Одаренный ребенок— это ребенок, который имеет ярко выраженные способности и дарования. Эти способности позволяют ему добиться выдающихся достижений в той или иной деятельности.
Выделяют различные типы одаренности.
1.Академическая одаренность.
У таких детей ярко выражена способность учиться, легко усваивать учебный материал, независимо от трудности материала или интереса к нему. Такие дети легко учатся, радуют своими учебными достижениями родителей и учителей.
2.Интеллектуальная одаренность.
У этих детей хорошо развиты мыслительные операции синтеза, анализа, они умеют нестандартно мыслить, устанавливать причинно-следственные отношения, сравнивать и делать прогноз. Успехи чаще зависят от отношения к учебному предмету, от интереса к нему, от авторитета учителя. Поэтому такие дети могут учиться неровно, скачкообразно. Отлично учиться по какому-то отдельному предмету, а другие уроки могут изучать только формально.
3.Творческая одаренность.
Это дети, имеющие яркие способности к творческим видам деятельности: к рисованию, музыке, танцам. Сюда же можно отнести и детей, имеющий нестандартный тип мышления, креативных и неординарных. Такие дети проявляют талант в творческих конкурсах, в КВН, культурно-массовых мероприятиях. Они оригинальны на выдумки, эмоциональны, выразительны в речи и в движениях.
В нормативных документах системы образования, в требованиях Государственного стандарта образования подчеркивается, что в современных школах должна быть создана система поддержки талантливых детей и выстроена четкая система поддержки талантливых детей, а также их сопровождение в течение всего периода становления личности. Другими словами, должна быть разработана специальная программа развития и поддержки одаренных детей.
Перед учителем начальных классов стоит задача: изучить своих учеников, выявить их индивидуально-психологические особенности и способности, чтобы в дальнейшем планировать и вести работу систематически и планомерно: развивая способности у одаренных, помогая менее способным, для того чтобы подтянуть их на должный уровень.
Первый шаг – диагностика (выявление). Отметим основные моменты.
Выявить одаренных детей с помощью какого-то одномоментного теста или методики невозможно. Это достаточно длительный процесс, когда педагог анализирует развитие детей, наблюдает за ними, составляет комплексное представление о способностях и возможностях каждого ребенка. Поэтапно, постепенно в итоге выявляется определенный контингент детей, которые начинают проявлять себя в учебных ситуациях, во внеклассных мероприятиях, в творческих конкурсах. Беседы с ребенком, с его родителями помогают уточнить результаты наблюдений.
Кроме длительного планомерного наблюдения за детьми можно использовать проведение пробных уроков по специальным программам, специальных игровых и предметно-ориентированных занятий.
Дети могут продемонстрировать свои способности в различных интеллектуальных играх, предметных олимпиадах, учебных конференциях, в спортивных соревнованиях, фестивалях.
После выявления возможных одаренных детей необходимо провести психодиагностику с использованием методик и тестов в зависимости от задачи анализа конкретного случая одаренности. Здесь важно привлекать специалистов-психологов, учитывать мнение других учителей. Что касается методов диагностики, то они должны быть надежные, проверенные и валидные.
Далее каждый педагог составляет программу работы с одаренными детьми. Это будем считать вторым этапом работы в этом направлении.
Структура программы может варьироваться, но основными частями программы обязательно должны быть:
1.Пояснительная записка. Здесь педагог должен показать цель работы с одаренными детьми, задачи, принципы организации работы и основные направления реализации программы. Важно также наметить предполагаемые результаты работы.
2.Содержание программы. В этом разделе выделяют методические требования к организации программы, формы и виды работы, наблюдение и контроль за выполнением программы.
3.План мероприятий по выполнению программы на год. Сюда включают индивидуальные и групповые занятия, подготовка к участию и участие в конкурсах, предметных олимпиадах, соревнованиях, викторинах и т.д. Немаловажно продемонстрировать результаты деятельности, поэтому планируются творческие отчеты, размещение материалов в сайте школы, в сообществах и соцсетях. Желательно по каждому ребенку вести индивидуальную тетрадь учета его роста и достижений.
Таким образом, в этой части работы мы представили основные теоретические положения, необходимые для реализации работы с одаренными детьми.
А сейчас представим примерную модель программы, которая может послужить образцом для составления перспективной программы работы с одаренными детьми своего класса.
1.Титульный лист со всеми данными, с печатями и подписями.
2.Пояснительная записка
Актуальность программы: выявление и сопровождение одаренных детей – одна из важных задач современной школы и образовательной практики в условиях модернизации системы образования. Программа предусматривает создание благоприятных условий для развития интеллектуальных, творческих способностей детей начальных классов. Составлена с учетом требований ФГОС. И далее конкретно пишутся сроки реализации программы (1 год, 2 года и т.п.)
Цель программы: выявление одаренных детей и обеспечение психолого-педагогического сопровождения, организация систематической работы по развитию способностей.
Задачи:
1.Создать условия для оптимального развития интеллектуальных и творческих способностей;
2.Формировать умение учиться как базовой способности для саморазвития и самоорганизации;
3.Использовать в работе нестандартные современные методы и приемы;
4.Стимулировать развитие одаренности, привлекая к участию в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях.
5.Развивать кругозор, специальные и общие способности, привлекая дополнительный материал;
6.Учить детей работать самостоятельно, развивать любознательность;
7.Создавать ситуации успеха;
8.Поддерживать и поощрять активную позицию одаренных детей.
