Данная статья является реферативным изложением основной работы. Полный текст научной работы, приложения, иллюстрации и иные дополнительные материалы доступны на сайте II Международного конкурса научно-исследовательских и творческих работ учащихся «Старт в науке» по ссылке: https://www.school-science.ru/2017/1/26668.
Актуальность проблемы
Здоровье – одно из несомненных ценностей человека. Оно формируется под влиянием сложного комплекса внутренних факторов и внешних воздействий. Состояние здоровья детей в России вызывает обоснованную тревогу: к окончанию школы около 85 % детей страдают различными хроническими заболеваниями. За последние годы у 30 – 35 % детей, поступающих в первый класс, уже имеются хронические заболевания; за годы обучения в школе в пять раз возрастает число больных детей с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата; в четыре раза увеличивается количество детей с нарушениями психического здоровья, в три раза – с заболеваниями органов желудочно-кишечного тракта. Условия, в которых совершается учебный процесс или трудовая деятельность обучающихся являются той средой, в которой вынуждены находиться дети и подростки в возрасте от 6 (7) лет до 17 (18) лет. Именно в эти годы отмечается интенсивный процесс роста и развития организма. В нашем 7 «А» классе обучается 15 учеников и только 2 ученика (13 %) имеют первую группу здоровья (здоровые), хотя в первом классе первую группу здоровья имели 9 (60 %) учеников.
Актуальность данного исследования заключается в том, чтобы подробно изучить условия нашего обучения, так как мы проводим в школе большую часть времени суток, около 7-8 часов. Поэтому создание оптимальных условий обучения и труда, которые способствуют благоприятному процесс росту и развитию детского организма, а также расширение его адаптационных возможностей и снижение заболеваемости на данный момент очень актуальны. Именно этим целям и призван послужить мой проект.
Цель работы
Исследовать и оценить санитарно-гигиенические условия школьных кабинетов как экологический фактор школьной среды, оказывающий влияние на здоровье учащихся.
Задачи
1) изучить литературу о проведении исследований по изучению экологического состояния школьных кабинетов, критерии и нормы оценок исследуемых объектов; 2) провести и проанализировать опрос учащихся по оценке эмоционального и визуального восприятия школьных кабинетов;
3) исследовать санитарно-гигиенические условий обучения, учащихся в школьных кабинетах;
6) Определить запыленность воздуха школьных кабинетов;
7) проанализировать экологическое состояние школьных кабинетов;
8) разработать по результатам исследования предложения для улучшения условий обучения учащимся школы.
Гипотеза. Если число здоровых детей в нашем классе уменьшилось с 60 % до 13 %, то можно предположить, что экологическое состояние исследуемых кабинетов не является полностью оптимальным. Проект был выполнен на базе МБОУ Софьинской СОШ. Объектом данного исследования являются учебные кабинеты, в которых учащиеся нашего класса проводят больше всего учебного времени: литературы, английского языка № 1, истории, математики № 2, географии.
При работе над проектом были использованы следующие методики:
1. Теоретическая – изучение специальной литературы по данной проблеме;
2. Инструментальная – измерение относительной влажности воздуха; определение показателей температуры; определение искусственной освещенности.
3. Санитарная – установление соответствия санитарного состояния исследуемых параметров школьных кабинетов принятым нормам; установление путей устранения обнаруженных недостатков.
4. Визуальная – определение запыленности воздуха в школьных помещениях (с использованием лупы); исследование озелененности школьных кабинетов.
5. Статистическая – анкетирование, обработка и анализ результатов анкетирования учащихся шестых и седьмых классов.
Практическая значимость исследования. Причинами снижения уровня здоровья может быть наследственность, экологические проблемы, социальный и экономический кризисы. Но также нужно учитывать влияние школы, где учащиеся проводят большую часть своего времени, так как школьные помещения это мощный фактор, воздействующий на ребенка и в значительной степени определяющий состояние его здоровья. Поэтому исследование и оценка экологического состояния школьных кабинетов поможет выявить благоприятные и неблагоприятные факторы школьных кабинетов, как модели экосистемы и предложить оптимальные рекомендации по улучшению их экологической среды.
Заключение
1. Выводы по результатам проведенного исследования
– кабинеты имеют лишь допустимые параметры температуры (100 %), а оптимальных нет;
– соответствие численности учащихся гигиенической норме вместимости школьных кабинетов соблюдается во всех помещениях школы (100 %); – кабинеты имеют лишь допустимые параметры относительной влажности воздуха (100 %), а оптимальных нет;
– во всех кабинетах искусственная освещённость не соответствует норме;
– во всех исследуемых кабинетах не правильно подобраны комнатные растения;
– кабинеты имеют малая степень запыленности и повышенную;
– учащиеся отмечают наибольшую привлекательность кабинетов литературы, английского языка № 1 и истории; по дизайну лучшими стали кабинеты – истории, английского языка № 1. Основываясь на проведенном исследовании, мы видим, что экологическое состояние кабинетов не по всем исследуемым параметрам является оптимальным и это может быть одной из причин снижения здоровья моих одноклассников.
2. Предложения по улучшению экологического состояния кабинетов.
I. Ознакомить с полученными результатами исследований:
– педагогический коллектив, сотрудников и рабочих школы;
– учащихся и членов школьного кружка «ЭКО-десант».
II. Соблюдать санитарно-гигиенические требования в школьных кабинетах.
III. Улучшить воздушный режим в школьных помещениях, где в результате проведенных исследований нет оптимальных параметров:
– установить выполнение режима проветривания школьных помещений и учет длительности проветривания;
– контролировать влажную ежедневную и генеральную уборку 1 раз в две недели во всех школьных помещениях и, особенно в помещениях, где производится самообслуживание с помощью учащихся;
– усилить контроль за сменной обувью учащихся, не допускать к занятиям без сменной обуви или в грязной сменной обуви.
IV. Должно быть пересмотрено озеленение школьных кабинетов:
– нужно правильно подбирать комнатные растения, лучше всего использовать растения, которые сразу выполняют несколько санитарно-гигиенических или экологических функций.
V. Ежегодно проводить смотр-конкурс кабинетов.
Библиографическая ссылка
Скачкова О.А. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ШКОЛЬНЫХ КАБИНЕТОВ // Старт в науке. – 2016. – № 6. ;URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=479 (дата обращения: 23.11.2024).