Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ НА ТЕМУ: И. ТОКМАКОВА «АЛЯ, КЛЯКСИЧ И БУКВА "А"»

Самойленко Т.Н. 1
1 ГБОУ СОШ №2 п.г.т. Усть - Кинельский г.о. Кинель Самарской области
конспект урока
литературное чтение
1 класс
"школа россии"
1. Кутявина С.В., «Контрольно-измерительные материалы. Литературное чтение. 1 класс, Москва «Вако», 2020 г.
2. Стефаненко Н. А., «Литературное чтение. Методические рекомендации. 1 класс», Москва «Просвещение», 2023 г.
3. Ульянова И.С. «Поурочные разработки по литературному чтению» к «УМК Л.Ф.Климановой и др.» («Школа России»), 1 класс, Москва «Вако», 2023 г.

Цели: познакомить с литературной сказкой И. Токмаковой «Аля Кляксич и буква "А"»; обучать выразительному чтению с опорой на знаки препинания, творческому пересказу, понима­нию характеров героев, главной мысли текста; развивать вообра­жение, речь, память.

Планируемые результаты: учащиеся научатся выразительно читать вслух по слогам и целыми словами, передавая интона­ционно конец предложения; объяснять название произведения и по названию прогнозировать его содержание; описывать характер героев; определять главную мысль текста и соотносить ее с содержанием произведения; изображать героев с помощью жестов, мимики; отличать авторскую сказку от народной; пересказывать текст, самостоятельно придумывая его продолжение.

Оборудование: портрет И.П. Токмаковой, книга «Аля Кляксич и бук на "А"», текст для речевой разминки.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Дома вы пробовали себя в роли поэтов. У кого получились стихи о буквах? (Дети читают свои двустишия.)

III. Речевая разминка

— Прочитайте стихотворение.

Учебник

— Учитель у меня в портфеле!

— Кто? Быть не может! Неужели?

— Взгляни, пожалуйста! Он тут,

Его учебником зовут.

В. Берестов

— О каком учителе идет речь?

— Разве может быть учебник учителем? Объясните.

— Прочитайте стихотворение шепотом, громко.

— А сейчас прочитайте, играя голосом: первую строчку гром­ко, вторую — тихо, третью — громко, четвертую — тихо.

— Прочитайте стихотворение выразительно.

IV. Актуализация знаний. Постановка целей урока

— Ребята, по первым звукам названий предметов прочтите спрятанное слово.(Работа в паре).

 

t1666484002aa.jpg

t1666484002ab.jpg

t1666484002ac.jpg

t1666484002ad.png

t1666484002ae.jpg

t1666484002af.jpg

Ответ:сказка.

— А что такое сказка? Какие сказки вы знаете? Если помните автора, то назовите его.

Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением. А что это за произведение, мы выясним позже.

V. Работа по теме урока

— Откройте учебник на с. 9. Прочитайте, кто написал это про­изведение. (И. Токмакова.)

— Что вы знаете о ней?

 

Picture background

 

Краткое знакомство с жизнью и творчеством И. Токмаковой

Ирина Петровна родилась 3 марта 1929 года в Москве. Отец Петр Мануков (Манукян) работал инженером-электротехником. Мама Лидия Дилигенская – по профессии педиатр, заведовала столичным «Домом подкидышей». Здесь на первом этаже и жила семья Мануковых, другого жилья попросту не было.

Девочка с самого детства была талантлива. К примеру, она имела непреодолимую тягу к знаниям. Она часами сидела в школьной библиотеке и с удовольствием читала как российских, так и зарубежных писателей и поэтов.

Поэзией в семье «болел» папа – очень любил творчество Пушкина. Часто сажал маленькую Иру на коленки и декламировал стихи. Отец и тетушка разговаривали с детьми и на русском, и на армянском. Наверное, поэтому языки давались Ирине легко. В школе с удовольствием учила немецкий, увлеклась английским. А еще девочке легко давалась рифма, и как-то незаметно для себя она стала писать стихи.

Выдающийся поэт – Самуил Маршак, открыл новую страницу в биографии Ирины Токмаковой. Детский поэт прочел в «Мурзилке» переводы детских стихов Ирины Токмаковой, позвонил и пригласил прийти.

