В английском языке настолько трудное написание слов, что люди зачастую запоминают только первую и последнюю букву в слове. Поэтому англичанам и удается читать, несмотря на запутанность их спеллинга. В Великобритании и США проводятся национальные конкурсы по спеллингу. Например, в США проходят ежегодные национальные конкурс (Spelling Bee). Он начинается с местных соревнований в школах среди детей от 6 до 15 лет. Победители соревнуются на городских и местных конкурсах от штата, в результате отбираются участники для национального конкурса. Он спонсируется англоязычными периодическими изданиями и образовательными фондами. Победитель получает денежный приз. Зачастую обыватели неграмотно пишут слова, совершая нелепые ошибки [1].
В английском менее десятка правил правописания. Например, в популярной грамматике «English Grammar in Use» (Intermediate),издательства Cambridge University Press, всего 6 правил. Для сравнения, орфография русского языка, в соответствии со справочником «Правила русской орфографии и пунктуации», насчитывается почти 400 правил правописания.
Попробуйте прочитать текст, приведенный ниже. Этот текст содержит слова с перемешанными буквами.
По рзеузльаттам илссоевадний одонго анлигсйокго унвиертисета, не иеемт занчнеия, в каокм проякде рсапжоолены бкувы в солве. Галовне, чотбы преавя и пслонедяя бквуы блыи на мсете. осатьлыне бкувы мгоут селдовтаь в плоонм бсепордяке, все-рвано ткест чтаитсея без побрелм. Пичрионй эгото ялвятеся то, что мы не чиаетм кдаужю бкуву по отдльенотси, а все солво цлиеком [4].
Наверняка, вам удалось без особых трудностей прочитать все, что написано выше, несмотря на то, что буквы в словах переставлены местами. Как написано в самом тексте, причиной тому является тот факт, что мы читаем не каждую букву в отдельности, а все слово целиком. Поэтому перепутанные буквы в словах не мешают нам понимать смысл прочитанное. Мы можем прочитать текст с перемешанными в словах буквами, а наш мозг мгновенно расставляет все по своим местам.
Неудивительно, что у английских и американских школьников возникают большие трудности в обучении чтению. Что привело к созданию более эффективного метода, чем все ранее существующие-«Jolly Phonics» («Веселая фонетика»).
Это игровая методика обучения маленьких детей и младших школьников чтению, письму и разговорной речи на английском, помогающая с первого занятия увлечь ребенка чтением и работой с буквами и звуками. При ежедневных занятиях по этой методике ребенок может бодро читать на английском уже через 3-6 месяцев.
Авторы «Веселой фонетики», Сьюзан Ллойд и Сара Вернхам - преподаватели начальных классов школы Woods Loke г. Лоустофт в Англии приблизили метод обучения чтению в английском к славянским языкам, в которых одна буква соответствует одному, максимум двум звукам (буквы Е, Ё, Ю, Я в русском обозначают 2 звука- Е - [й'э],Ё - [й'о],Ю - [й'у],Я - [й'а].) [5].
История создания «Веселой фонетики», начинается с разработки программы Сьюзан Ллойд в 1977 году для обучения небольшой группы детей в её школе, которые не могли освоить программу чтения «Look and Say», популярную в 70-х годах в Великобритании.
В рамках научно-исследовательского проекта этих детей учили внимательно прислушиваться к звукам в словах и идентифицировать их с буквами. В результате ученики, у которых ранее наблюдались трудности в чтении и письме, достигли значительных улучшений в своих способностях. К концу года учителя были уверенны, что эти дети теперь опережают привычную программу обучения на год вперёд. Это было подтверждено стандартизированным тестом техники чтения.
После многих лет преподавания таким методом, Сью Ллойд встретила Кристофера Джолли (управляющий директора Jolly Learning Ltd) на конференции в 1989 году. После нескольких лет исследований и тренингов, Крис пригласил Ллойд и Вернхам составить учебник The Phonics Handbook, который был опубликован в 1992 году [2].
Они создали этот курс для легкого и быстрого усвоения детьми английских звуков и букв. Программа мгновенно получила признание преподавателей и стала использоваться в начальном образовании и в лингвистических школах по всему миру. В отличие от изучения слов по виду и форме, фониксы помогают ученикам развить навык, позволяющий понять, как читать почти любое слово на английском. Детей учат соответствиям между звуками (фонемами) и буквами, учат идентифицировать и сочетать отдельные звуки букв и комбинации, чтобы составить слово.
В английском, согласно Википедии 62 фонемы (дословно: «..хотя современный английский алфавит содержит 26 букв, английская орфография является одной из самых сложных в мире, поскольку согласно самым современным исследованиям 1120 графем используются для передачи звучания 62 фонем [1]., которые имеют 90 способов написания». Изучение фониксов позволяет эффективно усвоить наибольшее их количество с минимальными усилиями и с помощью простых инструкци. Программа «Веселая фонетика» сократила количество изучаемых фонем до 42.
Принципы системы:
1) Изучение звуков.
2) Изучение буквообразования.
3) Слияние звуков.
4) Идентификация звуков в словах.
5) Правописание сложных слов.
6) Звук - действие
7) Каждая буква изучается не по её алфавитному названию, а по звуку, который эту букву представляет. Такая тактика в произношении поможет при слиянии звуков для формирования слов. Названия букв должны последовать на более позднем этапе.
8) Буквы не должны вводиться в алфавитном порядке. С помощью первой группы букв (s, a, t, i, p, n) проще составлять более лёгкие слова. По этой причине эта группа рассматривается первой. Буквы “b” и “d” помещены в разные группы во избежание путаницы.
