Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

ПУТЬ К ТАЛАНТУ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ

Субботин А.С. 1
1 Пенсионер
талант
найти
подростку
взрослому
1. Современная психология мотивации Леонтьев Д.А. 2002
2. Ryan Richard M., Deci Edward L.Self-Determination Theory: Basic Psychological Needs in Motivation, Development, and Wellness University of Rochester Press, 2004
3. Психология мотивации достижения Тамара Гордеева
4. Мотивация учебной деятельности школьников и студентов. Тамара Гордеева.
5. Абрахам Маслоу «Мотивация и личность». 3-е изд. / Пер. с англ. — СПб.: Питер, 2019
6. Зигмунда Фрейда «По ту сторону принципа удовольствия», — СПб.: 1920

ВВЕДЕНИЕ

«Каждый ребенок, подросток одарен,
способен преуспеть и в науке, и в
творчестве. Раскрытие его талантов – это
наша с вами задача, в этом – успех
России»
В.В.Путин

Анализ жизни и деятельности великих людей подводит к мысли, что для раскрытия своего таланта нужно обязательно найти своё призвание. Напомним, что призвание — это работа, труд, профессия, которая нравятся человеку так сильно, что он занимается ими с огромным удовольствием. В процессе любимого труда человек получает такое удовольствие, что нет возможности остановиться. Удовольствие растёт вместе с компетентностью, взаимно усиливая друг друга.

Если думаешь на год вперед – посади семя.
Если думаешь на десятилетия вперед, - посади дерево.
Если думаешь навек вперед, воспитай человека
Восточная мудрость

Педагогика, на современном этапе, провозглашает главной целью - развитие личности ребенка[1]. Все люди от рождения достойны счастья. Безусловно, нежеланный ребёнок имеет меньше шансов стать счастливым, но возможность есть даже у него. Счастье человека имеет несколько составляющих. Остановимся на составляющей «найти и выполнять своё призвание». Что означает – выполнять «своё призвание»? Когда человек делает «своё дело - призвание», он получает от этого огромное удовольствие. Человек постоянно находится в поиске «Как лучше и продуктивнее это выполнить». Такое желание формирует удовольствие от самого процесса занятия «своим делом - призванием». Тут нет места «выгоранию», банальной лени. Даже если человеку требуется некоторый отдых, то и, отдыхая, он с удовольствием размышляет о том, как ещё можно улучшить результаты своей любимой деятельности. Именно получение удовольствия от деятельности – есть главный стимул к самосовершенствованию, саморазвитию, желание познать свою профессию как можно лучше[6]. Если человек выбрал рабочую профессию как призвание – он стремиться достичь высочайшего мастерства в своём деле. Если призванием выбран путь в науку – познать как можно больше в выбранной области исследования. Отсюда рабочий создаёт строительные шедевры, а учёный мировые открытия. И нет предела их совершенствованию в выбранном деле, хотя, как известно, абсолютное совершенство достичь невозможно. Вот такая интересная получается закономерность[2]. Все другие варианты жизненного пути, можно обозначить как «чужое дело». Само название такого жизненного пути – «чужое дело», даёт понять, что обязательно будут проблемы, отсутствие желания трудиться, апатия и, главное – отсутствие наслаждения от самой деятельности.
Юношество – период становления человека. Именно в это время, когда зарождаются и крепнут истоки его творческих сил и способностей, должны быть созданы все условия для развития этих задатков[3]. Поэтому большое внимание в дополнительном образовании обращается на то, что бы обучение и воспитание молодых людей было ориентировано на их творческую самореализацию, так как она является движущей силой общественного развития.

Главным средством работы с молодежью является совместная организаторская и творческая деятельность детей и взрослых[4].

Одной из таких социальных форм работы является активизация поиска «своего пути - призвания». Это творческий проект, в котором, под руководством психолога, подростки занимаются активным поиском «своего пути - призвания». Работа проводится в форме свободной дискуссии. Поднимаются и рассматриваются вопросы активной и успешной деятельности во взрослой жизни. Психолог, обобщает высказанные мысли участников, корректирует их и способствует совместному отысканию ответов на возникшие коллективные вопросы.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

Создание условий самореализации творческих, лидерских, организаторских способностей[3]. Способствование наиболее полному проявлению индивидуальных, творческих и профессиональных возможностей личности, направленных на создание творческого продукта, имеющего такие компоненты, как когнитивный, ценностный и художественно-творческий.

