Исследование моей ученицы Анны Герасичевой по теме «Страницы истории образовательных учреждений станицы Вознесенской Лабинского района Краснодарского края в ХХ веке» необходимо расценивать как плод длительной, кропотливой и плодотворной работы. При этом ученица в равной мере проявила и добросовестность, и заинтересованность, многое прочла, расспросила у своих старших товарищей, обратилась за помощью к сотрудникам библиотек. Данная работа позволила сформировать продолжительный ряд предметных и метапредметных универсальных учебных действий ученицы.
Предметные УУД
1. Осознание необходимости умения работать с дополнительной литературой.
2. Осознание необходимости поддержания на достойном уровне культуры почитания людей, много сделавших для родной станицы.
3. Выражение благодарности советским воинам-победителям в Великой Отечественной войне.
Метапредметные УУД
Личностные УУД:
1. Формирование ценностных ориентиров и смысла учебной деятельности на основе познавательных интересов, учебных мотивов.
2. Формирование основ гражданской идентичности личности.
Познавательные УУД:
1. Формирование умения формулировать познавательную цель.
2. Формирование умения представлять информацию по вопросам.
3. Формирование умения анализировать свои действия и на основе анализа фактов формулировать выводы.
4. Формирование умения выявлять сущность особенности объектов.
5. Формирование умения установления аналогий.
6.Формирование умения обобщать и классифицировать по признакам.
7. Формирование умения извлекать информацию из текстов и иллюстраций.
Общеучебные учебные действия — умение поставить учебную задачу, выбрать способы и найти информацию для её решения, уметь работать с информацией, структурировать полученные знания;
Логические учебные действия — умение анализировать и синтезировать новые знания, устанавливать причинно-следственные связи, доказывать свои суждения;
Постановка и решение проблемы — умение сформулировать проблему и найти способ её решения.
Регулятивные УУД:
1. Формирование умения самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать средства её достижения;
2. Формирование умения определять успешность своего задания.
Коммуникативные УУД
1. Формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами в письменной речи.
2. Формирование умения вступать в диалог и вести его, учитывая особенности общения с текстом (книгой).
Анализируя личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Кубановедение» на ступени начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС НОО, следует отметить, что выполнение анализируемой нами работы обеспечило достижение обучающейся совокупности воспитательных результатов. Это те духовно-нравственные приобретения, которые Анна Герасичева как автор работы
получила в ходе изучения края на примере истории станицы Вознесенской, значимых исторических событий в её жизни.
Налицо также и достижение воспитательного эффекта - того, к чему привело изучение курса в ходе исследовательской, проектной деятельности: идентификация себя как гражданина, бережное отношение к памяти предков, потребность (положительная мотивация) в самостоятельном изучении своего края.
Воспитательные результаты, достигнутые в процессе создания исследовательского проекта, распределяются по трём уровням:
Первый уровень результатов направлен на приобретение обучающейся социальных знаний. В частности, - об основных исторических событиях в жизни трёх образовательных учреждений станицы Вознесенской, связанных с ними памятных местах и персоналиях.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со взрослыми.
Второй уровень результатов отражает получение обучающейся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, которые лежат в основе бережного отношения к историческому и культурному наследию.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имело взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, в своей семье, т. е. в защищенной, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает первое практическое применение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.
Третий уровень результатов предусматривает
- получение обучающимися начального опыта самостоятельного исследования своего края, изучение его особенностей в сопоставлении с другими регионами;
- формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения в обществе.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имело взаимодействие обучающейся с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде. С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возросли воспитательные эффекты:
- на первом уровне воспитание было приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения явились знания о своей семье, школе, своём населённом пункте, о природе, которая непосредственно окружает ребёнка;
- на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности
- школьников, и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков, ситуаций, исследования своего района;
- на третьем уровне созданы условия для участия обучающейся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими опыта нравственного поведения в семье и школе.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому осуществлён последовательно, постепенно путём наращивания изучаемой информации, за счёт концентрического построения программы, когда одна и та же тема изучается несколько раз с повышением уровня сложности, сохранением меры трудности изучаемого материала.
В ходе организации проектной исследовательской деятельности предполагается ориентация на достижение личностных и метапредметных результатов.
Личностные результаты освоения учебной дисциплины «Кубановедение»
Анной Герасичевой, как показала проделанная ею исследовательская работа, отражают:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, за свою семью;
- осознание своей этнической и национальной принадлежности;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на свой род в его историческом и культурном ракурсе;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов, населяющих Краснодарский край;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла изучения малой родины;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах поведения в обществе;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в социальных ситуациях, связанных с исследовательской деятельностью;
- умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметными результатами изучения предмета «Кубановедение» Анной Герасичевой и подготовленной ею работы явились:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи исследовательской деятельности, поиска средств её осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в ходе исследовательской деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями ей реализации; определять наиболее эффективные способы исследования для достижения результата;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения исследовательских задач;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными, познавательными, исследовательскими задачами, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) и анализировать изображения, фото;
- соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
- осознанное построение речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- формирование уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре;
- освоение доступных способов изучения истории Кубани (наблюдение, запись, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).
С помощью проекта были раскрыты такие темы учебного курса «Кубановедения», как «Я и мои родные места», «Я и моя школа», «Земля отцов - моя земля» и «Жизнь дана на добрые дела».
Сказанное выше позволяет предположить, что в на среднем звене обучения в общеобразовательной школе Анна Герасичева проявит должный интерес к курсу «Кубановедения» и других связанных с них обществоведческих дисциплин.
Библиографическая ссылка
Жирнова Е.П., Латышев О.Ю. АНАЛИЗ РАБОТЫ, ПРОДЕЛАННОЙ ГЕРАСИЧЕВОЙ АННОЙ, УЧАЩЕЙСЯ 4 «Б» КЛАССА МОБУ СОШ №28 СТАНИЦЫ ВОЗНЕСЕНСКОЙ ЛАБИНСКОГО РАЙОНА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ В ПРОЦЕССЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ТЕМЕ: «СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СТАНИЦЫ ВОЗНЕСЕНСКОЙ ЛАБИНСКОГО РАЙОН // Старт в науке. – 2016. – № 3. ;URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=351 (дата обращения: 03.12.2024).