Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

ПО СЛЕДАМ СЕМЕЙНОГО НАСЛЕДИЯ

Глущенко С.М. 1 Глущенко Л.М. 1
1 МБОУ «СОШ-детский сад №17»
семейное наследие
художник глущенко м.и.
история своей семьи
книжная графика
станковая графика
1. [Электронный ресурс]/ «Артхив – Социальная сеть художников и ценителей искусств» – Режим доступа: https://arthive.com/ru/artists/17712~Mikhail_Ignat'evich_Gluschenko.
2. [Электронный ресурс]/ «Библиотека украинского искусства» – Режим доступа: https://uartlib.org/ukrayinski-hudozhniki/glushhenko-myhajlo/.
3. [Электронный ресурс]/ «Википедия» – Режим доступа: https://uk.wikipedia.org/wiki/Глущенко_Михайло_Гнатович.
4. [Электронный ресурс]/ «Виртуальный русский музей» – Режим доступа: https://rusmuseumvrm.ru/reference/classifier/author/gluschenko_mihail_ignatevich_mr/index.php?ysclid=ma49higcjy829815087.
5. [Электронный ресурс]/ «Журнал лаборатории фантастики» – Режим доступа: https://fantlab.ru/art7437.
6. [Электронный ресурс]/ «Луганский художественный музей» – Режим доступа: https://lugartmuseum.ru/a_picture_menu.php?first=0&col=20.
7. [Электронный ресурс]/ «Национальная электронная библиотека» – Режим доступа: https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_004937618/.
8. [Электронный ресурс]/ «Национальная электронная библиотека» – Режим доступа: https://rusneb.ru/search/?q=&f_field%5Bauthorbook%5D=f%2Fauthorbook%2FИл.%3A+М.И.+Глущенко.
9. [Электронный ресурс]/ «ФГБУ «Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина» – Режим доступа: https://www.prlib.ru/item/358758?ysclid=ma49hmqysz47508303.
10. [Электронный ресурс]/ «Российская Государственная библиотека» – Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01004937618.
11. [Электронный ресурс]/ «Трамвай искусств» – Режим доступа: https://tramvaiiskusstv.ru/plakat/spisok-khudozhnikov/item/7652-glushchenko-mikhail-ignatevich-1909-1981.html.
12. [Электронный ресурс]/ «Студопедия» – Режим доступа: https://studopedia.su/19_111265_glushchenko-mihail-ignatevich.html?ysclid=ma4ex0wcz8818559516.
13. [Электронный ресурс]/ «Соцреализм – Киевский клуб коллекционеров» – Режим доступа: https://visart.info/gallery/artist/glushchenko-mi-1909.
14. [Электронный ресурс]/ «Томская областная библиотека им. А.С. Пушкина» – Режим доступа: https://www.elib.tomsk.ru/purl/1-15073/.
15. [Электронный ресурс]/ «Художники Харьковщины» – Режим доступа: http://kharkov.vbelous.net/artists/hlushche.htm.
16. [Электронный ресурс]/ «Шевченковский словарь в двух томах» – Режим доступа: http://litopys.org.ua/shevchenko/slovn.htm.
17. [Электронный ресурс]/ «Электронная библиотека им. Н.А. Некрасова» – Режим доступа: https://electro.nekrasovka.ru/books/6187040.
18. [Электронный ресурс]/ «Электронный каталог Национальной библиотеки Беларуси» – Режим доступа: https://e-catalog.nlb.by/Author/Home?author=Глущенко%2C+М.+И.
19. [Электронный ресурс]/ «Электронные публикации Института русской литературы (Пушкинского дома)РАН» – Режим доступа: http://lib2.pushkinskijdom.ru/художники-народов-ссср-биобиблиографическии-словарь-в-6-томах-4.
20. [Электронный ресурс]/ «Ярмарка мастеров - Графика. История. Возникновение. Развитие» – Режим доступа: https://www.livemaster.ru/topic/237323-article-grafika-istoriya-vozniknovenie-razvitie?utm_referrer=https%3a%2f%2fyandex.ru%2f.
21. [Электронный ресурс]/ «Sulimart – Станковая графика» – Режим доступа: https://sulimart.ru/blog/publikatsii/easel-graphic/.
22. [Электронный ресурс]/ «Sulimart – Книжная графика» – Режим доступа: https://sulimart.ru/blog/publikatsii/book-graphics/.

