В курсе географии, изучая численность населения России, мы заинтересовались проблемой демографического состава населения. На протяжении всей истории существования России власти скрывали от собственного народа демографическую правду. До 1985 года сведения о численности населения, о количестве родившихся и умерших приводились лишь в специальных изданиях, однако данные о продолжительности жизни, детской смертности не публиковались никогда и нигде. И понятно почему: ведь именно эти данные как ничто иное отражают суть – состояние государства.
Эти отрицательные тенденции подсказали нам тему исследования. Мы решили исследовать демографическую ситуацию в селе Эворон, а также выяснить, как обстоят дела с демографией в школьном коллективе. Мы заинтересовались, когда в школе было больше всего учеников, а когда меньше и решили выяснить причины такой ситуации. Для этого мы должны были ответить на такие насущные вопросы: «Как обстоит дело в родном селе и в нашей школе? Какие показатели демографии характерны? Что ожидает село и школу в будущем? Каковы прогнозы численности его населения?»
Актуальность темы. Население – основное богатство любой страны, без него жизнь государства невозможна. Но в последнее десятилетие демографические процессы, происходящие в нашей стране, имеют ярко выраженный негативный характер. Низкая рождаемость в сочетании с высокой смертностью привели к естественной убыли населения в подавляющем большинстве регионов страны. Россия столкнулась с ужасающим по своим масштабам и приближающимся последствиям глобальным кризисом, в настоящее время демографическая ситуация в России стала одной из самых злободневных социально-экономических проблем нашего общества. Стало очевидно, что демографический кризис не решится сам собой и даже если прилагать значительные усилия в области выхода из кризиса, результат будет достигнут по прошествии многих лет или десятилетий. Эти проблемы не обошли и наше маленькое село Эворон, затерявшееся на просторах Хабаровского края.
Об актуальности данной темы говорят следующие факты:
1) в стране введен в действие национальный проект, направленный на поддержание семьи и материнства;
2) проходят акции, организуются движения, призывающие вести здоровый образ жизни;
3) 2008 год был объявлен годом семьи.
Какую практическую значимость имеет исследование демографической ситуации на территории села Эворон и в средней Эворонской школе?
В широком смысле данная тема изучается в школьных курсах географии и обществознания, ее изучают многие ученые, статистика ведет различные подсчеты в области демографии, современные молодые исследователи обращают на эту проблему пристальное внимание. Нам интересен более узкий аспект проблемы, касающийся нашего региона. По статистическим данным Хабаровский край занимает 2-е место на Дальнем Востоке и 34-е место в Российской Федерации по численности населения. Демографическая ситуация в Хабаровском крае в целом соответствует общероссийским тенденциям: с начала 1990-х численность населения края постепенно сокращалась в результате естественной убыли и миграционного оттока. С 2012 году, впервые за последние 20 лет, в крае вот уже третий год отмечается положительное значение естественного прироста населения.
Новизна нашей работы заключается в том, что нам интересна судьба не только России в целом, не только нашего региона, но и маленького, едва заметного на карте, села Эворон и его небольшой школы. В своих исследованиях мы попытались изучить проблемы демографии нашего села, наметить возможные пути их решения.
В своей работе мы использовали следующие методы исследования: описательный, сравнительный, статистический, аналитический.
Информационной основой исследования послужили архивные материалы администрации села Эворон, школьная документация, справочники.
Структура исследования. Исследовательская работа состоит из введения, теоретической и практической части, заключения, приложения, списка использованной литературы.
Планирование основных этапов исследования:
1 этап – работа с материалами: изучение литературы по теме, сбор статистических данных по периоду исследования.
2 этап – аналитический: обработка данных, анализ полученной информации, сравнение полученных результатов.
3 этап – оформление работы: оценка результативности исследовательской работы по данной теме.
Основная часть
Динамика и характер изменений численности населения любой территории задаются его механическим и естественным движением. Воспроизводство населения – это совокупность процессов рождаемости, смертности и естественного прироста, которые обеспечивают смену поколений людей. Учитывая данную проблему, мы выдвигаем гипотезу: если исследовать демографическую ситуацию в селе Эворон, а также в школе, то в будущем можно определить экономические и социальные возможности развития села, процветания школы.
Использовать данную информацию можно на уроках географии, для расширения кругозора учащихся школы и жителей поселения, в работе администрации поселка для планирования деятельности.
