Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

РАБОТА СОЦИАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ДЕТСКОГО ДОМА (НА ПРИМЕРЕ ДЕТСКОГО ДОМА СТАНИЦЫ МЕДВЁДОВСКОЙ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ)

Капустина Е.Н. 1 Латышев О.Ю. 2
1 Медвёдовский детский дом
2 Мариинская галерея им. М.Д.Шаповаленко

Проблема социализации детей-сирот была вызвана к жизни постоянным уменьшением способности общества адекватно воспринимать выпускников детских домов, а соответственно – и оказывать им надлежащую помощь в различных формах жизнеустройства. В свою очередь, и сами выпускники многих детских домов демонстрировали недостаточную готовность к вхождению в общественную жизнь, к тактичному и деликатному соприкосновению с различными её сторонами. Их представления о жизни за пределами детского дома, как правило, носили достаточно иллюзорный характер. Выход из детского дома представлялся большинству выпускников шансом вести бесконтрольную, ничем и никем не регламентируемую жизнь. Когда же оказывалось, что даже символический заработок - следствие значительно более жёсткой регламентации распорядком работы, большинство не справлялось с ситуацией, и уходило в криминал, а значит, - и в небытие.

Глубокие воспитательные традиции Медвёдовского детского дома способствуют надлежащей профилактике негативных явлений в сфере жизнеустройства выпускников. Залогом этого является не только успешная постановка вопроса постинтернатной адаптации, но и привитие навыков, необходимых для социализации на достаточно высоком уровне. Наш детский дом по праву гордится своими выпускниками, многие из которых достигли высоких результатов не только в собственной социализации, но и смогли помочь в этом последующим выпускникам. В чём же состоит суть работы социальной службы Медвёдовского детского дома, приводящей к столь позитивному завершению стадии развития личности воспитанника?

В первую очередь, следует выделить мероприятия, проводимые социальной службой нашего детского дома, направленные на социально-профессиональное самоопределение воспитанников, духовно-нравственное, экономическое, семейное, патриотическое воспитание. Постоянное внимание уделяется подготовке выпускников к самостоятельной жизни, адаптации в социуме. Социальная служба принимает активное участие в работе по профилактике наркомании, алкоголизма, курения, правонарушений. Эта служба также заботится об установлении социального статуса каждого воспитанника, постоянно поддерживает контакт со всеми лицами и инстанциями, от своевременного взаимодействия которых это напрямую зависит. Результирующей для всех данных, позволяющих распределить воспитанников по соответствующим социальным группам, является социальный паспорт детского дома.

Социальный паспорт нашего учреждения включает следующие социальные группы:

№ п/п

Социальная группа

Число детей

1.

Дети, родители которых лишены родительских прав.

 

2.

Дети-сироты

 

3.

Мать признана Б/О, умерла, отец Ф.25.

 

4.

Один родитель Б/О, другой умер.

 

5.

Родители неизвестны (найден).

 

6.

Дети, у которых один родитель умер, а другой лишен родительских прав.

 

7.

Дети, у которых мать умерла, а по отцу статус не определен.

 

8.

Дети, у которых мать лишена родительских прав, а отец-по ф. № 25.

 

9.

Дети, у которых один родитель лишен родительских прав, другой признан б/о.

 

10.

Дети, у которых мать ограничена в родительских правах или признана недееспособной а отец - по ф. № 25.

 

11.

Дети, решением суда признанные оставшимися без попечения родителей

 

12.

Дети, у которых отец умер, а по матери оставшиеся без попечения родителей.

 

13.

Дети, у которых одинокая мать в местах лишения свободы.

 

14.

Без статуса

0

 

Всего детей:

 

Позвольте ещё раз акцентировать Ваше внимание на том, что такое многообразие социальных групп требует от каждого представителя социальной службы детского дома, а также сотрудничающих с ним учреждений, представления достаточно тонкой нюансировки в работе документами. Которые, в свою очередь, позволят правильно определить как принадлежность воспитанника к какой-либо социальной группе, так и последовательность действий, вытекающих из этого. Всё это будет способствовать его наиболее успешной социализации.

Наряду с этим, большое значение имеет правильно организованная профориентационная работа. Мы придаём большое значение тому обстоятельству, насколько профессиональные амбиции выпускников сочетаются с возможностями их здоровья. Стремимся выявить возможные ограничения, налагаемые на адекватный выбор профессии медицинскими показателями, и нацелить внимание каждого выпускника на тот сектор специальностей и профессий, который больше всего подходит именно ему. Для выявления профессиональной пригодности проводится полное медицинское обследование выпускников. Вопрос решается психолого- медико-педагогическим консилиумом детского дома с подготовкой рекомендаций воспитанникам по выбранной профессии. Консультации с психологом и заключение психолого-медико-педагогического консилиума детского дома при выборе профессии и профессиональном самоопределении показывают, что наши выпускники выбрали профессии согласно востребованности их на рынке труда, а также соответствуют их же интересам.

