Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

ГЕЙМ-ДИЗАЙН КАК ИНСТРУМЕНТ СНИЖЕНИЯ СТРЕССА: АНАЛИЗ МЕХАНИК И ИХ ВЛИЯНИЯ НА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ИГРОКОВ

Хасанов А.Р. 1
1 МАОУ Школа №147
видеоигры
снятие стресса
психология
игровой дизайн
эмоциональная регуляция
1. Russoniello, C. V., O’Brien, K., & Parks, J. M. The effectiveness of casual video games in improving mood and decreasing stress // Journal of CyberTherapy and Rehabilitation. – 2009. – Vol. 2, № 1. – С. 5–10 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.researchgate.net/publication/289131468_The_effectiveness_of_casual_video_games_in_improving_mood_and_decreasing_stress
2. Granic, I., Lobel, A., Engels, R. C. M. E. The benefits of playing video games // American Psychologist. – 2014. – Vol. 69, № 1. – С. 66–78 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.apa.org/pubs/journals/releases/amp-a0034857.pdf
3. Birk, M. V., Mandryk, R. L. Control your game-self: How identity affects play style in games with character customization // Proceedings of the 2013 ACM Annual Conference on Human Factors in Computing Systems (CHI). – 2013. – С. 685–694 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.researchgate.net/publication/259643861_Control_Your_Game-Self_Effects_of_Controller_Type_on_Enjoyment_Motivation_and_Personality_in_Game
4. Kato, P. M. Video games in health care: Closing the gap // Review of General Psychology. – 2010. – Vol. 14, № 2. – С. 113–121 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.apa.org/pubs/journals/releases/gpr-14-2-113.pdf

Введение

Современное общество сталкивается с постоянными стрессовыми нагрузками, вызванными ускоренным темпом жизни, профессиональными перегрузками и социальным давлением. В этом контексте видеоигры выступают как потенциальный инструмент психологической разгрузки. Несмотря на критику относительно их негативного влияния, современные исследования демонстрируют терапевтический потенциал игр [1, с. 5].

Цель исследования: выявить ключевые элементы игрового дизайна, снижающие уровень стресса у игроков, и проанализировать примеры игр с различным психологическим воздействием.

Актуальность: растущая популярность видеоигр как средства для снятия стресса требует понимания, какие игровые механики и художественные решения способствуют релаксации, а какие, напротив, вызывают напряжение.

Объект исследования: цифровые видеоигры различных жанров.
Предмет исследования: игровые механики, визуальные и звуковые элементы, нарративные структуры и социальные аспекты, влияющие на уровень стресса игроков.

Теоретическая часть

Современные исследования в области психологии и игрового дизайна подтверждают значительное влияние видеоигр на эмоциональное состояние. Согласно работе Granic et al. (2014), игры способствуют развитию когнитивной гибкости и эмоциональной регуляции — ключевых факторов в управлении стрессом [2, с. 12].

Механизмы снижения стресса в играх:

1. Погружение и эскапизм: игры с открытым миром (например,The Legend of Zelda: Breath of the Wild) позволяют игрокам отвлечься от повседневных тревог.

2. Ритмические и повторяющиеся действия: такие игры, какTetrisилиMinecraft, способствуют состоянию, близкому к медитации.

3. Эстетика и звуковой дизайн: успокаивающая музыка и визуальная гармония (Gris,Abzû) снижают уровень тревожности.

4. Социальное взаимодействие: кооперативные игры (Animal Crossing,It Takes Two) улучшают настроение за счет позитивного общения.

Механики, повышающие стресс в играх:

1. Прерывание погружения и ограничение свободы: игры жесткими ограничениями (например, Dark Souls) не позволяют игрокам расслабиться, постоянно держа их в напряжении.

2. Хаотичные и непредсказуемые действия: такие игры, как Getting Over It или QWOP, вызывают раздражение из-за отсутствия плавного игрового процесса.

3. Дисгармоничная эстетика и звуковой дизайн: резкая музыка и неприятная визуальная стилистика (Silent Hill, Scorn) повышают уровень тревожности.

