Актуальность выбранной темы обусловлена современными тенденциями в политическом развитии Российской Федерации, направленными на демократизацию общества в целом и формирование правовой культуры российских граждан. В настоящих условиях развития политической сферы российского социума, когда на первый план выходит развитие стабильного правового государства и гражданского общества с единым национальным самосознанием, сплочённым вокруг сильной власти и традиционных российских духовных ценностей, важным направлением в политических исследованиях становится изучение истоков стабилизации политической системы РФ. Нас заинтересовала эта тема по причине ее чрезвычайной общественной значимости и при этом недостаточной разработанности в научной литературе, поскольку многие вопросы современной политологии продолжают оставаться дискуссионными. Мы предлагаем свой взгляд на данную проблему и надеемся найти поддержку и понимание у других исследователей, занимающихся изучением общественных наук.
Цель исследования: изучить парламентские выборы 2003 года в Российской Федерации с точки зрения политической науки.
Задачи иследования:
1. Детерминировать место парламентских выборов в жизни современного российского общества.
2. Сформировать представление о политических партиях - участниках парламентских выборов 2003 года.
3. На основе исследовательского материала сделать выводы о развитии парламентаризма в России начала XXI века.
Объект исследования: парламентские выборы 2003 года в Российской Федерации
Предмет исследования: анализ предвыборной кампании 2003 года, выявление общих закономерностей в работе политических партий в процессе борьбы за парламентские места.
Методы исследования: в своей работе автор опирался как на общелогические методы: анализ, индукцию, классификацию; так и на методы эмпирических исследований, включающие использование статистики и анализ документов, а так же основывался на социологической методологии.
Место выборов в жизни российского общества к 2003 году
По состоянию на 2003 год ведущее место в политической жизни страны занимали выборы различных уровней:
а) федерального (выборы Президента РФ, депутатов Государственной думы РФ);
б) областного, краевого, республиканского (выборы губернаторов краёв и областей, президентов республик в составе Российской Федерации, состава парламентов субъектов федерации);
в) местного (выборы мэров городов, глав районных администраций и сельских советов, депутатов городских и районных дум).
В условиях доставшейся в наследство от советской эпохи бюрократизации управленческих структур, выборы в новой России стали важнейшим средством, позволяющим широким слоям российского общества влиять на политическую ситуацию в стране. В условиях социальной нестабильности 1990-х годов проблема правильного выбора становилась особенно актуальной, поскольку именно от него зависело будущее страны в целом и каждого гражданина в отдельности.
В связи с этим выделим ряд аспектов, стимулирующих участие граждан в выборах в качестве кандидатов на общественно значимые должности.
Негативные аспекты:
Во-первых, победа в выборах позволяет приобщиться к системе получения материальных благ, связанных с той или иной занимаемой должностью. Таков экономический аспект данного явления, но не меньшую значимость имеет и политический: обладание высокой государственной должностью позволяет гражданину стать носителем власти, а значит, манипулировать целыми слоями общества и жизнью страны в целом. Отсюда повышается авторитет, престиж данного конкретного человека, растет его самооценка. Некоторые исследователи считают даже, что власть является для человека компенсацией его неполноценности: так, Наполеон был маленького роста и всю жизнь стремился компенсировать свою физическую «неполноценность» повышением социального статуса, используя для этого свой полководческий дар - таков личностно-психологический аспект участия в выборах в качестве кандидата.
Позитивные аспекты:
Верно и обратное: высокий авторитет человека, сформировавшийся благодаря его высоким личным качествам, эффективной работе, популярности профессии (военные, учителя, врачи) и другим социальным факторам, помогает победить на выборах, дабы верно и с пользой служить своему Отечеству. Экономический аспект в данном случае заключается в стремлении добиться экономического процветания как страны в целом, так и каждого гражданина в отдельности. Политический аспект – стремление возродить Россию в качестве одной из сильнейших держав на мировой арене, добиться централизации власти, внутренней стабильности, преодолеть сепаратистские тенденции внутри страны, развивавшиеся в течение 1990-х годов. Личностно-психологический аспект заключается в искреннем желании кандидата внести свой вклад в развитие России как великой мировой державы, работать с пользой и полной самоотдачей на благо Родины.
