Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКЕ ИСТОРИИ

Ермолаева Е.А 1
1 г Катайск, МБОУ КСОШ № 1, Учитель истории и обществознания
1.Барташева Н. А., Воронина М. В. Духовная жизнь России [Текст]:- имена, идеи, лица. // Первое сентября, 2008, № 20. -С.43-54.
2.Бахтина О. И. Нравственное воспитание в 5 классе. // Преподавание истории в школе, 2007, №1. -С. 23-34.
3. . Боголюбов Л.Н. Идейное воспитание на уроках истории.[Текст]: - М., 1981. - С. 99- 100.
4. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина.[Текст]: -М., 1979.- С. 205.
5. Шишкин А.Ф История и нравственность.[Текст]: // Вопросы философии, 1978, №4.- С. 134-135.
6. Юдина М.С. С волнением жду встречи с будующим.[Тект].// Воспитание школьника, 2007, №5 23-34.

В настоящее время перед обществом необычайно остро стоит проблема нравственного воспитания детей всех возрастов, педагогическое сообщество заново пытается понять, каким образом привить современным детям нравственно-духовные ценности. Сегодня на ребенка с самого рождения обрушивается огромный массив информации: СМИ, школа, детский сад, кино, Интернет - все это скорее способствует размыванию нравственных норм и заставляет нас очень серьезно задуматься над проблемой эффективного нравственного воспитания. Ребенок, способный правильно оценить и понять чувства и эмоции другого человека, для которого понятия дружба, справедливость, сострадание, доброта, любовь не являются пустым звуком, имеет гораздо более высокий уровень эмоционального развития, не имеет проблем в общении с окружающими, он гораздо устойчивее переносит стрессовые ситуации и не поддается негативному воздействию извне.

Нужно рассматривать воспитание детей с самого начала, ведь нравственное воспитание дошкольников особенно важно, потому как именно в дошкольном возрасте ребенок особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и требований. Это одна из очень важных сторон процесса формирования личности ребенка. Другими словами, духовно-нравственное воспитание школьников и детей раннего возраста можно рассматривать как непрерывный процесс усвоения ими установленных в обществе образцов поведения, которые в дальнейшем будут регулировать его поступки. В результате такого нравственного воспитания ребенок начинает действовать не потому, что хочет заслужить одобрение взрослого, а потому, что считает необходимым соблюдение самой нормы поведения, как важного правила в отношениях между людьми.

Нравственное воспитание в дошкольном возрасте определяется тем, что ребенок формирует самые первые моральные оценки и суждения. Он начинает понимать, что такое нравственная норма, и формирует свое отношение к ней, что, однако, далеко не всегда обеспечивает соблюдение ее в реальных поступках. Нравственное воспитание детей происходит на всем протяжении их жизни, и определяющее значение в становлении нравственности ребенка играет среда, в которой он развивается и растет. Поэтому переоценить важность семьи в нравственном воспитании дошкольников невозможно. Способы поведения, принятые в семье, очень быстро усваиваются ребенком и воспринимаются им, как правило, в качестве общепринятой нормы. Первейшая задача родителей заключается в том, чтобы помочь дошкольнику определиться с объектами его чувств и сделать их общественно ценными. Чувства позволяют человеку испытать удовлетворение после совершения правильного поступка или заставляют нас испытывать угрызения совести, если нравственные нормы были нарушены. Основа таких чувств как раз и закладывается в детстве, и задача родителей помочь в этом своему ребенку. Обсуждать с ним нравственные вопросы. Добиваться формирования ясной системы ценностей, чтобы малыш понимал, какие поступки недопустимы, а какие желательны и одобряемы обществом. Эффективное нравственное воспитание невозможно без обсуждения с малышом нравственной стороны поступков других людей, персонажей художественных произведений, выражения своего одобрения его нравственных поступков наиболее понятным для малыша образом. Стратегия нравственного воспитания в детском саду и дома должна направляться не только на осознание своих чувств и переживаний, на усвоение общественно значимых правил и норм поведения, но и на развитие чувства общности с другими людьми, формирование позитивного отношения к людям в целом.

Большинство детей, помимо семьи, получают нравственное воспитание в детском саду и уже после этого идут в первый класс, где продолжается нравственное воспитание школьников. У детей уже составлено начальное представление о том, что правильно, а что нет, заложены навыки вежливого поведения. В школе круг общения детей и их обязанностей значительно расширяется. Основной деятельностью для них становится учеба. В школе детям приходится заново выстраивать отношения с одноклассниками и учителями. Осознание важности новой для ребенка деятельности, психологическая его готовность к школьному обучению ложится в основу готовности школьника добросовестно выполнять новые требования взрослых и составляет основу духовно-нравственного воспитания школьников.

