Цели: познакомить с литературной сказкой И. Токмаковой «Аля Кляксич и буква "А"»; обучать выразительному чтению с опорой на знаки препинания, творческому пересказу, пониманию характеров героев, главной мысли текста; развивать воображение, речь, память.
Планируемые результаты: учащиеся научатся выразительно читать вслух по слогам и целыми словами, передавая интонационно конец предложения; объяснять название произведения и по названию прогнозировать его содержание; описывать характер героев; определять главную мысль текста и соотносить ее с содержанием произведения; изображать героев с помощью жестов, мимики; отличать авторскую сказку от народной; пересказывать текст, самостоятельно придумывая его продолжение.
Оборудование: портрет И.П. Токмаковой, книга «Аля Кляксич и бук на "А"», текст для речевой разминки.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Дома вы пробовали себя в роли поэтов. У кого получились стихи о буквах? (Дети читают свои двустишия.)
III. Речевая разминка
— Прочитайте стихотворение.
Учебник
— Учитель у меня в портфеле!
— Кто? Быть не может! Неужели?
— Взгляни, пожалуйста! Он тут,
Его учебником зовут.
В. Берестов
— О каком учителе идет речь?
— Разве может быть учебник учителем? Объясните.
— Прочитайте стихотворение шепотом, громко.
— А сейчас прочитайте, играя голосом: первую строчку громко, вторую — тихо, третью — громко, четвертую — тихо.
— Прочитайте стихотворение выразительно.
IV. Актуализация знаний. Постановка целей урока
— Ребята, по первым звукам названий предметов прочтите спрятанное слово.(Работа в паре).
|
|
|
|
|
|
Ответ:сказка.
— А что такое сказка? Какие сказки вы знаете? Если помните автора, то назовите его.
Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением. А что это за произведение, мы выясним позже.
V. Работа по теме урока
— Откройте учебник на с. 9. Прочитайте, кто написал это произведение. (И. Токмакова.)
— Что вы знаете о ней?
Краткое знакомство с жизнью и творчеством И. Токмаковой
Ирина Петровна родилась 3 марта 1929 года в Москве. Отец Петр Мануков (Манукян) работал инженером-электротехником. Мама Лидия Дилигенская – по профессии педиатр, заведовала столичным «Домом подкидышей». Здесь на первом этаже и жила семья Мануковых, другого жилья попросту не было.
Девочка с самого детства была талантлива. К примеру, она имела непреодолимую тягу к знаниям. Она часами сидела в школьной библиотеке и с удовольствием читала как российских, так и зарубежных писателей и поэтов.
Поэзией в семье «болел» папа – очень любил творчество Пушкина. Часто сажал маленькую Иру на коленки и декламировал стихи. Отец и тетушка разговаривали с детьми и на русском, и на армянском. Наверное, поэтому языки давались Ирине легко. В школе с удовольствием учила немецкий, увлеклась английским. А еще девочке легко давалась рифма, и как-то незаметно для себя она стала писать стихи.
Выдающийся поэт – Самуил Маршак, открыл новую страницу в биографии Ирины Токмаковой. Детский поэт прочел в «Мурзилке» переводы детских стихов Ирины Токмаковой, позвонил и пригласил прийти.
А потом Самуил Яковлевич рекомендовал Ирину Токмакову в Союз писателей. К этому времени уже вышла ее первая книжка - сборник стихов «Деревья», иллюстрировал которую Лев Токмаков. Затем были «Времена года» (1962), «Звенелки» (1963). В 70-х появляются первые экранизации работ Ирины Токмаковой: мультфильмы «Загадочная планета» (по пьесе «Звездоход Федя», 1974), «Ростик и Кеша» (1979).
Полюбилась детям книга Ирины Токмаковой для детей, созданная совместно с мужем, – «Деревья». Она сразу стала классикой детской поэзии. Появилась и проза: «Аля, Кляксич и буква «А»», «Может, нуль не виноват?», «Счастливо, Ивушкин», «Сосны шумят», «И настанет веселое утро» и многие другие повести и сказки. Ирина Токмакова также переводит со многих европейских языков, таджикского, узбекского, хинди.
Ирина Токмакова - лауреат Государственной премии России, лауреат Российской литературной премии имени Александра Грина (2002).
Сын Василий Токмаков пошел по стопам матери, стал писателем, автором нескольких книг для дошкольников.
В 2010 году на 83-м году жизни муж, Лев Алексеевич, скончался. В этот же год Ирина Петровна потеряла сына. В последние годы жизни писательницу поддерживала единственная внучка Лидия.
Ирина Петровна Токмакова умерла 5 апреля 2018 года и похоронена рядом с супругом.
— Что вам особенно запомнилось из рассказа о писательнице?
VI. Физкультминутка
VII. Продолжение работы по теме урока.
(Чтение отрывка сказки «Аля Кляксич и буква "А"».)
— Все ли слова были вам понятны?
— Знаете ли вы, что такое клякса? Посмотрим в словаре. Клякса — бесформенное пятно краски или чернил.
— Какое впечатление произвело на вас начало книги?
— Каким вы представляете себе Кляксича? Подтвердите свой ответ текстом.
— Перечитайте текст о буквах.
— Прочитайте строчки, в которых говорится о букве Л.
— Какие еще приключения могут произойти с героями?
— Как вы думаете, сказка это или рассказ? Докажите свое мнение.
— В самом начале урока вы вспоминали сказки. Какие они бывают? (Ответы детей.)
— Если у сказки нет автора, то какая это сказка? (Народная.) А если у сказки есть автор, то такая сказка называется авторской, или литературной.
— Кто ее автор?
(На доске заполняется таблица.)
Народная сказка |
Авторская сказка
|
1. Автор — народ |
1. Автор — конкретное лицо (например, И. Токмакова). |
2. Первоначально создается в устной форме |
2. Создается в письменной форме. |
3. Существуют в нескольких вариантах |
3. Внесение изменений в содержание не допускается. |
4. Время создания определить невозможно |
4. Время написания известно. |
5. Бывает следующих жанров: волшебная, бытовая, о животных |
5. Не ограничивается определенным жанром, может быть фантастической |
- Перечитайте отрывок так, чтобы передать характер героев.
- Какая у нас девочка Аля? (Старательная.)
- А какой характер у буквы X? (Она добрая, переживает за то, что происходит.)
- Про Кляксича мы уже говорили. Какой он?
- Подумайте и скажите, какова главная мысль сказки.
Разыгрывание отрывка по ролям
VIII. Рефлексия
- Скажите, что у вас сегодня нам уроке получалось хорошо, легко? А что не получалось? Почему?
IX. Подведение итогов урока
- Как называется; произведение, которое мы читали на уроке?
- Назовите автора. Что вы о нем узнали?
- Как вы поняли главную мысль сказки?
Домашнее задание
Перечитать сказку и подготовить ее пересказ, придумав самостоятельно продолжение.
Библиографическая ссылка
Самойленко Т.Н. КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ НА ТЕМУ: И. ТОКМАКОВА «АЛЯ, КЛЯКСИЧ И БУКВА "А"» // Старт в науке. 2025. № 3. ;URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=2506 (дата обращения: 04.10.2025).