Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ИНТЕГРАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА В ОБЩЕСТВО

Подкопаева В.А. 1 Скуматова Е.А. 1 Латышев О.Ю. 2
1 г. Воронеж, Детский дом
2 «Мариинская галерея им. М.Д. Шаповаленко»
Скуматова Е.А. (г. Воронеж, Детский дом)
Латышев О.Ю. (г.Москва, Международный телекоммуникационный образовательный проект «Мариинская галерея им. М.Д. Шаповаленко»)
1. Астахов П.А. Павел Астахов обозначил приоритеты государственной политики в сфере защиты прав детей // Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.rfdeti.ru/display.php?id=5898
2. Попова И.Н. // «Российская газета-Неделя»- Центральная Россия №5647 (271) от 1 декабря 2011 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://m.rg.ru/2011/12/01/reg-cfo/detki.html
3. Пилюгина Е.В., Латышев О.Ю. Школа юного экскурсовода как средство развития социального туризма // Материалы Первой международной научно-практической конференции «Внутренний туризм как фактор развития регионов в условиях рыночной экономики (на примере Самарской области)». – Тольятти, 2012. – С. 199-208.
4. Цебулевская А. Г. Образование воспитанников Медведовского детского дома в контексте их социальной адаптации / Социальная педагогика. - 2012. - № 3. - С. 72-77.
5. Черненок Т.Д., Ильин В.Н., Латышев О.Ю. Экспериментальная работа в школе-интернате №1 г. Воронежа в 2007-2008 учебном году // Образовательные технологии ХХI века. ОТ›09. Материалы девятой городской научно-практической конференции / Под ред. Гудилиной С.И., Тихомировой К.М., Рудаковой Д.Т. – М. 2009. – С.46-51.

Особое внимание уделяется реализации программы социализации и интеграции воспитанников детского дома г. Воронежа в общество. Программа состоит из 2-х направлений:

1. ПОДГОТОВКА ВОСПИТАННИКОВ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЖИЗНИ. Данным направлением предусматривается сформированность навыков межличностного общения, коллективной деятельности, социально-бытовой ориентации, общих житейских умений и навыков, освоение бытового труда, труда в домашнем хозяйстве, привитие чувства самоуважения, волевой организации личности, подготовка к будущей профессиональной деятельности.

2. ПОСТИНТЕРНАТНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ. Данным направлением предусматривается процесс профессионального взаимодействия специалистов разного профиля с ребенком и его социальным окружением с целью создания оптимальных условий для его адаптации и социализации. Постинтернатное сопровождение строится на основе единства трех направлений деятельности:

- социально-педагогическая диагностика и поддержка выпускников, психолого-педагогическое консультирование, социально-профилактическая работа;

- социализация воспитанников путем туризма и краеведения. 20 воспитанников школы-интерната уже получили сертификаты о прохождении начального этапа обучения в Школе юных экскурсоводов при Воронежском областном краеведческом музее (директор Елена Анатольевна Вычерова). И ещё 9 воспитанников среднего и старшего школьного возраста получили сертификаты о прохождении второго этапа обучения. По словам заведующей экскурсионного отдела музея Екатерины Васильевны Пилюгиной, которая и вела занятия столь необычной школы, «ребята с честью выдержали все предложенные им испытания, успешно провели экскурсию по экспозиции музея, и оставили приятное впечатление у экскурсионной группы их сверстников, пришедшей на зачётное занятие. Участие воспитанников школы-интерната для детей-сирот в работе школы юного экскурсовода позволило им не только повысить мотивацию к учёбе (традиционно достаточно низкую у таких детей), но и существенно обогатить свой капитал знаний на уровне дополнительного образования и внеурочной (и внешкольной) образовательной деятельности, формировать коммуникативные навыки, что, в свою очередь, существенно расширило представления воспитанников интерната о формах и путях общения с людьми, не принадлежащими к числу сотрудников интерната, а представляющих культурную элиту местного сообщества»;

