Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

РИФМА КАК СТРУКТУРНАЯ ОСНОВА СТИХА

Сидягина А.А. 1
1 г.Нижний Новгород, МБОУ «Школа № 62», 2 класс
Скатова Е.В. (г.Нижний Новгород, МБОУ «Школа № 62»)
1. Фесенко Э.Я. Теория литературы: учебное пособие для вузов / Э.Я. Фесенко. — Изд. 3-е, доп. и испр. — М.: Академический Проект; Фонд «Мир». — 780 с., 2008
2. Маяковский В. В. Как делать стихи? // Маяковский В. В. Полное собрание сочинений: В 13 т. / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Худож. лит., 1955— 1961. Т. 12. Статьи, заметки и выступления: (Ноябрь 1917 — 1930). — 1959. — С. 81—117.
3. Тимофей Бондаренко Основы стихосложения / http://www.stihi.ru
4. http://tolkslovar.ru/ Общий толковый словарь русского языка. Рифма.
5. http://allforchildren.ru/poetry/Стихи для детей

Данная тема заинтересовала меня, когда мы на уроках литературного чтения прошли понятие рифмы и попытались самостоятельно рифмовать слова и даже строки. Иногда у нас получалось, иногда не очень. К одним словам рифма подбиралась легко и быстро. Над другими приходилось долго думать. И тогда я решила узнать больше о рифме, ее видах, способах рифмовки, а также выяснить, почему ее называют структурной основой стиха.

В своей работе я поставила следующую цель: дать наиболее полное определение рифмы. Сформировать понятие о рифме как структурной основе стиха.

Для начала я попыталась найти наиболее полное и понятное для меня определение рифмы. Затем выяснить, для чего нужна рифма в поэзии, какую роль она играет. И, наконец, какие бывают виды рифм, способы рифмовки. Также я попыталась самостоятельно подбирать рифмы к словам.

Для решения поставленных задач я искала информацию в сети интернет, в стихотворениях Самуила Яковлевича Маршака, Сергея Михалкова, Натальи Ивановой, Ирины Гуриной, Михаила Пляцковского, Александра Сергеевича Пушкина, Валерия Яковлевича Брюсова и других русских поэтов, а также в других учебных пособиях, таких как «Теория литературы» Эмилии Яковлевны Фесенко.

Вот что у меня получилось.

Многие литературные исследователи, такие как Ефремова, Ожегов, Ушаков дают следующее определение слова:

Рифма - созвучие концов стихотворных строк.

В отсутствии рифмы размывается строковая структура стихов.

Рифма — одно из ведущих начал звуковой организации стиха. Рифма часто вбирает в себя все те звуки, которые повторяются во многих строках произведения. В таких случаях она подчеркивает, усиливает звукопись, заставляя читателя обратить внимание на звуковые связи слов, звуковое единство произведения. Рифма выполняет ритмическую, композиционную, звуковую функции.

Таким образом, можно сделать вывод, что рифма – это созвучие окончаний строк, ритмический звуковой элемент, связывающий воедино различные части стихотворного произведения, то есть составляющий структурную основу стихотворения.

В зависимости от положения ударения в рифмованном слове различают несколько типов рифмы:

– мужская рифма, где ударение стоит на последнем слоге рифмованного стиха. Например, именно такой тип использован в стихотворении Ирины Гуриной «Апрель»

– женская рифма, где ударение падает на предпоследний слог. Например, именно такой тип используется в стихотворении Натальи Ивановой «Апрель»

– дактилическая рифма, в которой ударение находится на третьем слоге от конца строки, как в стихотворении Михаила Пляцковского «Деньки стоят погожие…»

– гипердактилическая рифма, в которой ударение падает на четвёртый слог или дальше, — используется значительно реже остальных. Примером может служить строка Валерия Яковлевича Брюсова.

«От луны лучи протягиваются,
К сердцу иглами притрагиваются…»

Один определенный тип рифмы встречается в стихах довольно редко, чаще можно встретить чередование разных типов рифмы, например мужской и женской.

Рифмовка – порядок чередования рифм в стихе, их взаимное расположение.

Выделяют следующие способы рифмовки:

1. Смежная или парная рифмовка – (схема: ААBB), первая строка рифмуется со второй, третья – с четвёртой.

2. Перекрёстная рифмовка – (схема: АBАB), первая строка рифмуется с третьей, вторая – с четвёртой.

3. Опоясывающая (кольцевая) рифмовка – (схема: АBBА), первая рифмуется с четвёртой, вторая – с третьей.

4. Холостая рифмовка – (схема: АВСВ), первая и третья строки не рифмуются, вторая и четвёртая – рифмуются.

Теперь, зная, что такое рифма, для чего она нужна и какие бывают типы рифмы, я могу попробовать самостоятельно сочинить стихотворения и проанализировать их.

«Кто на свете всех роднее…»

Кто на свете всех роднее,

Всех нежнее и добрее!

Кто меня так сильно любит,

Приласкает, приголубит!

Кто меня всегда поймёт,

От беды меня спасёт.

Кто согреет в дождь и в холод,

Кто всегда душою молод,

Не даёт мне унывать

И за всё готов прощать.

Ну, конечно, это ТЫ,

Моя МАМОЧКА родная!

Я дарю тебе цветы

В праздник твой и обнимаю!

В этом стихотворении я использовала в основном женский тип рифмы и местами мужской.

«Не даёт мне унывать

И за всё готов прощать»

И еще:

«Кто меня всегда поймёт,

От беды меня спасёт»

На протяжении всего стихотворения я использовала парную рифмовку (схема ААББ), и только в последнем четверостишье использована перекрестная рифмовка (АБАБ), кроме этого в последнем четверостишье можно наблюдать чередование мужской и женской рифмы.

Мама

Мама - нет никого роднее вокруг!

Мама - самый надёжный и преданный друг!

Мама, рядом с тобою всегда мне тепло!

Мама, рядом с тобою всегда мне светло!

Мама способна понять нас без слов.

Мама, как добрая фея из снов.

Мама, как музыка имя твоё.

Мама, ты радость и счастье моё!

Мама, тебе посвящаю стихи.

Лучше мамы моей не найти!

А в этом стихотворении использована только мужская рифма и парная рифмовка.

Вот такие стихи я посвятила маме.

Таким образом, благодаря этому проекту, я поняла, что рифма – это не просто созвучие окончаний строк. Рифма – это структурная основа стихотворения. Она выполняет ритмическую, композиционную и звуковую функции, связывает воедино различные части стихотворного произведения. Без рифмы стихотворение не будет звучать, перестанет ласкать слух. В отсутствии рифмы размывается строковая структура стиха. Также узнала, что рифма бывает, мужская, женская, дактилическая и гипердактилическая. Изучила способы рифмовки: парная или смежная, перекрестная, кольцевая или опоясывающая и холостая. Попробовала самостоятельно сочинить стихи о маме, а затем проанализировать их, используя полученные знания. И вообще узнала много нового и интересного о рифме, из книг и интернета.


Библиографическая ссылка

Сидягина А.А. РИФМА КАК СТРУКТУРНАЯ ОСНОВА СТИХА // Старт в науке. – 2016. – № 5. ;
URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=443 (дата обращения: 26.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674