Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

ИННОВАЦИОННЫЙ МЕТОД РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ ПРИ ПОМОЩИ СРЕДСТВ МУЛЬТИПЛИКАЦИИ.

Локтева Ф.Р. 1
1 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №12» города Новочебоксарска
инновационный метод развития
статус «ребенок с овз»
мультипликация
1. Локтева Ф. Р. Школьный кружок мультипликации как форма реализации творческого потенциала обучающихся: сборник трудов конференции. / Ф. Р. Локтева, Т. В. Якунина // Педагогические практики для внедрения инновационных решений : материалы II Всеросс. науч.-практ. конф. с междунар. участ. (Чебоксары, 25 июня 2024 г.) / редкол.: Ж. В. Мурзина [и др.] – Чебоксары: Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2024. – С. 38-41. – ISBN 978-5-907830-53-0.
2. Софронова Н.В. Развитие воображения при изучении графических редакторов / Н.В. Софронова, А. Богомолов // Информатика и образование. – 2000. – №6 (6). – С. 20.4. Архипцева В. С. Телевидение и дети / В. С. Архипцева // Пачатковая школа. – 2007
3. Арепьева Н.С. Мультипликация как эффективное средство развития речевого творчества детей с ограниченными возможностями здоровья / Н.С. Арепьева, Т.Ю. Лагутина // Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: проблемы, перспективы, технологии: материалы VI Междунар. научно-практ. конф (Орел, апрель 2019 г.). – Орел: Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева, 2019. – С. 37–40. EDN: JTYZXA

Одной из главных задач современного учителя является выбор новых, инновационных форм и методов работы с обучающимися, которые будут оптимально положительно работать на развитие личности ребенка.

Сейчас важное место выделяется работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (статус «Ребенок с ОВЗ»). По данным Минпросвещения России, в 2024/25 учебном году в российских школах обучалось 1 026 990 детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — на 49 тысяч (5%) больше, чем годом ранее.

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) имеют нарушения в различных областях развития: речевой, интеллектуальной, эмоциональной, двигательной и сенсорной. Работа с такими детьми основывается на учете их специфических особенностей, особенно возрастных и психофизических. Обучение детей с ОВЗ должно быть ориентировано на дефекты их развития. В современном образовательном процессе решение данной проблемы требует постоянного поиска новых форм и методов обучения, одним из которых все чаще становится использование мультипликации.

Мультипликация – это новый метод, в основе которого лежит совместная деятельность обучающегося и учителя, посредством создания мультипликационного фильма. Мультипликация – это удивительный инструмент, она позволяет раскрыть творческие способности ребенка, помогает ему преодолевать страхи и неуверенность в себе, показывает обучающемуся его возможности, о которых он раньше и не знал. Прежде всего, развиваются творческие навыки. Творчество способствует восстановлению здоровья детей с ОВЗ, их развитию и социализации, а также помогает им чувствовать себя уверенно в мире. Совместное создание мультфильма учит обучающихся взаимодействовать как друг с другом, так и со взрослыми.

Создание собственного мультфильма – это эксперимент, который помогает ребенку развивать образное мышление и самовыражение, а также лучше понимать себя и окружающий его мир. Это своеобразный диалог между внутренним миром ребенка и внешней действительностью. [2]

Использование анимации в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) преследует несколько целей:

- развитие мышления, включая формирование понятий, решение задач и выполнение логических операций;

- улучшение коммуникационных навыков и расширение словарного запаса;

- стимулирование познавательных процессов, таких как восприятие, память и творческое мышление;

- совершенствование мелкой моторики рук через работу с пластическими материалами, крупами и другими материалами;

- увеличение самооценки благодаря взаимодействию с сверстниками и взрослыми, что способствует общению всех участников процесса;

- развитие навыков командной работы, умения выражать свою точку зрения и учитывать мнения других членов команды.

Занятия мультипликацией помогают:

- преодолевать последствия заболеваний у детей с ограниченными возможностями здоровья;

- смягчать кризисные состояния, справляться со страхами и различными невротическими расстройствами;

- развивать волю к преодолению жизненных трудностей, становясь более жизнерадостными и открытыми;

- снижать уровень тревожности и защитной агрессии;

- формировать позитивное отношение к окружающему миру. [3]

Занятия с использованием мультипликации для детей с ограниченными возможностями здоровья должны привести к следующим результатам:

- развитие индивидуальности ребенка;

- качественное улучшение образовательного процесса в средней школе;

- повышение уровня информационной культуры.

В сентябре 2023 года в школе №12 города Новочебоксарска был открыт мультимедиа-кружок "Волшебники мультипликации", где каждый ученик мог попробовать себя в роли мультипликатора. Основная цель кружка – пробуждение интереса к национальной культуре с помощью анимации. Программа включает использование местных культурных элементов при создании детских мультфильмов, а также организацию и участие в различных творческих конкурсах, фестивалях и мастер-классах. Предусмотрены разнообразные и последовательные методы получения знаний. [1]

Анимация развивает творческое мышление. Обучающиеся в кружке придумывают персонажей, решают, будет он добрым или злым. Наделяют героя качествами, соответствующими его типу личности. Создавая мультипликационные фильмы, школьники могут проявить свои таланты в таких областях, как литература (написание сценариев), рисование и прикладное искусство (создание персонажей), музыка (создание звукового сопровождения), речевые навыки (озвучивание ролей), технологии (работа с различным оборудованием) и изучение мобильных информационных технологий. [1]

При изучении мультипликации реализуются образовательные, развивающие и воспитательные функции. Образовательные функции направлены на формирование базовых навыков сценариста, режиссера, оператора и актеров в процессе создания мультфильма. Развивающие функции помогают расширить кругозор ребенка и развить его творческое воображение. Воспитательные функции способствуют формированию мотивированного и заинтересованного школьника, который умеет работать как в команде, так и самостоятельно. [1]

Творческий потенциал учащихся проявляется на каждом этапе создания мультфильма. На подготовительном этапе возникает идея, которая формируется благодаря развитому воображению и в свою очередь способствует его развитию. Здесь также формируются навыки общения и партнерства. На художественно-изобразительном этапе каждый участник самостоятельно создает образ героя, его характер и манеру поведения, анализируя действия персонажа, что активно включает воображение детей. Кроме того, в процессе создания мультфильма у детей развиваются усидчивость, мелкая моторика рук, настойчивость, самостоятельность и инициатива. На данном этапе осуществляется раскадровка, то есть последовательность рисунков, которая служит вспомогательным инструментом при создании фильма, помогая визуально спроектировать его. Этот процесс формирует навык последовательной работы. Следующий этап, технологический, включает создание мультфильма. На завершающем этапе дети видят результаты своей работы, испытывают радость и гордость за свои достижения.

В процессе занятий в кружке «Волшебники мультипликации» у обучающихся были достигнуты следующие результаты:

- стабилизация эмоционально-волевой сферы;

- рост речевой активности;

- улучшение функции внимания и памяти;

- развитие мелкой моторики рук;

- совершенствование коммуникативных навыков;

- освоение навыков конструктивного взаимодействия;

- повышение самооценки;

- увеличение образовательного уровня.

Инновационный метод развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через мультипликацию представляет собой замечательное решение для кружковых занятий не только в группах таких детей, но и для всех обучающихся, а также для педагогов.


Библиографическая ссылка

Локтева Ф.Р. ИННОВАЦИОННЫЙ МЕТОД РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ ПРИ ПОМОЩИ СРЕДСТВ МУЛЬТИПЛИКАЦИИ. // Старт в науке. 2025. № 4. ;
URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=2510 (дата обращения: 02.08.2025).