Введение
Здоровье – одна из несомненных ценностей человека. Оно формируется под влиянием сложного комплекса внутренних факторов и внешних воздействий. Показатели здоровья являются наиболее объективными и надежными критериями благоприятного или неблагоприятного влияния факторов внешней среды, в том числе и обучения, на рост и развитие человека.
Актуальность темы. Ситуация со здоровьем школьников в поселке Приэтокском, как и в Георгиевском муниципальном округе в целом, является главной проблемой в области образования. Резкое снижение показателей здоровья и социальной защищенности детей – результат сложившейся социально-экономической нестабильности.
В связи с этим особое внимание в школе уделяется внедрению здоровье сберегающих технологий. Эффективное управление процессом развития ребёнка предполагает владение информацией о динамике показателей здоровья и уровня знаний. Учитель физкультуры Бобрешова Валентина Сергеевна предложила провести функциональное обследование школьников нашего класса.
Чтобы обеспечить системный поход к оценке состояния здоровья школьников, необходимо провести ряд стандартизированных методик. Это и послужило выбору темы нашего исследования «Мониторинг функционального состояния организма обучающихся».
Цель работы: исследовать функциональные возможности организма обучающихся.
Методы исследования: функциональные методики (Ортостатическая проба, проба Мартинэ, проба Штанге), статистические методы (измерение и математическая обработка экспериментальных данных, их системный и качественный анализ, графическая интерпретация.
Этапы исследования:
1. Сентябрь 2024 года – изучение литературы, сбор информации, подготовка к обследованию, ознакомление обследуемых о предстоящем исследовании функциональных способностей организма.
2. Октябрь 2024 года – предварительное обследование школьников.
3. Январь 2025 года – промежуточное обследование школьников.
4. Апрель 2025 года – итоговое обследование школьников.
5. Май 2025 – обработка результатов, выводы, оформление исследовательской работы.
Краткий обзор литературы
Изучив литературу, выяснили, что состояние здоровья детей и молодежи определяется совокупностью определенных условий и факторов, а многочисленные исследования ученых и педагогов состояния здоровья обучающихся убеждают в том, что использование мониторинга функционального состояния организма обучающихся непосредственно является одним из критериев здоровьесберегающих технологий в педагогической деятельности учителя физической культуры.
Проблема сложна по содержанию, поскольку требует особой разработки и профессиональных знаний. Вместе с тем круг рассмотренных вопросов позволят нам серьезней задуматься над способом повышения уровня физического развития и здоровья школьников.
Методы исследования
В исследованиях принимали участие обучающиеся 8 класса в количестве 11 человек. Автором работы было получено информированное согласие обучающихся и их родителей (законных представителей) на участие в исследовании возможностей организма.
Каким же образом было организовано исследование? Сначала мы изучили необходимую литературу и выбрали наиболее подходящие для нашего исследования функциональные пробы: Ортостатическую пробу (исследование системы кровообращения), пробу Мартинэ (состояние сердечно-сосудистой системы) и проба Штанге (исследование дыхания). Данные исследования проводились трижды в течение 2024-2025 учебного года: в октябре 2024 г., январе и в апреле 2025 г.
Для проведения ортостатической пробы у обучающихся многократно подсчитывался пульс до получения стабильного результата в положении стоя и в положении лежа. Затем проводились те же измерения сразу же после изменения положения тела и по истечении 1, 3, 5, и 10 минут [2, с. 111]. Таким образом, оценивалась быстрота восстановления частоты пульса и величины артериального давления.
Для исследования состояния сердечно-сосудистой системы с помощью пробы Мартинэ измерялась величина артериального давления и подсчитывалась частота пульса в состоянии покоя. Затем обследуемые выполняли 20 низких (глубоких) приседаний (ноги на ширине плеч, руки вытянуты вперед) в течение 30 с. [2, с. 111]. Непосредственно после нагрузки и вплоть до полного восстановления измерялись все показатели.
