Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

ПОЧЁТНЫЙ ЖИТЕЛЬ КАРАБАЛЫКСКОГО РАЙОНА

Ибраева А.Е. 1
1 г. Карабалык , ГУ «Карабалыкская СШ №1 имени Максима Горького отдела образования акимата Карабалыкского района», 11 класс
Фатеева Ю.Ю. (г. Карабалык, ГУ «Карабалыкская СШ №1 имени Максима Горького отдела образования акимата Карабалыкского района»)
1. Одарённые дети – будущее Казахстана-энциклопедия, 2010г.-с. 104
2. Сердце, отданное детям-2012г.-с.172
3. Семейный архив.

Цель исследования:

– изучить жизненный и творческий путь Айтпаевой Куркем Бугетбаевны;

– доказать вклад Куркем Бугетбавны в развитие родного края;

– способствовать созданию «Книги почётных граждан Карабалыкского района».

– рекомендовать учителям истории включить данный материал в программу курса по выбору «История Карабалыкского района» при изучении раздела «Земляки-наша гордость».

В качестве гипотезы выступает предположение о том, что деятельность Куркем Бугетбаевны развивает Карабалыкский район и государство в целом.

Процедура исследования состояла из следующих этапов:

– изучение семейного архива и жизненного пути Айтпаевой К.Б. в процессе личной беседы, беседы с родственниками и друзьями;

– проследить, как деятельность одного человека оказала влияние на развитие поселка;

В качестве методов исследования применялись:

– анализ имеющихся документов, статей различных газет и журналов для получения более точной информации;

Новизна исследования заключается в том, что в нашем районе проживает огромное количество выдающихся людей, которые вносят свой вклад в развитие района, но, к сожалению, данные об этих людях не собраны в единое целое и не систематизированы.

На основании полученных данных я пришла к следующим выводам: Куркем Бугетбаевна – целеустремлённая, преданная делу, решительная, организованная, ориентирована на решение задач, умеет ценить и поощрять умных, творческих учителей, способна создавать в школе условия, в которых обеспечена безопасность и хорошее самочувствие учителей и учащихся. Ее вклад в развитие школы и района значителен и весом. Это и послужило исследованию деятельности Куркем Бугетбаевны. О таких личностях, как она, необходимо упоминать в литературных источниках.

Область практического использования результатов данной работы: материалы, использованные в работе, в дальнейшем могут применяться в изучении истории родного края, при изучении курса по выбору «История Карабалыкского района» в разделе «Земляки-наша гордость».

В нашем посёлке много замечательных людей, которых мы очень часто знаем только по фамилии, а ведь в большинстве своём каждый из них внёс какой – либо вклад в историю не только нашего посёлка, нашей республики, но, возможно, и в историю всего человечества. Кажется, что это «громкая фраза», но это вовсе не так, ведь среди наших земляков есть и известные педагоги, и известные врачи, артисты, строители, ветераны Великой Отечественной войны. Мы не имеем права не знать их, не интересоваться их жизнью, ведь это наша история, а человек не может существовать без истории. У каждого в жизни есть человек, на которого он хотел бы быть похожим. Для меня таким кумиром является директор школы Айтпаева Куркем Бугетбаевна. Я говорю о человеке, чьё имя известно всему Карабалыкскому району и далеко за его пределами. Про неё можно сказать, что она учитель с большой буквы. В настоящее время Куркем Бугетбаевна имеет несчётное количество наград и достижений. Теперь я точно знаю, какую профессию выберу после окончания школы: я твёрдо решила стать учителем и буду стремиться к достижению таких же наград, как у Куркем Бугетбаевны. В своей научной работе я хочу рассказать о жизнедеятельности этого человека.

Цели, которые я поставила перед собой, - это не только исследование жизни и деятельности Куркем Бугетбаевны, но и сбор материала об одном из выдающихся людей моего посёлка. Этот материал планирую впоследствии передать создателям «Книги почётных граждан Карабалыкского района» и рекомендую учителям истории включить данный материал в программу курса по выбору «История Карабалыкского района» при изучении раздела «Земляки-наша гордость». В августе этого года в наш район приезжал писатель Хаджи Карганов, который задумал написать книгу о заслуженных педагогах Костанайской области. В ней будет рассказано о семейных династиях, молодых педагогах, которые вносят вклад в развитие образования, о корифеях сферы образования, ветеранах педагогического труда. Таким корифеем педагогического труда как раз и является Куркем Бугетбаевна.

