В 2016 году город Омск отметил свой 300-летний юбилей. К значимым датам принято обобщать исторический опыт, вспоминать о событиях, оставивших яркий след в истории страны и народной памяти. Так выставка ОМГИК музея «Сибирский град Петра», посвящённая основанию города Омска, открылась величественной скульптурой Ермака. Возникает вопрос, какое отношение имеет поход дружины Ермака не только к покорению Сибири, но и к истории города Омска.
Известно, что город Омск появился спустя более века после похода дружины Ермака в Сибирь. Почему тогда в нашем городе есть целый ряд топонимов в честь славного атамана? Таким образом, актуальным для исследования становится вопрос о связи похода отряда Ермака с историей нашего края.
В данной работе предпринимается попытка обобщить сведения об исторических связях имени Ермака с городом Омском и Омской областью. Защита исследовательской работы была приурочена к организации в 2015 году школьной просветительской выставки, посвящённой 430-летию окончания похода дружины Ермака в Сибирь.
Цель исследования.
Выяснить и систематизировать информацию о том, какие исторические события и памятники нашего края связаны с походом дружины Ермака.
Задачи:
- Обобщить главную информацию о походе дружины Ермака в краеведческой литературе через проблему достоверности и легендарности сведений;
- Выявить и описать исторические события и памятные места города Омска и Омской области, хранящие историческую память о Ермаке;
- Создать объемные макеты и рельефные панно тех объектов, которые хранят память о Ермаке в нашем крае. Экспонаты должны быть доступными для тактильного ознакомления ребятами, имеющими глубокие нарушения зрения.
При наличии огромного количества научно-популярной литературы о походе Ермака в Сибирь, я ограничился омскими краеведческими изданиями.
За отправную точку в своём исследовании я взял учебное пособие Ф.С. Кузнецовой, которое представляет самостоятельный курс истории Сибири для общеобразовательных учреждений. Широко использовал сведения из справочной литературы, например: Омского историко-краеведческого словаря авторского коллектива сотрудников ОМГИК музея под редакцией П.П. Вибе, также двухтомное издание энциклопедии Омской области.
Уникальной книгой является сборник сибирских легенд и преданий о Ермаке, собранные за 40 лет Борисом Гвоздевым по всей территории Западной Сибири. Современной научно-популярной работой является книга Р. Удалова, написанная на основе архивных документов, книг, газет и воспоминаний. В своей исследовательской работе я использовал сборник научных статей о памятниках истории и культуры Омской области, а также курс лекций о прошлом Омского Прииртышья под редакцией кандидатов исторических наук - сотрудников ОМГИК музея.
Эта научно-популярная литература, используемая в работе, является общедоступной для омичей и школьников, как в библиотеках, так и в книжных магазинах.
Поход дружины Ермака в Сибирь
Покорение Сибири
В Великом Новгороде стоит знаменитый памятник в форме колокола – это памятник в честь 1000-летия России, установленный в 1862 году. На нем увековечены 129 исторических личностей, преумноживших мощь и славу государства Российского: князья, императоры, полководцы, великие поэты, композиторы. Среди них и простой казачий атаман Ермак, которого народ воспел в преданиях и легендах. Даже враги в своих сказаниях возвеличивали Ермака. Почему так случилось? Ответ могла дать история, но как разглядеть её сквозь тьму веков? Как давно, как далеко это было.
Окончание похода дружины Ермака в 1558 году стало началом русского освоения Сибири. Оно вошло в мировую историю как эпоха русских географических открытий, а Ермак стал покорителем Сибири и первопроходцем, «русским Колумбом» и национальным героем России. Через двести лет после Куликовской битвы на Дону Ермак на Иртыше довершил дело, начатое Дмитрием Донским. В Сибири в последний раз сходятся Русь и Орда, мир пашен и пастбищ.
Ермак Тимофеевич, кто ты?
После гибели славного атамана многие края Руси стали утверждать, что Ермак уроженец их мест.
Долгое время для историков дискуссионным оставался вопрос о месте рождения Ермака и его происхождении, так как круг источников ограничен и во многом связан с противоречивыми легендами и преданиями. Различные точки зрения вкратце можно изложить следующим образом:
1. Ермак – уроженец суздальской земли, о чём гласит Есиповская летопись [2, стр. 14];
2. Ермак – казак родом с Волги и Дона. Об этом повествуют известные предания волжских казаков;
3. Ермак – сибирский уроженец. У сибиряков-переселенцев есть своя региональная легенда [2, стр. 15];
4. Оригинальная точка зрения: Ермак – это наследный татарский принц. Версия историка Сафронова;
Неоднозначными являются и данные о социальном происхождении Ермака:
1. По легенде «Щедрая награда», Ермак человек знатного рода, о чем говорит наличие отчества и фамилии [2, стр. 18];
2. Ермак – казак-разбойник. Об этом утверждает легенда «Бегство от плахи» [2, стр. 19].