- воспитание трудовых навыков, которые в дальнейшем позволят детям успешно реализовать себя в выбранной профессии, а также создавать и поддерживать порядок, чистоту и уют в своей квартире. Это предусматривает программа «Дорогу осилит идущий», включающая в себя деятельность различных производственно-адаптационных участков, позволяющих воспитанникам приобрести и развить в дальнейшем социально-бытовые и трудовые навыки. Принцип реализации программы: формирование личности проходит в прямой зависимости от характера ее деятельности и прямом участии в общественных и трудовых отношениях;

- семейное воспитание, в условиях которого у детей формируются качества будущего семьянина, - терпение, умение уступать, доброжелательность, аккуратность, чистоплотность и другие. Кроме того, данное направление деятельности способствует формированию коммуникативных навыков, умению устанавливать межличностные контакты, необходимые во всех жизненных сферах. С этой целью проводится системная работа педагогического коллектива школы-интерната, включающая в себя следующие виды деятельности: проведение психологических консультаций для детей разного возраста; помощь в общении со взрослыми и сверстниками; формирование мотивов и желания жить в кровной, измененной в положительную сторону семье; работа по осознанию ценностей семьи; повышение социальной компетентности воспитанников, связанной с семейной жизнью; формирование психологической готовности воспитанников к семейной жизни; проведение реабилитационных программ с детьми по восстановлению социальных связей с семьей); воспитание гражданской позиции законопослушных граждан, которые будут стремиться приносить пользу людям, своему городу, владеть необходимыми правовыми знаниями. Программа совершенствования социально–правовой грамотности воспитанников школы-интерната № 1. Целью данной программы является разработка системы оказания реальной помощи воспитанникам и выпускникам школы-интерната в воспитании юридически грамотной, психологически подготовленной личности с гибкой и быстрой ориентацией в решении сложных жизненных проблем, опираясь на законодательную базу РФ;

Велика при этом и роль профориентационной деятельности, посредством которой педагоги учат детей учиться, овладевать знаниями, развивать собственный интеллект, необходимый для получения образования и желаемой профессии. В соответствии с поставленными целями разработан план взаимодействия социально-психологической службы по профессиональному самоопределению воспитанников КУ ВО «Детский дом г. Воронежа», включающий в себя организацию встреч, круглых столов, выездных мероприятий с представителями учебных заведений начального, среднего и высшего профессионального образования, взаимодействие с ресурсным центром «Кадры» по вопросу проведения цикла мероприятий, направленных на изучение индивидуальных особенностей и потребностей воспитанников и реализация их на рынке востребованных профессий Воронежской области, взаимодействие с компанией «Проект–ПРО» и благотворительным фондом «Краски детства», обеспечивающим первичное ознакомление с миром профессий, позволяющим попробовать себя в той или иной сфере деятельности. Кроме того, планируется заключение договора с общественной организацией «Объединенная держава», охватывающей вопрос обучения несовершеннолетних выпускников рабочим специальностям с последующим кураторством;

Уделяется внимание созданию и функционированию Центра постинтернатной адаптации для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющихся выпускниками интернатных учреждений Воронежской области. В период функционирования Центра с 01.03.2012 года за различной консультационной помощью обратилось 17 выпускников, из них 4-м выпускникам было необходимо временное проживание с одновременной помощью в решении различного рода проблем: восстановление утраченных документов, сбор документов, необходимых для принятия на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилья, помощь в трудоустройстве. На сегодняшний момент в социальной гостинице проживают 3 выпускника, со всеми заключен договор о постинтернатном сопровождении, все ознакомлены с правилами проживания в социальной гостинице, техникой безопасности, на каждого выпускника составлен план индивидуального сопровождения.

Кроме того, в стенах интерната дети получают навыки здорового образа жизни, чему способствует внедрение здоровьеформирующих технологий в учебно-воспитательный процесс, что в дальнейшем поможет им организовывать свой досуг и следить за состоянием своего здоровья.

Таким образом, каждый ребенок, проживая в нашем учреждении, может в полной мере реализовать свой творческий и личностный потенциал и стать полноценной личностью, готовой к самостоятельной жизни.


Библиографическая ссылка

Подкопаева В.А., Скуматова Е.А., Латышев О.Ю. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ИНТЕГРАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА В ОБЩЕСТВО // Старт в науке. – 2016. – № 5. ;
URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=460 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674