Аннотация. Ресурс кинообразования в изучении краеведения на базе школы-интерната для детей-сирот поистине неисчерпаем. Фильмы увиденные, созданные самими воспитанниками и показанные ими сверстникам – источник ещё и формирования гражданской позиции подрастающего поколения. Способность к многостороннему анализу медиа-ресурсов делает юных краеведов последовательными и невозмутимыми хранителями традиций своего народа, смелыми пропагандистами родной культуры.
Ключевые слова: медиаобразование, краеведение, интервью, экскурсовод, туристско-краеведческая деятельность, виды, методы логопедической работы, социализация детей-сирот, школа-интернат, логопедическое направление.
Film and Media in the Service of Local History In a boarding school for orphans
Abstract. Film resource in the study of local history on the basis of a boarding school for orphans truly inexhaustible. Films seen by the pupils themselves and shown their peers - the source of more and citizenship formation of the younger generation. The ability for a comprehensive analysis of media resources makes young ethnographers consistent and unflappable keepers of traditions of his people, courageous advocates of native culture.
Keywords: Media, ethnography, interviews, tour guide, tourism and natural history activities, types, methods, socialization of orphans, boarding school, course.
Трудно переоценить роль кинообразования, включаемого в процесс интернатной работы по краеведению. Ни один учитель не ограничивается здесь демонстрацией воспитанникам фильмов учебного назначения с его последующим коллективным анализом. Сообразно следованию деятельностному подходу в обучении, мы приглашаем наших учеников и воспитанников самим становиться режиссёрами, авторами сценариев, видео-операторами и монтажёрами фильмов. Это позволяет им обрести новый уровень мотивации к учебной деятельности, или же собственно мотивироваться к постижению учебного материала тем из них, у кого этого не было в принципе. Самой теме краеведения, без увлекательной подачи информации педагогом с использованием медиаобразовательных технологий, иногда достаточно сложно занять в сознании воспитанников интерната сколько-нибудь серьёзное место. История родного края со всем свойственным ей обилием дат, имён, топонимических объектов и т.д. высокого ученического энтузиазма может и не вызывать. Тем более, что никто не отменял традиционных уроков истории, добросовестная подготовка к которым занимает у учащихся, к тому же и педагогически запущенных, немало времени, сил и терпения. Урок «Краеведение», отражающий наличие местного компонента образовании, как правило, не насчитывает в учебной сетке значительного количества часов. Соответственно, краеведческая деятельность школы-интерната восходит либо к факультативному уровню, либо стремится занять определённое место во внеурочных мероприятиях. И лишь в присутствии очень увлечённого темой краеведения педагога возможен выход этого направления ученической деятельности далеко за указанные рамки, способность стать «кровью и плотью» времяпровождения по их собственному выбору. Будь это турист с многолетним стажем участия в походах особой сложности или увлечённый работник музея, создающий для воспитанников школы-интерната школу юного экскурсовода [15], в любом случае - этот педагог вольно или невольно побуждает воспитанников интерната не только отдать этому занятию всё имеющееся свободное время. Но и прилагать титанические усилия для того чтобы времени для занятия любимым делом стало как можно больше. Каким образом это может у них получаться? Во-первых, ученик может договариваться с учителем о том, чтобы в случае ускоренного выполнения им общего для класса задания на уроке ему предоставлялась возможность выполнить ещё и какое-то интересное для него задание для кружка, секции или факультатива по туристско-краеведческому направлению. Во-вторых, он же во время занятия на соответствующем факультативе может предпринимать шаги для более глубокого усвоения предлагаемого учителем материала, чтобы выйти на уровень ассистента, лаборанта, инструктора, или, в конце концов, первого помощника педагога в его основной работе. И, наконец, в-третьих, особо заинтересованный в результатах туризма и краеведения ученик (воспитанник) может в личное время делать всё для того, чтобы и своих товарищей по классу (группе) расположить к занятиям туристско-краеведческого направления. Соответственно, сможет сложиться ситуация, когда именно стараниями наиболее преданного делу туризма и краеведения ученика процесс освоения навыков краеведческого мастерства и во всём классе (группе) пойдёт значительно быстрее, сложится добротная инициативная группа для походов, занятий школы юного экскурсовода, журналиста и т.