Введение

Изучение истории своей семьи - это не просто увлекательное занятие, но и важная необходимость для каждого человека.

Ведь каждая наша семья имеет свою единственную и неповторимую историю. Необходимо знать историю своей семьи и передавать её по наследству.

Многие люди часто задумываются о своих предках. Ведь многие наши предшественники внесли посильный вклад в дело становления нашего государства, нашего общества, в развитии науки или искусства.

Знания о своей семье, о своих предках, а тем более об их достижениях уже на шаг приближает человека к своему собственному открытию.

Для нас с сестрой стало полной неожиданностью, когда папа рассказал нам, что наш прадедушка Глущенко Михаил Игнатьевич был известным художником-графиком.

На рисунке 1 изображен художник Глущенко М.И.

Рисунок 1. Глущенко М.И.

Он работал в станковой графике, в технике линогравюры, а также занимался книжной графикой, то есть иллюстрировал книги. Уже продолжительное время наш папа по крупицам собирает информацию из доступных источников про жизнь и творчество нашего известного родственника. Некоторые работы художника находятся в частных коллекциях, несколько работ находятся в художественных музеях:

- Одесский художественный музей;

- Донецкий республиканский художественный музей;

- Луганский художественный музей; [6]

- Харьковский художественный музей.

Некоторые книги с его иллюстрациями находятся в Центральной и Национальной библиотеках Российской Федерации и Республики Беларусь. [7], [8], [18]. Много работ художника находятся на территории Украины и доступ к этой информации ограничен.

Нас с сестрой настолько заинтересовала возможность узнать историю своей семьи, что мы с удовольствием присоединились к изысканиям нашего папы.

В нашей домашней библиотеке есть книга Бориса Левина «По затерянным следам» с иллюстрациями Глущенко М.И.

На рисунке 2 представлена книга Бориса Левина «По затерянным следам» с иллюстрациями Глущенко М.И.

Рисунок 2. Книга Бориса Левина «По затерянным следам»

Тема: «По следам семейного наследия».

Гипотеза: Истина устремляется навстречу лишь тому, кто ищет её.

Цель: Исследовать и обобщить информацию о творчестве художника Глущенко М.И.

Задачи:

1. Найти среди доступных источников информацию о направлении творчества художника Глущенко М.И.

2. Систематизировать данные поиска.

3. Сохранить память о творчестве художника.

4. Презентовать данные своего исследования перед своими одноклассниками.

Объект исследования: Творчество Глущенко М.И.

Методы исследования: Изучение документальной информации, систематизировать данные исследования, анализ полученных результатов.

Практическая значимость: Результаты исследования позволят обобщить информацию о творчестве художника. Данные исследования можно будет использовать на уроках «Окружающий мир», «Изобразительное искусство» и «Литературное чтение».

Основная часть

Раздел 1. Графика как вид искусства.

Графика в переводе с греческого «graphtin» означает писать, царапать, рисовать. Все что изображается на плоскости такими выразительными средствами как штрих, линия, пятно, точка - можно назвать графическим произведением. Цвет в графике не имеет такую значимость как в живописи. Обычно играет вспомогательную роль.

1.1. Станковая графика

Жанр станковой графики никак не ограничен - это может быть пейзаж, натюрморт, портрет и так далее, самое главное, чтобы произведение было полностью самостоятельным и не зависело от какого-нибудь литературного или иного источника. [21]

Станковая графика является самостоятельным языком изображения предметов и объектов. Художественные произведения, выполненные в технике станковой графики, не сопряжены с каким-либо текстом и не имеют под собой никакого практического назначения. Проще говоря, рисунки станковой графики являются настоящими произведениями изобразительного искусства, созданными художником исключительно для эстетического наслаждения публики или в качестве выражения собственных мыслей. Станковая графика охватывает широкий тематический диапазон, позволяя создавать оригинальные рисунки, гравюры, иллюстрации, а также полноценные пейзажи, натюрморты и портреты с характерной для графики образностью и четкостью.

Самыми распространенными материалами станковой графики являются простой карандаш и тушь. С их помощью художникам удается отобразить даже мельчайшие линии, создать объем и сделать необходимые акценты. Помимо всего прочего, они крайне просты и удобны в использовании, и с их помощью очень удобно делать быстрые зарисовки и эскизы, которые в дальнейшем будут использованы в основной работе.

