Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

ПУТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ К ЖИЗНИ В ГРАЖДАНСКОМ ОБЩЕСТВЕ

Латышев О.Ю. 1
1 Международный телекоммуникационный образовательный проект «Мариинская галерея им. М.Д. Шаповаленко»
1. Ильин В.Н., Латышев О.Ю. Пути социальной адаптации учащихся школы интерната средствами туристско краеведческой деятельности // Fылыми зерттеулер алемi – Мир научных исследований. – 2012. - №№7-8 (61-62). – С.76-83.
2. Крюкова О.Е., Латышев О.Ю. Социально психологическая адаптация детей-сирот средствами экскурсионно туристической и краеведческой деятельности // Зерттеушi – Исследователь. Астана, – 2012. - №12/1 (80/1). - С.40-47.
3. Латышев О.Ю., Байер Е.А. Социализация учащихся, студентов и учёных в глобализующемся мире / Germany, Saarbrukken: Изд-во «Palmarium Academic publishing», 2015. 181c.
4. Латышев О.Ю., Ильин В.Н., Макарова Л.Н. Туризм, краеведение и ИКТ социализации студентов / Germany, Saarbrucken, LAP LAMBERT Academic Publishing, 2013. 96с.
5. Латышев О.Ю., Петрова Е.В., Демура С.П. Единая информационно-образовательная среда социализации студентов / Germany, Saarbrucken, LAP LAMBERT Academic Publishing, 2013. 211с.
6. Латышев О.Ю., Спирина Г.Е., Черных Е.В. Модернизация интернатных учреждений в социализации студентов / Germany, Saarbrukken: Изд-во «Palmarium Academic publishing»,-2015. – 115c.

Социально-психологическая адаптация детей-сирот к жизни в формирующемся российском гражданском обществе должна носить интегрированный характер. А именно, предусматривать не только прямое воздействие на ребенка, которого следует ввести в общество, закрепив в его позиции соответствующие социально-культурные навыки и психологическую готовность к предстоящим испытаниям. Должна учитываться и необходимость опосредованного влияния на судьбу детей-сирот, которых принимает это общество. Это должно быть, прежде всего, воздействие на состояние общественного мнения, от которого в немалой степени зависит, как принимает общество детей-сирот, какие двери перед ними открывает, а какие, наоборот, закрывает наглухо. Практика показывает, что наиболее широко для выпускающихся из закрытых образовательных учреждений детей-сирот чаще всего открываются двери предприятий, работа на которых низко и нерегулярно оплачивается. И созданная в детском учреждении система профессиональной ориентации воспитанников преимущественно неудовлетворительна уже потому, что не учитывает реальной потребительской корзины выпускника сиротского учреждения. Ребенок из семьи, пошедший работать на предприятие, на котором мало платят, может рассчитывать на «дотирование» со стороны родных и близких, с одной стороны. А с другой – на то, что многое нужное при обзаведении своим хозяйством сироте у обычного ребенка есть в качестве более или менее бережно сохраненного домашнего скарба.

В силу невысокой стартовой позиции детей-сирот в образовании они сталкиваются со значительными затруднениями в выравнивании с учениками других социальных статусов, по выходе из детских домов им, как правило, достается, пусть и средне оплачиваемая, но тяжелая физическая работа. Ее отказываются выполнять протеже из семей, например, представляющих собой рабочие династии на данном предприятии. А за сироту походатайствовать чаще всего некому, поэтому его и ставят на самые трудные, а иногда еще - и на наиболее вредные участки. Есть ли в сиротских образовательных учреждениях тотальная физическая подготовка, позволяющая при выходе на заработок сохранить здоровье и силы, чтобы можно было безотказно работать, пусть и на этом же предприятии, долгие годы? В ряде учреждений для детей-сирот, безусловно, есть. Но в других подобных учреждениях система физической подготовки выпускников (а лучше – и раньше) не преемственна работе по профессиональной ориентации. Для детей провели экскурсию на завод, после чего, допустим, ребят увлекли перспективы занятия тем или иным видом труда, с которым впервые познакомились на этом предприятии. Но объяснил ли кто-нибудь детям, каких физических сил, мер предосторожности, концентрации внимания требует подход к овладению той или иной специальностью? Опять-таки, зачастую – да. Благо, есть умудренные опытом воспитатели, дальновидные психологи и социальные педагоги, которые помогают ребенку заблаговременно освоить необходимые навыки (пока и не профессиональные, а предпрофессиональной подготовки) задолго до поступления в ПТУ, училище или институт. В противном случае, получается, что детская самооценка в ряде случаев бывает неадекватной представлениям взрослых о его реальных профессиональных предрасположенностях. А воспитатели и другие сотрудники интернатного учреждения не всегда набираются мужества правильно, без лишних иллюзий обрисовать ребенку наиболее реалистичную перспективу предстоящей ему трудовой жизни. Или у них на это не хватает педагогического такта. И вместо того, чтобы ребенок начал разделять убеждения взрослого и корректировать собственные способности, он, в порядке самозащиты, начинает высказывать прямо противоположные взглядам взрослых сентенции, словарный запас взрослых быстро исчерпывается (равно как и терпение), и на этом дело останавливается.