Для выхода из демографической ситуации в любом населенном пункте, в том числе и в нашем селе, необходимо создать условия, чтобы молодежь оставалась в селе, а не уезжала в город. Нужно создавать новые рентабельные производства, строить жилье, расширять сферу бытовых услуг, улучшать уровень медицинского обслуживания. А чтобы все это выполнить на уровне администрации села, где небольшой бюджет, необходимо создать программу выхода из демографической ситуации и с ней участвовать в государственных программах, где можно выигрывать различные тендеры.
Цель работы: изучить демографическую ситуацию на территории села Эворон. Составить демографический портрет школы в условиях демографического кризиса.
Задачи:
– Проанализировать статистические данные о населении села Эворон.
– Изучить архивные материалы, документацию села Эворон.
– Рассмотреть динамику рождаемости, смертности в селе за несколько лет, половую структуру, а также национальный состав села Эворон.
– Изучить архивные материалы, документацию муниципальной бюджетной средней школы с. Эворон.
Рассмотреть динамику численности обучающихся, половую структуру, а также социальный статус родителей
Объект исследования: демографическая обстановка на территории села.
Предмет исследования: народонаселение села Эворон, школьная и родительская общественность Муниципальной средней школы села Эворон.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
Проанализировать статистические данные о населении села Эворон.
Изучить архивные материалы, документацию села Эворон.
Рассмотреть динамику рождаемости, смертности в селе за несколько лет, половую структуру, а также национальный состав села Эворон.
Изучить архивные материалы, школьную документацию.
Рассмотреть динамику численности обучающихся, половую структуру, а также социальный статус родителей.
Провести анкетирование среди учителей и учеников 8-11 классов нашей школы.
Глава 1. Демографическая ситуация села Эворон
Нас очень волнует вопрос, а не грозит ли нашему селу вымирание? Чтобы ответить на вопрос, как изменилась численность населения, проживающего в нашем селе, мы обратились в сельскую администрацию с просьбой предоставить нам статистические материалы. Проанализировав полученные материал за пять разных лет, мы пришли к выводу, что наше население уменьшилось на 152 человека (это можно видеть в таблице № 1).
Таблица № 1
Численность населения села Эворон
Год |
Численность населения |
2006 год |
1363 человека |
2008 год |
1349 человек |
2009 год |
1379 человек |
2013 год |
1259 человек |
2014 год |
1211 человек |
По данным на 2014 год в селе Эворон проживает 1211 человек. Мы проследили в течение 14 лет (с 2000года до 2014 года) за приростом населения. Прирост наблюдали только в 2004 году (7 чел), в 2007 году(5 чел), в 2014году (2 чел). Для этого составили таблицу № 2, в которой указали число умерших и родившихся людей за эти 14 лет. По таблице видно, что прироста населения нет, численность идет на убыль. Значить не зря мы волнуемся, что село стоит на гране вымирания, как это происходит со многими селами России.
Таблица № 2
Прирост населения в период с 2000 года по 2014 год
Год |
Количество родившихся |
Количество умерших |
Прирост населения |
2000 |
19 |
21 |
- 3 |
2001 |
9 |
18 |
-9 |
2002 |
18 |
23 |
-5 |
2003 |
13 |
17 |
- 4 |
2004 |
17 |
10 |
+7 |
2005 |
21 |
24 |
- 3 |
2006 |
11 |
21 |
-10 |
2007 |
19 |
14 |
+5 |
2008 |
12 |
12 |
0 |
2009 |
13 |
13 |
0 |
2010 |
12 |
12 |
0 |
2011 |
9 |
17 |
-8 |
2012 |
10 |
17 |
-7 |
2013 |
10 |
10 |
0 |
2014 |
10 |
8 |
+2 |
Мы составили отдельно таблицу № 3, в которой указали смертность женщин и мужчин, где исследования показали, что мужчины умирают чаще, чем женщины. Это можно объяснить физиологическими и психологическими особенностями мужчин: они больше подвержены воздействию вредных привычек, сердечно – сосудистым заболеваниям и заболеваниям, связанным с тяжелыми условиями труда, они чаще попадают в ДТП и т.д.
