Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ «КРАЙ РОДНОЙ, НАВЕК ЛЮБИМЫЙ»

Капышева Н.Д. 1
1 КГУ «Средняя школа №11» акимата города Рудного, Костанайской области, Республики Казахстан, учитель русского языка и литературы

Цель: познакомиться с творчеством поэтов родного города.

Задачи:

1. Познавательные: дать представление о красоте родного города, выраженной в стихотворениях, песнях, музыке, танцах, научить видеть красоту картин природы и восхищаться красотой слова.

2. Развивающие: расширять кругозор учащихся, совершенствовать умение выразительно читать стихотворения, развивать воображение, активность учащихся, совершенствовать художественно - эстетические умения и навыки.

3. Воспитательные: воспитывать любовь к поэзии родного края, чувство прекрасного, воспитывать чувство уважения, долга, ответственности, любви и заботы к культурным традициям края.

4. Коррекционная: корригировать долговременную память, произвольное внимание.

Оборудование: презентация 1 « Рудной - мой город родной», презентация 2 «Поэты города Рудного», музыкальное сопровождение (песня «Рудный - мой город родной» в исполнении И. Цепко и К. Нургазина, звуки природы), аудиозапись, ролик о городе Рудном, рисунки учащихся, фотовыставка, выставка книг поэтов Рудного,

Предварительная работа: ребята подготовили выразительное чтение стихотворений поэтов родного города, учащиеся разделены на группы: Архивариусы, Корреспонденты, Лирики.

Ход мероприятия:

1. Вступление

Аудиозапись: презентация 1слайд1

Тот, кто любит цветы и стихи, тот уже находится на пути сердца. В ярком свете пылинок и букв круженье повторяет всю жизнь нашу в новом звучанье, оркестрованном творческим преображеньем…

Поэзия помогает услышать беззвучную музыку, ощутить, увидеть гармонию бытия, все во благо…, только свет остается…

Учитель:

– Здравствуйте, гости и участники нашей литературной гостиной! Мы рады приветствовать вас сегодня на нашем поэтическом празднике, посвященном поэтам города Рудного! П1с2

2. Театральное представление

Сценка: В лесу у костра палатка. Ребята, собравшиеся у костра, слушают поэта (звуки природы)

Поэт-ученик напевает песню под гитару о городе Рудном (Ролик про Рудный без звука)

Беседа поэта-ученика с детьми:

– Ребята, а кто из вас коренной житель города Рудного? (ребята рассказывают о том, кто, где родился и вырос)

– А как вы понимаете, коренной житель города? (коренной житель – это человек, который родился и вырос в определенном месте)

– Даже если вы не родились в городе Рудном, можно вас считать коренными жителями? (да, если чувствуешь, что это твой город, твой город по сердцу)

– А что вы можете рассказать про свой город, про город, в котором вы живете, который вы любите? П1 (ученики рассказывают о городе Рудном, как зародился, как развивался)

Поэт-ученик: Я родился и вырос в городе Рудном. Я – коренной житель Рудного. Я люблю и дорожу своей маленькой Родиной. Именно поэтому, я стал поэтом, поэтом, воспевающим свой город! (Песня И.Цепко и К.Нургазина «Рудный – мой город родной»)

3. Беседа с учениками

Учитель:

– Ребята, а каких поэтов города Рудного вы знаете?

– Сегодня мы познакомимся с замечательными, творческими людьми нашего города. Это поэты нашего города, воспевающие красоту родного города, воспевающие любовь, любовь к родине, любовь к женщине, любовь к матери…

Учитель:

– Владимир Труфакин, Татьяна Буланова, Сергей Лешаков, Сергей Петренко, Олег Осинцев, Иван Сущенко, Геннадий Климович, Вера Василенко, Геннадий Климович - это лишь малая доля наших гениев поэзии.