Рисунки станковой графики могут выполняться с использованием как одной, так и нескольких техник, что существенно расширяет возможности художника. Нередко можно встретить произведения станковой графики с применением цвета, что создает определенное настроение и делает рисунок более ярким. Однако использование цветового решения необходимо осуществлять с осторожностью, потому как сущность графики заключается в использовании двух цветов, и зачастую это черный и белый.

1.2. Книжная графика

Книжная графика - один из видов графики. К книжной графике относятся различные художественные иллюстрации в книге, рисованная обложка и суперобложка, а также элементы оформления на страницах книжки: виньетки, экслибрисы, логотипы типографии и другое тому подобное. [22]

Книжная графика - это обозначение различных изображений, сопровождающих книгу.

С рукописной книгой с древности и средних веков во многом связана история рисунка, а с печатной книгой - развитие гравюры и литографии.

К книжной графике можно отнести также и журнальную и газетную графику.

Иллюстрирование книги (от латинского illustratio - наглядное изображение, описание) решает задачи образного раскрытия литературного текста при помощи рисунков (иллюстраций различного вида).

Книжная графика является довольно старым графическим направлением, но, конечно же, с момента своего появления оно претерпело сильнейшие изменения. Если изначально средневековые художники вручную вырисовывали оформление каждой книги, ныне каждый элемент легко и просто тиражируется печатными методами.

На развитие книжной графики длительное время оказывали прямое влияние стремительно развивающиеся техники художественной гравюры и литографии.

1.3. Линогравюра

Линогравюра в искусстве - это техника гравирования, при которой изображение вырезается на линолеуме или сходных с ним полимерных материалах, а затем отпечатывается на бумаге или другой поверхности. [20]

Техника изготовления

Некоторые этапы создания линогравюры:

1. Создание эскиза на бумаге. Изображение должно быть зеркальным относительно того, которое хочется получить на отпечатке.

2. Перенос эскиза на линолеум через кальку.

3. Уточнение деталей рисунка маркером или карандашом. Часто области, которые будут вырезаны, закрашивают тёмным, чтобы не запутаться в линиях.

4. Вырезание областей, которые не должны быть покрашены, с помощью специальных резцов (штихелей).

5. Нанесение краски на линолеум валиком. Важно регулировать её количество: если нанести слишком много, можно залить мелкие штрихи, если слишком мало - появятся не пропечатанные места.

6. Перенос изображения на бумагу: можно положить лист на линолеум или перевернуть линолеум и положить на лист.

7. Равномерное прижатие или притирание листа к линолеуму, чтобы краска отпечаталась. Обычно используют специальный станок или пресс, но в домашних условиях можно воспользоваться ложкой или скалкой.

8. Просушка бумаги с отпечатком.

Для печати в два цвета или больше под каждый цвет вырезается отдельная печатная форма.

В технике линогравюры работали, например:

Пабло Пикассо - создал линогравюру «Женщина в шляпе» (1962).

Борис Кустодиев - работал в линогравюрной технике, например, создал «Матрос и милая», «Осень» (1926).

Раздел 2. Творчество Глущенко М.И.

2.1. Жизненный путь художника

Родился 8 февраля 1909 года в городе Люботин Харьковской области - умер 18 ноября 1981 года в городе Харькове. [3]

Закончил Харьковский художественный институт (1928-32 г.г.). Учителя по специальности: А. Кокель, С. Прохоров, М. Шаронов.

В журнал «Новая генерация» двадцатилетний художник попал еще студентом Харьковского художественного института. Молодой, задорный, он тянулся к новому и радикальному, и не одного его именно этим привлекала «Новая генерация». Участник журнала «Новое поколение».

Михаил Игнатьевич Глущенко на момент выхода книги «Портреты» оканчивал обучение в институте. Позднее работал в жанре реализма, но в данной книге в его портретах явно прослеживается влияние Юрия Анненкова. В книге собраны портреты украинских писателей. [13]

Михаил Глущенко начинал как график и живописец. Сохранились оформленные им книги, а вот образцы его довоенного станковой живописи не уцелели. В 1930 году издательство «Книгоспилка» выпустило альманах «Индустрия». В анонсе альманаха среди авторов называли и Михаила Глущенко, который должен был дать портреты и рисунки, а также поэтов-футуристов Мечислава Гаско, Ивана Маловичко, Савву Голованивского. Альманах «Индустрия» вышла без иллюстраций, но Глущенко М.И. всё-таки нарисовал портреты писателей для альманаха - они на иллюстрированной вклейке в «Новой генерации», правда, черно-белые.

