Данная статья является реферативным изложением основной работы. Полный текст научной работы, приложения, иллюстрации и иные дополнительные материалы доступны на сайте II Международного конкурса научно-исследовательских и творческих работ учащихся «Старт в науке» по ссылке: https://www.school-science.ru/2017/5/26213.
Актуальность. Тема Великой Отечественной войны до сих пор остается богатейшим материалом для писателей, поэтов, краеведов, ведь каждое новое поколение должно по-новому, по-своему осмысливать ту Великую Войну и ту Великую Победу.
2015 год был особенным для нашей страны. Это год празднования 70-летия Великой Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. И сегодня как никогда важна и актуальна проблема гражданско-патриотического воспитания молодежи. Часть этой проблемы может быть решена путем формирования и развития у школьников патриотических чувств на примерах, описанных в художественной литературе и краеведческих материалах. Собирательный образ воина-освободителя в мирное время имел много профессий: сталевар, хлебороб, учитель, железнодорожник… И кто знает, каким бы был исход Великой Отечественной войны, если бы не железнодорожная сеть нашей страны. Ведь по железным дорогам, как кровь по артериям, к сердцу фронта доставлялся провиант и техника, обмундирование и вооружение. Поэтому жизнь железных дорог не прерывалась даже в самые трудные моменты войны.
Станция Кочетовка Юго-Восточной железной дороги – важный стратегический пункт на подступах к Москве, и немцы это хорошо знали. И как не старался враг разрушить сложившуюся систему перевозок, он этого сделать не смог. Кочетовские железнодорожники выстояли и вместе со всем советским народом победили. Пример их мужества стал даже основой сюжета рассказа А.И. Солженицына «Случай на станции Кочетовка».
Новизна темы исследования. По данной теме существует обширный материал, но впервые в работе представлена параллельная интерпретация исторических событий, воссозданных посредствам художественной литературы и публицистики.
Предмет исследования – история железнодорожного транспорта Тамбовской области в годы Великой Отечественной войны (1941-1945).
Объект исследования – художественные особенности интерпретации истории трудовых достижений и побед железнодорожников станции Кочетовка в краеведческих материалах.
Цель работы – рассмотреть стратегическую роль станции Кочетовка в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. и выявить особенности отражения исторических событий в работах краеведов Тамбовщины.
Достижению поставленной цели будет способствовать последовательное решение следующих задач:
- обобщить краеведческий материал о подвиге железнодорожников станции Кочетовка Юго-Восточной железной дороги в годы Великой Отечественной войны;
- рассмотреть особенности интерпретации в художественной литературе и публицистике одних и тех же событий Великой Отечественной войны.
Материал исследования. Материал исследования составили архивные и краеведческие материалы Государственного архива социально-политической истории Тамбовской области (ГАСПИТО) и Государственного архива Тамбовской области (ГАТО) по истории железнодорожного транспорта Тамбовской области.
Теоретическая значимость работы видится нам в том, что мы обобщили большую часть имеющегося на данный момент материала по выбранной теме, получив тем самым возможность современного прочтения и интерпретации исторических и литературных сведений о событиях и героях Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Практическая значимость работы заключается в том, что ее результаты могут использоваться на школьных занятиях по истории и Мичуринсковедению.
Заключение
М.В. Белоусов пишет в своей книге, что «… За годы Великой Отечественной войны железнодорожники станции Кочетовка сформируют и отправят более 22 тысяч эшелонов. За 1418 дней и ночей они обработают порядка одного миллиона ста тысяч вагонов. И эта война, которая пришла к нам с запада, которая коснулась каждого нашего города, каждого села и каждой советской семьи, которая вошла в наши дома миллионами похоронок, океанами слёз, холодом и голодом, уйдёт обратно на запад. Врага остановят, повернут вспять и уничтожат там же, откуда он пришёл. Мы дорого заплатили за свою Победу. Очень дорого. Миллионами человеческих жизней. Сотнями разрушенных городов и десятками тысяч сёл. Тяжелейшим трудом на заводах и фабриках, в полях и на фермах. Недоедали, сутками не уходили с работы, спали в цехах, впрягались вместо лошадей в бороны и выстояли. Победили! И если все составы, сформированные кочетовцами в 1941-1945 годах, поставить один за другим, то протяжённости их хватит как раз на две линии, чтобы протянуться от Берлина до Владивостока, а потом обратно, от Владивостока до Берлина. Это тоже цена Победы!» [1].
В целях повышения роли учреждений образования, культуры и средств массовой информации в патриотическом воспитании граждан, указанных в проекте Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», системой мер по информационному обеспечению в области патриотического воспитания предусматривается активизация творческих усилий журналистов, писателей, кинематографистов в области патриотического воспитания. Краеведческий материал как нельзя лучше подходить для реализации этих целей. Пример героического служения Отечеству не неизвестных людей, а близких родственников, ставших семейной легендой или здравствующих и сегодня, несомненно окажет благотворное воздействие на детскую душу, поспособствует правильному выбору идеалов и ценностных ориентиров.
Библиографическая ссылка
Кирпичева А.А. СТАНЦИЯ КОЧЕТОВКА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1941–1945 ГГ.: ВОЕННЫЕ СОБЫТИЯ В ЗЕРКАЛЕ КРАЕВЕДЕНИЯ // Старт в науке. – 2016. – № 6. ;URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=484 (дата обращения: 23.11.2024).