д. И именно инициаторы этой деятельности в интернате как раз и могут стать авторами первого фильма об общих успехах на туристско-краеведческом поприще. Как правило, одним фильмом и даже конкретным делом, которому этот фильм посвящается, также никто ограничиваться не согласен. Доводилось сталкиваться со случаями, когда в виду болезни, внеочередного отпуска или выбытия любимого педагога туристско-краеведческого профиля воспитанники постоянно спрашивали представителей администрации интерната: будет ли с ними кто-то ещё этим заниматься, или всё окончилось безвозвратно? Столь велико оказалось чувство тревоги, вызванной даже относительно кратковременным отсутствием не столько специалиста, сколько Человека в образе педагога. Это ещё раз свидетельствует о том, как своевременно приход туриста или краеведа на работу в интернат размыкал рамки привычного для детей способа мировосприятия, помогал ставить новые планки формирования профессиональной карьеры, обретать новый жизненный смысл, наконец. А в совокупности – содействовал надлежащей социализации воспитанников.
Воронежская школа-интернат №1 для детей-сирот работает над проблемой социализации воспитанников, созданием условий для адаптации выпускников к жизни в обществе. Поэтому перед учителями стоит задача организовать учебную и внеурочную деятельность таким образом, чтобы каждый ребёнок имел возможность развиваться и раскрываться как творческая личность. Решение этой задачи требует творческого подхода к организации учебной деятельности, поиску новых форм и методов работы. Одной из наиболее перспективных форм деятельности как раз и видится нам туристско-краеведческая деятельность при поддержке кинообразования и медиапедагогики. Как утверждает В.Н. Ильин, «мы видим своей задачей своевременно откликнуться на ожидания наших воспитанников, и поставить на службу их социализации средства экскурсионно-туристической и краеведческой деятельности. Организация любого инновационного начинания требует от его авторов щепетильного похода, рассмотрения всех встречающихся на пути нюансов в организации деятельности по изучению избранного объекта. И это особенно важно, когда в роли такого объекта выступает социализация детей-сирот – категория исключительно не умозрительная, а безотлагательно необходимая в существующих реалиях Российского (и не только) современного общества» [8].
Как база для возникновения и развития медиаобразования, информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) играют неоспоримо важную роль в процессе социализации человека. На сегодняшний день ни одно образовательное или любое другое учреждение не обходится без того, чтобы не воспользоваться преимуществами информационных технологий. Компьютеры и различные средства мультимедиа позволяют облегчить и сделать доступным образовательный процесс и процесс социализации в целом. Медиапедагогика, изучая, с одной стороны, медиаобразование, а медиаграмотность – с другой, в понимании многих специалистов реализует эти стороны как тождественные друг другу. Медиаобразованные воспитанники школы-интерната не только сформируют на основе развитого критического мышления чёткую жизненную позицию по дискуссионным вопросам своих исторических корней, традиций родного народа, истории города или села в котором живут. Они ещё и обретут определённый медиа-иммунитет в отношении медиа-продукции, призванной расшатывать, ставить под сомнения ведущие ценности в сознании юного гражданина. Критическая автономия мышления каждого выпускника интерната позволит ему сохранить стройность мыслей и чёткость своей жизненной позиции даже и тогда, когда воспитатели и учителя, готовые что-то важное подсказать, посоветовать в трудную минуту, по тем или иным причинам уже будут для него недосягаемы. Оказавшись один на один с медиа-продукцией сомнительного качества, выпускник сможет применить ранее сформированную у него в процессе медиаобразования (которое в данном проявлении уже намного шире и глубже понятия «медиаграмотности») чёткую позицию в анализе медиатекстов, высказать недвусмысленные в своей независимости суждения.