Для многих историков спорным остается вопрос о происхождении имени Ермак.
1. По одной версии, Ермак – это сокращенное крестильное имя Ермолай [3, стр. 36];
2. По другой версии, Ермак – это прозвище, ставшее личным именем ( с тюркского языка «ермак» означает котел) [2, стр. 17].
Наиболее распространённая точка зрения историков на биографию казачьего атамана такова:
Ермак (Ермак Тимофеевич, Ермолай Тимофеевич), в некоторых источниках назван Василием Тимофеевичем Алёниным (1530 – 40-е – 6.08.1585), казачий атаман. Ермак - выходец с Двины из Борецкой волости (современная Архангельская область).
Во второй половине XVI в. Ермак в течение 20 лет возглавлял казачью станицу на Дону. В начале 1580-х участвовал вместе со своей станицей в Ливонской войне на стороне России, совершил набег на ногайцев. Московские власти называли Ермака и его товарищей «волжскими казаками». В Ремезовской летописи сказано, что Ермак был весьма мужествен и разумен, и зрачен, плосколиц, чёрн брадою и власы прекудряв, возраст средний, и плоск и плечист. Уральские купцы и солепромышленники Строгановы пригласили Ермака и его казаков для охраны собственных владений от нападений сибирских татар. Отряд казаков в 540 человек во главе с Ермаком 1 сентября 1582 г. (по другой версии в 1581 г.) отправился в Западную Сибирь для борьбы с ханом Кучумом. Казаки одержали ряд побед над сибирскими татарами, разгромили на берегу Иртыша главное войско хана Кучума и заняли столицу Сибирского ханства Кашлык. После этого Сибирское ханство распалось, а Кучум ушел в степи. Население Западной Сибири стало выплачивать Ермаку дань — ясак. Узнав об успехах Ермака, русское правительство направило ему помощь. Однако борьба с Кучумом не была завершена. Ермак с небольшим отрядом казаков попал в засаду, подстроенную сибирским ханом. Будучи раненным, он попытался переплыть приток Иртыша реку Вагай, но тяжелая кольчуга — дар царя Ивана IV Грозного — потянула его ко дну, и он утонул. Историк Р. Г. Скрынников считает эту версию смерти Ермака легендарной, так как казаки не спали в кольчугах и надевали их только перед самым боем [3, стр. 59].
Зыбкие легенды и прочные факты
Подвиг дружины Ермака притягивает на Урал профессионалов, любителей и туристов даже спустя несколько веков. В современном фильме известного журналиста Л. Парфёнова и уральского историка Алексея Иванова «Хребет России» проведён опыт реконструкции похода, так как до сих пор по пути следования дружины остаётся много мест, овеянных легендами и подтверждённых лишь отрывистыми материальными данными. Легендарными остаются места зимовки дружины Ермака и место главного сражения.
Известно, что после приглашения Строгановыми отряд Ермака до начала похода в Сибирь зимовал в Кунгурской пещере в Пермском крае, где в XIX в. нашли два пушечных ядра. Вторая зимовка была на реке Серебряная на горном перевале.
Но ещё Р.Г. Скрынников, доктор исторических наук, был не согласен с теми историками, которые доказывают, что Ермаку пришлось зимовать в Уральских горах. А значит, спорной является дата начала похода на Сибирское ханство.
Для завоевательного похода было достаточно около полтора месяца. А значит, поход начался не 1 сентября 1581 г., а 1 сентября 1582 г. и уже 26 октября 1582 г. Ермак взял столицу Сибирского ханства. Поход дружины Ермака в Сибирь был стремительным лихим казацким набегом на последний осколок Золотой орды [2, стр. 48].
Другая загадка историков связана местом решающего сражения казаков и татар. Члены правящей семьи Романовых купили картину В. И. Сурикова – «Покорение Сибири Ермаком».
Как пример подвига во имя престола, а по замыслу художника это был народный порыв. На картине изображено место битвы – княжий луг. Но в реальности столица сибирского ханства – Искер (Кашлык) была в 15 верстах от княжьего луга. Битва была жестокая, но паники не было: татары не бежали от русских выстрелов, так как они знали огнестрельное оружие, в столице ханства Искере была пушка.