Проводятся групповые, индивидуальные занятия и консультации по социально-профессиональному самоопределению детей, самопознанию и самореализации в будущей жизни. В указанный процесс должны быть включены методики тестирования, анкетирования, мониторинга. При оценке и анализе уровня развития способностей и самоопределения используются методики, направленные на диагностику отдельных компонентов, а также на изучение индивидуальных особенностей каждого ребенка. Наиболее эффективным инструментарием для решения данного вопроса следует признать «Опрос для определения готовности к выбору профессии» (по материалам В.Б. Успенского). Эта методика помогает выявить, высокий, средний или низкий уровень готовности к выбору профессии демонстрируют те или иные выпускники. Результаты данной работы обобщаются в таблице уровня готовности выпускников к выбору профессии:

Уровни готовности воспитанников к выбору профессии

2008 год

2009 год

(01.09. 2009)

2010 год

(25.05. 2010)

Высокий уровень

     

Средний уровень

     

Низкий уровень

     

Общее число протестированных воспитанников 9, 10, 11 классов.

     

Также проводится диагностика показателей уровня социализации воспитанников. В ходе итогового опроса составляется таблица показателей социализации воспитанников.

Уровни Социализации Воспитанников

2008 год

2009 год

(01.09. 2009.)

2010 год

(25.05. 2010.)

Высокий уровень

     

Средний уровень

     

Низкий уровень

     

Количество протестированных Выпускников 9, 10, 11 классов.

     

При сравнении показателей прошлых лет можно сделать вывод, что по достижении воспитанниками возраста 17-18 лет уровень их социализации повышается, и они готовы к выбору профессии, самостоятельно могут сделать выбор учебного заведения для дальнейшего получения специальности, с изучением уровня её востребованности на рынке труда. Также они умеют подобрать в сети Интернет и в газетах вакансию по своему желанию и возможностям.

Для определения профессиональных интересов мы используем методику «ДДО» Климова. При дальнейшей консультации по выбору профессиональной деятельности результат «ДДО» Климова играет важную роль для ребенка.

Воспитанники 9 и 10 классов тестируются по методу опроса Холланда. Он помог ребятам более точно определиться с выбором профессий в различных социальных сферах. Работа, направленная на расширение знаний абитуриента, помогает конкретно определиться с выбором учебных заведений. Полученный результат, по мнению воспитанников и их воспитателей, соответствует характеру каждого ребенка и его психологическим особенностям.

На каждого воспитанника оформлена «Индивидуальная карта обследования», в которой освещаются основные данные о воспитаннике. Это его возраст, дата прибытия в детский дом, сведения о родителях, успеваемости, профессиональные намерения и планы, перспективы, результаты и анализ анкетирования, тестирования по выбору профессионального направления. Также на каждого выпускника оформляется портфолио достижений ребенка в соответствии с «Положением ГОУ детский дом станицы Медвёдовской Краснодарского края о составлении портфолио». В Вашем детском доме Вы можете также ориентироваться на подобное положение, а в случае его отсутствия разработать и утвердить его у директора детского дома.

Проводятся групповые и индивидуальные консультации, направленные на преодоление трудностей социализации детей-сирот в обществе, знакомство выпускников со своими личными делами и непосредственно с документами; консультации по оформлению документов и постановке на льготную очередь в получении жилья. Мероприятия проводятся по графику работы социального педагога. По приглашению администрации детского дома проводятся беседы с врачом-гинекологом местной поликлиники. Они освещают проблемы ранней беременности, особенности гигиены подростков. Проводятся мероприятия по рекламе здорового образа жизни. В частности, в них фигурирует тема: «Наркомания - дорога к смерти. А мы выбираем ЖИЗНЬ».

В течение года проходит работа по правовой защите и оформлению юридического статуса. Как это ни странно на первый взгляд, необходимо выявить, все ли воспитанники имеют гражданство РФ? Прежде всего, это является следствием распада СССР и массового переселения русскоязычных семей на территорию России, В ряде случаев этот процесс сопровождается значительным ухудшением - как материального положения семьи, так и её внутреннего морального микроклимата. Что иногда может приводить к её полному разрушению, потере способности воспитывать детей, и к попаданию последних в детский дом. И о своевременном приобретении гражданства РФ речи в таких семьях уже, как правило, не идёт. В случае, если не все воспитанники имеют Российское гражданство, в работе находится документация по его приобретению. По окончании данного процесса происходит прием воспитанниками гражданства по ст. 27 ч. 1 Федерального Закона «О гражданстве РФ». Все воспитанники по возрасту должны быть документированы паспортами. Все наши воспитанники, получившие паспорта, прописаны в детском доме. Сроки их регистрации не нарушены. Должна производиться проверка по прописке, выписке выпускников из детского дома.

