Методическое пособие «ЭкоИгротека» написано в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, современными методиками и технологиями, что позволяет проводить занятия по экологии интересно и эффективно. Методические разработки экологических игр могут быть использованы классными руководителями, учителями-предметниками, учителями начальной школы на уроках, во внеурочной деятельности, при проведении классных часов, а так же во время работы в школьном летнем лагере.
В последнее время всё больше внимания уделяется экологическому воспитанию. Формирование ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. В начальной школе закладываются основы экологической культуры. Цель воспитания экологической культуры: развитие гуманного отношения к природе. Экологическое воспитание мы осуществляем через игровую деятельность. Детство – это не только самая счастливая и беззаботная пора в жизни человека, это пора становления будущей личности. Поэтому так важны для ребенка умные, полезные игры, которые развивают, воспитывают и приучают к здоровому образу жизни, экологическому поведению в окружающем мире. Игра – это особая форма освоения действительности путем ее воспроизведения, моделирования. «Игра имеет большое значение в жизни ребёнка, практически то же, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре» [2 с.235]. В своей практике мы используем настольные, дидактические, интерактивные, сюжетно-ролевые, подвижные и другие игры. В данном методическом пособии мы представляем игры, разработанные нами.
Игра-викторина «Мой край – любовь моя и гордость»
Цель: формирование условий для приобщения обучающихся к культурному наследию народов Ульяновской области.
Планируемые результаты:
Личностные УУД: положительное отношение к малой родине.
Регулятивные УУД: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Коммуникативные УУД: лидерство и согласование действий с командой; построение речевых высказываний, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Познавательные УУД: выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска.
Описание этапов подготовки и проведения игры:
1. Подготовительный этап: разработка заданий, подготовка игрового поля, карточек-заданий
2. Организационный: формирование команд, выбор капитана команды
3. Игровой этап: знакомство с правилами игры, проведение игры.
4. Заключительный этап: подведение итогов, награждение участников.
Ход игры
1. Организационный этап. Вводная беседа.
- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по родному симбирскому краю с известным персонажем народных сказок, который является сказочным символом Ульяновской области – Колобком. Колобку поставлен памятник (фото), который находится в городе Ульяновске на улице Урицкого. Во время нашего путешествия вы покажете, насколько хорошо вы знаете свой родной край.
2. Основной этап. Игра.
Правила игры:
Перед вами находится игровое поле, которое разделено на 7 секторов. Каждый сектор имеет свой цвет.
Карточки с вопросами раскладываются текстом вниз на соответствующих цветовых секторах игрового поля. Каждая команда по очереди передает под музыку игрушку Колобок. После того, как музыка остановилась, игрок, у которого в руках остался Колобок, определяют номер сектора поля. Выбирает карточку и отдает другой команде. Другая команда читает вопрос, а соперники отвечают. Если верный ответ, то карточка остается у них. Если ответ неверный, то карточку кладут на свободный 7 сектор. В конце игры карточки подсчитываются. Побеждает тот, кто набрал больше карточек, т.е. дал больше правильных ответов.
Сектор «Растения» (оранжевый)
1)Это растение – одно из чудес Ульяновской области и занесено в Красную книгу России. Тонколистное растение с ярко-красными цветками. Он стал прототипом аленького цветочка в сказке С.Т. Аксакова. В селе Радищево проходит праздник этого цветка. (Пион тонколистный).
2)Беленькие горошки на зелёной ножке. Это растение широко распространено в Ульяновской области. Имеет 2 больших широких листа и стебель. На верхушке – соцветие из маленьких белых цветов в виде колокольчиков. Имеет приятный запах, но ядовит. (Ландыш)
3)Растение из семейства кувшинковых, цветки белого цвета, которые открываются и закрываются в определённое время, высота – 150 см, обитает в водоёмах со стоячей медленно текущей водой, плоды созревают под водой.
(Кувшинка чисто-белая).
4)Растение, выращенное из семечка, которое зацветает первый раз на 18 году, высота – 15-50 см, само название растения связано с названием обуви, а названо в честь богини любви и красоты. (Венерин башмачок).
