ВВЕДЕНИЕ
«Каждый ребенок, подросток одарен,
способен преуспеть и в науке, и в
творчестве. Раскрытие его талантов – это
наша с вами задача, в этом – успех
России»
В.В.Путин
Каждый родитель, любящий своего ребёнка, страстно желает своему чаду стать успешным во взрослой жизни. То, что практически каждый человек талантлив, понятно из прошлой публикации «Как открыть свой талант». До поры, до времени талант находится в глубинах психики. Родителям, желающим помочь ребёнку пробудить талант, нужно придерживаться некоторых правил. Да, обычно родителям привычнее воспитывать детей, как воспитывали их самих. Тем более что такой стиль воспитания применялся к воспитанию и их родителей. В подавляющем большинстве семей применяется именно этот «традиционный» метод воспитания. В его основе лежит пресловутый «кнут и пряник». А на его основе – внешняя мотивация. Естественно всегда были небольшие девиации воспитания. Но, разве они оказывали решающее значение на результат воспитания? В итоге всегда торжествовала внешняя мотивация. Вот и получались послушные исполнители чужой воли, чужих приказов, чужого желания и прихоти. Люди без личной инициативы, ждущие приказа. Естественно, как всё в жизни не без исключений из этого правила. Но, эти исключения крайне редки и подтверждают правило.
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
Тем родителям, которые твёрдо решили помочь своему ребёнку отыскать свой талант, адресован этот «волшебный» алгоритм. Он создан для полноценной помощи родителям в организации продуктивного знакомства их ребёнка с особенностями окружающего мира. Важно, что бы такое знакомство всемерно способствовало отысканию ребёнком своего призвания. Напомним, что призвание это труд, работа, профессия, которая нравится человеку больше всего на свете. Он получает такое удовольствие от самого процесса любимого труда, что готов заниматься этим делом бесконечно долго. Нашедшему своё призвание и занимающемуся любимым делом, неведомы «выгорания», прокрастинация и банальная лень. Получаемые удовольствия от процесса любимого труда вызывают непреодолимое желание продолжать трудиться. В этом состоянии человек с лёгкостью постигает самые сложные технологии, науки, при условии что они и есть его призвание. Призвание превращает обычный труд в творчество, усиливая удовольствие. Вскоре творчество начинает перерастать во вдохновение. Открывается талант, начинаются озарения. Человек становится мастером и начинает создавать шедевры. На этом, наивысшем этапе развития, человек достигает состояния самореализации [1]. Это верхний уровень знаменитой пирамиды потребностей Абрахама Маслоу [1]. Достичь такого состояния можно только используя своё призвание. Вот реальный путь к гениальности. И основа всему этому совершенству – призвание.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИСЛЕДОВАНИЯ
Первое, что надо предпринять родителям – решиться воспринимать своего ребёнка взрослым человеком. Пусть пока обладающим малым жизненным опытом. Нужно видеть и уважать в ребёнке личность. Опыт – дело наживное. А ощущать себя личностью, свободной в действиях – залог отыскания своего призвания. Поначалу родителям трудно привыкнуть к такой мысли. Но, родители, имеющие большое желание помочь своему ребёнку достичь полноценного развития и раскрыть свой талант, вполне могут справиться с этой задачей [2].
МЕТОДИКА
Освоив это новое отношение к ребёнку, вполне можно начать расспрашивать своё чадо о мотивах его поступков. Особенно поступков взволновавших или вызвавших огорчение родителей. Тут всё делается по аналогии «разбор полётов» с взрослыми. Заранее предупреждаем, что часто родители бывают поражены полноценной логикой поступков своих отпрысков. И откуда у этих несмышлёнышей берётся такая полноценная логика? Вполне возможно, что в результате «разбора полётов» будут выявлены ошибки детей, возникшие от дефицита жизненного опыта или искажённого восприятия происшедшего. Тогда следует, без нажима, провести разъяснительную беседу. Она будет тем продуктивнее, чем полнее родители восприняли ребёнка личностью. После беседы рекомендуется составить устраивающее обе стороны «СОГЛАШЕНИЕ» [3].