В течение всего года ведётся работа по оформлению пенсий воспитанникам и взысканию алиментов. Детям, имеющим право на получение пенсии по потере кормильца, инвалидности, оформляются пенсионные дела в Пенсионном фонде района их предварительного проживания. Открываются и переоформляются пенсии. В связи с увеличением размера пенсий производится проверка по суммам размера пенсионных поступлений. В отношении детей, прибывшим в течение года из других учреждений, производится запрос пенсионных дел. Открывается пенсия по месту проживания. 1 раз в квартал осуществляется контроль над поступлением пенсии, алиментов на счета воспитанников, которые открываются в Сберегательном банке России. Результаты данного вида работы обобщаются в таблице:

Защита имущественных прав воспитанников

Вид материальной поддержки

Число детей 2008-2009 год

Число детей 2009-2010 год

Общее число воспитанников, имеющих право на получение пенсии по случаю потери одного или обоих родителей:

получают пенсию как круглые сироты

получают пенсию по потере одного родителя:

без учета трудового стажа

получает пенсию по инвалидности

   

Общее число воспитанников, имеющих право на получение алиментов:

от обоих родителей

от одного родителя

   

Материал по взысканию алиментов в работе

Поданы заявления о привлечении по 157 ст. УК РФ за уклонение от уплаты алиментов

   

Всего детей в детском доме:

   

Проводится работа со службами ПССП по взысканию алиментов: посылаются запросы и получаются ответы со стороны ОССП районов проживания воспитанников до их попадания в детский дом о контроле над своевременностью выплат алиментов на детей. Выясняется, сколько детей обязано получать алименты. Определяется, сколько воспитанников получает алименты, и сколько – не получает. Если не получает, то по какой причине? Ряд родителей таких воспитанников бывает объявлен в розыск. Некоторые из них не имеют постоянного заработка, места работы. Отдельные родители могут находиться в местах лишения свободы. Для ряда родителей может быть приостановлено исполнительное производство в связи с воспитанием ребенка до 3-х лет. Определённые родители могли потерять трудоспособность, поскольку приобрели тяжелое заболевание, инвалидность. Также необходимо выявить, сколько родителей привлечено к уголовной ответственности по ст. 157 УК РФ. Подсчитывается количество родителей, не выплачивающих алименты по каждой из указанных, и также возможно не учтённых здесь оригинальных причин.

Направляются заявления в УФССП районов предварительного проживания воспитанников, вследствие чего их родители оказываются привлечены к уголовной ответственности по ч. 1 ст. 157 УК РФ. Подсчитывается, сколько исков удовлетворено, сколько человек по ним осуждено, и на сколько месяцев исправительных работ. Также определяется, сколько родителей отправлено в места лишения свободы. В случае появления постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела направляются заявления в прокуратуру о проверке обоснованности отказа и устранения халатного отношения работников УФССП.

Направляются заявления в суд и взыскиваются алименты на воспитанников. В случае необходимости на основании заявления производится изменение взыскателя. Проводится работа по контролю над сохранностью жилых помещений, закрепленных за воспитанниками детского дома.

Направляются запросы и информационные письма в отдел по вопросам семьи и детства (в нашем случае это – 21 отдел по вопросам семьи и детства Краснодарского края). По вопросу выселения жильцов из дома, закрепленного за воспитанниками, направляются заявления в прокуратуру района предварительного проживания воспитанников о выселении недобросовестных жильцов через суд. По результатам поступивших актов материально-бытового обследования производится анализ состояния жилья воспитанников. Общая картина обеспеченности воспитанников жильём отражается в таблице:

Обеспеченность жильем воспитанников

Степень обеспеченности жильем

Количество детей.

В % от общего числа воспитанников.

Закреплено право проживания и пользования жилым помещением.

   

Не имеют закрепленной жилой площади в виду её отсутствия у родителей:

   

Всего воспитанников:

   

Определяется, какие выпускники состоят на учете в квартирно-правовой службе района, на территории которого находится детский дом, и какие - получили жильё. Вопросы получения жилья постоянно держатся на контроле. В ходе работы по защите имущественных прав воспитанников открываются лицевые счета в сберегательном банке на вновь прибывших детей. Все воспитанники детского дома должны иметь сберегательные книжки, медицинские страховые полисы. Не должно быть незаконных случаев снятия денег со счетов несовершеннолетних.