Интернет, средства мультимедиа, дистанционные образовательные технологии, сетевое взаимодействие — это то, что является неотъемлемой частью современной жизни. Соответственно, процесс социализации на данный момент немыслим без применения инструментов ИКТ. В данной связи М.А. Черняк пишет, что «моделируя информационно-образовательное пространство учреждения на основе новых информационных технологий, мы понимаем сущность Интернет-технологий как средство социальной адаптации социально незащищенных детей. Прослеживается появление в сети Интернет новых форм и видов образовательных ресурсов, в различной мере и степени ориентированных на нужды детей-сирот и других групп социально незащищенных детей. Такими ресурсами обслуживаются различные аспекты процесса воспитания и социального образования. Существуют особенности эффективной работы информационно-образовательного пространства для воспитанников и сотрудников, а также администраций сиротских учреждений различного уровня и способа организации» [19].
Темпы технологического развития ускоряются с каждым годом. Различные информационные технологии позволяют человеку, не выходя из дома, общаться с друзьями, обучаться, работать, путешествовать. При эмоционально-смысловом соотнесении экранного повествования с основами формирующегося юношеского мировоззрения отрабатывается алгоритм развития аудиовизуального восприятия у воспитанников. Персональные компьютеры становятся все компактнее, что позволяет человеку не расставаться с ними, где бы он ни был. Уже изобретены поистине гигантские хранилища памяти, вместимость которых измеряется петабайтами [1]. Особенно информационные технологии коснулись, а если точнее, стали неотъемлемой частью жизни молодежи, которая теперь именуется «поколением Google». Постоянное состояние необходимости воспринимать и своевременно анализировать встречающиеся на жизненном пути медиа-объекты вырабатывают в сознании детей и подростков готовность к ускоренному осмыслению преподносимого материала.
Однако, казалось бы, исключительно позитивные передовые технологии имеют и обратную сторону. Лишь малая часть молодого поколения задумывается о том, как правильно пользоваться плодами научно-технического прогресса. Остальные же под воздействием информационных благ растут равнодушными, малоактивными и несамостоятельными. Над этим и стоит задуматься. Как пишет Е.А. Байер, «виртуальное пространство, формируемое на основе учебного материала, представляет собой квинтэссенцию человеческого опыта по затрагиваемой проблеме, в лучшем случае – изложенную доступным для восприятия ученика языком и проиллюстрированного надлежащим образом. Сознание далеко не каждого современного ученика, в силу массированного психофизиологического социального прессинга, способно усвоить концентрированный на диске учебный материал. Ведь это, как правило, далеко не параграф обычного учебника – ни по объему, ни по характеру изложения. Поэтому, прежде чем такой материал будет представлен ученикам для самостоятельного изучения, учителю необходимо критически осмыслить и адаптировать необходимые разделы». [20].
Процесс усвоения ребенком социального опыта, так или иначе, происходит не только в организованной семейной среде, но и через средства массовой информации, особенно через Интернет. Интернет доступен практически в любой точке планеты, поэтому влияние «всемирной паутины» отрицать невозможно, как и то, что ее воздействие может иметь не только позитивные, но и негативные последствия. С какими бы медиа-продуктами ни имел дело растущий гражданин, он всегда будет стремиться сопоставлять увиденное со своим собственным, пусть пока ещё и достаточно скромным, жизненным опытом. Рассматривая это как невольный автобиографический (личностный) анализ медиатекста, мы готовы сказать, что воспитанник интерната не всегда будет выражать готовность слепо следовать за героем медиа-продукта, каких бы проявлений характера тот ни демонстрировал. Если воспитанник занят туризмом и краевдением, у него появляется возможность при поддержке со стороны педагога знакомиться с медиатекстами высокого качества, и исключительно на их основе формировать собственное мировосприятие.
Как и все новое, информатизация социального пространства привлекает и облегчает общение и процесс обучения, но в то же время имеет свои «подводные камни».