4. Токсичное социальное взаимодействие: конкурентные игры (League of Legends, Rust) провоцируют стресс за счет негативного общения и агрессивной среды.

Таблица 1

Примеры игр

Игра

Жанр

Ключевые механики

Влияние на стресс

Причина эффекта

ABZÛ

Подводный исследователь

Плавание, красивая графика, расслабляющая музыка

Снижение (релаксация)

Эффект погружения

A Short Hike

Приключенческая

Свобода исследования, отсутствие давления

Снижение (релаксация)

Чувство свободы

League of Legends

MOBA (PvP)

Токсичное комьюнити, зависимость от тиммейтов

Повышение (фрустрация)

Конфликты, чувство беспомощности

Dark Souls

Хардкорный экшен-RPG

Жесткие наказания за смерть, высокая сложность

Повышение (фрустрация)

Фрустрация, давление

Stardew Valley

Ферма-симулятор

Неторопливый геймплей, творчество

Снижение (релаксация)

Чувство контроля, рутина

Рекомендации и выводы

На основе анализа психоэмоционального воздействия игровых механик и особенностей визуального и аудиодизайна, можно выделить ряд рекомендаций для геймдизайнеров, стремящихся создать игры, способствующие снижению стресса и улучшению эмоционального состояния игроков:

1. Создание атмосферы безопасности и контроля: Игры должны обеспечивать ощущение стабильности: отсутствие чрезмерных наказаний, свобода выбора и возможности для неспешного исследования мира снижают уровень тревожности. Игровой процесс должен быть предсказуемым, но при этом увлекательным.

2. Использование успокаивающей эстетики: Мягкая цветовая палитра, плавные анимации и минималистичный визуальный стиль помогают создать расслабляющее впечатление от игры. Важно избегать резких визуальных эффектов и чрезмерной детализации, вызывающей сенсорную перегрузку.

3. Аудиодизайн с акцентом на релаксацию: Звуковое сопровождение должно включать спокойную фоновую музыку, звуки природы или ненавязчивые эффекты. Использование динамической аудиосистемы, адаптирующейся под действия игрока, способствует лучшему погружению и снижению эмоционального напряжения.

4. Механики повторения и творчества: Механизмы, основанные на цикличности (фермерство, строительство, ритмические задачи), помогают достичь состояния "потока". Также положительное влияние оказывает возможность самовыражения: настройка персонажа, создание объектов или мира.

5. Поддержка социального взаимодействия: Игры с кооперативными или ненасильственными мультиплеерными режимами могут способствовать укреплению социальных связей и снижению чувства одиночества. Важно обеспечить безопасность коммуникации: фильтрация токсичных высказываний, удобные инструменты для общения.

6. Гибкость игрового процесса: Возможность настроить уровень сложности, отключить стрессовые элементы или пройти игру в собственном темпе помогает адаптировать опыт под разные психоэмоциональные состояния игроков.

Заключение

Проведенное исследование подтверждает, что видеоигры обладают значительным потенциалом в сфере эмоциональной регуляции и снижения уровня стресса. Особую роль в этом процессе играют:

· грамотно спроектированные игровые механики,

· эстетическая составляющая (графика, звук),

· возможность для творчества и свободы действий.

Игры, вызывающие стресс, как правило, используют ограничивающие или непредсказуемые механики, а также создают напряженную социальную атмосферу. В то же время, проекты с упором на исследование, расслабляющий геймплей и эмоциональное взаимодействие способны оказывать положительное влияние на психику игрока.

Таким образом, геймдизайн может выступать не только средством развлечения, но и эффективным инструментом поддержки ментального здоровья. Дальнейшие исследования в данной области могут помочь разработчикам более осознанно подходить к созданию игр, ориентированных на благополучие игроков.


Библиографическая ссылка

Хасанов А.Р. ГЕЙМ-ДИЗАЙН КАК ИНСТРУМЕНТ СНИЖЕНИЯ СТРЕССА: АНАЛИЗ МЕХАНИК И ИХ ВЛИЯНИЯ НА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ИГРОКОВ // Старт в науке. 2025. № 3. ;
URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=2494 (дата обращения: 13.06.2025).