Последнее исследование – это задержка дыхания с помощью пробы Штанге. Для этого сначала подсчитывалась частота пульса в минуту в состоянии покоя. Затем в положении сидя после глубокого вдоха и выдоха ученики делали вдох глубиной 80% от максимального. Затем, задержав дыхание на возможно долгий срок, закрывали рот, зажимали нос пальцами. В конце вдоха включался секундомер и замерялось время задержки дыхания. Сразу же после окончания задержки дыхания определялась частота пульса (за 1 минуту).
Все полученные результаты заносились в таблицы, обрабатывались и анализировались (Приложения 1-3).
Результаты и обсуждение
Исследование адаптивных возможностей системы кровообращения и ее регулятивных механизмов с помощью ортостатической пробы помогает оценить быстроту восстановления частоты пульса и артериальное давление после физической нагрузки. Анализируя данные показатели (таблица 1), можно сделать следующие выводы:
1. В октябре 2024 года из 11 испытуемых неудовлетворительные показатели лишь у одной ученицы, удовлетворительные – у 5 учеников, а хорошие – у 4 учеников. Это учитывается при выборе упражнений и нагрузок, которые получают ученики на уроках для эффективности занятия.
2. В январе 2025 года имеется положительная динамика восстанавливающих способностей, неудовлетворительные показатели отсутствуют.
3. В апреле 2025 года году лишь трое из 11 испытуемых остаются с удовлетворительными показателями функциональных возможностей системы кровообращения, у остальных – хорошие показатели.
Таблица 1

Исследование адаптивных возможностей сердечно-сосудистой системы с помощью пробы Мартинэ помогает оценить реакцию артериального давления на физическую нагрузку. Анализируя данные показатели (таблица 2), можно сделать следующие выводы:
1. На протяжении трех исследований отсутствуют неудовлетворительные показатели.
2. Если первичное обследование функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы обучающихся показало четыре «хороших» результата, то при последнем обследовании их количество увеличилось до 8.
Таблица 2

Анализируя данные функциональной пробы Штанге, можно сделать следующие выводы:
1. При первичном исследовании из 11 испытуемых многие показали результат задержки дыхания более 30 секунд, что соответствует норме нетренированного человека. У остальных показатели значительно ниже.
2. При повторном измерении задержки дыхания показатели у всех учеников стали улучшаться. Из 11 испытуемых лишь 3 ученика показали результаты ниже 30 секунд.
3. Последнее обследование обучающихся показало, что лишь одна ученица не имеет способности задерживать дыхание 30 секунд, у всех остальных учеников показатели в норме.
Таблица 3

Заключение
В результате проведенной работы можно сделать следующие выводы. На основании мониторинговых исследований мы получили важную информацию о состоянии здоровья обучающихся 8 класса.
На протяжении учебного года прослеживается положительная динамика развития функциональных возможностей организма отдельных испытуемых. Г. С., Г.Р., Л.Г. и С.П. имеют стабильные хорошие показатели по всем трем функциональным пробам.
Что касается остальных испытуемых, то у них наблюдаются положительные изменения. Большинство имеют удовлетворительные показатели, переходящие в статус «хорошие». Это говорит об эффективности использования различных форм и методов работы на уроке физической культуры и вовлечения обучающихся в систематические занятия спортом во внеурочной деятельности.
Результаты проведенного исследования позволили сделать вывод, что использование функциональных проб на уроках физической культуры помогают анализировать степень развития обучающихся и на основе полученных данных подойти к методам обучения индивидуально.
Учащиеся не только получают сведения о собственных возможностях организма, но и стараются улучшить эти показатели. А учитель с помощью данных мониторинга корректирует организацию педагогического процесса и использует результаты состояния организма обучающихся для дальнейшей работы.