Окончание похода – начало русской Сибири
Чтобы выманить Ермака из сибирской столицы, приспешники Кучума пустили слух о том, что он не пропускает купцов из Средней Азии. Ермак, понимая значение торговли с Азией, пошёл на выручку. Под покровом ночи татары напали на лагерь казаков, остановившихся на ночлег в устье р. Вагай - притоке Иртыша. Очнувшись ото сна, атаман Ермак бросился к стругам, но по вине татар струги уплыли от берега. Тут-то и сгубила Ермака кольчуга – по легенде, подаренная царём Иваном Грозным. Раненый Ермак не смог выплыть и утонул. Погиб Ермак 6 августа 1585 года. Эта дата считается датой окончания похода казаков в Сибирь.
Гибель Ермака означала окончание похода, но знаменовала собой начала русского освоения Сибири. После дружины Ермака и его соратников в Сибирь стали регулярно отправляться экспедиции с целью основания городов. Первые русские города Сибири: Тюмень 1586 г.; Тобольск1587 г.; Тара 1594 г.
Именно из Тары, старинного города Омской области, вышел отряд воеводы Андрея Воейкова, который в 1598 г. настиг и разгромил остатки войска Кучума на притоке реке Обь.
Имя Ермака в истории Омска и Омской области
Предания омской земли о Ермаке
По одной из местных омских легенд «Рукотворный бор» на излучине р. Иртыш существует сосновый бор со времён Ермака. Отряд казаков из дружины Ермака выстроился в ряд на пять верст и разбрасывал захваченные у татар семена сосновых шишек. На этом месте и вырос рукотворный бор современной Красноярско-Чернолученской зоны отдыха, который, по мнению учёных, действительно, является реликтовым. Народная память соединила древний бор со значимой для русских сибиряков легендой о знаменитой казачьей дружиной [2, стр. 50].
Омские краеведы считают, что дружина Ермака доходила до территории современной Омской области. В устье реки Шиш у села Усть-Шиш установлен памятный знак «Самый южный пункт на Иртыше, куда доходил отряд Ермака в последней экспедиции по сибирским владениям 1584 г.» [8, стр. 110] (Рис. 1).
Рис.1
Также среди коренных жителей Западной Сибири и Омского Прииртышья сохранилась легенда о захоронении Ермака «Черное дело» [2, стр. 59].
Татарская знать страшилась не только живого, но и мёртвого казачьего атамана. Вместе с тем, преклонение перед отважным противником заставило похоронить его, по одной из версий, на Баишево кладбище, где хоронили только мусульманскую знать. Родились новые легенды о том, что из могилы то выбрасывался меч, то загоралась свеча. Земля с могилы русского воина излечивала раны татар. Поэтому татарское духовенство тайком перезахоронило тело Ермака между трёх вековых сосен. Но из могилы тут же вырос крест, а шейхов убило молнией. По словам Гвоздева: « … историки выяснили, что один из указов Петра Великого предписывал искать могилу славного атамана именно в устье реки Шиш, где-то между селами Иванов-Мыс и Бекишево Тевризского района Омской области». Почему же Пётр I приказал искать именно здесь? Значит, была на то причина. Может, это какой-то утраченный к нашему времени документ или утонувшее в глубине веков предание?
Омск - столица сибирских казаков
Долгое время именно Омск считался столицей сибирских казаков (Рис. 2).
Рис.2
6 декабря 1582 года в награду за взятие Сибирского ханства Иван Грозный даровал дружине Ермака наименование «Царская служилая рать». Со временем, Сибирское казачье войско стало третьим по старшинству после Донского и Терского войск. Основанный в 1716 г. Омск, как центр пограничных линий, со средины XVIII века стал столицей сибирского военного корпуса и центром сибирского казачьего войска. Ещё в 1760 году Омская крепость стала резиденцией атамана сибирского линейного казачества, которым был избран Ф. Анциферов [1, стр. 247]. В Омске находилась резиденция командира Сибирского корпуса, а также Казачья войсковая управа Сибирского казачьего войска. Официально при Александре I в 1808 году было создано Сибирское линейное казачье войско с центром в Омске. Не случайно Первый сибирский казачий полк получил имя Ермака Тимофеевича. Военно-пограничное значение города и народная память о Ермаке своеобразно отразились в его архитектуре. В Военно-Воскресенском соборе Омска 1775 г., прообразом которого стал Петропавловский собор Санкт-Петербурга, был резной иконостас. На куполе были изображены архангелы в казацких папахах, а в центральной фигуре с черной бородой угадывались черты легендарного атамана Ермака. Простые казаки и солдаты приходили в восторг, увидев эти изображения. Ни в одной церкви Сибири ничего подобного не было [4, стр. 48].