Сектор «Животные» (зелёный)
1) Зверёк бурый, неуклюжий. Он не любит зимней стужи. До весны в норе глубокой посреди горы широкой сладко спит себе зверёк, а зовут его… (сурок)
2) Вот язычок, открытый рот, всех укусить готова я, потому что я… (змея)
3) Дикий зверь тропой бежит, то как хрюкнет, завизжит.
С ним детишек караван, этот зверь лесной - …(кабан)
4) Известно, степи его дом. И он хозяин просто в нём! Хоть кругом и красота, но такая высота!!! Нет, хозяин не боится с высоты большой скатиться – два могучие крыла у короля степи… (орла)
Сектор «Великие люди Симбирска» (голубой)
- Главное достояние нашего края – люди, живущие и работающие здесь. Давайте вспомним наших земляков, известных не только в России, но и за её пределами.
1) Знаменитый русский писатель родился в Симбирске. В Ульяновске центральная улица носит его имя. Там же находится единственный в России музей – Дом-памятник ему. (Иван Александрович Гончаров)[1 с. 12]
2)Знаменитый русский литератор, журналист и историк. Он помогал сиротам и больным. Одна из больниц и библиотека в нашем городе носят его имя. В центре города есть памятник писателю, а рядом сквер, названный в его честь. (Николай Михайлович Карамзин) [1 с. 29]
3) Художник, живописец, получил образование в Симбирском духовном училище. Его именем в Ульяновске назван бульвар, ему сооружён памятник. В селе Прислониха на основе его дома создан музей. (Аркадий Александрович Пластов) [1 с. 34]
4)Русский писатель, описывал природу и быт Симбирской губернии. Прототипом его сказки является редкое растение Ульяновской области – пион тонколистный. (Сергей Тимофеевич Аксаков) [1 с. 8]
Сектор «Памятники природы» (фиолетовый)
1) В Железнодорожном районе г. Ульяновска есть памятник природы, истории и культуры. Это островок старинного леса, в котором сохранились фрагменты реликтового липово-дубравного урочища: Сенгилеевские горы; Шиловская лесостепь; Винновская роща.
2) Памятник природы, расположен в Ленинском районе г. Ульяновска, в конце ул. Федерации, выходит в овраге в виде двух ключей. С ним связана романтическая легенда о несчастной любви. Сегодня он является единственным сохранившимся истоком реки Симбирки: Маришкин родник; Винновская роща; Парк «Новое поколение».
3) Этот памятник природы находится в Старомайнском лесничестве. Именно здесь очень много гнёзд Орланов-белохвостов, занесённых в Красную книгу России: Маришкин родник; Берег орланов; Шиловская лесостепь.
4) Памятник природы расположен в Сенгилеевском районе возле села Тушна. Там расположено много нор сурков. Меловые обнажения причудливой формы нависают над оврагами, в виде снежных гор. Это место ещё называют «Ульяновской Швейцарией»: Сенгилеевские горы; Никольская гора; Скрипинские кучуры.
Сектор «Богатства нашего края» (красный)
-Мы побывали в прошлом Симбирского края, вспомнили знаменитых земляков, прославивших наш край. А сейчас мы проверим, знаете ли вы, чем богата наша Ульяновская земля. 1) Если встретишь на дороге, то увязнут сильно ноги. А сделать миску или вазу, она понадобится сразу. (Глина)
2) Покрывают им дороги, улицы в селении, а ещё он есть в цементе. сам он – удобрение. (Известняк) 3)Очень нужен детворе, он на дорожках во дворе, он на стройках и на пляже, он в стекле расплавлен даже. (Песок) 4) Помнит камень, что когда-то был он грубый, угловатый. Но под ласковой волной нрав у камня стал иной. Камень сделался послушным гладким, круглым, добродушным. (Симбирцит)
Сектор «Колесо истории» (жёлтый). Отправимся в прошлое родного края.