Характерной особенностью политической системы России накануне выборов 2003 года являлась многопартийность, причем в настолько гипертрофированном варианте, что, согласно статистическим данным, в РФ было зарегистрировано несколько сотен политических партий и объединений (до 2000 организаций подобного типа). Данное явление стало следствием политического плюрализма рубежа 1980-1990-х годов. Но к началу 2000-х годов эйфория, царившая в стране от обретения гласности и гражданских свобод, сменилась глубоким разочарованием в демократических ценностях западного типа, поскольку именно в период установления демократии экономический и социальный кризис достиг предела, выбросив за черту бедности миллионы российских граждан, утвердилась неприемлемая социальная стратификация, когда основные капиталы и крупная промышленность сосредоточились в руках узкой группы лиц, получивших название олигархов.
Таким образом, провозглашаемая ориентирующимися на Запад либерально-демократическими силами свобода привела к бесконтрольному расхищению национальных богатств, то есть к торжеству социальной несправедливости. Понятие «свобода» вошло в конфронтацию с понятием «справедливость», и постепенно в общественном сознании эти два понятия стали полярно противоположными, причем термин «свобода» приобрел негативный оттенок значения, поскольку ассоциировался с лозунгами правых сил, представители которых, будучи у власти длительное время, способствовали углублению кризисной ситуации и продемонстрировали полное бессилие в попытках выхода из неё.
Отсюда именно с выборами, проходящими на рубеже тысячелетий, российский народ связывал надежды на установление справедливого правления, «диктатуры закона», как определяет подобный режим Президент РФ В.В. Путин, и поэтому проблема правильного выбора стала актуальной для каждой семьи, дискуссии на данную тему зачастую выходили на первый план в школах и вузах страны, то есть в детской и юношеской среде.
Деятельность политических партий накануне выборов
Прежде всего, следует отметить, что политические партии в процессе подготовки к выборам 2003 года, ориентируясь на вышеуказанные тенденции, всё более укрепляющиеся в самых широких слоях российского общества, стали включать в свои предвыборные программы пункты, призывающие к восстановлению социальной справедливости, в самых различных формулировках: от призывов к пересмотру итогов приватизации до популистских лозунгов, общий смысл которых сводится к требованию «вернуть награбленное» народу.
Так, в предвыборных листовках КПРФ звучали следующие тезисы: «Земля и недра должны принадлежать всему народу!», «Оплата жилья, электроэнергии и других коммунальных услуг - не выше 10% от дохода семьи», «Зарплата и пенсии - не ниже прожиточного минимума!», «Электроэнергетика, железные дороги, оборонные предприятия должны быть в собственности государства!» [3].
Ряд правых партий продолжали призывать народ следовать курсом западного либерализма [6], абсолютно неприемлемого для российского государства и общества, базирующегося на своих, выверенных веками, исконных ценностях. В противовес правым силам, патриотические ценности стали всё больше звучать в программах ЛДПР и партии «Родина» [2; 4].
Наиболее чёткую, последовательную и реалистичную программу, объективно дающую возможность продолжить развитие страны, предложила только партия «Единая Россия» [1; 5], которая в качестве своих приоритетных задач поставила повышение:
а) пособия по рождению ребенка - в 3 раза;
б) ежемесячного пособия по уходу за ребёнком до 1,5 лет - в 2,5 раза;
в) выплаты за рождение ребёнка - до 10000 рублей.
Кроме вышеперечисленного, эта же партия сформулировала и следующие наиболее популярные в обществе задачи:
а) сохранение бесплатных учебных мест во всех государственных высших и средних профессиональных учебных заведениях;
б) отсрочки от призыва для школьников, учащихся техникумов и ПТУ до окончания обучения;
в) увеличения минимальной стипендии с 1 сентября 2003 года до 400 рублей в месяц для студентов и до 1000 рублей для аспирантов.
Последние два пункта данного перечня партия «Единая Россия» указала в качестве показателя своей программной деятельности как уже свершившийся факт, доказав избирателям наличие за ней реальных дел.