Таблица № 3
Половой состав умерших
Год |
Женщины |
Мужчины |
2000 |
13 |
8 |
2001 |
4 |
14 |
2002 |
8 |
15 |
2003 |
8 |
9 |
2004 |
6 |
4 |
2005 |
8 |
16 |
2006 |
10 |
11 |
2007 |
5 |
9 |
2008 |
7 |
5 |
2009 |
4 |
9 |
2010 |
7 |
5 |
2011 |
4 |
13 |
2012 |
6 |
11 |
2013 |
5 |
5 |
2014 |
3 |
5 |
Нас интересовал национальный состав нашего села. Для этого нам пришлось проанализировать не только архивные документы администрации села, пролистать домовые книги, а также встретиться с членами избирательной комиссии и выяснить, что наше село многонациональное: здесь проживают не только русские и коренные народы Дальнего Востока, но и другие народы.
Таблица № 4
Национальный состав села
Национальность жителей села |
Количество человек |
Русские |
864 чел |
Нанайцы |
37 чел |
Негидальцы |
4 чел |
Эвены |
14 чел |
Корейцы |
5 чел |
Китайцы |
45 чел (временно как эмигранты) |
Украинцы |
250 чел |
Белорусы |
9 чел |
Татары |
4 чел |
Молдаване |
5 чел |
Грузины |
8 чел |
Азербайджанцы |
7 чел |
Армяне |
4 чел |
Экономический кризис прошелся и по нашему селу, нехватка рабочих мест приводит к безработице, к ухудшению материального состояния граждан, к миграции в другие районы. На основании архивные документы администрации села, мы составили таблицу, в которой отразили трудовые ресурсы нашего села.
Таблица № 5
Слои населения
Слои населения |
Количество человек |
Дошкольники (от рождения до школы) |
99 чел |
Школьники |
143 чел |
Работающее население |
532 чел |
Безработные |
73 чел |
Пенсионеры |
144 чел |
Работающие пенсионеры |
220 чел |
Итого: |
1211 чел |
Глава 2. Исследования демографической ситуации в Эворонской школе
Дальнейший спад рождаемости усилен также экономическим кризисом и снижением уровня жизни населения. В настоящее время в селе остро стоит проблема нехватки нормальной работы и жилья, с которой сталкиваются, в основном, молодые семьи. А это тоже одна из причин спада рождаемости и соответственно меньшее количество обучающихся в школе. Для исследования мы взяли несколько лет, проследив, как меняется состав школьников в нашей школе. Пришли к выводу, изучив школьную документацию, что в 2012 -2013 учебном году было меньше всего учеников (135 человек), а в 2014 – 2015 учебном году на 8 человек больше детей, чем в остальные годы (143 человека).
Таблица № 6
Численность детей в Эворонской школе
Учебный год |
Общее число детей в школе. |
2004 – 2005уч. год |
141 чел |
2009 – 2010уч. год |
139 чел |
2010 – 2011 уч. год |
139 чел |
2011 – 2012 уч. год |
137 чел |
2012 – 2013 уч. год |
135 чел |
2013 – 2014 уч. год |
142 чел |
2014 – 2015 уч. год |
143 чел |
Нас интересовало, а сколько девочек и мальчиков учиться в настоящее время у нас в школе. Для этого мы изучили численность и половую структуру школьного сообщества по классам за 2014 – 2015 учебный год. В этом учебном году в школе насчитывается 143 человека. Из них 81 девочка и 62 мальчика, это говорит о том, что девочек в школе больше чем мальчиков.
Таблица № 7
Численность и половая структура учащихся по классам на 2014 – 2015 год
Класс |
Общее количество |
Количество девочек |
Количество мальчиков |
1 класс |
13 чел |
11 чел |
2 чел |
2 класс |
13 чел |
9 чел |
4 чел |
3 класс |
18 чел |
14 чел |
4 чел |
4 класс |
14 чел |
5 чел |
9 чел |
5 класс |
14 чел |
4 чел |
10 чел |
6 класс |
15 чел |
5 чел |
10 чел |
7 класс |
11 чел |
7 чел |
4 чел |
8 класс |
14 чел |
9 чел |
5 чел |
9 класс |
13 чел |
5 чел |
8 чел |
10 класс |
11 чел |
6 чел |
5 чел |
11 класс |
7 чел |
6 чел |
1 чел |
Итого |
143 чел |
81 чел |
62 чел |
Таблица № 8
Образовательный уровень родителей Эворонской школы
Всего родителей |
Высшее образование |
Средне - специальное |
Среднее полное общее (11 кл) |
Среднее основное ( 9кл) |
280чел |
40чел |
82 чел |
98чел |
60чел |
Изучив образовательный уровень родителей учеников школы на период 2014 – 2015 уч.г., мы отметили, что родители в основном имеют среднее полное общее образование (11 классов), что составляет 35% от общего числа, с высшим образованием всего 14% родителей, со средне – специальным образованием - 29%, 22% составляют родители, имеющие 9 классов образования. Мы попытались связать уровень образования родителей и учебные успехи их детей. Родители со средним образованием не всегда в достаточной мере могут помочь своим детям в учебе, проверить у них домашнее задание, отсюда в нашей школе не так много отличников и хорошистов. Так, например, в 1 полугодии из 143 учеников 15 отличников, 46 хорошистов по всей школе.