Психологами установлено, что именно младший школьный возраст характеризуется самой высокой восприимчивостью к нравственному воспитанию детей и эстетическому воспитанию школьников, именно в этом возрасте они лучше всего усваивают нравственные нормы и правила. В начале школьной жизни у ребенка формируется так называемая «нравственная позиция», которая характеризуется тем, что в сознании школьника нравственные нормы выделяются в отдельную систему, которой он старается постоянно следовать при любых обстоятельствах.

Говоря о духовно-нравственном воспитании школьников и эстетическом воспитании школьников, необходимо понимать, что в зависимости от возраста ребенка процесс усвоения нравственных норм можно разделить на 3 этапа. До пяти лет малыш осваивает самый примитивный набор нравственных правил, основанный, как правило, на запрете делать что-либо. Если ребенок эти нормы выполняет, то мы называем его воспитанным ребенком. К десятилетнему возрасту подросток уже в состоянии оценить эмоциональное состояние окружающих его людей, дать моральную оценку их поступками. Если первый этап нравственного воспитания ребенок не освоил, то переходить ко второму этапу не имеет смысла. И затем к 15 годам ребенок постепенно осваивает необходимость помогать окружающим людям, и это в его картине мира, если нравственное воспитание школьников эффективно, должно занять центральное место. Говоря о духовном воспитании школьников и эстетическом воспитании школьников, необходимо учитывать, что знание и понимание моральных норм не гарантирует применения их ребенком в своей повседневной жизни. Особенно, если соблюдение этических норм входит в противоречие с желаниями ребенка в данный момент. Кроме того, часто наблюдается неравномерность применения нравственных норм в общении со взрослыми и детьми в школе, дома и на улице. Основным критерием успешности нравственного воспитания школьников могут быть только их реальные поступки и побудительные мотивы таких поступков. Способность и желание применять усвоенные благодаря нравственному воспитанию нормы могут быть воспитаны, только если ребенок постоянно упражняется в совершении нравственных поступков.

Непосредственное влияние на успешность нравственного воспитания и эстетического воспитания школьников лежит на преподавательском коллективе. Слово учителя — это во многом самый главный инструмент духовно-нравственного воспитания школьников. Именно учитель, особенно в начальных классах, разбирая поведение реальных людей и персонажей произведений, изучаемых в школьной программе, дает нравственную оценку их поступкам. Нравственное воспитание и эстетическое воспитание школьников происходит на всех без исключения уроках. Нравственному воспитанию школьников отвечает не только содержание предмета, но и методы, с помощью которых происходит обучение, атмосфера, царящая в классе, и сама личность учителя. Для успешного нравственного и эстетического воспитания школьников учителю важно организовать процесс коллективной деятельности детей таким образом, чтобы она была пронизана высоконравственными отношениями. Нравственное воспитание школьников и эстетическое воспитание школьников в коллективе наиболее эффективно тогда, когда каждый ребенок занимает место, наиболее адекватное его возможностям, становясь при этом личностью незаменимой. Это помогает развиться чувству собственного достоинства и сформировать адекватную самооценку. Такое нравственное воспитание школьников и эстетическое воспитание школьников без специального внешнего побуждения заставляет ребенка соответствовать нравственным представлениям, принятым в обществе. Для того, чтобы объективно оценить состояние проблем нравственного воспитания на современном этапе, необходимо провести четкий анализ мероприятий, неоднократно на практике проводить различные беседы и дискуссии.

Нормы, правила, традиции, выработанные в веках и составляют сокровищницу общенародной морали, получают свое дальнейшее развитие в условиях нашего времени. Наше общество по праву наследует и развивает гуманистические нормы нравственности, выработанные человечеством. В то же время мораль в ходе развития общества обогащается новыми принципами, новым содержание.

Важнейшая задача школы, учителей заключается в том, чтобы все лучшее, что накоплено нравственным опытом прошлых поколений передать молодежи, каждому юноше и девушке и вместе с тем помочь им избавиться от всего отрицательного в их нравственном облике - от проявления эгоизма, стяжательства, пренебрежительного, невнимательного отношения к людям, потребительского отношения к жизни.

В течение первых 15 лет постсоветского периода не уделялось почти никакого внимания нравственно-ценностной цели преподавания истории в школе. К началу XXI в. во многих учебниках истории прослеживался нейтральный подход, согласно которому исторический процесс вообще не оценивался. Между тем, потенциал исторического материала, связанного с положительным и отрицательным опытом истории, оставался мало используемым в процессе формирования нравственных ценностей учащихся.

Ещё К.Д.Ушинский предлагал воспитывать учащихся, используя народные национальные традиции. А где ещё можно изучать их, как не на уроках предметов гуманитарного цикла? В этом смысле история предоставляет педагогу неисчерпаемые возможности.

