Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

СВОЙСТВА ВЕЩЕСТВА

Сомов А.А. 1
1 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Образовательный центр «ФЛАГМАН» с углубленным изучением отдельных предметов
вещества
1. Мир вокруг нас. Учеб. Для 3 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч.1 / А.А.Плешаков. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2007. – с.49-61.
2. Энциклопедия для детей: Т.3 (География).– Сост. С.Т.Исмаилова. – М.: Аванта+, 1994. – с.377-391.

Мы знаем, что насвете очень много разных веществ. А что такое вещество? Вещества — это материалы, изкоторых состоят разные предметы, Причем их так много, что их количество превышает количество разных существ, живых организмов. Некоторые вещества похожи друг на друга, некоторые сильно отличаются.

Различие свойств и их схожесть могут повлиять на будущее, на изучение новых, недоступных сейчас объектов. Изученные свойства помогут в новых мировых открытиях. В мире, где так много неизвестного, любое свойство может повлиять на будущее науки и окружающую нас природу. Для меня эта работа не менее актуальна.

Итак, целью моей проектной работы будет выделить главные свойства вещества, их исследование и сравнение.

Для достижения поставленной цели предполагается решение следующихзадач:

- изучить разные источники информации, связанные с темой исследования;

- изучить и сравнить свойства предметов: соль, вода, подсолнечное масло, крупы; алюминиевая фольга, гайка, молоток, гвоздь; стекляшка икамень для раскалывания, пластилин, ластик; бумага идревесина, кусок гранита.

- провести опыт по смешиванию веществ и отделению одного вещества от другого в естественных и лабораторных условиях

Основные свойства вещества

Возьмем воду. Вода, как правило, представлена в жидком состоянии. Жидкое вещество можно куда-нибудь налить. Какие еще вещества могут быть жидкие? Подсолнечное масло, например, молоко.

Также вода может быть газообразной и твердой, как лед.

Газообразным веществом можно что-нибудь надуть, шарик или колесо у велосипеда. Например, газ.

А твёрдое вещество можно куда-то положить или насыпать. Вот поваренная соль, я ее насыпал.

Жидкое, твердое и газообразное состояния вещества – это агрегатное состояние вещества.

Но на самом деле, агрегатное состояние вещества может меняться: жидкая вода замерзает и превращается в лед, а при высокой температуре испаряется и превращается в пар.

А можем расплавить твердое железо и превратить его в жидкое.

Второе свойство, которое я изучил — это хрупкость и пластичность. Как проверить это свойство? Нужно взять молоток, ударить по кусочку вещества и посмотреть. Если оно раскололось – то вещество хрупкое. Например, стекло и пластик хрупкие. И я несколько раз убедился в этом, когда разбивал стакан.

 

 
 

А вот пластилин, сколько бы я его не бил молотком, он не расколется. В нем только останется вмятина.

Это очень важное свойство. Например, красивый хрусталь быстро бьется, он хрупкий, и в поход посуду их хрусталя мы его не возьмем. А вот посуда из металла отлично подходит для походных условий.

Возьмём кусок бумаги и положим в воду. Кусок бумаги со временем намокнет и утонет. А вот спичка из дерева, будет плавать на поверхности. Плавучесть, это следующее свойство вещества, которое я исследовал.

Бумага и металл не подойдут для строительства плота или баржи, для этого используют дерево. Оно отлично держится на воде и не тонет.

Следующее что я заметил, это то что одни вещества горят, а другие нет.

Когда пожарные приезжают на пожар, они оценивают из какого материала построен дом – дерево сгорит быстрее кирпича. От этого зависит тактика тушения пожара.

И наконец, последнее – смешанное и чистое вещество. Отличить смесь от чистого вещества не всегда возможно. Например, если смешать две разные крупы, сразу станет заметно что это смесь.

 

А вот, например, смешав воду и соль, мы не сразу увидим смешанное вещество. Дома я провел два эксперимента: смешал воду с солью и оставил смесь в стакане на подоконнике, предварительно опустив туда шерстяную нитку.

 

Уже на второй день, соль стала отделяться и оседать на шерстяной нитке.

Также я провел лабораторный эксперимент по выпариванию соли. Размешав л пару ложек соли в стакане с водой, я убедился что вода прозрачная и невооружённым глазом сложно увидеть соль в стакане. Тогда я налил немного раствора в ложку, поместил ее над огнем и стал наблюдать. Сначала ничего не происходило, но вскоре на краях ложки появились пузырьки и я заметил белые полосы. Вода при этом выпаривалась, а на ложке остались белые полосы соли. Когда воды совсем не стало и ложка остыла, я попробовал на вкус белый осадок и убедился, что на ложке действительно осталась соль.

Заключение

Итак, я исследовал 5 свойств веществ: и убедился в многообразии веществ в природе и их свойств. Также я заметил, что некоторые свойства веществ можно увидеть невооруженным глазом, а чтобы определить другие, нужно проводить опыты.

Знание и умение распознать свойства веществ дает нам возможность правильно обращаться свеществами, с пользой для себя их использовать и не наносить вреда окружающей природе. Например, для строительства дома материалы не должны быть горючими и хрупкими. Также, зная свойства веществ, мы можем создавать новые материалы с определёнными свойствами, которые нужны для конкретных целей


Библиографическая ссылка

Сомов А.А. СВОЙСТВА ВЕЩЕСТВА // Старт в науке. 2025. № 5. ;
URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=2513 (дата обращения: 29.10.2025).