Лекарственные препараты из растительного сырья обладают малой токсичностью и высокой биологической активностью, находят широкое применение в отечественной фармацевтической практике, ассортимент которых составляет около 40 % от общего числа применяемых лекарственных средств. К числу таких объектов можно отнести орех грецкий (Juglans regia L.) семейство Ореховых (Juglandaceae). Олиственные молодые побеги с цветками ореха грецкого широко используются в народной и официнальной медицине зарубежных стран в качестве противовоспалительного, ранозаживляющего, антимикробного средства. Орех грецкий имеет обширный ареал произрастания.
Заготовка сырья – процесс экономически выгодный и нетрудоемкий. Процесс выделения пектина лишен технологической трудоемкости. Пектин обладает активной комплексообразующей способностью по отношению к радиоактивному кобальту, стронцию, цезию, цирконию, рутению, иттрию и другим металлам. В процессе усвоения пектин превращается в пектиновую кислоту, которая соединяется с тяжелыми металлами и радионуклидами, образуя нерастворимые соли, выделяемые из организма естественным путем. При постоянном его применении накопления вредных веществ в организме не происходит [1, 3]. Сочетание широкого спектра фармакологических свойств, а также отсутствие токсического воздействия на организм, открывают широкие возможности для применения пектинового комплекса выделенного из листьев ореха.
Целью настоящей работы являлось выделение полисахаридого комплекса из листьев ореха грецкого и идентификация его моносахаридного состава.
Объектом исследования являлись листья ореха грецкого, собранные в июле-августе 2014 года. Сырьё высушивали в тени, измельчали и просеивали через сито с диаметром отверстий 5 мм.
Выделение полисахаридов по фракциям: I – ВРПС (водорастворимые полисахариды), II – ПВ (пектиновые вещества), III – Гц А (гемицеллюлоза А) и IV – Гц Б (гемицеллюлоза Б) из листьев ореха грецкого проводили по методу Н.К. Кочеткова и M. Sinnerа [1].
Выделение ВРПС: сырьё экстрагировали водой при комнатной температуре и постоянном перемешивании в течение 24 часов (соотношение сырья и экстрагента – 1:15). Полученное извлечение фильтровали, полисахариды из фильтрата осаждали двойным объёмом 95 % спирта этилового. Водно-спиртовую смесь далее центрифугировали в течение 15 минут при частоте вращения – 3000 об/мин. Осадок количественно переносили в выпарительную чашечку и сушили в эксикаторе до постоянной массы.
Выделение ПВ: оставшийся шрот после выделения ВРПС экстрагировали на водяной бане при 100 °С и постоянном перемешивании в течение часа смесью 0,5 % раствора оксалата аммония и 0,5 % раствора щавелевой кислоты (1:1). Далее извлечение фильтровали через несколько слоёв марли и добавляли один объём спирта этилового 95 %-го для осаждения ПВ. Осадок отделяли центрифугированием при тех же условиях и осадок сушили в эксикаторе.
Выделение Гц А: шрот, оставшейся после выделения ПВ, обрабатывали 7 % раствором гидроксида натрия 17 часов. Извлечение фильтровали через несколько слоёв марли и доводили до рН 6-7 ледяной уксусной кислотой при этом выпадал осадок Гц А. Далее центрифугировали и переносили осадок в выпарительную чашку и сушили до постоянной массы.
Выделение Гц Б: надосадочную жидкость после выделения Гц А ставили на диализ через полупроницаемую мембрану против воды на 18 часов. Остаток жидкости переносили в плоскодонную колбу и обрабатывали двойным объёмом спирта этилового 95 %. Выделившийся осадок Гц Б отделяли центрифугированием аналогично описанному выше и сушили до постоянной массы [2].
Для установления моносахаридного состава выделенных фракций проводили гидролиз 2н кислотой серной при 100 °С в течение 10 часов для водорастворимых полисахаридов и в течение 48 часов для остальных полисахаридных комплексов. Гидролизат нейтрализовали карбонатом бария по универсальному индикатору до нейтральной реакции, фильтровали, упаривали на водяной бане до небольшого остатка и хроматографировали. Моносахариды после кислотного гидролиза идентифицировали методом восходящей бумажной хроматографии путём сравнения с достоверными образцами свидетелей. Хроматограммы высушивали на воздухе и обрабатывали анилинфталатным реактивом, с последующим нагреванием в сушильном шкафу при температуре 100-110 °С в течение 15-20 минут. На хроматограмме наблюдали появление пятен моносахаридов различной окраски [1, 2]. Обобщённые данные, касающиеся полисахаридного комплекса, представлены в таблице.
Качественный и количественный состав полисахаридов листьев ореха грецкого (Juglans regia)
Фракции |
Содержание фракций % |
Внешний вид полученных фракций |
Обнаруженные моносахариды после гидролиза |
ВРПС |
1,1 |
Кристаллический порошок, розового цвета, с характерным запахом, кисловатого вкуса, растворим в воде |
глюкоза, арабиноза, рамноза |
ПВ |
14,4 |
Кристаллический порошок, коричневатого цвета, сладковатого вкуса, без запаха, растворим в воде |
глюкоза, арабиноза, рамноза, галактуроновая кислота |
Гц А |
17,8 |
Коричневатый порошок, без запаха, кисловатого вкуса, не растворим в воде |
глюкоза, арабиноза |
Гц Б |
0,5 |
Темно-коричневатый порошок, без запаха, кисловатого вкуса, не растворим в воде |
глюкоза, арабиноза |
Выводы
В водорастворимой фракции обнаружены глюкоза, арабиноза и рамноза; фракция ПВ представлена глюкозой, арабиноза, рамнозой и галактуроновой кислотой; во фракции Гц А обнаружены глюкоза и арабиноза, а Гц Б представлена глюкозой и арабиноза. Гравиметрический анализ указывает на преобладание ПВ и Гц А.
Библиографическая ссылка
Ковалев М.Д. ПОЛИСАХАРИДЫ ЛИСТЬЕВ ОРЕХА ГРЕЦКОГО // Старт в науке. 2016. № 2. ;URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=33 (дата обращения: 02.04.2025).