1) В каком году был основан Симбирск (1812 г., 1648 г., 1943 г.) 2) В 1864 г. на Симбирск обрушилось бедствие, которое длилось 9 дней. Что это? (Пожар, наводнение, оползни) 3) Назовите имя нашего земляка Героя России, который погиб, защищая детей в г. Беслан. Ему установлен памятник в центре Ульяновска. (Е. Пугачёв, И.С. Полбин, Д. Разумовский) 4) В 1943 году у деревни Чернушки свой подвиг совершил наш земляк, воспитанник Ивановского детского дома, ставший Героем Советского Союза. (С. Шолмов, А. Матросов, Д. Карбышев)
3. Заключительный этап. Подводятся итоги игры-викторины. Подсчитывается количество карточек у каждой команды. Команда победителей награждается грамотой. Все участники получают сладкий приз – колобок.
Игра-путешествие «Сенгилеевские горы»
Цель: закрепить полученную информацию про Сенгилеевские горы;
через игру познакомить других учащихся с национальным парком «Сенгилеевские горы».
Планируемые результаты:
Личностные УУД: желание приобретать знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению. Регулятивные УУД: уважительно относиться кчленам команды иих мнениям, умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата. Коммуникативные УУД: выражать себя, свою точку зрения; участвовать вгрупповых формах работы— обсуждениях, обмене мнениями.
Познавательные УУД: умение выбирать, анализировать, систематизировать иинтерпретировать информацию, оценивать ее надежность идостоверность.
Описание этапов подготовки и проведения игры:
1. Подготовительный этап
- разработка вопросов, подготовка игрового поля, карточек-заданий
2. Организационный: формирование команд, выбор капитана команды
3. Игровой этап: знакомство с правилами игры, проведение игры
4. Заключительный этап: подведение итогов, награждение участников
Ход игры
После посещения экологической тропы «По следам сурка» в Национальном парке «Сенгилеевские горы» мы составили игру-путешествие, которую так и назвали «Сенгилеевские горы».
Правила игры.
Игроки выстраивают свои фишки на «Старт», бросают кубик по очереди и продвигают свою фишку вперёд по игровому полю на столько шагов, сколько очков выпало на кубике. Если в конце фишка остановилась на кружке другого цвета, игрок поступает следующим образом: Красный– привал, игроки выполняют задания на карточках из конверта. Вопросы готовят дети и учитель. Привал 1. Символика. Привал 2. Растения. Привал 3. Животные. Привал 4. География гор. Привал 5 . Правила поведения.
В конвертах 8 вопросов. Вытягивают любой вопрос и отвечают.
Если ответ правильный, фишка передвигается вперёд на 1шаг. Если неправильный ответ, то фишка передвигается назад на 1 шаг.
Жёлтый– перемещает фишку по стрелке вперёд
Коричневый– перемещает фишку по стрелке назад.
В игре принимают участие 2-4 человека или 2 команды. Побеждает тот, кто первым дойдет до финиша (остановится на последнем кружке или пройдет его).
В комплект входят: Игровое поле (размером 1м х 1,5м) на 26 ходов, 4 фишки, кубик 1-6, правила игры. Игровое поле можно разместить на столе, классной доске или даже на полу.
Игра «Что? Где? Когда?»
Цель: формирование интереса к познанию и поиску новой информации
Личностные УУД: содействовать пониманию значимости расширения своего кругозора. Метапредметные УУД: коммуникативные- содействовать сотрудничеству обучающихся внутри малой группы в поиске необходимой информации; познавательные- формировать умения обучающихся отвечать на вопросы на основе представленной информации; регулятивные- способствовать выполнению обучающимися заданного плана действий. Предметные: формировать умение обучающихся работать с разными источниками информации.
Оборудование: конверт-копилка, игровое поле, волчок, конверты с вопросами, клубок ниток, презентация.
Ход занятия
1 этап. Организационно-мотивационный.
Задачи: создание психологического комфорта.
-Сегодня с нами играет команда учащихся…(Учитель называет фамилии и имена игроков. Учащиеся заходят под музыку, образуют «Орлятский круг», берутся за руки и произносят слова приветствия «Мы – команда Знатоки шлем наш пламенный привет! И от всей души желаем нам знать правильный ответ»). Учитель приглашает команду за игровой стол.
2 этап. Целеполагание.
Задачи: содействие включенности команды в активное участие в занятии. Учитель проводит для ребят интеллектуальную разминку, в которую входят 4 загадки. Слова-отгадки прикрепляет на доску.