Воспитательные цели образования в дореволюционной России опирались на православную систему ценностей, сущность которой сводилась к «обретению личностью спасительного нравственного востребованного духовного опыта».

В советской школе, несмотря на идеологизацию образования, сохранился ряд дореволюционных нравственных норм, используемых в процессе воспитания. В. Н. Сухомлинский выдвинул идею четырех культов, на которых должна держаться, по его мнению, школа: культ Родины, культ человека, культ родного слова и культ книги. Присутствие этих стержневых понятий в изучении истории в школе означало, что нравственное воспитание детей было в данном случае приоритетным.

В постсоветский период, как уже говорилась выше, перед историей какое-то время вообще не ставилась задача нравственного воспитания. Так, недавно умерший А.Ю. Головатенко в начале 90-х утверждал, что воспитывать патриотизм в современной школе невозможно. Правда, позже он изменил своё мнение.

На современном этапе никто не сомневается в том, что история занимает совершенно исключительное место в системе духовного воспитания личности. Человек должен знать своё историческое наследие, учиться на опыте предков. Сегодня школа должна помогать в этом. В огромном потоке новой информации необходимо уметь разбираться, постигать суть изучаемых исторических явлений. Воспитание чувства патриотизма, сопричастности к героической истории Российского государства, формирование у подрастающего поколения верности Родине – где, как не на уроках истории должны решаться эти задачи!

Ещё 15 лет назад известный историк А. Гуревич говорил, что учитель должен донести до ученика главную мысль истории с том, что у людей эпохи есть ядро, на котором строятся ценности той или иной цивилизации. Он считает, что такое ядро есть у каждого человека. Этим ядром являются ценности личности, которые могут совпадать с эпохальными, а могут и не совпадать. Гуревич отмечает, что история помогает человеку понять и развивать свое самосознание. Почему люди не уважают ценности других? Ответ очевиден: отсутствует собственное самосознание и потому отсутствует уважение и к другим людям, как к своим современникам, так и предкам. История в состоянии показать, что в разные исторические эпохи существовала разная духовная, умственная, интеллектуальная деятельность. Дело совсем не в незнании истории, а в неумении её слышать. Следовательно, надо научить оценивать исторические эпохи с позиции тех ценностей, которые были ядром исследуемой эпохи. Вот почему нельзя измерять тоталитарную эпоху демократическими ценностями или оценивать средневековую религиозность с позиции общечеловеческих ценностей. Дело ученика – попытаться понять суть происходившего в прошлом и сделать для себя вывод – подходит ли ему этот образец поведения людей, который он изучил. Учитель не должен исключать, что оценка того или иного исторического факта у ученика может измениться, если изменятся ценности ученика.

Как учитель истории может воспитывать нравственность на уроках сегодня?

Если понимать нравственность, как компонент культуры, содержанием которого выступают этические ценности, составляющие основу сознания, то нравственная культура это есть индивидуальный опыт нравственно-ценностных отношений к жизни, человеку, окружающему миру, самому себе. Значит, задача историка – способствовать формированию нравственных качеств с помощью своего предмета, т.е. на основе изучения исторического опыта. При этом учитель не должен навязывать свои ценности, он должен направлять учеников, вооружать их инструментарием оценки тех или иных событий в нравственном плане.

Учитель должен апеллировать к лучшим качествам в человеке, опираясь на исторический материал, раскрывать суть и содержание духовных ценностей разных эпох, но и не скрывать отрицательный опыт истории, вопреки которому патриотизм, мужество, любовь, уважение сохраняются и преодолевают испытания. Сегодня особенно актуально воспитание толерантности в отношении ценностей разных цивилизации.

Воспитание нравственности происходит разными путями. Один из таких путей – воспитание самой личностью учителя. В.О. Ключевский говорил, что надо любить то, что преподаёшь, и того, кому преподаёшь. При соблюдении этого условия история в школе никогда не будет скучной! Педагог должен стремиться к максимальному раскрытию положительных сторон своей собственной личности на уроках. В старших классах, где учащиеся не будут просто принимать на веру всё сказанное учителем, необходимо владение техникой постановки проблемной ситуации, разрешая которую ученики сами добывают и оценивают знания. Например, в десятых классах Гимназии им. С.П. Дягилева учащиеся работают над вопросом «Почему центом объединения русских земель стала именно Москва, а не Тверь, Великое княжество Литовское или Новгородская республика?» Старшеклассники в рамках групповой работы сами подбирают дополнительный материал, необходимый для аргументации, внимательно изучают материал учебника по данному вопросу, самостоятельно выделяют параметры для сравнения, ставят подвопросы, делают выводы. Самостоятельный поиск решения указанного вопроса воспитывает учащихся в нравственном плане тем, что они ощущают себя исследователями, проверяют собственные силы, начинают чувствовать себя увереннее в исторической проблематике – «Я могу!», «Я понимаю!».