Являясь участником и активным пользователем социальных сетей, ребенок может расширить круг своих интересов, обрести новых знакомых. Однако здесь его подстерегает определенная опасность: он может попасть под влияние отдельных неформальных групп, целью которых является вовлечение человека во что-то аморальное или противозаконное. Профилактическим средством в данном отношении может выступать идентификационный анализ медиа и медиатекста, позволяющий воспитаннику распознавать в медиа-объектах скрытые сообщения, способствующие снижению в его восприятии уровня значимости каких-либо объективных опасностей или исходящих от отвечающих за него взрослых предостережений, убеждений. Либо упрощающие решения проблем, которые на самом деле требуют от воспитанника значительно больше усилий, времени, самодисциплины и иных средств корректного достижения поставленной им цели. Поэтому основная задача учителей и воспитателей в условиях развития информационного общества - научить подрастающее поколение грамотно использовать возможности ИКТ, подчинить информационные технологии себе, а не попасть, наоборот, под их влияние. «В виду сказанного, - убеждённо продолжает развивать свою мысль Е.А. Байер, - необходимо сплочение контакта учителей и психологической службы учреждения, в результате чего могли бы быть предсказаны даже малейшие нестыковки в процессе преподавания и усвоения материала учащимися. Другой вопрос, всегда ли в учреждении есть даже один психолог? И есть ли у него физическая возможность посвятить себя, помимо всего прочего, еще и этому?» [20].
Соответственно, «первые шаги» ребенка во «всемирной паутине» должны контролироваться взрослым и идти вместе с усвоением понятий «хорошо» и «плохо». Здесь поможет выработка у воспитанника навыка ведения герменевтического анализа культурного медийного контекста, в хоже которого авторская интерпретация происходящего на экране так и будет оставаться авторской, в сознании же воспринимающих эту информацию воспитанников будет формироваться собственное, обособленное видение, а также способность привести оригинальную интерпретацию увиденного.
Опыт нашей работы показывает, что современные дети неплохо владеют компьютерной техникой и средствами ИКТ, но не в должной мере обладают информационной грамотностью, что не способствует их полной социализации в современном обществе. Для решения этой проблемы, в свою очередь, следует формировать у детей навыки ведения идеологического анализа медиа, который будет способствовать отчленением видения общественных процессов, которое может навязываться тем или иным медиа-продуктом, и выработкой собственного представления о происходящих в обществе процессов, с которыми выпускнику интернатного учреждения предстоит ежесекундно соотносить свои мысли, чувства и действия. Тем более, если он сам собирается становиться автором медиа-продукции какого-либо плана. За красиво прорисованным видеосюжетом, «нагруженным» умело подобранным мотивирующим музыкальным сопровождением может скрываться пропаганда межнациональной розни, расовой ненависти, пропаганды религиозной нетерпимости и прочее. Задача педагога, занимающегося с воспитанниками краеведением посредством медиаобразования, своевременно помогать детям расставлять соответствующие акценты. И не навязывая своей позиции, тем не менее помогать в дискуссионном режиме найти пути выработки адекватного человеческого отношения к увиденному и услышанному.
На сегодняшний день недостаточно просто уметь работать с компьютером. Необходимо иметь хорошие знания ИКТ и уметь воспользоваться тем или иным программным продуктом в зависимости от желаемой конечной цели. Важно умение выделить нужную информацию (в том числе из Интернет-пространства). Необходимо уметь эффективно использовать информацию себе и другим во благо, то есть отвечать за переданную информацию и быть готовым к последствиям в зависимости от ее содержания. «Определяющая роль педагога, руководителя педагогического процесса в организации сетевой работы учащихся должна сказаться на повышении их пользовательской культуры. Словно в подтверждение этого, Дж. Донат высказывает убеждение относительно того, что качества пользователей играют главную роль в обмене информацией по сети. Наряду с этим педагогические работники облекаются повышенной ответственностью за происходящее в Интернете с участием их учащихся и воспитанников, потому как Интернет-культура, - по словам К.Янга, - явление реальное, ведь ей, «как любому сообществу, присущи свой набор ценностей, стандартов, языка, символов, к которым приспосабливаются отдельные пользователи» [21].