1.Кругом вода, а с питьем - беда. (море)
2.Как не петляет, где не бродит, все ж к морю синему подходит;
Пускай дорога не легка, но не заблудится….. (река)
3. Должен ответить дружок без труда: что меньше моря, а больше пруда? (озеро)
4. Он без рук, он без ног, из земли пробиться смог,
Нас он летом в самый зной ледяной поит водой. (родник)
Дети отгадывают загадки. (Море. Река. Озеро. Родник)
-Как можно слова-отгадки назвать одним словом? (Водоёмы)
- Поэтому тема нашей игры «Водоёмы Ульяновской области»
3 этап. Организация совместной деятельности.
Задачи: формирование чувства команды; мотивация обучающихся на победу. Учитель организует игру «Что? Где? Когда?», которая состоит из 6 раундов.
Игра проходит по аналогии с телевизионной игрой. Крутится волчок, выбирается вопрос. Вопросы задают орлята из других классов, президент школы, родители, учителя. Ведущий на экране показывает верный ответ, на табло фиксируется счёт каждого раунда.
1 раунд. Против Знатоков играет зам. директора по УВР…
«Это одна из крупнейших рек на Земле и самая большая в Европе. Берет начало на Валдайской возвышенности, впадает в Каспийское море». Команда обсуждает и дает ответ (Волга). Счет становится… (табло)
2 раунд. Вопрос задают орлята 4 класса в футболках с логотипом «Орлята»
-Уважаемые знатоки. Отгадайте ребус (рис. 1). Как называется река-правый приток Волги. Она протекает в Ульяновской области и Татарстане. (Свияга)
3 раунд. Против Знатоков играет эрудит 3 класса…
«Это белемниты (показывает) – группа вымерших головоногих моллюсков, окаменевшие остатки которых широко встречаются на территории Ульяновской области. Какое название они получили в Поволжье? (Чертовы пальцы.) Счет становится… (табло)
Музыкальная пауза - исполняют песню группы «Весёлые ребята» «Хочу всё знать я досконально с детских лет..»
4 раунд. Вопрос задает мама игрока….(видео вопрос)
«Здравствуйте, уважаемые Знатоки. Ответьте на мой вопрос. В Николаевском районе Ульяновской области есть Белое озеро. Свое название оно получило за исключительно чистую воду и белый песок на дне. В Ульяновске есть озеро с противоположным названием. Оно входит в природный охраняемый комплекс экологический парк. Как называется это озеро?» (Черное озеро).
5 раунд. Против Знатоков играют орлята 2 класса…Уважаемые Знатоки. Мы приготовили для вас шараду. Разгадайте ее, желаем удачи.
«Я глубока и полноводна и вся страна гордится мной.
А впереди союз приставишь, и стану птицей я лесной». (Иволга)
Черный ящик. Под музыку вносят черный ящик. В черном ящике находится то, чем знаменит Ундоровский источник – памятник природы. (Вода Волжанка).
6 раунд. Вопрос задает наставник, президент школы…
«Какая речка в Ульяновской области носит название рыбы?» (Сельдь)
4 этап. Рефлексия, обсуждение результатов. Задачи: подведение итогов.
Игра закончилась со счетом…Мы поздравляем вас с победой. Просим написать в копилку Эрудита чем важна для вас совместная работа в команде. (Учитель организует работу с конвертом-копилкой эрудита. Дети записывают на листочках ответы и вкладывают в конверт-копилку эрудита).
5 этап. Эмоциональное завершение занятия.
Задачи: позитивное завершение дела. Учитель предлагает ребятам сделать «Паутинку благодарности» и сказать друг другу добрые слова. Дети благодарят за знания, за совместную работу в команде и передают клубок ниток.
Приложение
Игра-путешествие «Сенгилеевские горы»
Игра-викторина «Мой край – любовь моя и гордость»
Игра «Что? Где? Когда?»
Библиографическая ссылка
Гордеева И.В., Ковалева Т.Б. ЭКОИГРОТЕКА. (МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ В ПОМОЩЬ ШКОЛЬНОМУ УЧИТЕЛЮ) // Старт в науке. 2025. № 3. ;URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=2496 (дата обращения: 13.06.2025).