Введение
В 2022 году я пошла в первый класс. В наш класс набрали одних девочек. Нас стали обучать по «Методике здоровьесберегающих технологий в школе» по методу профессора Владимира Филипповича Базарного.
Буквально через несколько недель мы отложили в сторону обычные шариковые ручки и уже больше года пользуемся только перьевыми.
Как только мои одноклассницы узнали про мое исследование, то они решили мне помочь в моей работе. Помогли провести опрос для набора статистики, который потом подтвердил мою гипотезу. На диаграмме 1 приведены результаты опроса в моем классе.
Диаграмма 1
В моем опросе участвовало 25 человек. По результатам опроса мы можем сделать определенный вывод – подавляющему большинству моих одноклассниц нравится писать перьевой ручкой.
Когда в школе учились мои бабушки и дедушки, то они пользовались металлическим пером на деревянной ручке и чернилами в чернильнице. Мои родители в школе писали шариковыми ручками. И мне стало интересно, почему мы все же возвращаемся к перьевому письму? И я решила взяться за это исследование.
Тема: «От уголька до шариковой ручки. И почему мы все же возвращаемся к перьевому письму?»
Гипотеза: Перьевая ручка способствует формированию красивого почерка.
Цель: Сравнить письменные принадлежности разных эпох.
Задачи:
1. Изготовить древние письменные принадлежности на основе описаний из научной литературы.
2. Провести эксперименты по применению различных письменных принадлежностей.
3. Выявить особенности использования письменных принадлежностей.
4. Оформление результатов исследования.
Объект исследования: Образцы текстов, написанных различными инструментами для письма.
Методы исследования: Изучение исторической и справочной информации, проведение экспериментов, сравнительный анализ полученных результатов.
Практическая значимость: Результаты исследования позволят школьникам оценить, какой большой путь люди прошли в поисках лучшего приспособления для письма.
Основная часть
Раздел 1. История приспособлений для письма
1.1. Для чего нужна письменность?
Сегодня без письменных принадлежностей очень трудно представить нашу жизнь, так как именно с их помощью мы записываем важную информацию, ставим подписи на документах.
Письменность для людей - один из основных способов коммуникации, передачи своих знаний, мыслей, эмоций, всего накопленного опыта. Произведения литературы, научные исследования, исторические документы - все это сохранилось до наших времен, потому что было когда-то зафиксировано в виде текста. Меня заинтересовали письменные принадлежности прошлого. Я решила проследить весь путь развития инструментов для письма - от древности до наших дней. Причем не только проследить, но и повторить и попробовать ими писать.
Какие же инструменты для этого использовались раньше и какие применяются сейчас?
1.2. Глиняные таблички
Раньше всего человек выбивал какие-то изображения на камнях. Но это очень сложный способ. Развивался язык, увеличивалась необходимость обмениваться информацией.
Жители Древней Месопотамии считаются авторами первой письменности - клинописи. Они фиксировали информацию на глиняных табличках: пока материал был еще мягким, на него наносились символы. Таблички были круглыми или квадратными, часто размером 5х5 см.[5]
«Пером» служила палочка, которая вырезалась из тростника и имела треугольное сечение, из-за чего знаки получались похожими на клинья. Она могла быть деревянной, бронзовой или костяной. Её называли грифелем или стилусом.
Таблички оказались надежным хранилищем - благодаря найденным во время раскопок глиняным табличкам мы довольно много узнали об истории цивилизаций Междуречья и быте жителей этого региона. [4]
1.3. Папирус
В Египте в третьем тысячелетии до нашей эры из тростникового растения научились делать папирус. Он выглядел как очень длинные полосы шириной 30-40 см. Папирус свёртывали в рулон – свиток. И так хранили. Папирус был тоже недорогим материалом для письма, поэтому он долго использовался людьми. [9]
Есть упоминания, что на папирусе писали чернилами с помощью кисточки, но чаще писали заострённой палочкой, окуная её в чернила.
В арабских странах такая палочка из тонкого тростника называлась калам. Калам делают из камыша, бамбука, стеблей зрелой пшеницы и риса. Каламом рисовали такие великие художники как Рембрандт и Боттичелли. И его продолжают использовать современные художники-графики. [10]
Чернила египтяне делали из смеси золы от сжигания корней папируса и камеди - клейкого сока акации.
