Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СИСТЕМЫ «ПЛАТОН» ПРИ УПРАВЛЕНИИ ГРУЗОВЫМИ АВТОПЕРЕВОЗКАМИ.

Жиронкин Е.И. 1
1 г. Орел, ФГБОУ ВО «ОГУ им И.С.Тургенева»
1.http://www.autonews.ru/com_trans/news/1817088/
2.http://www.umniylogist.ru/calc/?d=763&a=6166&t=2658&kg=2000&kub=0.020&mesto=1&Submit.x=17&Submit.y=5&Submit=%EF%EE%F1%F7%E8%F2%E0%F2%FC&estimvalue=150&kub_l=0.2&kub_h=0.5&kub_w=0.2&c%5B2205%5D=1&c%5B11961%5D=1
3.http://www.jde.ru/online/calculator.html
4.https://ru.wikipedia.org/wiki/Платон_(система_взимания_платы)
5.http://pddmaster.ru/avtomobili/sistema-vzimaniya-platy-dlya-bolshegruzov-platon.html
6.http://platon.ru/ru/about/
7.http://rtits.ru

Основные особенности введения системы «Платон», как и кем управляется, какие суммы были затрачены на создание системы, преимущества и недостатки, какую прибыль принесет государству.

Платон — российская система взимания платы с грузовиков, имеющих разрешённую максимальную массу свыше 12 тонн. Название «Платон» является сокращением от словосочетания «плата за тонны». С момента запуска в эксплуатацию системы 15 ноября 2015 года деньги будут взиматься с перевозчиков в счёт возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения. Вред причиняется в том числе и за счёт перегруза грузового автотранспорта, что приводит к миллиардам ущерба.

Хотелось бы отметить, что Российский тариф 3.06 руб/км является самым низким (сейчас действуют льготные тарифы 1.53 руб/км) в Европе – 0.05 $/км, в Белоруссии – 0.16 $/км, в Австрии ставка доходит до – 0.49 $/км.

Физически центр управления и мониторинга «Платона», управляющий инфраструктурой комплекса по всей России, расположен в Твери. По регионам страны разбросаны 182 вспомогательных дата - центра системы и 138 офисов обслуживания перевозчиков, из них 38 – на погранпереходах. Контроль за движением большегрузов по дорогам «Платон» сейчас осуществляет с помощью 100 микроавтобусов, начиненных оборудованием фото и видеофиксации. В ближайшей перспективе основная работа по фиксации проезда большегрузов ляжет на 481 «ворота» на федеральных трассах по всей стране. На данный момент функционируют лишь 20 из этих «рамок» – только на федеральных дорогах в Подмосковье. На рамных конструкциях установлена фронтальная камера, считывающая госномер, и боковая, которая совместно с лазерным сканером определяет тип грузовика по таким характерным признакам, как количество осей и габариты.

Оплата проезда осуществляется двумя способами — с помощью маршрутной карты или бортового устройства. Расчет производится в зависимости от фактического пробега транспортного средства (в момент старта системы по тарифу 3,73 руб. за километр). Часть собранных средств должна быть направлена в Дорожный фонд РФ на приведение федеральных автомобильных трасс в надлежащее состояние.

Впоследствии, когда контрольные средства системы засекут машину на трассах, деньги за проезд спишутся со счета. А если машина отклонится от заявленного маршрута и посты фото - видеофиксации «Платона» зафиксируют ее вне заявленного участка федеральной трассы, хозяина авто ждет штраф – 40 000 рублей для индивидуального предпринимателя и 450 000 рублей – для юрлица.

Оператором системы является компания «РТ-Инвест транспортные системы».

По информации оператора системы, инвестиции в ее создание составили более 29 млрд. руб., из которых 2 млрд за счет собственных средств акционеров и 27 млрд за счет кредита, предоставленного Газпромбанком.

За свои услуги оператор системы получит из федерального бюджета от 10,6 млрд руб. в год с момента запуска до завершения действия концессионного соглашения (12 лет). По прогнозу компании, доход госбюджета от введения системы составит до 40 млрд руб. в год. По информации министра транспорта РФ, в 2016 году система принесёт в госбюджет около 20 млрд. руб.