Приложение 1
Результаты мониторингового исследования функционального состояния организма обучающихся 8 класса МКОУ СОШ №14 пос. Приэтокского (октябрь 2024 года)
|
№ п/п |
Ф.И. |
Ортостатическая проба |
Проба Мартинэ |
Проба Штанге |
||||
|
Учащение пульса |
Учащение пульса |
Время задержки дыхания |
||||||
|
Хорошее |
Удовлетв. |
Неудовл. |
Хорошее |
Удовлетв. |
Неудовл. |
|||
|
1 |
А. Х. |
|
Х |
|
|
Х |
|
22 |
|
2 |
Г. С. |
Х |
|
|
Х |
|
|
38 |
|
3 |
Г.Р. |
Х |
|
|
Х |
|
|
40 |
|
4 |
К. А. |
|
Х |
|
|
Х |
|
29 |
|
5 |
К. П. |
|
Х |
|
|
Х |
|
36 |
|
6 |
Л. Г. |
Х |
|
|
Х |
|
|
44 |
|
7 |
П. К. |
|
Х |
|
|
Х |
|
30 |
|
8 |
П. М. |
|
Х |
|
|
Х |
|
25 |
|
9 |
Р. Я. |
|
Х |
|
|
Х |
|
30 |
|
10 |
С. Д. |
|
|
Х |
|
Х |
|
15 |
|
11 |
С. П. |
Х |
|
|
Х |
|
|
43 |
Приложение 2
Результаты мониторингового исследования функционального состояния организма обучающихся 8 класса МКОУ СОШ №14 пос. Приэтокского (январь 2025 года)
|
№ п/п |
Ф.И. |
Ортостатическая проба |
Проба Мартинэ |
Проба Штанге |
||||
|
Учащение пульса |
Учащение пульса |
Время задержки дыхания |
||||||
|
Хорошее |
Удовлетв. |
Неудовл. |
Хорошее |
Удовлетв. |
Неудовл. |
|||
|
1 |
А. Х. |
Х |
|
|
Х |
|
|
25 |
|
2 |
Г. С. |
Х |
|
|
Х |
|
|
38 |
|
3 |
Г.Р. |
Х |
|
|
Х |
|
|
42 |
|
4 |
К. А. |
|
Х |
|
|
Х |
|
29 |
|
5 |
К. П. |
Х |
|
|
|
Х |
|
36 |
|
6 |
Л. Г. |
Х |
|
|
Х |
|
|
44 |
|
7 |
П. К. |
|
Х |
|
|
Х |
|
33 |
|
8 |
П. М. |
|
Х |
|
|
Х |
|
30 |
|
9 |
Р. Я. |
|
Х |
|
Х |
|
|
30 |
|
10 |
С. Д. |
|
Х |
|
|
Х |
|
18 |
|
11 |
С. П. |
Х |
|
|
Х |
|
|
43 |
Приложение 3
Результаты мониторингового исследования функционального состояния организма обучающихся 8 класса МКОУ СОШ №14 пос. Приэтокского (апрель 2025 года)
|
№ п/п |
Ф.И. |
Ортостатическая проба |
Проба Мартинэ |
Проба Штанге |
||||
|
Учащение пульса |
Учащение пульса |
Время задержки дыхания |
||||||
|
Хорошее |
Удовлетв. |
Неудовл. |
Хорошее |
Удовлетв. |
Неудовл. |
|||
|
1 |
А. Х. |
Х |
|
|
Х |
|
|
30 |
|
2 |
Г. С. |
Х |
|
|
Х |
|
|
38 |
|
3 |
Г.Р. |
Х |
|
|
Х |
|
|
45 |
|
4 |
К. А. |
|
Х |
|
|
Х |
|
30 |
|
5 |
К. П. |
Х |
|
|
Х |
|
|
36 |
|
6 |
Л. Г. |
Х |
|
|
Х |
|
|
46 |
|
7 |
П. К. |
|
Х |
|
|
Х |
|
33 |
|
8 |
П. М. |
Х |
|
|
Х |
|
|
30 |
|
9 |
Р. Я. |
Х |
|
|
Х |
|
|
30 |
|
10 |
С. Д. |
|
Х |
|
|
Х |
|
25 |
|
11 |
С. П. |
Х |
|
|
Х |
|
|
45 |
Библиографическая ссылка
Горленко С.В. МОНИТОРИНГ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА ОБУЧАЮЩИХСЯ // Старт в науке. 2025. № 6. ;URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=2519 (дата обращения: 04.12.2025).