Эффективность использования ИКТ состоит в том, что компьютер и средства мультимедиа позволяют заинтересовать ребенка в получении различных знаний. Красиво оформленная презентация, грамотно составленный текст, умело подобранная нарезка видеоклипов — все это облегчает процесс усвоения материала. Это позволит надлежащим образом вести иконографический анализ медиатекста, в результате которого содержащееся в нём символизирующее нечто изображение может позволить воспитанникам присоединить увиденное в разработанных ими ассоциативных рядах.
Цель современного педагога – создание условий для полноценного развития личности ребенка. Однако развитие предполагает активную деятельность. В свою очередь, активно познавать, то есть осуществлять учебную деятельность, ученик будет в том случае, если ему это будет интересно, и если у него есть четкие ориентиры в учебе и в жизни. Он должен ясно представлять, как сможет самореализоваться, выразить себя. По мнению Л.Н. Макаровой, важно уже «для самой системы социализации, постинтернатной адаптации – так это развивать в воспитанниках способность максимально полного усвоения быстро поступающей извне и меняющейся по своим свойствам и качествам информации. И ещё – чётко и адекватно реагировать на характер изменения всего информационного потока, имеющего прямое касательство личности воспитанника, а затем и выпускника» [13].
Для нормального развития личности необходимо переживание ситуации успеха, такого состояния, когда мы испытываем радость при совпадении желаемого и достигнутого. Очевидно, что человек, ориентированный на успех, добьется большего в жизни, принесет больше пользы обществу. Найти достоинства, отметить положительное, похвалить сегодня – это первый этап нашего совместного продвижения к успеху. Затем надо подумать, как эти достоинства развивать дальше. При этом полезен культивационный анализ медиатекста, проведение которого воспитанниками будет способствовать максимально чёткому обозначению ими своих взгялов, сформированных на их основе мнений и предпочтений в различных сферах общественной самореализации, ожиданий в социальной сфере.
Использование проектно-исследовательских технологий обучения наиболее эффективно способствует переводу ученика из пассивного объекта обучения в субъект деятельности, который вместе с педагогом и самостоятельно вырабатывает и закрепляет умение работать с книгой, текстом, каталогом, электронными носителями; выделять главную мысль, структурировать текст, ориентироваться в информационном пространстве: овладевать таким образом новым знанием, включающим не только школьное образование. При этом в нём формируется способность ещё и к ведению этического анализа медиатекста, Какие этические, моральные принципы воспитанников получают условия для наиболее быстрого и комплексного развития в результате знакомства с тем лили иным медиатекстом? Отвечая на этот вопрос, воспитанник демонстрирует своё устремление к духовной зрелости, способность определять уровень значимости того или иного медиатекста для его собственного развития, и тем более – для его младших товарищей. И, если это необходимо, во время вынужденного отсутствия взрослых самостоятельно выключать канал с неподобающим медиа-содержимым, а также контролировать процесс знакомства с медиатекстами у своих младших братьев и сестёр. Эти технологии позволяют применить исследовательский подход к учебно-познавательной деятельности, они стимулируют ребенка к рефлексивному восприятию материала, формируют умение ставить перед собой проблему, сравнивать и выбирать информационный материал, переводить знания, умения и навыки, полученные при изучении различных предметов, на уровень межпредметных связей и надпредметных понятий. Как полагает О.Ю. Латышев, «В тех же случаях, когда данные из различных источников в противоречие не приходят, возникает возможность дополнить их за счет друг друга, а при полном совпадении – максимально оснастить иллюстративным материалом из множественных источников, «подтягиваемых» по пути освоения межпредметных связей. Таким образом, подготавливая к публикации в сети свой проект, учащиеся отдают себе отчет в том, что с их «электронного конвейера» сходит качественно новый продукт, на сборку которого, не говоря уже о согласованиях, сопоставлениях и т.п., до них ни у кого времени не нашлось. Речь пока идет о том уровне соотнесенности содержания проекта с содержанием, предлагаемым мировой паутиной» [22].