Тогда же он оформил в авангардном стиле обложку поэтического сборника Мечислава Гаско «По обе стороны границы» (1930 г.). В следующем году Глущенко М.И. начал участвовать во всеукраинских художественных выставках, а через год прошла его первая персональная выставка - в Харькове. [16]

Участник боевых действий в годы Великой Отечественной войны. Получил боевые награды. Награжден орденом Отечественной войны I степени, орденом Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды, боевыми медалями.

Член Харьковской организации Союза художников Украины с 1968 года. Член Национального Союза Художников Украины с 1968 года. Учился в Париже, Германии. [15]

Работал в области общественно-политического плаката, станковой и книжной графики.

2.2. Картины

Основными работами можно считать:

ü альбом портретов украинских писателей (1932);

ü «Расстрел лейтенанта Шмидта на острове Березани» (1934);

ü «Связисты» (1941-1944);

ü «Минеры» (1941-1944);

ü «Воздушный бой» (1941-1944);

ü «Казаки поят лошадей» (1942);

ü «Перед боем» (1942);

ü «Катюши» (1942);

ü «Трубы, только трубы» (1942);

ü плакат «Помни! На каждом участке страны ты служишь делу священной войны!» (1941);

На рисунке 3 предоставлен плакат «Помни! На каждом участке страны ты служишь делу священной войны!»

Рисунок 3. Плакат «Помни! На каждом участке страны

ты служишь делу священной войны!»

ü «Подходят резервы» (1942);

ü «На окраине Новороссийска» (1941-1944);

На рисунке 4 предоставлен рисунок «На окраине Новороссийска»

Рисунок 4. «На окраине Новороссийска»

ü «Фронтовой рисунок» (1944);

ü «Артиллерийская подготовка» (1944);

ü «Берут воду» (1944);

ü «Воронки» (1944);

ü «Партизанская весна» (1960);

ü «Портрет девушки в гуцульском наряде» (1961);

ü «Жизнь Тараса Шевченко» (1961);

ü «Арест Тараса Шевченко» (1961);

ü «Тарас Шевченко в Академии художеств» (1961);

ü «Бухенвальд» (1962);

ü «Табунщики» (1962);

ü «Ревет и стонет Днепр широкий...» (1962, автолитография по мотиву баллады Тараса Шевченко «Причинная»;

ü «На трубном заводе» (1963)

ü «Ведьма» (1964);

ü «Чума» (1964);

ü «Петроград 1918 года» (1964-1968);

ü «Пейзажи Харьковщины» (1965);

ü «На Азовском море» (1965);

ü «Не забываем-помним!»1967);

ü «Лодки» (1968);

ü «Натюрморт» (1968);

ü «Шли в дозор часовые» (1969);

ü «Южный Урал» (1969);

ü «Портреты Скубы и Маловичка»;

ü «Ex libris Е. Любимова».

2.3. Иллюстрации к книгам

Книжной графикой Глущенко Михаил Игнатьевич занимался в течении 1929-1966 годов, иллюстрировал книги для издательств «Молодежь», "Советский писатель» и других. [9], [14], [17]

Иллюстратор книги - это творец, который придает визуальную жизнь словам автора. Его рисунки и образы помогают читателю лучше понять и почувствовать атмосферу произведения.

Иллюстратор, улавливая дух авторского замысла, придает ему новую глубину, раскрывая нюансы, которые могли остаться недосказанными в словах.

Глущенко М.И. стал автором иллюстраций для следующих книг:

ü И. Дубинский «Контрудар», 1930

ü И. Микитенко «Вуркаганы», 1931

ü Д. Лондон «Белый клык», Детиздат, Киев, 1939

ü М. Волчек «Повести», 1939

ü В. Владко «Аргонавти Всесвiту», Молодь, Киев, 1947

ü А. Твардовский «Дом у дороги», 1948

ü Е. Арутинов «Советский богатырь», Одесское обл. изд-во, Одесса, 1949

ü М. Овсянникова «Я героем быть хочу», Одесское обл. изд-во, Одесса, 1950

ü А. Гуреев «Наша молодость», Гослитиздат Украины, Киев, 1951

ü О. Иваненко «Богдан Хмельницкий», Молодь, Киев, 1954

На рисунке 5 предоставлена иллюстрация к книге О. Иваненко «Богдан Хмельницкий».

