Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ ВО 2-М КЛАССЕ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДИКИ ФОНИКСОВ (JOLLY PHONICS) СЬЮ ЛЛОЙД И САРЫ ВЕРНЕМ

Коблова Н.С. 1
1 МОУ "Бородино" г. Подольск
обучение чтению на английском языке
2 класс
метод фониксов
"весёлая фонетика"
1. Sue Lloyd, Sarah Wernham, Christopher Jolly, Jolly Phonics Workbook - UK.: Jolly Learning Ltd,1995.
2. Sue Lloyd, Sarah Wernham, Jolly Phonics Асtivity book - UK.: Jolly Learning Ltd, 2010.
3. Sue Lloyd, Sarah Wernham, Christopher Jolly, Jolly Phonics Readers - UK.: Jolly Learning Ltd, 2019.
4. https://4brain.ru/blog/ текст-с-перемешанными-буквами-в-словах/
5 https://ru.wikipedia.org/wiki/ Орфография_русского_языка

В английском языке настолько трудное написание слов, что люди зачастую запоминают только первую и последнюю букву в слове. Поэтому англичанам и удается читать, несмотря на запутанность их спеллинга. В Великобритании и США проводятся национальные конкурсы по спеллингу. Например, в США проходят ежегодные национальные конкурс (Spelling Bee). Он начинается с местных соревнований в школах среди детей от 6 до 15 лет. Победители соревнуются на городских и местных конкурсах от штата, в результате отбираются участники для национального конкурса. Он спонсируется англоязычными периодическими изданиями и образовательными фондами. Победитель получает денежный приз. Зачастую обыватели неграмотно пишут слова, совершая нелепые ошибки [1].

В английском менее десятка правил правописания. Например, в популярной грамматике «English Grammar in Use» (Intermediate),издательства Cambridge University Press, всего 6 правил. Для сравнения, орфография русского языка, в соответствии со справочником «Правила русской орфографии и пунктуации», насчитывается почти 400 правил правописания.

Попробуйте прочитать текст, приведенный ниже. Этот текст содержит слова с перемешанными буквами.

По рзеузльаттам илссоевадний одонго анлигсйокго унвиертисета, не иеемт занчнеия, в каокм проякде рсапжоолены бкувы в солве. Галовне, чотбы преавя и пслонедяя бквуы блыи на мсете. осатьлыне бкувы мгоут селдовтаь в плоонм бсепордяке, все-рвано ткест чтаитсея без побрелм. Пичрионй эгото ялвятеся то, что мы не чиаетм кдаужю бкуву по отдльенотси, а все солво цлиеком [4].

Наверняка, вам удалось без особых трудностей прочитать все, что написано выше, несмотря на то, что буквы в словах переставлены местами. Как написано в самом тексте, причиной тому является тот факт, что мы читаем не каждую букву в отдельности, а все слово целиком. Поэтому перепутанные буквы в словах не мешают нам понимать смысл прочитанное. Мы можем прочитать текст с перемешанными в словах буквами, а наш мозг мгновенно расставляет все по своим местам.

Неудивительно, что у английских и американских школьников возникают большие трудности в обучении чтению. Что привело к созданию более эффективного метода, чем все ранее существующие-«Jolly Phonics» («Веселая фонетика»).

Это игровая методика обучения маленьких детей и младших школьников чтению, письму и разговорной речи на английском, помогающая с первого занятия увлечь ребенка чтением и работой с буквами и звуками. При ежедневных занятиях по этой методике ребенок может бодро читать на английском уже через 3-6 месяцев.

Авторы «Веселой фонетики», Сьюзан Ллойд и Сара Вернхам - преподаватели начальных классов школы Woods Loke г. Лоустофт в Англии приблизили метод обучения чтению в английском к славянским языкам, в которых одна буква соответствует одному, максимум двум звукам (буквы Е, Ё, Ю, Я в русском обозначают 2 звука- Е - [й'э],Ё - [й'о],Ю - [й'у],Я - [й'а].) [5].