Необходимо отметить, что проектно-исследовательская деятельность учащихся осуществляется в условиях предоставления им возможности выбора тем, методов исследований, форм отчета о работе. Такая личностная ориентация позволяет максимально приблизить проблемы проектов к жизни самого ребенка, его товарищей, сделать его работу интересной и нужной. Это возможно в условиях квалифицированного эстетического анализа, позволяющего ребёнку сделать его художественное восприятие как можно более тонким, привить хороший вкус как в отношении воспринимаемого, так и в отношении созидаемого им медиа-продукта.
Первый такой проект был проведен в рамках школьного конкурса «Заочная экскурсия по городу Воронежу». Обсудив на классном часе с учащимися возможные темы, мы остановились на теме главной улицы города Воронежа – проспекте Революции или Большой Дворянской. Итогом нашей исследовательской деятельности стал видеофильм «Прогулка по главной улице». В различных источниках ребята искали информацию о зданиях центральной улицы, их архитектуре, исторической значимости. Класс был разбит на несколько подгрупп с определенным заданием, выбранным подгруппой самостоятельно. Каждая группа отправлялась на выбранный ими исторический объект, где происходила видеосъемка. Следующим этапом нашей работы стало обобщение видеоматериалов, после чего ребята самостоятельно приступили к монтажу. Все группы занялись озвучиванием своего видеоматериала и подбором фоновой музыки. Свою работу ребята представили на суд широкой аудитории, состоящей из учителей, воспитателей и учащихся школы-интерната №1. Так произошло ещё и вовлечение воспитанников школы-интерната в «культурно-познавательный детско-юношеский социальный туризм, который, как утверждает Е.В. Пилюгина, представляется благодатным и широко направленным полем деятельности по социализации детей-сирот, поскольку мотивация детей и подростков к туристической деятельности намного выше учебной, а возможности социализации в процессе общения с людьми, не встречающимися детям в интернате, также намного выше» [15].
В рамках школьного конкурса проектов «События. Люди. Факты» мы с воспитанниками представили видеофильм «Волшебный мир танца», посвященный творчеству известного воронежского ансамбля песни и танца «Ровесник». Об этом ансамбле ребята узнали на одном из классных часов, когда мы им рассказывали о «Ровеснике», где автор этих строк занималась танцами более 10 лет. В ходе работы над проектом класс был также разбит на несколько групп. Одна группа занималась сбором информации об этом коллективе, вторая – оцифровкой старых видеокассет с записью выступлений ансамбля. На следующем этапе работы все оцифрованные фрагменты были озвучены и смонтированы самими ребятами. Презентация диска состоялась в актовом зале школы-интерната №1, куда были приглашены учащиеся других классов, педагоги школы. Давая психологическую оценку происходящего, О.Е. Крюкова пишет: «собственно информативный ряд, несущий на себе среди прочего ещё и познавательную функцию, главным образом реализует задачу психологического инструментария. Она состоит, прежде всего, в том, что воспитанники, участвующие в занятии, смогут преодолеть те комплексы, которые мешают общению... Сделают более рельефными и филигранными традиционные для них средства выражения эмоций, чувств, ощущений, умозаключений» [12].
Научив современного школьника применять достижения научно-технического прогресса, одним из которых являются средства информационно-коммуникационных технологий, мы сможем решить основную задачу современного общества: подготовить ученика как личность, способную нести ответственность за собственное благополучие, умеющую быть успешной, активной, а главное, - применить в будущей взрослой жизни все знания, умения, навыки, полученные в школе.
Библиографическая ссылка
Гоготова Ю.В., Латышев О.Ю. КИНООБРАЗОВАНИЕ И МЕДИАПЕДАГОГИКА НА СЛУЖБЕ КРАЕВЕДЕНИЯ В ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ // Старт в науке. – 2016. – № 3. ;URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=354 (дата обращения: 03.12.2024).