Третьим немаловажным аспектом является четкое представление и ребенка, и направляющих его в это русло взрослых о том, насколько вредно производство, в работе которого выпускник детского дома собирается принимать участие. Допустим, его впечатлила картина, как плавят цветные металлы. А вовремя ли он проинформирован, с какими ограничениями для здоровья связана профессия плавильщика? Какие меры предосторожности следует применять для того, чтобы даже при максимально производительной работе остаться живым, здоровым, способным иметь и растить детей и т.д. Достаточно часто полное преставление о предмете предстоящей работы у выпускников детских домов складывается лишь тогда, когда уже практически ничего нельзя изменить, когда профессия уже получена, и ни времени, ни сил, ни других ресурсов на быструю переквалификацию явно недостаточно. Безусловно, формирующееся в России гражданское общество предполагает усиление заботы о здоровье каждого гражданина, внимательное отношение ко всем его нуждам без исключения. Однако социально-психологическая адаптация нынешнего поколения выпускников интернатных учреждений совпадает по времени с процессом формирования основ гражданского общества, и в полной мере апеллировать к его возможностям пока не представляется возможным. На первый взгляд, описываемое положение дел выглядит абсурдно. Существует ли как таковая социальная адаптация в детском доме, если ребенок и по выходе оттуда имеет практически нулевой уровень информированности о предмете своих предстоящих (едва ли не пожизненных!) занятий? Практика же неумолимо показывает, что даже при обоюдном желании со стороны педагогического коллектива и детей тема предстоящей жизни, особенностей выбираемой профессии и т.д. легко скрывается в пучине повседневных, мелких, практически рутинных дел. И совсем не прагматично выглядят для многих вполне ответственных сотрудников сиротских учреждений разговоры с воспитанниками о том, сколько процентов фенола будет ежедневно содержаться в воздухе цеха, в котором предстоит работать выпускнику через три года. Но и распространяемый многими учреждениями опыт профессиональной ориентации и социально-психологической адаптации, в общем и целом, не принят на вооружение.

Заметим, что сейчас мы рассматриваем пусть и сложные, но все же наиболее приближенные к плоскости идеализации случаи, когда ребенок, как живая эстафетная палочка процветания страны и государства, бережно передается из рук одной общественной структуры (сиротское учреждение, отдел опеки и попечительства и т.д. по иерархии) другой (фабрика, завод, комбинат и т.д.). Однако эта простая модель хорошо работает лишь по поговорке «хорошо, когда все хорошо». Потому что ребенок, не получивший а процессе развития должной профессиональной ориентации, либо недолго удерживается на работе, либо совсем на нее не попадает. Лучше других приходится выпускникам детских домов, в традициях которых – следить за судьбой своих выпускников, детально анализировать складывающиеся в их жизни негативные ситуации, и не только помогать находить решение конкретно этим ребятам, но использовать приобретаемый при этом опыт в процессе совершенствования всей детдомовской системы профессиональной ориентации и постинтернатной адаптации. Но многие детские дома не отличаются стабильностью педагогического коллектива, и в ряде случаев выпускника сопровождает точечными наблюдениями социальный педагог, которого в момент роста этого ребенка в коллективе еще не было. И он не знает ни особенностей психофизиологического развития своего подопечного, ни индивидуальной мотивации его мыслей, слов и поступков. Какую практическую помощь может оказать такой сотрудник и выпускнику, и, например, начальнику смены на предприятии, в которой данный выпускник работает? Подавляющее большинство узнанных нами детских домов испытывает дефицит квалифицированных педагогических работников. И сил коллектива в лучшем случае хватает на то, чтобы добросовестно пестовать ныне живущих в детском доме воспитанников, почти не занимаясь при этом постинтернатной адаптацией выпускников, если даже формально, в рамках Федерального или регионального законодательства это и вменено ему в обязанность.

Нам ещё предстоит понять, насколько мотивировано российское общество, стремящееся в лице своих передовых представителей стать гражданским, к тому, чтобы принять детей-сирот и выпускников интернатных учреждений. Сделаем вывод, выполнение каких условий, наш взгляд, для этого необходимо:

1. Идеологическая работа представителей российского государства и институтов гражданского общества по поддержанию детей-сирот во всех областях предстоящей им деятельности.

2. Бюджетное стимулирование организаций, учреждений, предприятий, берущих на себя ответственность за выпускников интернатных учреждений, за их жизнь, здоровье, надлежащую предпрофессиональную и профессиональную подготовку и квалификационный рост.

3. Адекватное освещение работы наиболее эффективных воспитательных систем сиротских образовательных учреждений в СМИ и научной периодике.

4. Сформированное позитивное общественное мнение о необходимости всесторонней помощи детям-сиротам в их жизнеустройстве.

5. Готовность сиротского учреждения к реализации программы постинтернатной адаптации выпускников.


Библиографическая ссылка

Латышев О.Ю. ПУТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ К ЖИЗНИ В ГРАЖДАНСКОМ ОБЩЕСТВЕ // Старт в науке. – 2016. – № 5. ;
URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=463 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674