История создания «Веселой фонетики», начинается с разработки программы Сьюзан Ллойд в 1977 году для обучения небольшой группы детей в её школе, которые не могли освоить программу чтения «Look and Say», популярную в 70-х годах в Великобритании.

В рамках научно-исследовательского проекта этих детей учили внимательно прислушиваться к звукам в словах и идентифицировать их с буквами. В результате ученики, у которых ранее наблюдались трудности в чтении и письме, достигли значительных улучшений в своих способностях. К концу года учителя были уверенны, что эти дети теперь опережают привычную программу обучения на год вперёд. Это было подтверждено стандартизированным тестом техники чтения.

После многих лет преподавания таким методом, Сью Ллойд встретила Кристофера Джолли (управляющий директора Jolly Learning Ltd) на конференции в 1989 году. После нескольких лет исследований и тренингов, Крис пригласил Ллойд и Вернхам составить учебник The Phonics Handbook, который был опубликован в 1992 году [2].

Они создали этот курс для легкого и быстрого усвоения детьми английских звуков и букв. Программа мгновенно получила признание преподавателей и стала использоваться в начальном образовании и в лингвистических школах по всему миру. В отличие от изучения слов по виду и форме, фониксы помогают ученикам развить навык, позволяющий понять, как читать почти любое слово на английском. Детей учат соответствиям между звуками (фонемами) и буквами, учат идентифицировать и сочетать отдельные звуки букв и комбинации, чтобы составить слово.

В английском, согласно Википедии 62 фонемы (дословно: «..хотя современный английский алфавит содержит 26 букв, английская орфография является одной из самых сложных в мире, поскольку согласно самым современным исследованиям 1120 графем используются для передачи звучания 62 фонем [1]., которые имеют 90 способов написания». Изучение фониксов позволяет эффективно усвоить наибольшее их количество с минимальными усилиями и с помощью простых инструкци. Программа «Веселая фонетика» сократила количество изучаемых фонем до 42.

Принципы системы:

1) Изучение звуков.

2) Изучение буквообразования.

3) Слияние звуков.

4) Идентификация звуков в словах.

5) Правописание сложных слов.

6) Звук - действие

7) Каждая буква изучается не по её алфавитному названию, а по звуку, который эту букву представляет. Такая тактика в произношении поможет при слиянии звуков для формирования слов. Названия букв должны последовать на более позднем этапе.

8) Буквы не должны вводиться в алфавитном порядке. С помощью первой группы букв (s, a, t, i, p, n) проще составлять более лёгкие слова. По этой причине эта группа рассматривается первой. Буквы “b” и “d” помещены в разные группы во избежание путаницы.

9) Методика имеет отличительную особенность - введения жестов к каждому фониксу. Показывая ребенку букву или буквосочетание, он может быстро и правильно назвать звук и, одновременно, воспроизвести действие, которое относится к этому звуку. Например, звук /s/ передается с помощью взмаха руки в воздухе, напоминающего змею (рис. 1).

Рис. 1 Имитация змеи

Данный метод по природе близок детям: начиная читать, они пытаются произносить слова по буквам, соединяя их вместе. Возможно, поэтому метод фониксов нравится детям [3].

Набор Jolly Phonics состоит из семи тетрадей, подающих материал по мере возрастания сложности:

42 звука, 7 групп

1

s, a, t, i, p, n

2

ck, e, h, r, m, d

3

g, o, u, l, f, b

4

ai, j, oa, ie, ee, or

5

z, w, ng, v, oo, OO

6

y, x, ch, sh, th, TH

7

qu, ou, oi, ue, er, ar

Тетради №1 и 3 - гласные и согласные звуки, обозначаемые одной буквой.

Тетрадь №2 - гласная и согласные звуки, обозначаемые одной буквой и звук /k/,передаваемый буквосочетанием сk .

