Память человека – неотъемлемая его составляющая. В первую очередь, она осуществляет сохранение информации в головном мозге. Память разделяется на обособленные, но в то же время связанные между собой процессы: запоминание, хранение и воспроизведение. Первый процесс помогает оставлять «отпечатки в голове», второй – накапливает материал, а третий – соответственно, воспроизводить информацию, которую запомнил человек.
Память может быть как кратковременной, так и долговременной. Время хранения информации зависит от определенных факторов, влияющих как на время сохранения какого-то объема информации, так и на скорость воспроизведения запомненной информации.
Одним из главных факторов запоминания является ассоциативная мощность. Под этим понятием подразумевается то, как образ или событие, связанное с данным объемом информации, может оставить след в головном мозге. Очень яркий образ запоминается намного легче, нежели образ, который ничем не отличается от повседневного, является типичным. Все это влияет и на скорость воспроизведения.
Другим фактором можно считать связанность запоминаемой информации с уже знакомыми понятиями. В этом случае индивид устанавливает между новым и старым. При этом важно понять и углубиться в изучаемый материал. Это еще один, не менее значительный фактор запоминания информации.
Существует совокупность приемов и способов, которые существенно облегчают запоминание необходимой информации с помощью ассоциаций. Это понятие называется мнемотехника. В быту она используется людьми повсеместно. Каждый использует свои определенные методы.
Прежде всего, хотелось бы рассказать о взаимосвязи памяти и мнемотехники, а конкретнее, о закономерностях памяти, которые выявляются в мнемотехнике. Существуют определенные «законы памяти», а именно:
- закон интереса;
- закон осмысления;
- закон установки;
- закон действия;
- закон контекста;
- закон торможения;
- закон оптимальной длины ряда;
- закон края;
- закон повторения;
- закон незавершенности.
Все эти законы были получены преимущественно практическим путем, как и кривая забывания. Это понятие было введено немецким психологом Германом Эббингаузом. Он проводил различные эксперименты, в том числе, запоминание практически бессмысленных слогов из трех букв. Эббингауз выяснил, каким образом и через какой промежуток времени происходит забывание информации, и отобразил это в кривой забывания.
Из этого графика, а также из опытов немецкого ученого можно сделать вывод о том, что вначале забывание происходит очень быстро, а затем сбавляет темп. Вместе с этим исследованием Эббингауз предложил методы повторения и осуществления консолидации.
Следуя представленным законам памяти можно перейти к самому процессу мнемоники или запоминания информации. Из самых популярных приемов мнемотехники можно выделить:
- рифмизация;
- создание смысловых фраз;
- художественные образы.
Рифмизация представляет составление стихотворений (рифм) для облегченного запоминания. Например, всем знакомо стихотворение, в котором собраны все глаголы-исключения второго спряжения:
Гнать, дышать, держать, зависеть,
видеть, слышать и вертеть,
и смотреть, и ненавидеть,
и обидеть, и терпеть.
Образование художественных образов и ассоциаций в первую очередь связано со зрительным восприятием и зрительной памятью.
Создание смысловых фраз подразумевает под собой, в частном случае, запоминание слов и предложений по первым буквам. Это обусловлено выше упомянутым законом края, согласно которому первое и последнее запоминается лучше. Например,
Мы Встретимся Завтра, Мой Юный Спутник, У Новой Планеты
Это мнемоническое предложение необходимо для запоминания положения всех планет Солнечной системы, считая от Солнца.
Цифра |
Метод 1 |
Метод 2 |
1 |
Р (раз) |
ГЖ |
2 |
Д (два) |
ДТ |
3 |
Т (три) |
КХ |
4 |
Ч (четыре) |
ЧЩ |
5 |
П (пять) |
ПБ |
6 |
Ш (шесть) |
ШЛ |
7 |
С (семь) |
СЗ |
8 |
В (восемь) |
ВФ |
9 |
М (много) |
РЦ |
0 |
Н (ноль) |
МН |
Помимо этих способов, существуют многие другие. Когда я запоминал знаки после запятой в числе Пи, я использовал ЦБК – цифро-буквенный код. В этом приеме мнемотехники используется кодирование каждой цифра (0-9) какой-либо согласной. При этом можно заполнять промежутки между согласными в составленных словах гласными или, в некоторых случаях, неиспользуемыми согласными. Рассматривая различные источники, я нашел два метода ЦБК.
При запоминании знаков в числе Пи я использовал именно первый метод. Во-первых, с его помощью очень легко составлять предложения, т.е. кодировать информацию. Во-вторых, используя данный метод, достаточно несложно превращать буквы обратно в цифры, т.е. декодировать информацию. Вторым способом можно создать предложения, которые имеют большую, чем предложения, созданные первым методом, ассоциативную мощность, т.е. которые легче запоминать.
5493038196 – ПеЧь, МеТаН, ТоВаР, МаШа.
Таким образом, мнемотехника – очень сложный и полезный механизм запоминания, который осуществляет не только упрощенное усвоение информации, но и понять устройство и функции человеческой памяти.
Библиографическая ссылка
Муллер Д.А. ПАМЯТЬ И МНЕМОТЕХНИКА // Старт в науке. – 2016. – № 3. ;URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=326 (дата обращения: 21.11.2024).