Найденная дедушкой монета положила начало новой семейной традиции. Мы решили собирать монеты. Мы с мамой любим путешествовать, из других стран мы привозим много монет для себя и друзей. У нас есть монеты из всех стран, где мы побывали: кирюши из Турции, баты из Тайланда, евроценты разного достоинства из Греции, Испании, Андорры, шекели из Израиля, фунты из Египта.

А еще мы с удовольствием чеканим сувенирные памятные монеты. Такие необычные монеты мы делали в музее деревянного зодчества «Малые Корелы», Архангельском краеведческом музее, г. Санкт-Петербурге, г. Барселоне, г. Реусе.

Мы покупаем и меняем монеты, их нам привозят друзья из других стран. У нас собралась уже приличная коллекция, которая будет переходить из поколения в поколение.

А свой самый необычный в жизни подарок, связанный с моим увлечением, я получил от своего дедушки Николая. Он подарил мне старинную кассу с монетами 1992 года. Они очень долго хранились в гараже, заржавели, поэтому сначала было даже не разглядеть их номинал. Мы всей семьей долго их чистили, рассматривали, рассуждали. И нам захотелось попробовать самим сделать монету – настоящую, именную. Эскиз я уже приготовил. Сейчас передо мной поставлена задача – узнать технологии изготовления монет и попробовать сделать их под руководством дедушки. Договорились мы это сделать летом. Поэтому уже сейчас я с нетерпением жду летние дни.

Заключение

Все знают, что деньги необходимы для торговли, поэтому без денег не обходится не один человек, ни одно государство. И знать историю монет важно для каждого человека.

С материалом моего исследования в самое ближайшее время я планирую познакомить своих одноклассников, думаю, они заинтересуются. Ведь узнавать что-то новое о своей семье и малой родине – это так здорово! Его также можно будет использовать на уроках окружающего мира и краеведческого курса «Морянка».

Эта работа принесла мне большую пользу. Я открыл для себя историю появления денег, узнал, как называется наука, которая изучает монеты, исследовал полушку, самостоятельно работал с различными источниками информации, посетил удивительную выставку «Истории, рассказанные монетами», познакомился с интересными людьми, получил много информации о своих предках, о своём родном крае. Теперь своим будущим потомкам я смогу рассказать об истории своей семьи, тем самым сохраню её традиции. А самое главное, совсем скоро я смогу сделать свою монету.

Мне очень понравилось быть исследователем и захотелось узнать, есть ли ещё в нашей семье предметы, которые смогут рассказать о её истории и истории родного края.


Библиографическая ссылка

Павлов К.В. ИСТОРИЯ ОДНОЙ МОНЕТЫ // Старт в науке. – 2016. – № 6. ;
URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=486 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674