Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

«ИНДИВИДУАЛЬНО – ЛИЧНОСТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ»

Гусарова Е.В. 1
1 г.Рудный, КГУ «Средняя школа№11» акимата, учитель начальных классов

Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили:

«Даёт корова молоко».

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

За последние десятилетия, на мой взгляд, чётко обозначилась тенденция к изменению сущности, целей и приоритетных ценностей казахстанского начального общего образования.

В связи с этим приоритетной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить:

– становление личности младшего школьника,

– раскрытие его индивидуальных возможностей.

Поэтому свою методическую и исследовательскую тему я обозначила так:

«Индивидуально – личностное взаимодействие учителя и учащихся в педагогическом процессе»

Цель данной работы, это: изучение индивидуально – личностного взаимодействия педагога и ребёнка в учебно – воспитательном процессе.

Из данной цели вытекают следующие задачи:

1. Выявить сущность и особенности индивидуально – личностного взаимодействия учителя и учащихся.

2. Определить технологию управления учебно – воспитательным процессом на примере организации жизнедеятельности учащихся младшего школьного возраста.

3. Применить данную технологию для развития индивидуально-личностного взаимодействия всех структур в учебно – воспитательном процессе.

Над исследованием данной темы я работаю уже несколько лет. За эти годы, изучив ряд научно - методической литературы, проведя диагностики учащихся, родителей, была определена технология управления в учебно-воспитательном процессе, благодаря которой выработалась определённая система работы, дающая положительные результаты, с которой я вас и познакомлю.

Всю работу я разделила на несколько этапов:

I этап – диагностический

Цель: углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка, выявление его индивидуальных особенностей.

При поступлении детей в первый класс совместно с психологом я провожу тестирование, беседы с детьми, анкетирование родителей. Результаты тестирования помогают мне определиться в выборе методов и средств обучения с учетом психофизиологических особенностей учеников, уровня развития учащихся.

Проработав 1 четверть, и выявив уровень обучаемости каждого ученика, я составляю индивидуальный образовательный маршрут, который составляется на основе интересов ребёнка и образовательного запроса, обеспечивающий условия для раскрытия и развития всех способностей и дарований ребенка с целью их последующей реализации в учебной и профессиональной деятельности, фиксирующий образовательные цели и результаты.

Принципы разработки индивидуального образовательного маршрута:

– принцип развивающего и воспитывающего обучения;

– принцип индивидуализации и дифференциации в обучении;

– принцип учета возрастных возможностей.

Многолетняя практика убедила в том, что учитель на начальном этапе обучения должен дать хорошие знания, которые станут фундаментом для дальнейшего обучения, развить способность к самопознанию, пониманию своей индивидуальности, сформировать потребность учиться и саморазвиваться.

Считаю, что добиться этого возможно путем внедрения в практику учителя современных образовательных технологий, которые позволят решить задачу современного инновационного образования – воспитание социально - активной личности.

2 этап - теоретический

Изучив разные технологии, я определила для себя самые продуктивные, это:

Информационно – коммуникационные, личностно – ориентированные, развивающее обучение, развитие критического мышления, проектное обучение, создание ситуации успеха, разноуровневое обучение, здоровосберегающие, игровая деятельность.

Но самое огромное предпочтение отдаю личностно – ориентированной педагогической технологии. Потому, что в основе личностно - ориентированного обучения лежит признание индивидуальности, самобытности каждого человека, его развитие не как «коллективного субъекта», но, прежде всего, как индивида, наделенного своим неповторимым субъективным опытом.

В основе этих технологий лежит личностный подход - это индивидуальный подход педагога к каждому воспитаннику, помогающий ему в осознании себя личностью, в выявлении возможностей, стимулирующих самостановление, самоутверждение, самореализацию.

В процессе обучения необходимо ориентироваться на положительные качества ученика и проявлять полное уважение к его личности.

В большей степени это можно осуществить, используя нетрадиционные формы обучения.

В своей практике по каждому предмету я использую следующие формы и методы обучения:

1. По математике:

– Метод сравнения

– Метод чередования задач, сопоставления задач, различные преобразования, составление задач

– Метод самоанализа задачи

– Проблемные ситуации

– Методы взаимообучения

– Мозговой штурм

– Методы самоорганизации обучения

– Математические игры и викторины

– Практические задания

– Метод контроля.

2. По русской грамоте, развитию речи, русскому языку:

– Межпредметные связи

– Педагогическое творчество учеников

– Словесное творчество

– Метод ошибок

– Практические задания

– Поуровневые карточки

– Схемы опоры

– Памятки

– Самостоятельная работа

– Контроль ЗУН.

3. По литературному чтению:

– Метод сравнения

– Инсценирование произведений

– Драматизация

– Методы выразительного чтения

– Чтение по ролям

– Жужжащее чтение

– Минутки поэзии

– Упражнения по рифмовке слов

– Викторины, конкурсы

– Сочинительство сказок, рассказов, стихотворений, поговорок и т.д.

– Фантограмма, диалог, монолог

– Межпредметные связи

– Самостоятельная работа

– Метод контроля.