Вторая характерная особенность большинства политических партий России того периода - их «виртуальность», поскольку контакт партий с населением в подавляющем большинстве случаев являлся опосредованным - через телевидение, радио, газеты, различные листовки на столбах и в почтовых ящиках. Сам исходный момент возникновения партии оставался незамеченным, и механизм её возникновения проследить обществу было фактически невозможно. О существовании многих из них электорат узнавал только накануне выборов, так что их названия и имена лидеров широкой общественности ровным счётом ничего не говорили.
При неудачном для них исходе народного голосования подавляющее большинство партий быстро распадалось, и на их месте возникало такое же множество новых, желающих попытать счастья на будущих выборах. Так, например, если сравнивать список партий - кандидатов в Государственную Думу в 1999 году со списком партий и блоков в 2003 году, можно убедиться, что из списка 1999 года в списке 2003 года представлены единицы (в основном это партии, имеющие относительно давний срок работы на политической арене), а именно: «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, «Союз правых сил», «Аграрная партия» и «Яблоко». Остальные 24 партии, возникшие в своё время неизвестно откуда, неизвестно куда и ушли, уступив место новым партиям-однодневкам.
Тем не менее, даже на фоне партий, проверенных временем, единственной настоящей политической силой, добившейся согласия слов с делами, в 2003 году по-прежнему оставалась лишь партия «Единая Россия», ставшая стержневым элементом стабильности и прогрессивного развития российской политической системы. Достаточно привести следующие цифры, которые благодаря деятельности «Единой России» к 2003 году стали реальностью:
• увеличен минимальный размер оплаты труда более чем в 7 раз - до 600 рублей (с 1.10.2003 г.);
• средняя месячная начисленная заработная плата выросла почти в 4 раза (с 1523 рублей в 1999 году до 5868 рублей на начало 2003 года);
• с 1 января 2002 года принято новое пенсионное законодательство (в том числе норма о выплате пенсии в полном объеме работающим пенсионерам);
• с 1 января 2003 года пособие семьям по рождению ребенка увеличено более чем в 3 раза (с 1252 рублей в 1999 году до 4500 рублей в 2003 году);
• увеличен в 3 раза размер надбавок к должностным окладам (ставкам) научно-педагогических работников высших учебных заведений за ученую степень кандидата наук (до 900 рублей) и ученую степень доктора наук (до 1500 рублей);
Заключение
Исходя из вышеизложенного исследовательского материала, можно сделать следующие выводы:
Несмотря на многополярность партийной сферы, в России за период с 2000 по 2003 гг. успели сформироваться достаточно прочные политические объединения, ставшие в сознании электората полноценными элементами политической культуры и носителями конкретного политического мировоззрения, находящего понимание в народе и обратную связь в виде голосов на выборах.
Наиболее характерным для России данного исторического периода является разделение партий на две категории: 1) серьёзные политические объединения, стремившиеся вывести страну из кризиса, укрепить российскую государственность, работать на благо страны и народа (здесь, прежде всего, следует назвать партию «Единая Россия»); 2) сотни партийных объединений, созданные специально «под выборы», стремящиеся к выборам ради выборов, то есть ради самоутверждения на политической арене и обретения связанных со статусом государственного деятеля благ. При этом интересы избирателей заведомо декларативны, и отстаивать их данная категория партий не предполагает в принципе.
Анализируя результаты выборов, можно с уверенностью констатировать, что политика президента В.В. Путина уже в первый срок его правления принесла масштабные положительные плоды: в стране стал динамично развиваться централизация власти, унификация внутриполитической жизни, подчинение всех ветвей власти, в том числе и законодательной, единому курсу развития России. В сформированном уже парламенте продолжилась борьба за централизацию, что выразилось в стабильном пополнении рядов фракции «Единой России» за счет независимых депутатов и представителей других фракций. Благодаря данному явлению парламент трансформировался из объекта политических противоречий в рабочее, эффективно действующее звено государственного аппарата.
Библиографическая ссылка
Рысьев А.С. ПАРЛАМЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ 2003 ГОДА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Старт в науке. – 2016. – № 5. ;URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=431 (дата обращения: 08.02.2025).