Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

РАЗВИТИЕ ОДАРЁННОСТИ ВОСПИТАННИКОВ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ

Латышев О.Ю. 1 Ильин В.Н. 1
1 Мариинская галерея им. М.Д. Шаповаленко
1. Байер Е.А., Латышев О.Ю. Повышение жизнестойкости детей-сирот средствами экскурсионно-туристической деятельности // Материалы Первой международной научно-практической конференции «Внутренний туризм как фактор развития регионов в условиях рыночной экономики (на примере Самарской области)». – Тольятти, 2012. – С. 144-154.
2. Байер Е.А., Латышев О.Ю. Воспитание олимпийского резерва с использованием информационных технологий // Материалы Всероссийской конференции с международным участием «На пути к ХХII олимпийским и ХI параолимпийским зимним играм. 29-30.10.2008г.». - Краснодар, 2008. – С.76-82.
3. Бутов А.Ю. Становление традиций российского образования и воспитания (XVIII - XIX века): Дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01 Москва, 2005 519 с. РГБ ОД, 71:05-13/303
4. Зотова И.В., Латышев О.Ю. Роль образовательной области «Технология» в социальной адаптации социально незащищённых детей // Материалы научно-практической конференции молодых учёных «Оценка качества образования-2007». – М., 2007.
5. Макарова Л.Н., Латышев О.Ю. Роль урока географии в социализации детей-сирот средствами туризма и краеведения // Материалы Первой международной научно-практической конференции «Внутренний туризм как фактор развития регионов в условиях рыночной экономики (на примере Самарской области)». – Тольятти, 2012. – С. 417-428.