1.4. Пергамен (пергамент)
Во 2 веке до нашей эры, в Пергаме научились делать листы для письма из кожи животных - пергамен. Выделывать пергамен было сложно, он стоил очень дорого. Зато писать на пергамене можно с двух сторон, его можно сгибать, можно осторожно счищать написанное ножом и писать снова. [7]
Сначала по пергамену писали теми же приспособлениями, что и по папирусу. Потом изобрели бумагу. Это вызвало необходимость поиска другого письменного приспособления - для более тонкого и быстрого письма. Калам заменили гусиным пером. Его тоже особым образом затачивали, расщепляли надвое острый кончик, чтобы чернила лучше ложилось на поверхность пергамена.
При письме пёрышко быстро затуплялось (истиралось), его надо было поправлять - очинять. Для этого был приспособлен специальный острый ножик - перочинный.
1.5. Бумага
Есть два мнения: бумагу изобрели в Китае в первом веке нашей эры; впервые бумагу из тряпья сделали арабы в восьмом веке. В 12 веке бумага стала производиться в Европе. «На первых порах бумага была рыхлой, не очень прочной, сероватого или желтоватого цвета». Но со временем качество росло.
В 1803 году было изобретено металлическое перо для ручки. Для письма необходимы были ещё чернильницы и сосуды с мелкотолчёным песком для посыпания свеженаписанного текста, чтобы быстрее сохли чернила. Была так же изобретена чернильница-непроливайка, которую можно было носить с собой в портфеле.
Позже появились чернильные ручки со специальным резервуаром для чернил внутри самой ручки (поршневые, с резиновой гармошкой, резиновым кончиком как у пипетки, со сменным чернильным картриджем). Ручку заранее заправляли чернилами, и можно было писать ею, пока чернила внутри не закончатся. [8]
В 1938 году венгерский журналист Ладисло Биро попробовал писать густыми чернилами, которыми печатают газеты. Он приспособил трубочку с крошечным шариком в наконечнике стержня. Водя по бумаге, мы вращаем шарик, и он захватывает чернила, оставляя след на бумаге. Так появилась шариковая авторучка.
1.6. «Виртуальное письмо»
Сейчас можно и вообще не брать ручку в руки. Есть клавиатура компьютеров, кнопки у мобильных телефонов. Можно набирать любой текст, печатать на листах через принтер или посылать СМС. Но специалисты говорят, что навык писать от руки - серьёзная вещь для развития нашего мозга с самых ранних лет. И утратив это умение, мы что-то утратим в своём развитии.
Раздел 2. Практическая часть
В период развития письменных принадлежностей люди использовали великое множество приспособлений для письменности. Я решила попробовать основные приспособления, которые смогу раздобыть. По результатам моих исследований будут выявлены плюсы и минусы каждой письменной принадлежности. Написание экспериментальной фразы будет написано письменными принадлежностями в соответствии с той или иной исторической эпохой.
Экспериментальная фраза, которую мы будем воспроизводить при написании различными письменными принадлежностями, созвучна с названием темы муниципального этапа: «Я - исследователь».
Определим для себя основные критерии сравнения письменных принадлежностей:
- удобство при письме;
- скорость письма;
- аккуратность и красота написанного текста;
- длительность использования чернил (пасты).
2.1. Глина и палочка для клинописи
Для проведения нашего опыта необходимы следующие материалы:
- природная глина или ее заменитель;
- стилус для клинописи;
- обозначение букв или слогов для клинописи.
Природную глину найти не удалось, поэтому возьмем глину для творчества. При длительном нахождении на воздухе она затвердевает. Их деревянной палочки дедушка вырезал мне стилус. С одной стороны заострил в виде отвертки, а с другой в виде клина. На рисунке 1 представлен алфавит клинописи.
Рисунок 1 Алфавит клинописи
Из глины сделали табличку для нанесения надписи. При нанесении надписи «Я - исследователь» обнаружилось, что в таблице отсутствуют буквы «о» и «е». Отсутствующие буквы нанесем в виде вертикального знака «I».
На фото 1 представлена готовая табличка и стилус.