Задачи:

· сформировать мотивацию у подростков к поиску наиболее желанного вида деятельности «свой путь». Это достигается через их участие в специально организованных дискуссиях;

· сформировать у подростков ответственное отношения к самостоятельному принятию решений. И принятию на себя последствий такого решения. Это ведёт к формированию реальной самостоятельности подростка;

· активизировать скрытые возможности и резервы психики подростка;

· оказать помощь в формировании главной цели и, при необходимости, промежуточных целей.

Реализация проекта позволяет:

1. Помочь подростку осознать реальные условия и перспективы успешности во взрослой жизни[3]. Создавать оптимальные условия для самореализации и реализации потенциальных способностей, таланта подростков;

2. Объединять детей в совместную творческую деятельность;

3. Тесно сотрудничать с различными организациями (образовательными, культурными, социальными).

Структура творческой самореализации подростков состоит из основных компонентов:

· когнитивный (самопознание личности как субъекта развития),

· ценностный, (направленность на самопознание и самосовершенствование),

· творческий (творческая самостоятельность),

· целеустремлённый (формирование и реализация цели и смысла деятельности).

Новый подход позволяет применять теоретически обоснованные методы самореализации, использовать инновационные, традиционные и комбинированные технологии самореализации личности[3].

Курс рассчитан на подростков от 16 лет и старше. Он включают в свою программу реальное знакомство с современными профессиями и короткие новеллы, повествующие о достижениях людей нашедших своё призвание, «свой путь», «сделавших себя».

Цель исследования показать, какие возможности открывает перед подростками нахождение своего призвания.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИСЛЕДОВАНИЯ

Ориентируясь на желания президента, мы разработали курс открытия таланта для подростков 16+. Пришло время познакомить желающих подростков и взрослых с технологией, как раскрыть свой талант. Основа непреодолимого желания развиваться, саморазвиваться, двигаться вперёд в познании базируется на удовольствии от самого процесса любимого труда. Ещё Зигмунд Фрейд утверждал, что все великие свершения, сооружения, открытия были выполнены на основе удовольствия[6]. Если сам процесс любимого труда наполняет человека удовольствием, то он готов бесконечно долго наслаждаться радостью и восторгом от познания нового, открытий, озарений. Занимаясь анализом творчества гениев (Менделеев, Чайковский, Тесла, Ньютон, Достоевский, Толстой и другие) мы пришли к выводу, что призвание даётся человеку аналогично внутренней мотивации — изначально. Всего лишь надо своё призвание найти. Вот тогда и откроется талант.
Призвание, позволяет человеку достигнуть верха пирамиды потребностей Маслоу. Наступает состояние самоактуализации (Self-actualization)[5]. В этом состоянии просыпается талант. Начинаются прорывы в познании, озарения. Удовольствие от самого процесса труда достигает экстаза. Оттенки удовольствия постоянно меняются. Разве таким удовольствием можно пресытиться?

МЕТОДИКА

Рабочий процесс протекает в шесть этапов:

1. Формирования мотивации, готовности и желания отыскать «свой путь - призвание». Это самый главный и ответственный этап. Очень часто подростки ещё не осознали такой необходимости. Они приучены, с детства, к внешней мотивации[2]. Подростки привыкли, что всё за них решают взрослые. Главная задача здесь, сформировать у подростков убеждение, что в наступающей взрослой жизни, можно достичь реального успеха, только если не только принимать твёрдые решения и выполнять их, но и учитывать, что все последствия таких решений лягут на их плечи. Часто, даже если решение принял сам подросток, то негативные последствия такого решения, подросток привык перекладывать на взрослых. В результате определённой работы психолога, у подростка формируется понимание, что в наступающей взрослой жизни именно он будет и принимать решения и, также нести за них ответственность. Иначе он так и останется «маменькиным сынком» - какая же это взрослая жизнь? Если продолжать «держаться за мамину юбку»? Сформировав такое понимание, можно переходить к формированию мотива отыскания «своего пути - призвания»;

2. Используя сформированный мотив, приступаем к оценке возможного приложения своих способностей и возможностей в трёх укрупнённых блоках человеческой деятельности: «военные», «гражданские», «свободные профессии»;