Празднование дня Сибири в Омске
В истории нашего края в 19 веке значимым событием стало празднование дня Сибири в Омске.
Проблема подготовки к празднованию юбилейной даты 300-летия Сибири отражена в переписке официальных властей: генерал-губернаторов Западной и Восточной Сибири со столицей [10].
Вопрос о дате празднования Дня Сибири- 300-летия присоединения Сибири к России оказался спорным для сибирской общественности и для властей Российской империи XIX века. Обсуждая датировку начала похода Ермака, генерал-губернатор Западной Сибири Г.В. Мещеринов получил официальное предписание праздновать День Сибири не 26 октября, когда дружина Ермака самочинно взяла в Кашлык, а 6 декабря 1882 г., когда царь Иван Грозный даровал дружине Ермака наименование «Царская служивая рать». Эта дата совпадала с днем наиболее высокочтимого православной церковью Святого Николая, покровителя русского воинства, а также с датой именин августейшего атамана казачьих войск цесаревича Николая Александровича. Таким образом, народность соединилась с православием и самодержавием. К тому же 1881 год был траурным по убитому «Царю- освободителю», а 1882 год был ознаменован 300-летием принятие Сибири в русское подданство. Официальные торжества были отмечены молебнами, собраниями городских дум, лекциями, благотворительными акциями и выражением верноподданнических чувств.
На эти благожелательные обращения в столицу сибирской администрации, была отправлена царская телеграмма в столицу Западной Сибири- Омск: «Западная Сибирь положила начало этому соединению и с тех пор в течение трех веков, войдя в состав Империи, неизменно разделяла с нею ее судьбы, принеся существенную пользу и услуги отечеству. Я вполне убежден, что и на будущее время этот обширный край послужит к упрочению могущества России.» [10].
Воспользовавшись возможностью диалога с властью, сибирская общественность призывала к монаршим милостям: строительству железной дороги, развитию образования, ограничению ссылки и т. д.
Со временем, все-таки, народная дата 26 октября вытеснила официальную- 6 декабря. В крупных городах Сибири зарождается традиция губернаторских балов и приёмов, знаменитые деяния купцов- меценатов и благотворителей, вносивших деньги в приюты и больницы. Очень скоро день Сибири стал совмещаться с окончанием земледельческих работ. Собирались у старших по родству или соседству. Столы сибиряков ломились от даров: рыбные пироги и пельмени, соленья и горчишные блины, горошница и запечёный в тесте поросёнок, шаньги и черёмуховый тортс чаем.
Юбилейные торжества Сибири совпали с празднованием 100-летия возведения Омска в статус города. В этом же 1882 г. было упразднено Западносибирское генерал-губернаторство, а Омск стал столицей новой административной единицы Российской Империи – центром степного края.
Омск – третья столица
Новый период в истории нашего края наступил с прохождением через Омск Транссибирской магистрали. Железная дорога, появившаяся в Омске на рубеже XIX-XX веков, стала настоящими «рельсами в будущее», Омск из военного города превратился в купеческий и торгово-промышленный центр западной Сибири, в «сибирскую Москву». На Любинском проспекте появились торговые ряды московских и местных купцов. Показателем экономического взлёта, своеобразным парадом сибирского капитала стала Первая Западносибирская выставка в Омске в 1911 г., в которой участвовали и многие иностранные фирмы. Среди других уникальных по архитектуре павильонов выставки выделялся один. Центральный вход научного павильона украшала статуя Ермака, который и открыл этот богатейший край для России (Рис. 3).
Рис. 3. Скульптура Ермака на Западно-Сибирской выставке в Омске
Датский предприниматель С.Х. Рандруп, разбогатевший на перепродаже сибирского масла, наладил в Омске собственное производство не только сельскохозяйственной техники, но и на основе технологии «Зингер российских швейных машинок под названием «Ермак»».
В период Гражданской войны в нашем крае образ казачьего атамана Ермака также стал знаковым. Знамя Ермака 35 лет хранилось в омском соборе.
В Омске располагались главные войсковые учреждения, такие как, Войсковая Управа, Войсковое Казачье училище, преобразованное в сибирский Кадетский корпус, Кафедральный Казачий Никольский собор.