Тетрадь № 4 - диграфы и дифтонги (ae, ai, oa, ee и т.д.).

Тетради №5 - согласные звуки, обозначаемые одной буквой, одно буквосочетание (blending)-ng и дифтонг oo.

Тетради №6 - согласные звуки, обозначаемые одной буквой и буквосочетания (blending).

Тетради №7 - одно буквосочетание qu и дифтонги.

Каждый новый звук вводится «якорным» словом и фиксируется действием, которое помогает детям запомнить букву/сочетание букв, представляющих данный звук. Таким образом, увидев букву или буквосочетание, ребенок называет звук и, одновременно, воспроизводит действие, которое относится к звуку.

Также тетради знакомят с «неправильными» словами» («weird words»- русский аналог «словарные слова»), которые надо запомнить. В основном это числительные до десяти.

После того, как учащиеся усвоили соотношения звук-буква и соответствующее «якорное» слово, оно используется для обозначения букв или напоминания звуков в слове.

Я практикую метод фониксов в обучении чтению на английском языке учеников начальной школы уже несколько лет.

Наиболее эффективны на уроках в средней школе регулярные, кратковременные, интегрированные в обычные занятия «Фоникс 5-минутки».

На основании данного пособия были разработаны 7 специальных таблиц (по количеству тетрадей), которые использую на уроках для тренировки чтения звуков (см. Приложение 1).

Приложение 1

Таблица 1 - s, a, t, i, p, n.

in

at

it

an

pit

pan

pin

tap

sip

pat

sit

pant

nip

snap

pip

ant

spit

Ann

app

Nan

Таблица 2 - ck, e, h, r, m, d

end

him

sad

men

hit

pan

pet

rip

sack

tent

dip

sand

kept

kick

ran

step

rick

ant

mend

pick

hand

send

nick

add

Таблица 3 - g, o, u, l, f, b

bad

doll

cut

lip

bed

gap

loss

fun

hill

sell

grab

not

buss

fit

left

flap

rob

plugg

bit

tell

plan

bot

mug

big

get

lap

dog

bug

fig

net

rab

bog

fugs

pill

debt

Таблица 4 - ai, j, oa, ie, ee, or

paid

goat

lie

see

for

hail

soap

die

seed

fork

sail

oak

tie

need

fort

main

road

pie

deep

sort

gain

coast

vie

free

sport

pain

roast

fie

jeep

storm

Таблица 5 - z, w, ng, v, oo (/u/, /u:/)

buzz

wing

visit

king

cook

fizz

wind

vest

bang

food

zigzag

wood

vet

hang

look

zoo

will

van

rang

soon

Zack

well

vat

sang

soon

zebra

web

velvet

bring

roof

zip

win

move

finger

root

zit

wig

vase

jungle

spoon

Таблица 6 – y, x, ch, sh, th, ph

yes

chin

shut

thin

this

photo

yak

chop

ship

moth

that

elephant

yet

much

shed

three

then

trophy

yell

bench

shop

think

dolphin

phone

yolk

lunch

mash

myth

with

phrase

Yo-yo

chest

fish

thick

bathe

pheasant

yogurt

chicken

shell

tenth

these

dolphin

Таблица 7 – qu, ou, oi, ue, er, ar.

quiz

found

glue

oil

pepper

start

quick

out

due

soil

letter

card

quack

mouth

sue

join

never

dark

queen

count

cue

point

winter

part

quilt

house

true

coin

sister

arm

quiet

hound

statue

foil

river

barn

quill

south

avenue

toil

summer

shark

 


Библиографическая ссылка

Коблова Н.С. ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ ВО 2-М КЛАССЕ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДИКИ ФОНИКСОВ (JOLLY PHONICS) СЬЮ ЛЛОЙД И САРЫ ВЕРНЕМ // Старт в науке. 2025. № 2. ;
URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=2468 (дата обращения: 30.04.2025).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674