Проблема исследования и ее актуальность
Проблема, поставленная в исследовании – связь между формой правления и самостоятельностью центрального банка страны. В связи с экономическими проблемами России 2014-2016 гг. (санкции, кризис в экономике и т.д.) произошло ослабление курса рубля по отношению к валютам других стран. В результате в СМИ стали активно обсуждать роль и возможности Центрального банка России в поддержании рубля, политики стали использовать эту тему перед выборами в 2016 году, стала обсуждаться и тема назначения главы Центрального банка, его профессионализма и умений. В то же время, сам Центральный банк в этой ситуации показал себя не только как экономический институт, проводящий кредитно-денежную политику в стране, но и как самостоятельный орган, часто влияющий на политику. Хотя официально ЦБ РФ не входит в число органов государственной власти, его роль в политике очень важна. Поэтому интересно сравнить опыт различных стран по организации работы Центрального банка, сравнить, кому он подчиняется, и как это связано с формой правления государством, т.к. система органов власти будет разной при разных формах правления. Эта информация позволит нам оценить, насколько наш ЦБ РФ зависит от государства и как это сказывается на его работе.
Таблица 1
Центральный банк при республиканских формах правления
Президентская республика |
Парламентская республика |
Смешанная республика |
|
США |
Федеральная резервная система 12 резервных банков и 3000 коммерческих банков. Частная собственность. Является независимым органом в правительстве, получает полномочия от Конгресса |
||
Австрия |
Органы управления назначаются федеральным правительством и президентом |
||
Германия |
Руководство назначается правительством и федеральным советом. Капитал государственный. |
||
Италия |
Капитал акционерный. Высший совет назначается акционерами, исключены политические деятели. Управляющий одобряется советом министров и президентом страны. |
||
РФ |
Государственный капитал. Руководство формируется Госдумой и президентом. |
||
Швейцария |
Половина руководства назначается федеральным советом, половина акционерами. Капитал акционерный. |
Таблица 2
Центральный банк при монархической форме правления
Абсолютная монархия |
Парламентская монархия |
Конституционная монархия |
|
Бахрейн |
Государственный капитал. Руководство формирует государство. |
||
Кувейт |
Государственный капитал. Руководство формирует государство. |
||
Саудовская Аравия |
Государственные и частные банки. Управление только в руках саудитов (саудизация) |
||
Великобритания |
Руководство назначается королевским указом после утверждения парламентом. Капитал частный акционерный. |
||
Дания |
Руководство назначается советом директоров, управляющий королем. Частный капитал |
||
Япония |
Руководство подконтрольно правительству. Акционерный капитал |
||
Испания |
Руководство назначается совместно королем и правительством. Капитал государственный |
||
Бельгия |
Половина акций (50%+1) принадлежит правительству, половина акционерам. Руководство назначается совместно |
Объект исследования
Центральные банки разных стран как экономические и отчасти политические институты
Предмет исследования
Связь между формой правления государством и устройством центрального банка.
Цель и задачи: установить связь между формой правления и политической самостоятельностью центрального банка; оценить самостоятельность ЦБ РФ.
Методы исследования: сравнение, систематизация, анализ документов.
Гипотезы: В республиканских формах правления центральный банк более самостоятелен и имеет больше политического влияния, чем в монархиях. ЦБ РФ по сравнению с центральными банками других республик имеет меньше самостоятельности.
Эмпирическая база исследования
Эмпирической базой исследования стали справочники по банковской системе и законодательство разных стран о банках.
Описание исследования
Центральный банк - это главный регулирующий орган финансово-кредитной системы страны, «банк банков». К задачам центрального банка относят выпуск (эмиссию) денежных купюр и монет, проведение кредитно-денежной политики, предоставление кредитов коммерческим банкам страны, проведение валютной политики и формирование золотого запаса страны.
Чаще всего центральный банк не является коммерческой организацией (его целью не является извлечение прибыли) и обладает экономической и политической независимостью. В частности, правительство чаще всего не может полностью назначать руководство центрального банка и диктовать ему условия кредитно-денежной политики, хотя обязано работать в тесной связи с этим органом.
Каким образом государство может влиять на центральный банк?
1. Назначать руководство
2. Формировать его капитал (например, есть полностью государственные центральные банки как в Германии и РФ, а есть смешанные и акционерные-частные, как в США).
3. Ограничивать его функции.
4. Вынудить его участвовать в государственных расходах и т.п.
В качестве критериев сравнения мы возьмем самые важные пути влияния: назначение руководства ЦБ, участие государства в его капитале.
В то же время и центральный банк может влиять на правительство:
1. Определять объем печатаемых денег и вынуждать правительство работать с инфляцией.
2. Определять учетную ставку и тем самым делать кредиты дешевыми или недоступными, что будет сказываться на росте экономики и поведении правительства.
3. Определять норму обязательных резервов, т.е. суммы, которые банки обязаны хранить у себя на случай непредвиденных расходов, а также выдачей кредитов обеспечивать устойчивость банковской системы.
4. Влиять на правительство через валютную политику и закупку золота и т.д.
Во многом экономическая и политическая свобода Центрального банка зависит от централизации власти в стране, а централизация тесно связана с формой правления государством.
Форма правления – это способ организации верховной государственной власти. Формы правления могут быть монархическими (правит один человек, власть передается по наследству), и республиканскими (правит выборный человек или коллективный орган). Монархии бывают абсолютными (полная власть одного человека), парламентскими (власть одного человека ограничена парламентом) и конституционными (власть одного человека ограничена конституцией). Республики бывают президентскими (большая власть в руках президента, он сам возглавляет правительство), полупрезидентскими (правительство возглавляет премьер-министр, оно отчитывается и перед президентом и перед парламентом), и парламентская (правительство возглавляет премьер-министр, оно отчитывается перед парламентом).
Разная по силе власть президента и монарха, вероятно, ведет к разной степени самостоятельности Центрального банка страны. Проверим это с помощью сравнения законодательства разных стран о Центральном банке.
Выводы
Выборка нашего исследования составила 14 стран, из которых 6 являются республиками разного типа и 8 – монархиями разного типа. В результате изучения центральных банков этих стран наша первая гипотеза не подтвердилась: степень политической свободы и влияния центрального банка не зависит напрямую от формы правления. Исключением стали абсолютные монархии, где центральный банк полностью подконтролен монарху. Вторая гипотеза также не подтвердилась: ЦБ РФ по сравнению с центральными банками других республик имеет такую же самостоятельность.
Библиографическая ссылка
Епархин К.С. ПОЛИТИЧЕСКАЯ НЕЗАВИСИМОСТЬ ЦЕНТРАЛЬНЫХ БАНКОВ В РАЗЛИЧНЫХ ФОРМАХ ПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВОМ // Старт в науке. – 2016. – № 4. ;URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=380 (дата обращения: 23.11.2024).