Воспитание с помощью учебного материала – следующий путь воспитания нравственности. Правильно подобранные исторические факты – сведения о поступках людей и исторических событиях прошедших эпох, несущие воспитательный характер, – должны непременно присутствовать на уроках истории. Учитель должен с помощью материала показать ценность нравственного опыта народов, эпох, личностей. Так, исходя из нашего опыта, огромный эмоциональный отклик получает изучение в 11 классе страниц истории Великой Отечественной войны, связанный с блокадой Ленинграда. Нравственные ценности прошлых эпох примеряются учащимися на себя сегодняшних.

Основываясь на изучаемом материале, учитель должен использовать различные типы заданий, ориентированных на нравственный поиск. Например, «Чингисхан, Наполеон, Гитлер – великие люди или злодеи?», «Может ли полководец быть святым?» (в случае, например, с Александром Невским, Ф.Ф.Ушаковым» и т.д.) Учителя истории гимназии постоянно используют в своей работе постановку вопросов, как бы решили ученики те или иные исторические проблемы, живи они в изучаемые эпохи. Например, «На стороне белых или красных оказались бы вы в Гражданской войне?», «Как бы Вы поступили, оказавшись в немецком окружении летом 41-года?», «Стали бы вы участником восстания на Сенатской площади? Аргументируйте ответ» и т.д. Ответы на данные вопросы предполагают отражение нравственной позиции учеников.

Технология, в рамках которой могут быть составлены указанные выше вопросы, называется технологией переноса в изучаемую эпоху или событие (А.В. Елисов). Она предусматривает ролевую игру. В рамках различных исторических ролей ученики пытаются действовать в рамках той или иной исторической эпохи. Если речь идёт о событиях, к примеру, Великой Отечественной войны, ученики смогут почувствовать трагедию людей, живших в сложные моменты истории. Задача учителя здесь – помочь распределить роли и определить рамки темы, чтобы избежать выхода за них. Учащиеся гимназии выступали в ролях участников Белого движения, власовцев, Отечественной войны, представителей русской интеллигенции начала ХХ в и т.д.

Нами практикуется также нравственная оценка исторических деятелей. Старшеклассники оценивают путём проблемного подхода Ивана IV Грозного, Петра I, Николая II, Иосифа Сталина и многих других.

Итак, уроки истории должны быть направлены на поиск нравственного решения, стимулирование нравственной самооценки. Уроки должны быть результативными в достижении нравственной истины: ученики, в конечном счёте, должны придти к пониманию ценности человеческой личности и ценности собственной жизни. Учитель может диагностировать первоначальное отношение ученика к изучаемому факту, событию, человеку, а затем проследить динамику изменений по мере углубления учебного материала.

Самое главное на уроке совместный поиск истины учениками и учителем. Уроки истории должны побуждать подрастающего человека мыслить, вызывать желание дерзать, быть причастным к делам страны, находить высший смысл к служении Родине.

В истории нашего народа - уникальный духовный опыт, богатейшие интеллектуальные и нравственные силы. Лучшие черты народного русского характера - это безграничная любовь к отчизне, чувства гражданского долга перед ней, вера в могущество России, способность к сопереживанию жизни других людей, обостренная совесть. Нашему обществу, как никогда раньше, необходим человек с чуткой гражданской позицией, широким историческим и современным кругозором, способный взвешенно, ответственно, по государственному мыслить, обостренно воспринимать все события в стране, лично отвечать за происходящее. Вот почему воспитание такого человека- главная задача преподавателя истории. Стать личностью - значит осознать себя человеком человечества, впитать в себя непреходящие ценности духовной культуры, вовлечь эти ценности в человеческие отношения.

Историческая память содействует накоплению положительного народного опыта. Однако изучать историю - это вовсе не значит запоминать прошлое, пересказывать содержание исторического материала. Изучать историю - значит, осмыслить прошлое, познавать законы общественного бытия.

…Урок истории… Урок добра и человечности, урок постижения вечных истин, поиска дороги к человеку в себе, поиска самих себя. Четко и мудро поддерживать детей в этом поиске, помочь им определить важные жизненные ориентиры, нравственные высоты. Сегодня мы переживаем трудное, но прекрасное время возрождения личности, обновления всей нашей жизни, восстановление гуманистических общечеловеческих ценностей и идеалов. История еще раз доказывает, что они бессмертны, что ни одно общество, ни один человек, если хотят нормально жить, не могут обойтись без них.


Библиографическая ссылка

Ермолаева Е.А НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКЕ ИСТОРИИ // Старт в науке. – 2016. – № 4. ;
URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=412 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674