3. Когда, в процессе коллективной дискуссии каждый сделал свой прикидочный выбор, начинаем, в форме коллективного обсуждения, исследовать возможное, более узкое направление будущей профессии являющейся призванием. К примеру, военных специальностей много, и подросток самостоятельно выбирает желаемую специальность. После этого проводится коллективная дискуссия по каждому индивидуальному выбору. В результате, происходит уточнение выбора и его конкретизация;

4. Следующий этап выбора направления «свой путь - призвание» - принятие решения, играть роль лидера или исполнителя в выбранном направлении. Это нужно для формирования адекватного восприятия своих сил и возможностей. Соотнесения своих желаний с реальными возможностями формирует правильный выбор [3]; Этот этап самостоятельной работы подростка над уточнением направления «свой путь - призвание». Подросток самостоятельно отыскивает в интернете сайты, содержащие информацию о профессиях в современном обществе. Тут он выбирает реальную профессию, соответствующую выбранному направлению «свой путь - призвание». После этого проводится коллективная дискуссия по обсуждению выбранных индивидуальных направлений.

Оканчивается курс индивидуальной работой психолога с подростками по формированию цели жизни. Часто цель разбивается на подцели – своеобразные этапы достижения главной цели жизни. Определяются критерии достижения выбранной цели[4].

ВЫВОДЫ

После завершения курса, а часто в процессе его освоения, подросток начинает реально знакомиться с выбранной профессией. В результате теоретической и практической составляющих курса, уточняется и формируется именно нужный «жизненный путь - призвание». Если человек начинает свой путь во взрослой жизни по правильно выбранному направлению «жизненный путь - призвание», то успех в жизни ему гарантирован. Самое интересное, что в таком случае стимулом достижения наилучшего результата деятельности является не материальное вознаграждение, а получение удовольствия от процесса деятельности и её результатов[6]. Материальное вознаграждение, конечно, будет, но не оно стимулирует стремление саморазвиваться и самосовершенствоваться.

Технология самореализации подростков в процессе поиска деятельности «жизненный путь призвание» включает пять этапов:

1. подготовительный, когда в процессе коллективной дискуссии, у подростков формируется стимул и желание поиска призвания;

2. начальный, когда подростки под руководством психолога делают выбор будущей деятельности из укрупнённых блоков человеческой деятельности;

3. уточняющий этап, когда коллективно обсуждаются виды деятельности, выбранные каждым подростком самостоятельно;

4. завершающий этап, когда под руководством психолога формулируется главная цель и промежуточные цели;

5. практический, когда подросток самостоятельно начинает знакомиться с выбранной профессией на практике.

Подготовительный, начальный и основной этапы занимают по срокам 1- 2 месяца. Далее практический этап по срокам реализации занимает большую часть. Хотя из практики - сроки реализации у всех индивидуальные. Одному достаточно 4 – 5 занятий, другому и года мало. Естественно тут сказывается значение выбранной цели и уровень общего развития подростка. Так великолепному повару для становления МАСТЕРОМ требуется гораздо меньше времени, чем учёному трудящемуся над познанием законов Мироздания.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Приведённый выше алгоритм рассчитан на педагогов-психологов, работающих в школах. Кому, как не им, полноценно заниматься воспитанием будущих достойных членов нашей страны? Естественно тут всё по личному желанию подростков. Насильно в Рай не зовут. Да, этот метод требует от педагога-психолога некоторой настойчивости, желания и стремления. Естественно ведущую роль в успехе такого обучения играет наличие призвания к профессии у педагога-психолога.
Кроме того, этот курс особенно показан для подростков из проблемных семей. А так же для подростков, содержащихся в колонии. Те из них, кто найдёт, с помощью психолога-наставника своё призвание, бескомпромиссно встанут на путь исправления, бесповоротно отказавшись от криминала. Разве человек променяет удовольствие от любимой работы, заслуженный материальный достаток и уважение окружающих на криминал?
Подводя итог нужно отметить, что приведённый алгоритм является обобщённым. Это естественно. Ведь каждый ребёнок — личность. Разве найдётся второй идентичный индивид? Тут как в каждом деле есть свои тонкости и психологические приёмы. Будет желание педагогов-психологов, познакомим их с тонкостями. Ведущим стимулом к успеху всегда является желание и удовольствие.


Библиографическая ссылка

Субботин А.С. ПУТЬ К ТАЛАНТУ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ // Старт в науке. 2025. № 3. ;
URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=2485 (дата обращения: 28.04.2025).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674