4. По познанию мира:

– Метод «вживания»

– Метод наблюдения

– Межпредметные связи

– Внедрение опорных конструкций

– Метод исследования

– Методы самоорганизации обучения

– Метод «Если бы…»

– Практические задания

– Самостоятельная работа

– Контроль ЗУН

– Доклады, рефераты, сочинения, зарисовки

– Экскурсии

– Поисковый метод

Эффективной формой организации обучения является сотрудничество, взаимодействие с другим человеком. Работая в группе сверстников, ребенок имеет возможность более свободно выражать свои мысли. В ходе такой работы у «слабых» учеников появляется возможность высказаться, не боясь допустить ошибку, задавать любые вопросы, чувствовать свою причастность к решению проблем, с которыми одному не справиться. Для «сильных» учащихся - это не только прекрасная возможность проявить свои способности, но и выступить в роли советчика, помощника более «слабому», почувствовать ответственность за общий результат.

Поэтому мной востребована технология работы в группах.

И различные формы деятельности: групповая, парная, индивидуальная, фронтальная.

Виды деятельности: игровая, исследовательская, проектная, рефлексивная, контрольно – оценочная, творческая, практическая.

3 этап: практический

Всё, что я изучила, я применяю на практике в учебно – воспитательном процессе. Сейчас вы увидите несколько фрагментов из опыта работы по взаимодействию учителя и учащихся на уроках. ( фрагменты из урока)

Мы знаем, что учебный и воспитательный процесс тесно взаимосвязаны между собой. Поэтому большое внимание уделяю воспитанию учащихся, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Взаимодействие с семьей – одна из самых сложных проблем в работе каждого педагога. Основой сотрудничества школы и семьи является общая цель: создание благоприятных условий для полноценного социального становления, воспитания и обучения детей и направлена она на решение следующих общих задач воспитания детей:

– обеспечение качественного образования учащихся;

– формирование нравственности и культуры поведения учащихся;

– формирование потребности в здоровом образе жизни.

При формировании детского коллектива добиваюсь доброжелательных и товарищеских отношений между детьми. Функционирование воспитательной системы осуществляется за счет комплексного взаимодействия всех структур: школа, семья, социум.

Ежегодно со своими детьми я выступаю с различными тематическими мероприятиями.

Провожу познавательные тематические утренники о дружбе, викторины, тематические КВНы, ролевые игры, диспуты, социальные проекты, тематические выставки, трудовые десанты, устные журналы, классные часы о культуре поведения с использованием ТИМ и т.д. Стремлюсь прививать учащимся любовь к природе, к животным.

Родители нашего класса сопричастны ко всем процессам, происходящим в общественной жизни класса, то есть принимают участие в родительских собраниях, беседах за «круглым столом», днях открытых дверей, спортивных соревнованиях, оказывают помощь в организации и проведении классных часов, встреч, экскурсий, праздников.

Только сотрудничая, мы смогли создать все те условия, в которых ребёнок чувствует себя успешным, нужным, значимым, раскрывает все свои творческие способности.

Таким образом, данная система работы характеризуется:

1. Высоким уровнем мотивации.

(Диаграмма мотивации к обучению, экран настроения)

2. Осознанной потребностью в усвоении знаний, умений. ( Диаграмма качества знаний)

3. Даёт эффективные воспитательные результаты. (1 место по рейтингу среди учащихся младшего звена – грамоты).

4. Взаимодействие: школа, семья, социум.

– Для меня главное – всё, что я делаю, должно работать на личностный рост моих учеников. Я учу детей любить мир и людей, стремиться познавать новое, вести здоровый образ жизни. Стремлюсь к тому, чтобы обучение в школе стало интересным и радостным для моих ребят, имело развивающий характер. А мои дети стараются меня не огорчать. Выбираю такие формы работы, через которые информационное поле ребёнка насыщается позитивными образами, расширяющими горизонт его знаний и побуждающими к созидательной деятельности.

Ну и в заключении. Свои выводы ,какими же качествами должен обладать современный педагог для успешного осуществления педагогической деятельности, я продемонстрирую с помощью цитат и комментариев к ним:

Ключевский: «Чтобы быть хорошим преподавателем нужно любить то, что преподаешь и любить тех, кому преподаешь». Здесь все ясно без анализа.

Конфуций: «Кто постигает новое, лелея старое - может быть учителем.» То есть нужно использовать различные методы обучения, разумно сочетая инновационные технологии с традиционными. Компьютеры, интернет, интерактивные доски - это инструменты. Главное же, общение человека с человеком, и оттого как это будет происходить, зависит развитие образования.

Ушинский: «Учитель живет до тех пор, пока учиться». Нужно постоянно усовершенствоваться и самообразовываться, быть в курсе развития преподаваемой науки.

Дистервег: «Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель». Нужно всегда и во всем быть примером для своих учеников.

Именно к формированию этих качеств я и стремлюсь, не могу сказать, что все проходит гладко, что нет проблем, и на все вопросы у меня есть готовые ответы. Но этим и интересна наша профессия, в ней всегда нужно верить в лучшее.

Желаю вам, чтоб дети в вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны!


Библиографическая ссылка

Гусарова Е.В. «ИНДИВИДУАЛЬНО – ЛИЧНОСТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ» // Старт в науке. – 2016. – № 4. ;
URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=417 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674