Образование во многом определяет социальный статус человека.
Изучив социальный статус родителей учеников нашей школы, можно сделать вывод, что большая часть родителей имеют рабочие профессии.
Таблица № 9
Социальный статус родителей
Занятость родителей |
Количество человек |
Процентное соотношение |
Служащие и интеллигенция |
63 чел |
27% |
Рабочие |
133 чел |
56% |
Не работают |
35 чел |
15% |
Занятые частным бизнесом |
6 чел |
2% |
Мы изучили состав семей наших школьников и составили следующую таблицу.
Таблица № 10
Состав семей наших учеников
Состав семьи |
Количество семей |
1 ребенок в семье |
38 семей |
2 детей в семье |
48 семей |
3 детей в семье |
16 семей |
Многодетные семьи |
10 семей |
Опекуны в семье |
5 человек |
Из таблицы видно, что в нашей школе дети растут в основном в семьях, где два ребенка.
Провели анкетирование среди школьников 8 – 11 классов. Анкета состояла из трех вопросов:
1.Как вы думаете, почему умирают люди в нашем селе?
2. Ваше мнение, как можно сократить смертность в нашем селе?
3. Какова причина миграции людей из нашего села?
По первому вопросу анкеты было высказано несколько причин смерти в нашем селе: употребление алкоголя с раннего возраста (13 чел); плохое медицинское обслуживание (6 чел); плохое питание (5чел); неблагоприятный климат (6чел).
На второй вопрос анкеты были следующие ответы: улучшить экологическое состояние села (7чел); повысить уровень медицинского обслуживания (12 чел); усилить штрафные санкции за продажу несовершеннолетним пиво, алкоголь, сигареты (15 чел); чаще проводить профилактические беседы с подростками о вредных привычках и их последствиях (7 чел).
Следующие ответы мы получили на третий вопрос анкеты: плохо развита инфраструктура села (11 чел); мало предприятий, невысокая заработная плата
(13 чел); нет нормального кафе, спортивного комплекса, куда можно сходить вечером (15 чел).
Анализ анкеты показал, ученики нашей школы сталкиваются с теми же проблемами, что и их родители. Если не решать эти проблемы и дальше, то о развитии села в будущем не будет и речи.
Заключение
В литературе много различной информации о населении России, Хабаровского края. А демографические вопросы, касающиеся отдельных малых населенных пунктов, не освещаются, и найти такие данные довольно сложно.
Демографический портрет села Эворон и нашей школы, представленный в данной работе довольно наглядно отражает демографическую ситуацию в малых селах и в России целом. Как показали исследования, наше село многонациональное, прироста нет из-за низкой рождаемости и большой смертности. Большинство школьников растут в семьях, где двое детей, большинство родителей имеют среднее образование, это оказывает влияние на будущие возможности детей. На основании результатов данного исследования мы доказали, что процессы изменения численности и состава учащихся нашей школы и их родителей являются следствием и отражением экономических и политических процессов, происходящих в нашем селе и стране. Однако они могут иметь свои особенности. Завершая исследовательскую работу, нам не хочется думать, что демографическая ситуация таких сел как Эворон может привести к гибели самого села и исчезновению его с карты страны.
Мы будем надеяться, что политика государства будет направлена на сохранение сел и небольших поселков.
Сколько их на Руси поставлено, Деревенек и сел бревенчатых, Подпоясанных палисадами, И рябинами увенчанных… То речушки со щучьими плесами, То леса их к себе привадили. Широко по земле разбросаны, Словно дети одной матери.
Александр Романов.
Библиографическая ссылка
Володкевич М. ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ МОЕГО СЕЛА. ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ МОЕЙ ШКОЛЫ // Старт в науке. – 2016. – № 3. ;URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=310 (дата обращения: 23.11.2024).