Для этого рекомендуется обеим договаривающимся сторонам составить списки своих пожеланий и запретов для подобных случаев[3]. Тут всё делается без спешки. Пожелания и запреты требуется обдумать в течение нескольких дней, делая необходимые исправления. После такой доработки назначается встреча обоих договаривающихся сторон. На встрече происходит взаимное обсуждение желаний каждой стороны. В результате взаимного компромисса составляется черновой вариант будущего «СОГЛАШЕНИЕ». Он обдумывается несколько дней каждой стороной. О продолжительности обдумывания стороны договариваются по обоюдному согласию. После обдумывания и уточнения черновика «СОГЛАШЕНИЕ», составляется окончательный, устраивающий обе стороны вариант «СОГЛАШЕНИЕ». Согласованное «СОГЛАШЕНИЕ» оформляется на бумаге и подписывается договаривающимися сторонами. Утверждённый договор «СОГЛАШЕНИЕ» вывешивается на видном месте и неукоснительно выполняется договорившимися сторонами. При желании или необходимости такие договора могут заключаться на все спорные темы и происшествия.
Сам факт заключения серьёзного договора между родителями и ребёнком подымает престиж отпрыска в семье. А это важно для его самооценки. Уважительное отношение родителей к ребёнку является залогом доверия отпрыска к родителям. А полное доверие, особенно в подростковом возрасте, многого стоит[4].
Следующий шаг на пути к призванию. Родители позволяют ребёнку свободно пользоваться внутренней мотивацией[5;6]. Естественно выясняя, что повлияло на тот или иной выбор ребёнка. Так родители начнут замечать, какой труд больше нравится их ребёнку. Предпочтение труда напрямую зависит от величины получаемого удовольствия от самого трудового процесса. Тут роль родителей сводится к наблюдению. Что-либо рекомендовать - запрещается. Выбор может сделать только сам ребёнок. Пусть родителей не пугает самостоятельный выбор ребёнка[7]. Во-первых, он пока пробный. Во-вторых, лучше быть мастером в любимом деле и создавать шедевры, получая удовольствие, чем надрываться, заставляя себя выполнять противную, но денежную работу. Разве счастье измеряют деньгами?
Только получение удовольствия от самого процесса труда формирует истинное счастье.
ВЫВОДЫ
Полноценно используя эти два восхитительных метода, вы поможете своему ребёнку найти своё призвание. А это путь к жизненному успеху и счастью во взрослой жизни. В своём труде «Капитал», Карл Маркс утверждает «В науке нет широкой столбовой дороги, и только тот может достигнуть её сияющих вершин, кто, не страшась усталости, карабкается по её каменистым тропам» [8]. Это утверждение, справедливо для людей, живущих под внешней мотивацией. Разве можно, под внешней мотивацией, достичь небывалых высот в развитии? Разве можно, живя под внешней мотивацией найти своё призвание? Только когда человек находит своё призвание, перед ним открывается мир беспредельных возможностей. Под действием призвания, обычный процесс труда сопровождается удовольстием и превращается в творчество. Взаимно усиливая друг друга, удовольствие и творчество формируют вдохновение. Хорошо сформировавшееся вдохновение представляет собой интеллектуальный резонанс. Явление резонанса хорошо изучено в физике, когда мощность, в резонансе, достигает максимума. Аналогично при интеллектуальном резонансе человек начинает использовать свой мозг на 100%. Удовольствие достигает экстаза. Пробуждается талант, дремавший в глубинах психики, начинаются прорывы в познании, озарения. Человек становится мастером. Он начинает создавать шедевры. Иначе трудиться он уже не может. И всё это на базе призвания вызывающего удовольствие – главный двигатель прогресса.
Вот главная задача любящих и умных родителей. Найдя своё призвание, человек сам выберет подходящий ему институт и профессию. Он станет профессионалом высочайшего класса. И всё это от возможности, ещё в детские годы, полноценно использовать внутреннюю мотивацию.
Естественно, полностью исключить из процесса воспитания внешнюю мотивацию не представляется возможным. Но использовать такой вид мотивации, особенно приказы, нужно в случаях крайней необходимости.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Надеюсь вам понятно, что успех и счастье ваших детей в ваших руках. Сумеете вы себя изменить, выберете новый вид воспитания – успех вашего ребёнка во взрослой жизни обеспечен. Соблюдая эти условия, родители помогают открыть дверь, ведущую их ребёнка в изумительный мир призвания. Только отыскав своё призвание и занимаясь любимой работой, человек может выполнить свою миссию и наслаждаться полноценным счастьем. Чем больше будет гениев и умных людей в отечестве, тем выше будет авторитет и развитие страны.
Библиографическая ссылка
Субботин А.С. ПУТЬ К ТАЛАНТУ // Старт в науке. 2025. № 4. ;URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=2508 (дата обращения: 02.08.2025).