Проводится работа со службами ЗАГС, в орган ЗАГС направляются запросы. Запрашиваются и получаются свидетельства о смерти родителей воспитанников, справки по форме №25. По необходимости производится замена свидетельств о рождении. Так, например, в свидетельство о рождении могут быть внесены изменения в графе «Отец» или «Мать» на основании решения районного суда. Определяется количество судебных заседаний, на которых в течение учебного года присутствовал зам. директора по социальным вопросам. По уголовным делам представляются интересы несовершеннолетних в отношении воспитанников по выше указанной части 1 ст. 157 УК РФ, посещаются судебные заседания по вопросам воспитанников.

По проверке прокуратуры за учебный год не должно быть замечаний в работе по взысканию алиментов, сохранности жилья. Документация, находящаяся в личных делах воспитанников, должна соответствовать установленным требованиям. Все документы должны быть в наличии.

Проходит следующая работа с выпускниками. В течение года поддерживается связь с заведующими кафедрами университетов, академий и институтов, где обучаются выпускники, проректорами, директорами различных учебных заведений, учителями и преподавателями, социальными педагогами и работниками студенческих общежитий (заведующими, комендантами, вахтерами). А также поддерживается непрерывная связь с выпускниками. Проводятся проверки эстетического и гигиенического состояния комнат, в которых проживают наши выпускники.

На особом контроле в течение года находятся выпускники, поступившие в учреждение НПО. Связь с социальными педагогами, педагогами-психологами, мастерами, классными руководителями должна поддерживаться по телефону 1 раз в 2 недели. Вся информация фиксируется в журнале сопровождения выпускников. На все замечания со стороны учебного заведения необходимо своевременно реагировать, сразу же устанавливать связь с выпускниками и совместными усилиями корректировать поведение, посещаемость либо успеваемость. Необходимо следить за тем, чтобы не было нарушений со стороны учебных заведений по социальным выплатам выпускникам. Все выплаты должны производиться своевременно, в полном объеме.

В случае соблюдения всех выше указанных норм и правил, а также должностных обязанностей работников социальной службы детского дома, можно будет по праву надеяться на то, что социализация и адаптация в обществе выпускников пройдёт удовлетворительно.

Необходима следующая работа с документацией. В департамент семейной политики региона, где находится детский дом, направляются письма и отчеты, запрашиваемые отделом интернатных учреждений, они должны быть отправлены своевременно, без задержек. Проходит переписка с РОВД, УВД региона, переписка с адресно-справочной службой субъекта РФ, где располагается детский дом, по вопросам регистрации и места прописки родителей воспитанников. Ведётся переписка и обмен информацией по оформлению личных дел детей.

Обновляется вся информация для регионального банка данных о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей. При сверке банка данных определяется, нет ли недостатков, разночтений с реальным положением дел. Ведётся оформление архива, документов по выпускникам и детям, выбывшим из детского дома. Проводится работа по оформлению личных дел прибывших детей.

В тесном контакте с социальной службой должен находиться весь коллектив детского дома. Это обусловлено общностью поставленных целей и решаемых задач, поэтому необходима следующая работа с коллективом. В течение года поддерживается взаимосвязь с воспитателями в работе по социально-профессиональному самоопределению и социализации воспитанников. Оказывается помощь в работе с вновь прибывшими детьми. Организуются выступления на педагогическом совете по темам: «Успехи и неудачи социальной адаптации в обществе выпускников минувшего года. Первые самостоятельные шаги», «О работе с выпускниками текущего учебного года. Подведение итогов, выбор профессионального пути».

Вырабатываются общие критерии достижения успешности работы коллектива в процессе социальной защиты воспитанников. В течение года на совещаниях, заседаниях методических объединений и педагогического совета освещаются социальные приемы, связанные со становлением воспитанников детского дома, пути решения возникающих по ходу задач. Проходит совместная работа с медицинской службой по оформлению личных дел выбывших, по подготовке документации к поступлению выпускников текущего учебного года.

Согласованная деятельность всех подразделений столь сложного учреждения значительно облегчает работу социальной службы. В особенности, если детский дом относительно невелик, и его социальная служба представлена только одним социальным педагогом. Но и самой социальной службе необходимо позаботиться о том, чтобы каждый член коллектива нашёл в себе силы помочь социальным педагогам в их столь разнообразной работе.


Библиографическая ссылка

Капустина Е.Н., Латышев О.Ю. РАБОТА СОЦИАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ДЕТСКОГО ДОМА (НА ПРИМЕРЕ ДЕТСКОГО ДОМА СТАНИЦЫ МЕДВЁДОВСКОЙ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ) // Старт в науке. – 2016. – № 4. ;
URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=414 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674