Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

Развитие социальных навыков через многопользовательские видеоигры

Хасанов А.Р. 1
1 МАОУ Школа №147
социальные навыки
многопользовательские видеоигры
гейм-дизайн
коммуникация
кооперация
лидерство
эмпатия
командная работа
токсичное поведение
кибербуллинг
игровые механики
цифровизация
подростки
виртуальная среда
соревновательность
конфликты
стратегии
геймплей
позитивная среда
ролевое взаимодействие
обучающие элементы
мультиплеер
здоровое взаимодействие
1. Russoniello, C. V., O’Brien, K., & Parks, J. M. The effectiveness of casual video games in improving mood and decreasing stress // Journal of CyberTherapy and Rehabilitation. – 2009. – Vol. 2, № 1. – С. 5–10. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.researchgate.net/publication/289131468_The_effectiveness_of_casual_video_games_in_improving_mood_and_decreasing_stress
2. Granic, I., Lobel, A., Engels, R. C. M. E. The benefits of playing video games // American Psychologist. – 2014. – Vol. 69, № 1. – С. 66–78. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.apa.org/pubs/journals/releases/amp-a0034857.pdf
3. Kato, P. M. Video games in health care: Closing the gap // Review of General Psychology. – 2010. – Vol. 14, № 2. – С. 113–121. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.apa.org/pubs/journals/releases/gpr-14-2-113.pdf
4. Kowert, R., & Quandt, T. The Video Game Debate: Unravelling the Physical, Social, and Psychological Effects of Digital Games. – Routledge, 2015. [Электронный ресурс]. – https://www.taylorfrancis.com/books/edit/10.4324/9781315736495/video-game-debate-thorsten-quandt-rachel-kowert
5. Birk, M. V., Mandryk, R. L. Control your game-self: How identity affects play style in games with character customization // Proceedings of CHI 2013. – С. 685–694. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.researchgate.net/publication/259643861_Control_Your_Game-Self_Effects_of_Controller_Type_on_Enjoyment_Motivation_and_Personality_in_Game

Введение

В современном мире социальные навыки становятся неотъемлемой частью успешной личной и профессиональной жизни. Однако традиционные способы их развития, такие как живое общение, кружки или совместные проекты, уступают место цифровым альтернативам. Видеоигры, особенно многопользовательские, становятся новой социальной платформой, в которой миллионы людей ежедневно взаимодействуют, сотрудничают и конкурируют.

Цель исследования: выявить, как многопользовательские видеоигры способствуют развитию социальных навыков и какие игровые механики этому способствуют.

Актуальность: в условиях цифровизации подростки всё чаще учатся взаимодействовать именно в виртуальной среде. Понимание того, как гейм-дизайн влияет на социальные навыки, поможет разрабатывать более полезные и развивающие игры.

Объект исследования: многопользовательские видеоигры различных жанров.

Предмет исследования: игровые механики, влияющие на развитие навыков общения, кооперации, лидерства и эмпатии.

Теоретическая часть

По данным исследования Kato (2010), игры становятся эффективным инструментом для обучения и развития благодаря вовлечению и эмоциональной вовлеченности [4, с. 115]. В многопользовательских играх игроки взаимодействуют в режиме реального времени, что требует от них эффективной коммуникации, умения решать конфликты и работать в команде.

Ключевые социальные навыки, развиваемые через игры:

1. Командная работа и кооперация. В командных играх (например, Overwatch, Apex Legends, Valorant) игроки обучаются распределению ролей, совместному планированию действий и взаимопомощи.

2. Коммуникация и слушание. Механики голосового и текстового чата (Among Us, Fortnite) тренируют навык выражения мыслей, аргументации и активного слушания.

3. Лидерство и принятие решений. В соревновательных играх с иерархией (например, Dota 2, League of Legends) формируются навыки принятия решений в условиях неопределенности, мотивации команды и разрешения конфликтов.

4. Эмпатия и социальная чувствительность. Игры с сильной нарративной составляющей и ролевыми элементами (It Takes Two, Sea of Thieves) способствуют развитию способности понимать чувства других.

Факторы, мешающие развитию:

1. Токсичное поведение. Неприятные комментарии, агрессия, кибербуллинг (часто в LoL, CS2) могут, напротив, негативно повлиять на социальные навыки и самооценку.

2. Отсутствие равноправия в команде. Игры с высоким порогом входа могут затруднить кооперацию между новичками и опытными игроками, создавая напряжённую атмосферу.

Таблица 1

Примеры игр

Игра

Жанр

Ключевые механики

Влияние на соц. навыки

Причина эффекта

It Takes Two

Кооперативное приключение

Совместное прохождение, синхронность действий

Положительное

Развитие доверия и координации

League of Legends

MOBA

Командная работа, но токсичное сообщество

Противоречивое

Развитие стратегии, но возможны конфликты

Among Us

Социальная дедукция

Общение, убеждение, блеф

Положительное

Тренировка общения и эмпатии

Minecraft Realms

Песочница

Совместное строительство, создание правил

Положительное

Свобода сотрудничества и творчества

CS2

PvP-шутер

Командная игра, соревновательность

Частично негативное

Высокий уровень токсичности

Рекомендации для гейм-дизайнеров

1. Создание позитивной среды общения
– Интеграция фильтров речи, системы репортов и наград за доброжелательное поведение.
– Механизмы подбора игроков по поведению, а не только по скилу.

2. Поддержка ролевого взаимодействия
– Игры должны давать игрокам возможность пробовать себя в разных ролях (лидер, помощник, защитник и т.д.).

3. Награды за кооперацию, а не индивидуальные достижения
– Повышение значимости командного результата.

4. Обучение через геймплей
– Интеграция мягких обучающих элементов: внутриигровые подсказки по взаимодействию, квесты на сотрудничество.

Заключение

Многопользовательские видеоигры могут стать эффективным инструментом развития социальных навыков при условии грамотного гейм-дизайна и поддерживающего сообщества.

Они формируют у игроков:

· способность к сотрудничеству,

· навыки коммуникации,

· эмпатию,

· лидерские качества.

Однако без управления токсичностью и перегрузки соперничеством игры могут дать и обратный эффект. Следовательно, важнейшая задача разработчиков — проектировать мультиплеер таким образом, чтобы он способствовал не только увлекательному игровому процессу, но и здоровому социальному взаимодействию.


Библиографическая ссылка

Хасанов А.Р. Развитие социальных навыков через многопользовательские видеоигры // Старт в науке. 2025. № 4. ;
URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=2509 (дата обращения: 02.08.2025).