Согласно представителю оператора, почти весь платеж уйдет на обслуживание системы и кредита, ожидаемая прибыль – 5%.

Старт автоматизированной системы «Платон» не обошелся без инцидентов:

– массовые протесты водителей грузовиков.

– увеличение себестоимости перевозок.

Для крупных компаний он составит 3-5%, для средних и малых предприятий 10-13%. Но не стоит забывать, что с 1 апреля 2016 года Государственной думой был повышен акциз на бензин и дизельное топливо на 2 рубля и 1 рубль соответственно, что по подсчетам Министерства финансов России приведет к повышению цен на бензин приблизительно на 6,5-7% тем самым вызвав рост тарифов себестоимости грузоперевозок.

– некорректный самопроизвольный расчет оплаты за проезд.

– организационные и технические недоработки, проблемы с онлайн регистрацией и очереди в офисах.

– компании решившие расширять парк, сталкивались с дефицитом бортовых устройств.

Говоря о перспективах введения данной системы можно выделить следующее:

– Введение сбора на проезд грузовиков может изменить структуру рынка перевозок. Например, в Европе для преодоления расстояния более 500 км преимущественно используется железнодорожный транспорт. В нашей стране также можно было бы ожидать увеличения доли перевозок по железным дорогам. Тем более что именно на дальних маршрутах использование железнодорожного транспорта дает ценовые преимущества. Скорее всего, этот фактор вскоре станет решающим при перевозке тяжелых контейнеров, на которые есть ограничения на автодорогах.

Здесь хотелось бы провести непосредственное сравнение стоимости грузоперевозок и на цифрах доказать эффективность использования железнодорожного транспорта на дальних расстояниях, воспользовавшись онлайн калькуляторами, которые нам предлагают логистические компании. Расчет произведен при помощи онлайн калькулятора «Умный логист». Произвольно примем маршрут Москва – Пермь, массу груза – 3000 кг, объем груза – 12м3, данные расчета стоимости грузоперевозки ЖД - транспортом представлены на рис.1. и рис.2. Стоимость грузоперевозки автотранспортом представлена на рис.3.

gironkin_r1.tif

Рис.1. Маршрут и стоимость грузоперевозки ЖД - транспортом

gironkin_r2.tif

Рис.2. Расстояние до объекта доставки и срок доставки ЖД - транспортом

gironkin_r3.tif

Рис.3. Маршрут и стоимость доставки груза автотранспортом

Как видно из выше представленных рисунков преимущество ЖД – транспорта перед автотранспортом очевидно 17000 < 52000. От сюда следует эффективность использования ЖД – транспорта на дальних расстояниях.

– Одной из основных перспектив введения налога должно привести к повышению качества дорожного покрытия. Если тариф будет пересмотрен в сторону снижения, и в России заработает современная система взимания платы, то в ближайшем будущем мы увидим новое развитие автодорожной сети и кардинальное изменение состояния дорог. Улучшение инфраструктуры окажет положительное влияние на логистику, так как по хорошим дорогам можно двигаться быстрее и безопаснее (в том числе и для грузов). Сам рынок станет более прозрачным цивилизованным, что улучшит условия конкуренции.

– Еще хотелось бы отметить, что доходы от «Платона» также увеличат другие статьи доходов. Оплата в «Платон» не зачитывается в налог на прибыль и НДС, т.е. государство также получит увеличение НДС и налога на прибыль.

– Увеличение рабочих мест. Для работы с системой «Платон» нужно нанимать человека, а также нанимать юриста, а это дополнительные налоги государству.

– Доходы от дополнительного оборудования. Рано и поздно оборудование которое было установлено бесплатно сломается, и уже придется их покупать по завышенной цене у компании монополиста. А с этого тоже доходы государству.


Библиографическая ссылка

Жиронкин Е.И. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СИСТЕМЫ «ПЛАТОН» ПРИ УПРАВЛЕНИИ ГРУЗОВЫМИ АВТОПЕРЕВОЗКАМИ. // Старт в науке. – 2016. – № 4. ;
URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=409 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674