При выполнении работы я ставила перед собой следующие задачи:

– изучить жизненный путь Айтпаевой К.Б. в процессе личной беседы, беседы с родственниками и друзьями, нынешним и предыдущим руководителями районного отдела образования и руководителем района;

– собрать материал и проанализировать имеющиеся документы Куркем Бугетбаевны для получения более точной информации;

– проследить, как деятельность одного человека оказала влияние на развитие поселка и района в целом;

– углубить и расширить знания подрастающего поколения о выдающихся людях нашего района.

Актуальность моей работы заключается в том, что современная молодежь должна как можно больше знать не только историю своей малой Родины, но и знать, какие люди жили и живут рядом с нами, ведь без знания прошлого нельзя построить будущее. Мы должны гордиться такими людьми и стремиться быть похожими на них.

Гипотеза исследования состоит в предположении того, что деятельность Куркем Бугетбаевны развивает образование и культуру Карабалыкского района и государства в целом.

Объект исследования – Айтпаева Куркем Бугетбаевна – директор Карабалыкской средней школы №1 имени М. Горького.

Предмет исследования – жизненный и творческий путь Айтпаевой Куркем Бугетбаевны.

Научная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Жизненный путь Айтпаевой Куркем Бугетбаевны

Самое дорогое у человека - это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за подленькое и мелочное прошлое и чтобы, умирая, смог сказать: вся жизнь и все силы были отданы самому прекрасному в мире – своей цели или мечте! (Н.А. Островский) Эти слова как никогда можно адресовать Айтпаевой Куркем Бугетбаевне. Кто в нашем поселке не знает этого имени? Это имя известно почти всем. Куркем Бугетбаевна ассоциируется со словами добро, знания и развитие. Это не только прекрасный директор и педагог, но и заботливая мать, бабушка, жена и просто хороший человек!

Родилась Куркем Бугетбаевна 17 марта 1952 года, в Амангельдинском районе Тургайской области. Воспитывалась в многодетной семье, в которой было 8 детей, Куркем Бугетбаевна -самая старшая. Куркем Бугетбаевна пошла по стопам матери Казангаповой Жупар, которая была во многом для дочери примером. Она заслуженный учитель Амангельдинского района, работала много лет учителем, затем директором школы. Её именем назван садик «Жупар» в Амангельдинскоом районе , отметивший в этом году своё 5-ти летие. Мама в будущем видела дочь врачом, но Куркем Бугетбаевна стала учителем, как мама. Отец Бугетбай Альмагамбетович был журналистом, по его стопам пошла сестра Куркем Бугетбаевны Жомат Бугетбаевна. Он тоже является почётным гражданином Амангельдинского района, автором таких книг ,как «Тор?айды? топжар?андары», «Тор?айда?ы азатты? к?терілісі» и других. Остальные братья и сёстры в настоящее время являются успешными бизнесменами. Несмотря на сложное время, благодаря заслуге родителей, все дети получили хорошее воспитание и образование. Сейчас с уверенностью можно сказать, что они достойные дети достойных родителей. В школьные годы Куркем Бугетбаевна была активисткой, принимала участие во всех школьных мероприятиях, являясь творческим человеком, любила петь и танцевать. Окончив в 1969 году школу на казахском языке, она поступила в Петропавловский педагогический институт по специальности учитель географии и биологии, который она закончила в 1974 г.

В этом же году она пришла работать в Карабалыкскую среднюю школу и вышла замуж. Её супруг Аскар Темирханович работает преподавателем автодела в Казахстанском агротехническом колледже. В счастливом браке родилось два сына Ермек и Бауржан. А сейчас она уже бабушка и находит свою отраду и вдохновение во внуках, их у неё четверо.

Трудовая деятельность

Педагогическая деятельность Куркем Бугетбаевны начинается в Карабалыкской средней школе №1 им М.Горького в качестве учителя географии. Вскоре она занимает должность заместителя директора по воспитательной работе, но в 1993 году, благодаря особым качествам лидера и обладая большим потенциалом, становится директором школы. Еще в 70х-80х годах Куркем Бугетбаевна вносит свой первый вклад в развитие системы образования и получает первые награды:

В 1978 году- за достигнутые успехи в коммунистическом воспитании подрастающего поколения.

ibraeva_r1.jpg

Рис. 1

В 1988 году - за добросовестный труд в деле обучения и воспитания подрастающего поколения.

ibraeva_r2.jpg

Рис. 2

В 1990 году - за плодотворную работу в деле обучения и воспитания учащейся молодежи.

ibraeva_r3.jpg

Рис. 3

В 1997 году - за активную и плодотворную работу в системе образования.