Фото 1. Табличка и стилус
В таблице 1 представлены выводы эксперимента:
Таблица 1
Преимущества |
Недостатки |
- легко исправлять ошибки пока глина сырая; - легкий и удобный стилус. |
- сложность изготовления таблички; - грязные руки при написании письма; - стилус залипает в глине и тяжело вытаскивается; - хрупкие таблички требуют бережного отношения. |
2.2. Папирус и калам
Для проведения нашего опыта необходимы следующие материалы:
- папирус;
- чернила;
- палочка из тростника (камыша);
- таблица египетских иероглифов.
Полоску натурального папируса отрезали от картинки, которую папа привез много лет назад из Египта. Чернила для эксперимента взяли обычные для перьевой ручки. Для изготовления палочки калама применяли тростник или камыш. Из камыша папа вырезал палочку для письма.
На рисунке 2 представлены египетские иероглифы, адаптированные под кириллицу.
Рисунок 2. Египетские иероглифы
При нанесении надписи «Я - исследователь» обнаружилось, что в таблице иероглифов отсутствуют «ь» мягкий знак. Нанесение знаков проводилось без пробелов, знаков препинаний. Так делалось в ту историческую эпоху.
На фото 2 представлен папирус с текстом «Я - исследователь», выполненный с помощью иероглифов.
Фото 2. Папирус и калам
В таблице 2 предоставлены выводы эксперимента:
Таблица 2
Преимущества |
Недостатки |
- недорогой материал для письма; - прочный, не рвется; - экологически чистый; - папирус является легким материалом. |
- сложность в изготовлении палочки (калама); - папирус материалне водостойкий.
|
2.3. Бумага и гусиное перо
Для проведения нашего опыта необходимы следующие материалы:
- гусиное перо;
- чернильница;
- бумага.
Этот эксперимент тоже труден при подготовке. Необходимо подготовить перо к началу письма. Для этого надо перо помыть, прокалить стержень пера в горячем песке, правильно очинить перо. Это очень трудоемкие мероприятия. [12]
Мы решили приобрести готовое гусиное перо, чтобы суметь по достоинству оценить преимущества и недостатки его.
Держать в руках перо не очень удобно, потому что оно тоненькое – непривычно.
При письме гусиным пером все линии, выводившиеся справа налево, снизу вверх, овалы и прочее, даются с трудом.
Гусиным пером можно писать лишь на хорошей плотной бумаге.
В таблице 3 предоставлены выводы эксперимента:
Таблица 3
Преимущества |
Недостатки |
- перо дает возможность контролировать толщину и насыщенность линии; - писать гусиным пером комфортно и удобно; - позволяет создавать различные штрихи в зависимости от угла наклона пера и давления на бумагу - использование способствует развитию мелкой моторики рук и координации движений. |
- необходимо часто затачивать и соблюдать правильную заточку; - брызги чернил при неправильном пользовании пером; - ломкость пера. |
2.4. Бумага и металлическое перо на деревянной ручке
Для проведения нашего опыта необходимы следующие материалы:
- металлическое перо на деревянной ручке;
- чернила;
- бумага.
Я писала металлическим пером на деревянной ручке, которым мой дедушка писал еще в школе. Этой ручке более 60 лет.
В таблице 4 предоставлены выводы эксперимента:
Таблица 4
Преимущества |
Недостатки |
- стальные перья были изготовлены из прочного материала.
|
- из-за острого наконечника, стальные перья могут представлять опасность при использовании; - использование стальных перьев требует некоторой привыкания и мастерства; - при написании стальное перо царапает бумагу. |
2.5. Бумага и перьевая ручка
Для проведения нашего опыта необходимы следующие материалы:
- перьевая ручка;
- чернила;
- бумага.
При проведении исследования я пользовалась своей перьевой ручкой, которой пишу постоянно в школе.
В таблице 5 предоставлены выводы эксперимента:
Таблица 5
Преимущества |
Недостатки |
- перо скользит по бумаге очень легко и свободно, без нажима; - экономичность в пользовании чернилами при сравнении с шариковыми стержнями; - перо помогает формировать правильный, хороший почерк; - перьевую ручку можно подобрать под индивидуальные предпочтения: настроить толщину и упругость пера, форму и материал ручки. |
- чернила могут подсохнуть и требуется время, чтобы ручку расписать.
|
2.6. Бумага и шариковая ручка
Для проведения нашего опыта необходимы следующие материалы:
- шариковая ручка;
- бумага.