А потом Самуил Яковлевич рекомендовал Ирину Токмакову в Союз писателей. К этому времени уже вышла ее первая книжка - сборник стихов «Деревья», иллюстрировал которую Лев Токмаков. Затем были «Времена года» (1962), «Звенелки» (1963). В 70-х появляются первые экранизации работ Ирины Токмаковой: мультфильмы «Загадочная планета» (по пьесе «Звездоход Федя», 1974), «Ростик и Кеша» (1979).

Полюбилась детям книга Ирины Токмаковой для детей, созданная совместно с мужем, – «Деревья». Она сразу стала классикой детской поэзии. Появилась и проза: «Аля, Кляксич и буква «А»», «Может, нуль не виноват?», «Счастливо, Ивушкин», «Сосны шумят», «И настанет веселое утро» и многие другие повести и сказки. Ирина Токмакова также переводит со многих европейских языков, таджикского, узбекского, хинди.

Ирина Токмакова - лауреат Государственной премии России, лауреат Российской литературной премии имени Александра Грина (2002).

Сын Василий Токмаков пошел по стопам матери, стал писателем, автором нескольких книг для дошкольников.

В 2010 году на 83-м году жизни муж, Лев Алексеевич, скончался. В этот же год Ирина Петровна потеряла сына. В последние годы жизни писательницу поддерживала единственная внучка Лидия.

Ирина Петровна Токмакова умерла 5 апреля 2018 года и похоронена рядом с супругом.

— Что вам особенно запомнилось из рассказа о писательнице?

VI. Физкультминутка

VII. Продолжение работы по теме урока.

(Чтение отрывка сказки «Аля Кляксич и буква "А"».)

— Все ли слова были вам понятны?

— Знаете ли вы, что такое клякса? Посмотрим в словаре. Клякса — бесформенное пятно краски или чернил.

— Какое впечатление произвело на вас начало книги?

— Каким вы представляете себе Кляксича? Подтвердите свой ответ текстом.

— Перечитайте текст о буквах.

— Прочитайте строчки, в которых говорится о букве Л.

— Какие еще приключения могут произойти с героями?

— Как вы думаете, сказка это или рассказ? Докажите свое мнение.

— В самом начале урока вы вспоминали сказки. Какие они бывают? (Ответы детей.)

— Если у сказки нет автора, то какая это сказка? (Народная.) А если у сказки есть автор, то такая сказка называется автор­ской, или литературной.

— Кто ее автор?

(На доске заполняется таблица.)

Народная сказка

Авторская сказка

 

1. Автор — народ

1. Автор — конкретное лицо (на­пример, И. Токмакова).

2. Первоначально создается в уст­ной форме

2. Создается в письменной форме.

3. Существуют в нескольких вариантах

3. Внесение изменений в содер­жание не допускается.

4. Время создания определить невозможно

4. Время написания известно.

5. Бывает следующих жанров: вол­шебная, бытовая, о животных

5. Не ограничивается определен­ным жанром, может быть фан­тастической

 

 

- Перечитайте отрывок так, чтобы передать характер героев.

- Какая у нас девочка Аля? (Старательная.)

- А какой характер у буквы X? (Она добрая, переживает за то, что происходит.)

- Про Кляксича мы уже говорили. Какой он?

- Подумайте и скажите, какова главная мысль сказки.

 

Разыгрывание отрывка по ролям

 

VIII. Рефлексия

- Скажите, что у вас сегодня нам уроке получалось хорошо, легко? А что не получалось? Почему?

IX. Подведение итогов урока

- Как называется; произведение, которое мы читали на уроке?

- Назовите автора. Что вы о нем узнали?

- Как вы поняли главную мысль сказки?

Домашнее задание

Перечитать сказку и подготовить ее пересказ, придумав само­стоятельно продолжение.


Библиографическая ссылка

Самойленко Т.Н. КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ НА ТЕМУ: И. ТОКМАКОВА «АЛЯ, КЛЯКСИЧ И БУКВА "А"» // Старт в науке. 2025. № 3. ;
URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=2506 (дата обращения: 04.10.2025).