И этот список почётных грамот можно продолжать бесконечно.

Школе и детям Куркем Бугетбаевна посвятила 42 года, 23 их них она возглавляет школу, в её трудовой книжке всего одна запись “Карабалыкская средняя школа №1 им.М.Горького”.

ibraeva_r4.tif

Рис. 4

Сегодня педагог имеет огромное количество грамот, благодарственных писем от района [рис. 5], области (рис. 6.), республики [рис. 7 и 8]. За плодотворную работу в деле обучения и воспитания награждена 3 грамотами Министерства образования, отмечена благодарственными письмами президента РК Нурсултана Абишевича Назарбаева. Награждена юбилейной медалью к 10-летию и 20-летию Конституции Республики Казахстан [рис. 9], является почётным гражданином района [рис. 10], отмечена Знаком за педагогический труд, ей присвоено звание «Отличник просвещения РК». О золотом педагогическом фонде Казахстана говорится в книгах «Сердце, отданное детям» [2; 172], в книге Трудовой Славы Казахстана, в энциклопедии «Одарённые дети – будущее Казахстана» [1; 104]. В эти сборники вошли «Лучшие люди Казахстана», в том числе Айтпаева Куркем Бугетбаевна. [рис. 11]

ibraeva_r5.tif

Рис. 5

ibraeva_r6.jpg

Рис. 6

ibraeva_r8.jpg

Рис. 7

ibraeva_r8.jpg

Рис. 8

ibraeva_r10c.jpg

Рис. 9

ibraeva_r10a.jpg

Рис. 10

ibraeva_r11.jpg ibraeva_r12.tif

Рис. 11

Но не это главное. Главная награда – это искренняя любовь ее выпускников и школьников, а также родителей и коллег.

«В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли…»,- так сказал когда-то великий классик. Эти слова по праву можно отнести и к Куркем Бугетбаевне. Да и имя её говорит само за себя: «К?ркем» в переводе с казахского означает «красивый, изящный». «Так по жизни и идёт эта изящная, красивая женщина, даря людям тепло и красоту своей души»,- так отзывается о своей подруге Мейрамкуль Шакупова. Это по праву очень высокая оценка.

В школе Куркем Букетбаевна – уважаемый человек, душа коллектива. Ее глаза светятся добротой, к ней можно обратиться за помощью в любой момент. Очень беспокойный у нее характер. Просто удивляешься, насколько она неутомимый человек. Сама Куркем Бугетбаевна признается, что не любит сидеть на одном месте. Она - ищущий человек, ее искрометные идеи никого не оставляют равнодушным. Целеустремлённость, преданность делу, трудолюбие, неуёмность характера – далеко не полный перечень черт характера, свойственных этой деловой женщине. Она не тот человек, который не может выполнять работу кое-как, а всегда стремится сделать её лучше других. Её кредо по жизни звучит так: «Пусть крепнет слава школы под номером один», ему она и следует всю жизнь. Коллеги говорят, что Куркем Бугетбаевна грамотный, эрудированный руководитель, способный к признанию своих сильных и слабых сторон, не отказывающийся искать совета и помощи у других, умеющий делиться властью, воодушевлять других, создавать атмосферу сотрудничества. Строго спрашивать с себя и окружающих. Все новое, передовое, предлагаемое наукой, временем, используется по её инициативе педагогическим коллективом школы. Она решительна, организованна, рациональна, ориентирована на решение задач, умеет ценить и поощрять умных, творческих учителей, способна создавать в школе условия, в которых обеспечена безопасность и хорошее самочувствие учителей и учащихся.

