В статье рассматривается актуальная и сложная педагогическая проблема - формирование устойчивого интереса к физическим занятиям, через внеклассную работу, а также пути её решения. Опираясь на имеющийся опыт, автор предлагает воздействовать на отдельные мотивы, на мотивацию и личность учащегося в целом.
Перестройка нашего общества предъявила новые требования к всестороннему совершенствованию личности школьника, к путям и методам решения социально – педагогических задач. Появились новые взгляды и теоретико – практические рекомендации по проблемам физического воспитания школьников, так как в этом возрасте закладываются основы личной физической культуры, фундамент здоровья и здорового образа жизни россиян.
Однако и теперь понятно, что школа, семья, общество не справляются с задачами подготовки молодёжи к жизни, производительному труду и воинской службе. А недопустимо большое количество учащихся имеет не только слабую физическую подготовленность, но и отклонения в состоянии здоровья. И основная причина этого – отсутствие у школьников устойчивого интереса к систематическим занятиям физической культурой. Проблема формирования у школьников интереса к занятиям физической культурой стала очевидной. К сожалению, она не только не решается практически, но и недостаточно освещена в методической литературе. Самая большая опасность для успешного решения её кроется в том, что у многих бытует мнение, что формировать интерес к физической культуре можно только в каких – то особых условиях, резко отличающихся от тех, которыми располагает абсолютно большинство школ в настоящее время. Многие видят решение этой проблемы только в увеличении количества уроков физической культуры. Нельзя отрицать и значение количества обязательных уроков для формирования интереса к систематическим самостоятельным занятиям физической культурой.
Одной из главных задач школы является укрепление здоровья и правильное физическое развитие обучающихся. С этой целью используются различные формы: урок физической культуры, физкультминутки, спортивные секции, спортивные мероприятия. Ведь физическая подготовленность по прежнему признается одним из основных компонентов физической культуры личности, а интерес к занятиям физическими упражнениями лежит в корне личной физической культуры. Основной формой является урок физической культуры. Полностью и качественно решить три основные задачи школьного физического воспитания: образовательную, воспитательную, оздоровительную только за счет 3 уроков физической культуры крайне сложно, а порой невозможно. И здесь большую роль играет внеклассная работа, вовлечение обучающихся к занятиям в спортивных секциях, что даёт возможность выбора самим учащимся заняться укреплением своего здоровья. Задачи учебного предмета физическая культура: формирование навыков ЗОЖ, через систему физкультурно–оздоровительных мероприятий, которая ведётся учителем физической культуры, совместно с медицинским работником по отслеживанию состояния здоровья, учитывается охват учащихся занимающихся спортом, проводится анкетирование. Внеклассная физкультурно–оздоровительная работа и спортивно – массовая работа решает много важнейших задач, она оказывает комплексное воздействие на мотивацию и личность школьника. Успешность их решений зависит от правильного, чёткого планирования и организации методической работы в школе, в которой должны принимать активное участие не только учитель физической культуры, а в первую очередь - директор учреждения, зам. директора школы по УВР, классные руководители, медицинский работник, педагог – организатор, родители. Только совместная работа всех звеньев управления школы дает возможность грамотно и целесообразно организовывать спортивно – массовую работу школы направленную на оздоровление школьников, приобщение их к здоровому образу жизни. Поэтому я использую резервы физкультурно–оздоровительных мероприятий, внеклассную, внешкольную и физкультурно–спортивную массовую работу.
Оздоровительная роль достигается: организацией учебного процесса с учетом состояния здоровья обучающихся, обеспечение гигиенических условий, предупреждение травматизма. Внеклассные спортивно – массовые мероприятия включают в себя такие соревнования как: Открытие спортивного сезона, Легкоатлетический кросс «Кросс – Наций», «Первенство школы по мини-футболу 5-7, 8-11 классы», «Соревнования по подвижным играм «Веселые старты» в 1- 4 классах», «Товарищеские встречи по спортивным играм с выпускниками», «Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по физической культуре 5-11 классы», «Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по физической культуре 7-11 классы», «Первенство школы по пионерболу 3 - 6 классы», «Первенство школы по волейболу 7-11 классы». Внеклассная работа является неотъемлемой частью физического воспитания в школе, способствуя вовлечению учащихся в активную досуговую деятельность, тем самым укрепляя здоровье и воспитывая привычку к самостоятельным занятиям физическими упражнениями в свободное время.