Рисунок 5. Иллюстрация к книге О. Иваненко «Богдан Хмельницкий».

ü В. Буханов «Северский Донец», 1957

ü В. Федоров «Шумит дубрава», Обл. изд-во, Харьков, 1958

ü Б. Левин «По затерянным следам», Обл. изд-во, Харьков, 1958

На рисунке 6 предоставлена иллюстрация к книге Б. Левина «По затерянным следам».

Рисунок 6. Иллюстрация к книге Б. Левина «По затерянным следам».

ü Л. Галкин «Завидная судьба», Книжное изд-во, Харьков, 1959

ü И. Батозская «На улице Добрых Путей», Книжное изд-во, Харьков, 1959

На рисунке 7 предоставлена иллюстрация к книге И. Батозской «На улице Добрых Путей».

Рисунок 7. Иллюстрация к книге И. Батозской «На улице Добрых Путей».

ü И. Шутов «Перед жатвой», Книжное изд-во, Харьков, 1960

ü Н. Михаевич «В таежных глубинах», Книжное изд-во, Харьков, 1960

ü В. Еженкова «Ласточки», Книжное изд-во, Харьков, 1961

ü Р. Брусиловский «Ночью будет гроза», Книжное изд-во, Харьков, 1963

ü В. Кузьмич «Крылья», Эму, Мельбурн, 1999

Автор иллюстраций к произведениям А. Барбюса, П. Павленко, Б. Горбатого, Ю. Яновского, Панаса Мирного, А. Пушкина, А. Твардовского.

 

2.4. Персональные выставки

Участвовал в областных (1946), республиканских (1931), международных (1946) художественных выставках. [1]

Персональные выставки состоялись в:

- Харькове в 1932, 1963, 1969 годах.

- Челябинске в 1945 году. «Выставка работ художника-фронтовика». Выставка графики. Открыта в начале декабря 1945 г. Челябинск, Челябинское товарищество "Художник". Экспонировано 75 произведений.

- Киеве в 1946 году. «Выставка фронтовых рисунков (1942-1945)». Открыта в декабре 1946 года.

- Тарту, Ужгороде в 1946-1948 годах. Государственный музей украинского искусства. Экспонировано 120 произведений.

- Балаклеи в 1974 году.

Заключение

Мы с сестрой занимаемся в Центре детского и юношеского творчества по направлению «Изобразительное искусство». Вольно или не вольно мы стали продолжателями в нашей семье наследия, которое начал наш известный прадед. Хотя наши работы еще далеки от совершенства, но мы постараемся продолжить его дело и тем самым обогатить историю своей семьи.

На рисунке 8 и 9 предоставлены наши работы с сестрой.

Рис.8. «Цветение» Рис.9. «Черноморские афалины»

Изучение истории своей семьи - это не просто увлекательное занятие, но и важная необходимость для каждого человека. Это помогает нам понять себя, свои особенности, укрепить чувство идентичности и построить более осознанное будущее. Погружение в прошлое открывает перед нами двери к мудрости и опыту прошлых поколений, дает нам чувство опоры и уверенности. Это как путешествие к собственным корням, которое помогает нам расцвести и стать сильнее.

Изучение истории своей семьи - это не только личное обогащение, но и выполнение долга памяти перед предками. Это способ выразить уважение к их жизни и сохранить их истории для будущих поколений. Сохраняя семейное наследие, мы создаем прочную связь между прошлым, настоящим и будущим.

Не зная прошлого, мы не построим будущего. Уважать и чтить историю своей семьи и передавать её по наследству - вот истинная сила общества, страны и мира в целом.


Библиографическая ссылка

Глущенко С.М., Глущенко Л.М. ПО СЛЕДАМ СЕМЕЙНОГО НАСЛЕДИЯ // Старт в науке. 2025. № 4. ;
URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=2511 (дата обращения: 18.09.2025).