4. Работа с группами

Архивариусы:

Рассказывают о поэтах: В. Труфакине, Г.Климовиче, И. Сущенко, Т. Булановой. (Презентация 2)

Учитель:

– Ребята, скажите, а кто из перечисленных поэтов, коренной житель города Рудного? (все приезжие)

– Как вы думаете, почему же некоторые из них посвятили свои стихотворения Рудному? (считают город Рудный родным городом)

Лирики:

Конкурс на лучшее чтение стихов поэтов - рудничан:

1. Шуляренко Настя «Где ковыли…» В.Труфакин

2. Ткаченко Руслан «В улицы сонные входит прохлада» В. Труфакин

3. Учитель «Яблоко» И. Сущенко

4. Городецкий Артем «Бабье лето» Г.Климович

5. Абишева Аида «Рудному - с любовью» Т. Буланова

6. Шишкина Катя «На счастье» Т. Буланова

7. Каратаева Ботагоз «Город 111500» Т. Буланова

Учитель подводит итоги, вручает призы.

5. Приветствие поэта города

Корреспонденты:

– Скажите, пожалуйста, легко ли писать стихи?

– Есть ли время у стиха?

– Как к Вам приходит вдохновение?

– Чему чаще приходится удивляться?

– Козьма Прутков говорил: “Бросая в воду камушки, смотри на круги, ими оставляемые”. Вы думали над тем, как ваше “слово отзовется”?

5. Творческая гостиная

Буриме и синквейн

Буриме (фр. bouts-rimes — «рифмованные концы») — литературная игра, заключающаяся в сочинении стихов, чаще шуточных, на заданные рифмы, иногда ещё и на заданную тему. Иногда к буриме относят и другую игру, называемую также «игрой в чепуху»: записывают несколько строк или даже строф и передают листок партнёру для продолжения, оставив видимыми только последние из них.

Задания:

Cочини стихи на заданные рифмы:

1. ...обронила

...воды

...ила

...следы

2. ...золотой

...седой

...поседел

...улетел

3. ...колючий

...случай

...соседи

...медведи

4. ...карандаш

...щалаш

…краски

...на терраске

5. ...на дорожке

...крошки

...травинку

…на спинку

Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Пример синквейна на тему любви:

Любовь.

Сказочная, фантастическая.

Приходит, окрыляет, убегает.

Удержать ее умеют единицы.

Пример синквейна на тему жизни:

Жизнь.

Активная, бурная.

Воспитывает, развивает, учит.

Дает возможность реализовать себя.

Задания:

составь синквейны на темы:

Город.

Школа.

Дом.

Учитель: А теперь самый волнующий конкурс – “Конкурс начинающих поэтов”. Как оценит первые шаги в поэзии известный автор? Но “бояться не надо — к творчеству нет преграды”! Свои стихотворения читают юные авторы:

Среди “начинающих поэтов” и пишущие учителя: Учитель зачитывает свои стихи о городе

Вручение призов (дети-победители из рук поэта получают блокноты с автографами).

Заключительный этап.

Нам с вами, ребята, выпало жить в такое время, когда наука и техника развиваются бурными темпами. У многих дома компьютеры - больше общаются через них, сотовые телефоны. Это, конечно, очень хорошо. «Благодаря» им, мы мало общаемся с природой, не пытаемся понять человека, нам не до этого: в вечной спешке не слышим шума дождя, пения жаворонка, не видим, как почки на деревьях распускаются. Поэты открывают для нас тайны жизни, зовут к раздумьям и действию, настраивают душу человека на волны добра. Без поучений и назиданий зовёт нас лирика к сострадательности и совестливости, а в хаосе противоречивых случайностей помогает открыть гармоничность целого мира.

«Утрата вкуса к поэзии равносильна утрате счастья,» - утверждал известный английский учёный Чарльз Дарвин. Помните об этом, ребята.


Библиографическая ссылка

Капышева Н.Д. ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ «КРАЙ РОДНОЙ, НАВЕК ЛЮБИМЫЙ» // Старт в науке. – 2016. – № 4. ;
URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=422 (дата обращения: 06.07.2022).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074