Нам представляется довольно-таки сложной задачей одновременное поощрение в ребёнке-сироте одарённости, опирающейся на сугубо его индивидуальный потенциал, и его качественная социализация. Именно поэтому мы вынуждены отнести процесс социализации детей-сирот к числу однозначно разрешимых, но от этого – ничуть не менее филигранных задач деятельности интернатных учреждений. А.Ю. Бутов отмечает, что «основные интересы современной цивилизации располагаются вне плоскости самого человека, сосредоточиваясь преимущественно на обеспечении целей и задач социального развития и общественного прогресса. Стремление к постижению самого человека, будучи органически свойственно системе традиционной культуры, включая эпоху Античности, в значительной мере утрачено современной цивилизацией, предпочитающей глубинам антропологического знания и культуры ориентацию на ценности и интересы внешнесоциального порядка. Современная цивилизация представляет собой своеобразную попытку перевода основополагающих ценностей традиционной культуры в собственно социальное русло с использованием их в целях реализации задачи общественного развития» [4]. Понимая как факт нахождение процесса социализации детей-сирот в русле общественного развития, мы одновременно вынуждены принимать во внимание и тот факт, что общественное развитие будет весьма проблематично без своих «маршевых двигателей», а именно – людей одарённых, чья уникальность может вполне пострадать в случае чрезвычайно жёсткого и неразборчивого, недифференцированного подхода к процессу социализации. Отсюда вытекает ещё одна наша неотъемлемая задача. А именно – научить учащегося корректно и последовательно отстаивать своё мнение перед лицом оппонентов любого уровня подготовки и вариативности задач самого процесса оппонирования. И тем самым – сохранять в неприкосновенности от нежелательных, пусть и достаточно случайных воздействий, свой способ творческого мышления, присущий, может быть, во всём мире только ему одному, и приводящий в силу этого к необычным и чрезвычайно ценным результатам процесса творчества, миропознания, миропонимания и по сути – даже в какой-то мере и миросозидания. В лице одарённых детей-сирот мы стремимся воспитать личность жизнестойкую, готовую достойно и без потерь, а только с приобретением нового жизненно важного опыта, проходить все даже самые серьёзные испытания? предлагаемые самой жизнью в лице государства, общества, стихии и т.д., а главным образом – результатом собственного недопонимания объективных коллизий общественного развития, а также того самого органичного места, которое им надлежит занимать в этом процессе. Как пишет Е.А. Байер, «проблема формирования жизнестойкости детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, волнует нас уже не первый год. Это побуждает постоянно расширять спектр подходов, которые позволили бы нам сделать решение поставленной проблемы наиболее ярким и убедительным. Педагогический поиск увенчался нахождением таких средств ещё и в области детского туризма и краеведения» [1]. Выше названные средства, можно сказать без преувеличения, вполне применимы и в процессе раскрытия детской одарённости. Урок и внеурочная деятельность, самостоятельный обмен учащихся жизненными впечатлениями, совершаемый в непринужденной обстановке – всё это выводит на взаимодействие и преемственность формального, неформального и информального образования согласно классификации, предусмотренной болонской конвенцией. Поэтому мы прилагаем все возможные усилия к тому, чтобы одарённые дети, помимо школьно-урочной системы, использовали элективные курсы, а также работу факультативов, кружков, секций и студий. И при этом получали такой общеэрудиционный объём и способность правильной ориентации в жёстком и совершенно неоднозначном современном информационном потоке, чтобы туристско-краеведческая деятельность при поддержке ИКТ приобрела для них самостоятельную социализирующую значимость. И одновременно – чтобы походы, поездки и паломнические туры, в которых будут участвовать одарённые сироты, позволяли им проникаться сакральным, глубинным смыслом изучаемых в этом процессе традиций родного народа. И ещё – находить в них свой душевный оплот, ободрение в трудных жизненных ситуациях и весомую смыслообразующую составляющую, особенно когда предстоит выбирать партнёра для семейной жизни, самоопределяться в профессиональной сфере, вырабатывать чёткую гражданскую позицию и конкретные, максимально объективированные общественно-политические взгляды. Ведь именно в такой векторной совокупности творческая одарённость учащегося интернатного учреждения для детей-сирот получит шанс для позитивного проявления и найдёт надлежащие способы и формы выражения перед лицом собственного народа. А началом всему, как уже говорилось, является урок в школе-интернате. И наиболее эффективно, как нам представляется? указанный процесс берет свой старт с урока географии. Неотъемлемым от процесса понимания сути нашей деятельности выступает замечание Л.Н. Макаровой о том, что на уроке географии «компенсируются невольные издержки закрытости образовательного учреждения, оторванности от родных корней, когда при соответствующем подходе со стороны учителя и воспитателя родным для воспитанника может стать либо весь мир целиком, либо, если воспитанника не удастся расположить к доверительным беседам на уроке, весь мир может, наоборот, превратиться для него в нескончаемую полосу отчуждения» [5]. Педагогический такт является основой общения в группе экспериментаторов, постулирующих туристско-краеведческую деятельность как социализирующий фактор и средство раскрытия ученической одарённости. Он становится благодатной почвой для возникновения общих тем, практически в равной мере интересных как ученику, так и учителю, а также для взаимопонимания в любых коллективных творческих делах применительно к выбранной теме туризма и краеведения. Если на первоначальной стадии экспериментальной работы учащиеся выступают преимущественно в роли реципиентов, то в дальнейшем личностно-ориентированный и деятельностный подходы, к которым мы апеллируем в должной совокупности, создают основательные предпосылки для перехода учащихся на устойчивые позиции коллективно организованного субъекта деятельности. Представляется необходимым прислушаться к замечанию И.В. Зотовой о том, что «в ходе исследования развития самостоятельности школьников на данной ступени мы пришли к выводу, что учащиеся активно включаются в процесс проектирования, при этом повышается уровень их самостоятельности. К концу девятого класса 35% школьников достигают высокого уровня самостоятельности, 53% учащихся находятся на среднем уровне, остальные все ещё нуждаются в помощи учителя и товарищей, испытывая затруднения в принятии самостоятельных решений. Таким образом, можно говорить о том, что на уроках, где использование метода проектов позволяет отказаться от формального обучения, ведущегося без определения учащимися цели и значимости выполняемой работы, мы достигаем только частично поставленной перед нами задачи» [3]. Конечно, мы понимаем, что отказ от формальной системы обучения также не может и не должен являться самоцелью. Но в совмещении же проектно-исследовательской и других видов деятельности учащихся при активной поддержке, как со стороны отдельного учителя, так и со стороны всей экспериментальной группы учителей, воспитателей, педагогов дополнительного образования и членов административной команды учреждения возможно прямое влияние выбора учащихся на целеполагание – как единичного занятия, так и целого логического учебного цикла. Это позволит ученикам сформировать и реализовать на практике основы чувства ответственности за собственный выбор, и во всей полноте ощутить меру собственной дальновидности при прокладке образовательного маршрута.


Библиографическая ссылка

Латышев О.Ю., Ильин В.Н. РАЗВИТИЕ ОДАРЁННОСТИ ВОСПИТАННИКОВ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ // Старт в науке. – 2016. – № 3. ;
URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=355 (дата обращения: 03.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674