Примечание: здесь мы перечислили возможные задачи, каждый педагог сам определяет актуальные задачи для достижения поставленной цели.
Ожидаемый результат:
- формирование банка технологий и программ для ранней психологической диагностики способных и одаренных детей;
- совершенствование работы с одаренными детьми;
- интеллектуальная и творческая самореализация выпускника начальной школы;
- обеспечение преемственности в работе начальной школы, среднего и старшего звена;
Принципы работы с одарёнными детьми
Принцип опережающего обучения.
Принцип комфортности в любой деятельности.
Принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей учащихся.
Принцип развивающего обучения.
Принцип личностно-ориентированного подхода.
Принцип использования новых педагогических технологий.
Контроль выполнения модели работы с одарёнными детьми
- Отчёты на заседаниях МО учителей начальных классов.
- Результаты контроля представляются на заседании МО учителей начальных классов, на заседаниях педагогического совета.
Методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса работы с одаренными детьми:
Учебники, методическая литература
Дидактические, раздаточные материалы
Наглядные пособия
Компакт-диски по предметам.
Компьютерные учебные программы: ppt, doc, outlook, Publishen, Office,
DVD. Музыкальный центр.
Формы работы:
Факультативные и групповые занятия с одаренными детьми;
кружки по интересам;
участие в олимпиадах, конкурсах различного уровня и направленности, научно-практических конференциях;
внеурочная деятельность;
работа по индивидуальным планам.
Этапы реализации:
Реализация программы «Одаренные дети» рассчитана на _____ года:
Первый этап - диагностико-организационный.
Цель: подготовить условия для формирования системы работы с одаренными учащимися в школе.
На этом этапе создается нормативно-правовая база и материально-техническая база.
Создается система диагностики развития одаренности детей в процессе реализации программы.
Организация сотрудничества.
Разрабатывается авторская или корректируется имеющаяся программа по предметам учебного плана, дополнительного образования и индивидуальных образовательных маршрутов;
Создается банк данных по одаренным детям, творческих работ учащихся; банк текстов олимпиад и интеллектуальных конкурсов.
Разрабатываются рекомендации по работе с одаренными детьми.
Второй этап – экспериментальный (работа с одаренными учащимися на всех уровнях и во всех указанных выше направлениях).
Цель: апробация системы работы с одаренными учащимися.
На этом этапе фиксируется и контролируется динамика интеллектуальных и творческих показателей каждого ребенка;
отработка педагогических технологий для индивидуальной и групповой работы с одаренными детьми;
отслеживание результативности, промежуточная диагностика, сравнительный анализ, коррекция;
проводится систематическая и целенаправленная работа с одаренными детьми в школе;
психологическая, педагогическая и социальная поддержка одаренных детей;
организация консультативной работы с обучающимися, родителями, педагогами.
Третий этап - рефлексивно-обобщающий.
Цель: переход системы работы с одаренными учащимися в режим функционирования.
На этом этапе проводится сравнительный анализ и обобщение результатов развития одаренных детей;
Идет мониторинг личных достижений учащихся;
Проводится анализ деятельности учителя по организации работы с одаренными детьми;
Выявляются проблемы, возникшие в ходе реализации программы, пути их решения и разработка перспективного плана-программы и системы дальнейшей работы в этом направлении.
Основные мероприятия:
разработка и внедрение индивидуальных подпрограмм учителей для одарённых детей;
организация школьных олимпиад, конкурсов, конференций, выставок, интеллектуальных соревнований;
проведение научно-практических конференций и семинаров по проблемам работы с одарёнными детьми.
Основные формы внеурочной образовательной деятельности одаренных учащихся школы:
1.Факультативы:
2.Учет индивидуальных возможностей учащихся.
3.Повышение степени самостоятельности учащихся.
4.Расширение познавательных возможностей учащихся.
5.Формирование навыков исследовательской, творческой и проектной деятельности.
6.Ученическая конференция:
7.Развитие умений и навыков самостоятельного приобретения знаний на основе работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой.
8.Обобщение и систематизация знаний по учебным предметам.
9.Формирование информационной культуры учащихся.
10.Предметная неделя.
11.Научное общество учащихся.
Оценка эффективности реализации программы отслеживалается по следующим критериям:
- Оценка динамики достижений учащихся через создание и наполнение портфолио;
- Оценка состояния здоровья и комфортности пребывания учащихся в ОУ;
- Рейтинг учащихся в школе по результатам участия в олимпиадах, творческих и интеллектуальных конкурсах.
Таким образом, в этом разделе была представлена примерная концепция и организационно-методическое обеспечение программы по развитию одаренных детей младшего школьного возраста в условиях общеобразовательного учреждения.
3.План работы с одарёнными детьми
|
№п/п |
Мероприятия |
Дата |
Ответственные |
|
1. |
|||
|
2. |
|
|
|
|
3. |
|
|
|
Далее в такой таблице прописываются основные мероприятия, планируемые на определенный период.
Также хочется отметить, что не менее важно проводить оценку результативности реализации педагогической программы по развитию одаренных детей младшего школьного возраста. Для этого в конце полугодия, учебного года нужно организовать диагностику, провести анализ динамики роста каждого ребенка. Получить от детей обратную связь.
Библиографическая ссылка
Киляшова Т.В. ПРОГРАММА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Старт в науке. 2025. № 5. ;URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=2514 (дата обращения: 29.10.2025).