Цели организации внеклассной спортивно - массовой работы в школе:
– углубить знания школьников на основе их интересов и склонностей;
– расширить и закрепить арсенал двигательных умений и навыков в спорте;
– достигнуть более высокого уровня развития двигательных способностей;
– приобщить обучающихся к регулярным спортивным тренировкам;
– провести анкетирование среди обучающихся: «Выскажи свое отношение к занятиям физической культурой и спортом, а также к спортивным праздникам?».
Основные формы внеклассной спортивно – массовой работы:
1. Спортивные секции. Эффективными и объективными показателями успешности формирования у обучающихся интереса к физической культуре являются следующие данные (занятия в спортивной секции). Обучающиеся с «огромной любовью» посещают спортивную секцию «Волейбол». Неоднократно выезжая на соревнования привозят призовые места. Учащиеся воспитывают в себе такие качества как воля, стремление к достижению результата, трудолюбие, умение работать в команде, а также формируют такие физические качества, как быстрота, сила, выносливость, гибкость, координация. Организация и проведение спортивных мероприятий не только в школе, но и в районе показали, что расширение спортивных мероприятий и разнообразное их проведение позволяет увеличить интерес у учащихся как непосредственно к занятиям физической культурой и спортом, так и к спортивной жизни школы.
2. Спортивные соревнования. Эффективным средством у учащихся устойчивого интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями, спортом могут быть спортивные соревнования. С 2007 года в нашей школе традиционно проводятся «Зимние Малые олимпийские игры». Очень важный момент в этих соревнованиях – участие обучающихся по собственному желанию в различных видах спорта. Это мероприятие воспитывает чувство патриотизма, коллективизм. А также проводится легкоатлетический кросс - «Кросс – Наций» на школьном уровне, а по результатам школьного определяются участники городского, далее проводятся соревнования для старшего звена по «Волейболу», «Баскетболу», «Настольному теннису», а для обучающихся начальной школы по «Пионерболу», подвижным играм «Веселые старты». Для успешного проведения спортивных мероприятий привлекаются учащиеся старших классов, которые помогают при судействе, при оформлении и подготовке места соревнований: плакаты, флаги, шары, необходимый спортивный инвентарь. Немаловажное значение для успешного проведения спортивного мероприятия имеет озвучивание и музыкальное сопровождение, подготовка мест для зрителей и участников.
3. Участие обучающихся в различных олимпиадах (школьного, районного, регионального, всероссийского, международного уровня) по физической культуре. Обучающиеся с большим удовольствием принимают участие в олимпиадах и всегда с положительным результатом, занимают призовые места.
Чтобы выявить отношение учащихся к занятиям физической культурой и спортом, а также к внеклассным мероприятиям было проведено анкетирование обучающихся, среди 4-11классов (70 обучающихся). Анкетные данные показали, что:
– учащиеся с нетерпением ждут уроков физической культуры (49человек – 70%);
– стараются регулярно заниматься физической культурой (51 человек – 72%);
– занятия физической культурой и спортом нужны для дальнейшей жизни (35человек – 50%);
– стремятся стать победителями (27 человек – 39%);
– не пропадает интерес к физической культуре во время каникул (48человек – 69%);
– нравятся спортивные соревнования связанные с борьбой (40 человек – 58%);
– самостоятельные занятия спортом стали моей привычкой (44 человека – 63%).
Мы видим, что занятия физическими упражнениями, через внеклассную работу вызывают положительные эмоции, бодрость, создают хорошее настроение. Поэтому становится понятным, почему человек, познавший “вкус” физических упражнений и спорта, стремится к регулярным занятием, тем самым происходит формирование устойчивого интереса к занятиям физической культурой и спортом, а также формированию навыков ЗОЖ через систему физкультурно–оздоровительных мероприятий.
Библиографическая ссылка
Сахошко Н.Н. ФОРМИРОВАНИЕ УСТОЙЧИВОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ К ФИЗИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ, ЧЕРЕЗ ВНЕКЛАССНУЮ РАБОТУ // Старт в науке. – 2016. – № 3. ;URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=359 (дата обращения: 21.11.2024).