По её инициативе в школе одной из первых в районе была создана ассоциация детских организаций «Болашак», лидеры которой неоднократно становились победителями районного конкурса «Ученик года». Куркем Бугетбаевна стояла у истоков создания школьной системы подготовки к ЕНТ и доказала её эффективность на практике. Выпускники школы единственные в районе ежегодно подтверждали знак «Алтын белгi». За 13 лет участия в ЕНТ 9 выпускников получили знак «Алтын белгi»: Жусупова Жазира, Загородняя Екатерина, Куртанова Мадина, Забуга Анна, Макишева Анара, Нестерова Алёна, Колпакова Анастасия, Тюлюбаева Дана, Тасанова Гульзира. 7 выпускников получили аттестат с отличием. Миронова С., Черненко А., Койшибаева А., Бермагамбетова А., Ибраев А., Чукаева Р., Тауасаров А. Многие выпускники школы после её окончания являются студентами престижных учебных заведений страны и за её пределами, в школу регулярно приходят письма благодарности за достойное воспитание подрастающего поколения и отличные знания. Некоторые выпускники возвращаются в школу в качестве учителя: Якубенко Т.А., Зотова С.Г., Брутян Т.С., Сарманов Я.О. и многие другие.

Учащиеся школы, спортсмены, за период директорства Куркем Бугетбаевны становились и становятся победителями районных, областных, республиканских и международных турниров по баскетболу, легкой атлетике кик - боксингу и другим видам спорта. Членами республиканского чемпионата по президентским тестам, по жудырыктасу являются Галкин Максим, Сулейменов Кирилл, Шевченко Денис. Ежегодно принимают участие в интеллектуальных конкурсах «Ак бота», «Кенгуру», «Золотое руно» и т.д.

Куркем Бугетбаевна каждый год ездит на курсы и пополняет свой запас знаний современными методиками [рис. 12] и программным обеспечением, участвует в разных конкурсах и посещает семинары.

ibraeva_r13.jpg

Рис. 12

Она постоянный участник районных и областных учительских конференций и семинаров. В районном конкурсе «Директор года» в 2004 году стала победителем в номинации «Директор-теоретик», участвовала в областном конкурсе «Лучший менеджер образования» и заняла 3 место, являлась участницей международного проекта «Инновационная школа 21 века». Являясь творческой личностью, Куркем Бугетбаевна создала в школе коллектив художественной самодеятельности, который в течение многих лет занимает первые места в районных смотрах. Она является членом районного фонда «Лучик добра и надежды». Ежегодно коллектив школы организовывает и проводит благотворительный концерт, целью которого является помощь детям-инвалидам или детям с ограниченными возможностями. Коллектив школы является ежегодным участником и победителем районного конкурса «Лучший школьный двор». За лучший дизайн в оформлении школьного двора школа заняла 1 место в областном конкурсе по благоустройству территории.

За творчество, инициативность, требовательность к себе и окружающим Куркем Бугетбаевна пользуется заслуженным уважением в школьном коллективе, среди районного актива, общественности. Выдвинута кандидатом в депутаты районного маслихата в двух созывах. Является членом Ассоциации Деловых Женщин Казахстана. В феврале 2013 года ей присвоено звание Почётного гражданина Карабалыкского района.

Часто к Куркем Бугетбаевне в школу приходят ее выпускники со словами благодарности. Многие с необычайной теплотой вспоминают её уроки. Ученики Куркем Бугетбаевны – это разные люди, есть среди них и учителя, и врачи, и журналисты. Ребята ее помнят, любят, ценят и уважают за то, что она стала для них примером мудрости и терпения. Наверное, в этом и заключается настоящее учительское счастье.

Заключение

На основании проведенных исследований можно сделать такой вывод: Куркем Бугетбаевна – целеустремлённая, преданная делу, решительная, организованная, творческая личность. Она ориентирована на решение задач, умеет ценить и поощрять умных, творческих учителей, способна создавать в школе условия, в которых обеспечена безопасность и хорошее самочувствие учителей и учащихся. Ее вклад в развитие школы и района значителен и весом. О таких личностях, как она, необходимо упоминать в литературных источниках, включить в «Книгу почётных граждан Карабалыкского района», вписать в будущую книгу Хаджи Карганова о выдающихся учителях Костанайской области, изучать при ведении курса по выбору «История Карабалыкского района». Гипотеза, поставленная в начале исследования, подтвердилась .


Библиографическая ссылка

Ибраева А.Е. ПОЧЁТНЫЙ ЖИТЕЛЬ КАРАБАЛЫКСКОГО РАЙОНА // Старт в науке. – 2016. – № 5. ;
URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=436 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674