В 1883 году из собора города Березова Тобольской губернии именно в омский казачий Никольский собор было передано знамя Ермака, по приданию подаренное ему Строгановыми перед походом в Сибирь.
С виду знамя представляло холщовое полотнище в длину и ширину 1 аршин 6 ? вершка. На одной его стороне был изображен великомученик Димитрий Солунский, поражающий копьем лежащего на земле татарского хана. На другой стороне имелось изображение Архистратига Божьего Михаила на коне, разящего копьем чудовище, выбежавшее из разрушенной мечети. По преданию взметенное вверх над первыми рядами атакующих казаков знамя ввергло в ужас хана Кучума и его многочисленных «батыров» (Рис. 4).
Рис. 4. Знамя Ермака в Омске
В начале 1918 года в период разгула большевиков атаман Б.В. Анненков, желая привлечь на свою сторону сибирских казаков, пребывавших в смятении от перемены власти, совершил дерзкую акцию. Со своим партизанским отрядом, он ворвался в центр Омска и спас из Никольского собора боевые святыни: знамя Ермака и войсковое знамя в честь 300-летия дома Романовых. Стоя на санях с развивающимся знаменем в руках, Анненков увёл отряд от погони по льду Иртыша в Кокчетавские степи. В декабре 1918 года Анненков вернул реликвию в Омский Никольский собор уже в «белую столицу» – Омск. После падения правительства А.В. Колчака некому было повторить отчаянный поступок героического атамана, и знамя, по всей видимости, было поругано и уничтожено большевиками.
К 280-летнему юбилею Омска в 1996 году была изготовлена копия одной из сторон легендарного знамени Ермака, которая ныне хранится в Никольском войсковом казачьем соборе.
Имя Ермака в топонимике нашего края.
Одна из улиц города с 1912 г. получила название Ермака за детским зоопарком (ЦАО), на месте летних учебных кадетских лагерей [6, стр. 44]; В Омске есть остановка «Ермак» около торгового комплекса «Ермак» (городок Нефтяников); Один из бассейнов города носит название «Ермак» в Центральном районе Омска (Рис. 5).
Рис. 5. Имя Ермака в современном Омске
Имя Ермака также отражено в топонимах Омской области.
Село Ермаковка Тарского района Омской области расположено на берегу реки Ермаковки – левого притока реки Уй, в 330 км от Омска (правый берег Иртыша). С тюркского «Ермаковка» означает ручей, протока.
Село Ермак в Нововаршавском районе, расположено на левом берегу реки Иртыш в 200 км от Омска (Рис. 6).
Рис. 6. Карта Омской области
В Омске 3 августа, в преддверии трехсотлетия Омска, в Советском парке в конце центральной аллеи был установлен памятник-бюст главному атаману Ермаку (Рис. 7-8).
Рис. 7. Бюст Ермаку в Советском парке г. Омска, установленный в 2016 г.
Рис. 8. Герб г. Омска, принятый к 300-летию Омска
Рис. 9.Выставка наглядных макетов и панно
Заключение
Изучив краеведческую литературу, я выявил значительное количество примеров связей событий похода дружины Ермака и имени атамана с историей нашего края. Сибирские татары и русские переселенцы нашего края сохранили немало легенд и преданий о Ермаке. После Тобольска - древней столицы Сибири, Омск - столица Западной Сибири 19 века принял эстафету бережной памяти о национальном герое России и Сибири. Омск был центром Сибирского казачьего войска, хранителем главной казачьей святыни - знамени дружины Ермака. Предприниматели Омска в начале 20 века также понимали, кому Россия обязана вхождением в её состав такого богатого края как Сибирь. Первую Западносибирскую выставку в Омске открывала фигура Ермака. В современной истории нашего края прослеживается стремление омичей сохранить в топонимах имя этого славного и отважного атамана, который подвёл Сибирь под государеву руку.
К юбилейной дате ребята нашей школы также откликнулись на моё предложение создать наглядную выставку макетов тех объектов города Омска, которые связывают нас - омичей с именем Ермака Тимофеевича (Рис. 9).
Библиографическая ссылка
Казарцев Д.А. ЕРМАК ТИМОФЕЕВИЧ – ОТЗВУКИ ЛЕГЕНДАРНОГО ИМЕНИ В ОМСКЕ // Старт в науке. – 2016. – № 4. ;URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=377 (дата обращения: 21.11.2024).