При проведении исследования я пользовалась обычной шариковой ручкой.
В таблице 6 предоставлены выводы эксперимента:
Таблица 6
Преимущества |
Недостатки |
- сохнут мгновенно; - ручкой можно очень быстро писать; - шарик мягко идёт по поверхности листа. |
- во время письма приходится сильно надавливать на ручку; - шариковые ручки все одинаковы, различие только в чернилах; - шариковой ручкой можно писать только в вертикальном положении или под углом к горизонтальной поверхности; - иногда шарик оставляет грязный след. |
На фото 3 представлена экспериментальная надпись «Я - исследователь», выполненная с помощью письменных принадлежностей различных эпох.
Фото 3. Написание различными письменными принадлежностями
2.7. Результаты экспериментов
В процессе проведения экспериментов я пробовала писать различными письменными принадлежностями. Предпочтение я отдаю перьевой ручке. Достоинств у нее гораздо больше.
Перо скользит по бумаге очень легко и свободно, без нажима. С экономической стороны перьевая ручка гораздо дешевле в обслуживании, чем шариковая. Сама ручка стоит дороже, чем шариковая. Но чернила для перьевой ручки стоят гораздо дешевле, чем покупка стержней или новых шариковых ручек.
Перьевую ручку можно подобрать под индивидуальные предпочтения: настроить толщину и упругость пера, форму и материал ручки.
Перьевая ручка требует уход за собой. Надо закрывать колпачок, чтобы не засохло перо. Но это элемент бережного отношения к письменной принадлежности.
По моему опыту я могу сказать, что даже качество бумаги не сильно влияет на качество письма перьевой ручкой.
Мой папа на работе пользуется перьевой ручкой.
Моя сестра Людмила в прошлом году пошла в первый класс. Она тоже стала писать в школе перьевой ручкой..
Заключение
Как только ребенок начинает писать формируется его личный почерк и характер. Сам процесс написания перьевой ручкой улучшает координацию и концентрацию ребенка. К сожалению, шариковые ручки это предложить не могут. Шарик бежит по бумаге на много быстрее, поэтому ребенок не успевает осмыслить то, что он делает. А значит и формирование характера, благодаря письму не происходит.
Александр Сергеевич Пушкин при написании своих произведений любил рисовать чернилами главных героев на полях своих черновиков. На рисунке 3 представлена иллюстрация Пушкина к «Сказке о золотом петушке».
Рисунок 3. Иллюстрация к «Сказке о золотом петушке»
На рисунке 4 представлена иллюстрация Пушкина к роману «Дубровский»
Рисунок 4. Иллюстрация к роману «Дубровский»
«Энергосберегающее» письмо пером лучше развивает моторные навыки ребенка: дети быстреезапоминают буквы и слова, это развивает их мозговую деятельность, память. [2] На рисунке 5 представлены преимущества письма перьевой ручкой.
Рисунок 5. Преимущества письма перьевой ручкой
Когда ребенок осваивает письмо, он получает удовольствие от этого процесса. Когда он видит, что у него получаются красивые буквы, у него повышается самооценка. Для детей это очень важно. [1]
Существует мнение, что владельцы перьевой ручки приобретают ее для имиджа. Это в корне не верно!
В мире много известных людей: президентов, политиков, писателей и других, которые пользуются при письме перьевой ручкой. Кстати, Президент России Владимир Владимирович Путин тоже предпочитает писать перьевой ручкой. У него их несколько штук.
Почерк - это зеркало души. Он подчеркивает и раскрывает нашу индивидуальность.
Библиографическая ссылка
Глущенко С.М. ОТ УГОЛЬКА ДО ШАРИКОВОЙ РУЧКИ. И ПОЧЕМУ МЫ ВСЕ ЖЕ ВОЗВРАЩАЕМСЯ К ПЕРЬЕВОМУ ПИСЬМУ? // Старт в науке. 2025. № 3. ;URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=2493 (дата обращения: 21.05.2025).