На уроках информатики мы со 2 класса стали изучать алгоритмы и учились составлять их для разных исполнителей. Меня заинтересовало, можно ли составить алгоритмы для исполнителя - человека.
Цель: Изучить алгоритмы в моей семье.
Задачи:
1. Привести определение алгоритма.
2. Изучить формы записи алгоритма.
3. Изучить, какие действия в жизни моей семьи можно описать в виде алгоритма.
4. Записать примеры алгоритмов в виде блок-схем, добавив в них дополнительные команды и переменные.
Гипотеза: все действия в нашей жизни можно описать с помощью алгоритмов.
Общие сведения об алгоритмах
Рассмотрим определение алгоритма: «Алгоритм – это предназначенное для конкретного исполнителя точное описание последовательности действий, направленных на решение поставленной задачи» [4].
Алгоритмы могут быть записаны в словесной форме (в виде списка команд на естественном языке) или изображены графически (в виде блок-схемы). Алгоритм, записанный по правилам понятного компьютеру языка (например, C++, Pascal), называется программой.
Например, здесь представлен алгоритм в виде набора команд и в виде блок-схемы (см. рис. 1).
Цель этого алгоритма: начертить 3 одинаковых отрезка.
Начало
Начертить отрезок
Начертить отрезок
Начертить отрезок
Конец
Рис. 1. Блок-схема алгоритма
Таблица
Основные блоки алгоритма
Геометрическая фигура |
Назначение |
Даёт начало и конец алгоритму, как в предложении заглавная буква и точка. |
|
Ввод или вывод значений переменных или текста. Например, «Покажи Р». |
|
Содержит команды для выполнения действий. Например, «Иди вперёд», или «Ждать 5 минут», а также команда присваивания. |
|
Принятие решения о направлении выполнения алгоритма в зависимости от некоторого условия. Участвует в ветвлениях и циклах. Он имеет два выхода: ЛОЖЬ и ИСТИНА. |
Таким образом, можно увидеть, что блок-схема является наиболее наглядным способом записи алгоритма, при котором каждому действию ставится в соответствие определенная геометрическая фигура (см. таблицу).
Блоки, обозначающие шаги алгоритма, обязательно должны соединяться с помощью стрелок или линий, которые указывают последовательность действий.
Примеры алгоритмов в моей семье
Каждый из нас, даже малыш, не замечая того, выполняет алгоритмы. Сегодня я расскажу, какие действия членов моей семьи можно описать с помощью алгоритмов.
Рис. 2.
Мама каждый день что-то готовит, выполняет дела по дому. Начнём с неё.
Цель данного алгоритма (рис. 2) заключается в том, чтобы мама напекла блины и разложила их в 2 тарелки, в каждой из которых умещается по 10 блинов.
Переменные: В – ВСЕ блины; Т – тарелки
А вот алгоритм шифрования (рис. 3).
Рис. 3.
Этот и похожие алгоритмы могут на основе логических действий шифровать, отгадывать и т.д.
Например: слово «дом» после выполнения алгоритма превратилось в слово «ддодмд».
Представим, например, алгоритм проверки учителем домашней работы учащихся (рис. 4).
Переменные: Р – ошибки, Х – номер тетради. Алгоритм на логических блоках (ромбах) сопоставляет данные с шаблонами.
0 – 5
1 – 4
2 – 4
3 – 3
3+ – 2
Алгоритм поездки за грибами (рис. 5).
Переменных здесь нет.
Цель: набрать 2 корзины грибов.
Алгоритм выполнения домашнего задания (рис. 6).
Цель: сделать домашнее задание.
Вот алгоритм для поездки в магазин (рис. 7).
Цель: купить продукты по списку
Алгоритм покупки 2-х пакетов молока (рис. 8).
Цель: купить 2 пакета молока.
Алгоритм сбора портфеля (рис. 9).
Цель: собрать портфель.
Рис. 4.
Рис. 5.
Рис. 6.
Рис. 7.
Рис. 8.
Рис. 9.
Алгоритм для папы проверки задолженностей клиентов фирмы (рис. 10).
Цель: проверить задолженности.
Алгоритмы были записаны с помощью программы «afce»[5] (рис. 11). Эта программа предназначена для создания, редактирования и экспорта блок-схем алгоритмов. Программа автоматически размещает все блоки. Редактор позволит экспортировать блок-схему в исходный текст программы для разных языков программирования (Pascal, C/C++, Алгоритмический язык), а также в рисунки. Программа распространяется бесплатно. Сборка поддерживает как GNU/Linux, так и Microsoft Windows.
Рис. 10.
Рис. 11. Окно программы
Заключение
В ходе работы я составлял алгоритмы в виде блок-схем для членов своей семьи, изучая различные области их деятельности. Для мамы я составил алгоритмы выпечки блинов, совершения покупок по списку. Для папы - алгоритм проверки задолженностей клиентов фирмы. Для себя – алгоритмы похода в магазин с целью покупки 2-х пакетов молока, сбора портфеля, выполнения домашнего задания. Для всей семьи - алгоритм поездки в лес за грибами. Ну и для моего классного руководителя - алгоритм проверки домашнего задания в тетрадях.
На основе нашего проведённого исследования можно сделать вывод, что все действия в нашей жизни можно описать с помощью алгоритмов.
Библиографическая ссылка
Андреев А.В. АЛГОРИТМЫ В МОЕЙ СЕМЬЕ // Старт в науке. – 2016. – № 5. ;URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=427 (дата обращения: 21.11.2024).