9) Методика имеет отличительную особенность - введения жестов к каждому фониксу. Показывая ребенку букву или буквосочетание, он может быстро и правильно назвать звук и, одновременно, воспроизвести действие, которое относится к этому звуку. Например, звук /s/ передается с помощью взмаха руки в воздухе, напоминающего змею (рис. 1).
Рис. 1 Имитация змеи
Данный метод по природе близок детям: начиная читать, они пытаются произносить слова по буквам, соединяя их вместе. Возможно, поэтому метод фониксов нравится детям [3].
Набор Jolly Phonics состоит из семи тетрадей, подающих материал по мере возрастания сложности:
42 звука, 7 групп
1 |
s, a, t, i, p, n |
2 |
ck, e, h, r, m, d |
3 |
g, o, u, l, f, b |
4 |
ai, j, oa, ie, ee, or |
5 |
z, w, ng, v, oo, OO |
6 |
y, x, ch, sh, th, TH |
7 |
qu, ou, oi, ue, er, ar |
Тетради №1 и 3 - гласные и согласные звуки, обозначаемые одной буквой.
Тетрадь №2 - гласная и согласные звуки, обозначаемые одной буквой и звук /k/,передаваемый буквосочетанием сk .
Тетрадь № 4 - диграфы и дифтонги (ae, ai, oa, ee и т.д.).
Тетради №5 - согласные звуки, обозначаемые одной буквой, одно буквосочетание (blending)-ng и дифтонг oo.
Тетради №6 - согласные звуки, обозначаемые одной буквой и буквосочетания (blending).
Тетради №7 - одно буквосочетание qu и дифтонги.
Каждый новый звук вводится «якорным» словом и фиксируется действием, которое помогает детям запомнить букву/сочетание букв, представляющих данный звук. Таким образом, увидев букву или буквосочетание, ребенок называет звук и, одновременно, воспроизводит действие, которое относится к звуку.
Также тетради знакомят с «неправильными» словами» («weird words»- русский аналог «словарные слова»), которые надо запомнить. В основном это числительные до десяти.
После того, как учащиеся усвоили соотношения звук-буква и соответствующее «якорное» слово, оно используется для обозначения букв или напоминания звуков в слове.
Я практикую метод фониксов в обучении чтению на английском языке учеников начальной школы уже несколько лет.
Наиболее эффективны на уроках в средней школе регулярные, кратковременные, интегрированные в обычные занятия «Фоникс 5-минутки».
На основании данного пособия были разработаны 7 специальных таблиц (по количеству тетрадей), которые использую на уроках для тренировки чтения звуков (см. Приложение 1).
Приложение 1
Таблица 1 - s, a, t, i, p, n.
in |
at |
it |
an |
pit |
pan |
pin |
tap |
sip |
pat |
sit |
pant |
nip |
snap |
pip |
ant |
spit |
Ann |
app |
Nan |
Таблица 2 - ck, e, h, r, m, d
end |
him |
sad |
men |
hit |
pan |
pet |
rip |
sack |
tent |
dip |
sand |
kept |
kick |
ran |
step |
rick |
ant |
mend |
pick |
hand |
send |
nick |
add |
Таблица 3 - g, o, u, l, f, b
bad |
doll |
cut |
lip |
bed |
gap |
loss |
fun |
hill |
sell |
grab |
not |
buss |
fit |
left |
flap |
rob |
plugg |
bit |
tell |
plan |
bot |
mug |
big |
get |
lap |
dog |
bug |
fig |
net |
rab |
bog |
fugs |
pill |
debt |
Таблица 4 - ai, j, oa, ie, ee, or
paid |
goat |
lie |
see |
for |
hail |
soap |
die |
seed |
fork |
sail |
oak |
tie |
need |
fort |
main |
road |
pie |
deep |
sort |
gain |
coast |
vie |
free |
sport |
pain |
roast |
fie |
jeep |
storm |
Таблица 5 - z, w, ng, v, oo (/u/, /u:/)
buzz |
wing |
visit |
king |
cook |
fizz |
wind |
vest |
bang |
food |
zigzag |
wood |
vet |
hang |
look |
zoo |
will |
van |
rang |
soon |
Zack |
well |
vat |
sang |
soon |
zebra |
web |
velvet |
bring |
roof |
zip |
win |
move |
finger |
root |
zit |
wig |
vase |
jungle |
spoon |
Таблица 6 – y, x, ch, sh, th, ph
yes |
chin |
shut |
thin |
this |
photo |
yak |
chop |
ship |
moth |
that |
elephant |
yet |
much |
shed |
three |
then |
trophy |
yell |
bench |
shop |
think |
dolphin |
phone |
yolk |
lunch |
mash |
myth |
with |
phrase |
Yo-yo |
chest |
fish |
thick |
bathe |
pheasant |
yogurt |
chicken |
shell |
tenth |
these |
dolphin |
Таблица 7 – qu, ou, oi, ue, er, ar.
quiz |
found |
glue |
oil |
pepper |
start |
quick |
out |
due |
soil |
letter |
card |
quack |
mouth |
sue |
join |
never |
dark |
queen |
count |
cue |
point |
winter |
part |
quilt |
house |
true |
coin |
sister |
arm |
quiet |
hound |
statue |
foil |
river |
barn |
quill |
south |
avenue |
toil |
summer |
shark |
Библиографическая ссылка
Коблова Н.С. ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ ВО 2-М КЛАССЕ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДИКИ ФОНИКСОВ (JOLLY PHONICS) СЬЮ ЛЛОЙД И САРЫ ВЕРНЕМ // Старт в науке. 2025. № 2. ;URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=2468 (дата обращения: 30.04.2025).